Научная статья на тему 'Развитие психосоматических расстройств у студентов младших курсов'

Развитие психосоматических расстройств у студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / PSYCHOSOMATIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарев Владимир Иванович, Вовк Виктория Игоревна, Каплоух Ольга Николаевна

Изучаются вопросы формирования психосоматических расстройств у студентов младших курсов, а также факторы, влияющие на развитие психосоматики. Проведенное исследование позволило установить значительную связь между степенью психоэмоционального напряжения, связанного с учебой, и распространенностью возникших у студентов психосоматических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономарев Владимир Иванович, Вовк Виктория Игоревна, Каплоух Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PSYCHOSOMATIC DISORDERS HAVE UNDERGRADUATE STUDENTS

We study the formation of psychosomatic disorders among undergraduate students, as well as factors affecting the development of psychosomatic medicine. The study allowed to establish a significant relationship between the degree of mental and emotional stress associated with the study, and the prevalence of the problems students psychosomatic diseases.

Текст научной работы на тему «Развитие психосоматических расстройств у студентов младших курсов»

РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ

МЛАДШИХ КУРСОВ

Пономарев Владимир Иванович

Д.мед.наук, профессор, зав.кафедрой психиатрии, наркологии, неврологии и медицинской психологии медицинского факультета ХНУ им.Каразина В.Н., Украина, гХарьков

Вовк Виктория Игоревна

Канд.мед.наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии, неврологии и медицинской психологии медицинского

факультета ХНУ им.Каразина В.Н., Украина, гХарьков

Каплоух Ольга Николаевна

Студентка 6 курса медицинского факультета ХНУ им.Каразина В.Н., Украина, гХарьков DEVELOPMENT PSYCHOSOMATIC DISORDERS HAVE UNDERGRADUA TE STUDENTS

Vladimir I. Ponomarev, MD, professor, the head of the Department of Psychiatry, Narcology, Neurology and Medical Psychology of Medical Faculty of V.N. Karazin Kharkiv National Universitya, Ukraine, Kharkiv citi

Victoria I. Vovk, M. D., Associate Professor in the Department of Psychiatry, Narcology, Neurology and Medical Psychology at School of Medicine of V.N. Karazin Kharkiv National University, Ukraine, Kharkiv citi

Olga N. Kaplouh, Student at School of Medicine of V.N. Karazin Kharkiv National University, Ukraine, Kharkiv citi АННОТАЦИЯ

Изучаются вопросы формирования психосоматических расстройств у студентов младших курсов, а также факторы, влияющие на развитие психосоматики. Проведенное исследование позволило установить значительную связь между степенью психоэмоционального напряжения, связанного с учебой, и распространенностью возникших у студентов психосоматических заболеваний.

Ключевые слова: студенты, психосоматические расстройства. ABSTRACT

We study the formation of psychosomatic disorders among undergraduate students, as well as factors affecting the development ofpsychosomatic medicine. The study allowed to establish a significant relationship between the degree of mental and emotional stress associated with the study, and the prevalence of the problems students psychosomatic diseases. Keywords: students, psychosomatic disorders.

Взаимосвязь психических и соматических расстройств широко известна как в кругу психиатров, так и врачей общесоматической практики [2, 5]. Ряд работ посвящен изучению этиологии и патогенеза психосоматических заболеваний, в то же время многие вопросы возникновения и течения психических и психосоматических нарушений у лиц, находящихся в условиях психоэмоционального перенапряжения, их взаимосвязи и взаимовлияния до настоящего времени остаются окончательно не решенными. Напряженный умственный труд студентов также можно считать естественной моделью психотрав-мирующей ситуации, повышающей риск возникновения и развития психических и психосоматических расстройств. Особенно этому способствуют психологические особенности студенческого возраста [2, 3, 4].

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно, в 1960-х годах, ленинградской психологической школой Б.Г.Ананьева. Ему принадлежит заслуга самой постановки проблемы студенчества как особенной социально-психологической и возрастной категории. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности [2, 6].

Студенческий возраст, как социально-психологическая возрастная категория, характеризуется интенсивным развитием всей структуры личности, и интеллектуальной системы в том числе, и этому возрасту присущи некоторые психические новообразования и особенности [6]. Исследования свидетельствуют, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура лич-

ности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные сообщества. Студенческий возраст представляет собой особенный период жизни человека [1].

Развитие личности студента во время обучения в ВУЗ на разных курсах имеет свою специфику.

Первый курс решает задачи привлечения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма.

Второй курс - период наиболее напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Процесс адаптации к студенческой среде преимущественно завершен.

Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов.

Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка многих ценностей жизни и культуры.

Последние курсы (пятый, шестой) - перспектива быстрого окончания ВУЗ формирует четкие практические установки на дальнейший род деятельности. Появляются новые ценности, которые становятся все более актуальными, связаны с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни ВУЗ.

Любое обучение, особенно вузовское, является сложным. Одним из самых главных условий успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям учебы в ВУЗе. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к разным деформациям в поведении, общении и учебе, и как следствие - к формированию различных психосоматических расстройств. Сложность адаптации при переходе от общего образования к профессиональному образованию состоит не только в перемене социального окружения, но и в необходимости принятия решений, возникновении тревожных расстройств по поводу правильности самоопределения, которое для большинства тождественно определению смысла жизни [3, 4].

При поступлении в ВУЗ, у большинства молодых людей, пришедших на учебу со школьной скамьи, происходит нарушение школьного стереотипа. Этот период играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов и высшей нервной деятельности организма. От него во многом зависит, будет здоровым студент или нет [5, 7].

Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в институт происходят за короткий срок и связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой на центральную нервную систему. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия.

В особо неблагоприятных условиях, предъявляющих повышенные требования к уровню психического и соматического здоровья, находятся студенты младших курсов, что связано с рядом факторов. Прежде всего это переход от школьной системы обучения к вузовской системе самообучения.

Целю работы явилось изучение в условиях естественного эксперимента психотравмирующих социально -психологических факторов, приводящих к формированию психических и психосоматических расстройств у студентов, для чего нами было проведено динамическое комплексное исследование студентов младших курсов медицинского факультета ХНУ им.Каразина В.Н.

В результате исследования установлено, что более 2/3 студентов предъявляют жалобы на состояние своего

здоровья, среди которых преобладают астенические проявления, связанные с недостаточностью церебральной гемодинамики: головные боли, повышенная утомляемость, нарушения сна, у 30% студентов был установлен диагноз вегето-сосудистой дистонии. Более половины всех обследованных имели нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, в большинстве случаев возникшие за время обучения в ВУЗе.

Проведенный корреляционный анализ позволил нам установить значительную связь между степенью психоэмоционального напряжения, связанного с учебой, и распространенностью возникших у студентов психосоматических заболеваний.

Литература:

1. Алиева Т.А. Критерии эффективности медико-психологической коррекции дезадаптации у детей подросткового возраста // Укра1нський вюник психоневрологи. - 2010. - Том 18, вип.3(64). - С. 114.

2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Вып.2. - С.82-89.

3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в ВУЗе / Д.А.Андреева // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1973. - Вып.13. - С.62-69.

4. Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация первокурсника: проблемы и тенденции // Университетское управление: практика и анализ.

- М., 2001. - №4(19). - С.42-50.

5. Коростий В.И. Клинико-патогенетичские особенности психических нарушений при различных психосоматических заболеваниях у молодых лиц // Укранський вюник психоневрологи. - 2010. - Том 18, вип.3(64). - С. 130.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

- М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Лещина И.В. Оценка качества жизни студенческой молодежи // Укранський вюник психоневрологи. -2010. - Том 18, вип.3(64). - С. 131.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕПАРАТА «VIVAX DENT» И АППАРАТА «АМФИТ - 0,2/10-01» В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РЕЦИДИВИРУЮЩЕГО АФТОЗНОГО СТОМАТИТА

Косюга Светлана Юрьевна

д.м.н., доцент, зав. кафедрой стоматологии детского возраста,

Кленина Валерия Юрьевна

аспирант кафедры стоматологии детского возраста, ГБОУ ВПО НижГМА Минздрава России, г. Нижний Новгород.

Введение: Заболевания слизистой оболочки полости рта являются одной из наиболее сложных, актуальных проблем стоматологии, и «до настоящего времени они наименее изучены с точки зрения этиологии, патогенеза, диагностики и особенно лечения среди других стоматологических заболеваний». [3, с. 21]

Особую трудность представляет лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта, сопровождающихся

развитием эрозивно-язвенных элементов поражения и ха-растеризующихся хроническим или рецидивирующим течением. К таким заболеваниям относится рецидивирующий афтозный стоматит. «Развитие данного заболевания сопровождается воспалительной реакцией слизистой оболочки, значительной болезненностью и торпидностью течения, полиформизмом клинических проявлений и малой эффективностью лечения, о чем свидетельствуют многочисленные исследования». [1, с. 19]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.