Научная статья на тему 'Психологические предикторы психосоматических расстройств у врачей-стоматологов'

Психологические предикторы психосоматических расстройств у врачей-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
900
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / ПСИХОСОМАТИКА / СТРЕСС / DENTIST / PSYCHOSOMATIC MEDICINE / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Наталья Владимировна, Арефьев Артем Андреевич, Силина Юлия Викторовна, Куштан Тарас Юрьевич

Освещена проблема психосоматических соотношений у врачей-стоматологов с профессиональным стрессом. Доказаны взаимосвязи дисфункции психоэмоционального статуса и нейрогуморального профиля как патогенетической причины психосоматических расстройств у врачей-стоматологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Наталья Владимировна, Арефьев Артем Андреевич, Силина Юлия Викторовна, Куштан Тарас Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosocial predictors of psychosomatic disorders among dentists

Highlight the problem of psychosomatic relationships with dentists with occupational stress. Proven relationship dysfunction emotional status and nejrogumoral profile as the pathogenetic reason psychosomatic disorders among dentists.

Текст научной работы на тему «Психологические предикторы психосоматических расстройств у врачей-стоматологов»

щаемость выросла до 91,2%. Следует отметить и положительные результаты, достигнутые в среде преподавателей. Правильный подбор профессионального амплуа преподавателей позволил им максимально реализовать свой творческий потенциал, что способствовало улучшению психо-эмоциального климата в коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуцуляк, А.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию I А.А. Гуцуляк II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № В (54). - С. 35-39.

2. Закурин, Л. В. Формирование потребности к занятиям физической культурой у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания : дис. ... канд. пед. наук I Закурин Л.В. - Шуя, 2005. - 1ВВ с.

3. Кондаков, В. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой I В. Кондаков, С. Гондарчук II Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 15-1В.

4. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии в физической культуре: концептуальные основы I А.Е. Митин, С.О. Филиппова, Е.А. Митин II Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 2. - С. 47-53.

5. Степанюк, И.А. Развитие мотивации студентов университета к здоровому образу жизни средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Степа-нюк И. А. - Магнитогорск, 2005. - 23 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9:331.101.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Наталья Владимировна Яковлева, главный врач городской поликлиники №91, Санкт-

Петербург,

Артем Андреевич Арефьев, аспирант,

Юлия Викторовна Силина, аспирант,

Тарас Юрьевич Куштан, аспирант,

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Аннотация

Освещена проблема психосоматических соотношений у врачей-стоматологов с профессиональным стрессом. Доказаны взаимосвязи дисфункции психоэмоционального статуса и нейрогуморального профиля как патогенетической причины психосоматических расстройств у врачей-стоматологов.

Ключевые слова: врач-стоматолог, психосоматика, стресс.

PSYCHOSOCIAL PREDICTORS OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS AMONG

DENTISTS

Natal'ja Vladimirovna Jakovleva, the head doctor of the municipal polyclinic No. 91, St.-

Petersburg,

Artem Andreevich Arefev, the post-graduate student,

Julija Viktorovna Silina, the post-graduate student,

Taras Jur'evich Kushtan, the post-graduate student,

St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

Highlight the problem of psychosomatic relationships with dentists with occupational stress. Proven relationship dysfunction emotional status and nejrogumoral profile as the pathogenetic reason psycho-

somatic disorders among dentists.

Keywords: dentist, psychosomatic medicine, stress.

ВВЕДЕНИЕ

По материалам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Report of a WHO ExpertCom., Geneva, 2009) от 25 до 36% взрослого населения стран Европы, США, Азии страдают различной психосоматической патологией, причем наблюдается увеличение ее распространенности не только среди лиц среднего, но и молодого возраста. Психосоматические расстройства составляет одну из ведущих проблем современной медицины не только из-за широкой распространенности, но и того места, которое они занимает в структуре общей заболеваемости [1,3,7,9-11].

Сложный многофакторный патогенез этих заболеваний и отсутствие единых диагностических критериев затрудняют своевременную диагностику и точную оценку их распространенности, являются причиной недостаточно высокой эффективности их лечения. Раннее выявление психосоматических расстройств затруднено тем, что связь симптомов с осознаваемыми проявлениями психической активности неоднозначна, не всегда очевидна и опосредована малоизученными явлениями бессознательной сферы психики пациента.

Связь психосоматической патологии с различными психоэмоциональными профессиональными перенапряжениями, возрастными особенностями и личностными характеристиками была показана в ряде работ отечественных ученых, ставших классическими [2,4,5,6]. Поэтому понятен большой интерес, проявленный непосредственно к особенностям личности и профессиональным вредностям лиц, страдающих психосоматическими расстройствами.

Ряд исследований посвящен возрастным особенностям профессиональных деформаций у лиц, страдающих психосоматическими расстройствами. Так, выявлена стохастическая связь распространенности психосоматических расстройств с возрастом и синдромом профессионального выгорания на уровне 5% значимости при (r=0.59) и (r=0.48) соответственно [6].

Особую актуальность проблема психосоматической патологии приобретает в практике терапевтической стоматологии. Деятельность врача-стоматолога характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на изменения состояния здоровья у пациентов, предполагает принятие ответственных решений в ситуациях, связанных с неотложной помощью. Таким образом, она протекает в условиях постоянной нервно-психической напряженности, стресса и требует максимальной мобилизации адаптационного потенциала личности. На сегодняшний день в литературе, посвященной психосоматической патологии, указывается на значительное расширение профессиональных сфер деятельности работников, подверженных повышенному риску такой патологии. Однако до сих пор остается мало освещенной тематика связи возрастных особенностей психосоматического реагирования у врачей-стоматологов.

Цель исследования - выявить психологические предикторы психосоматических расстройств у врачей-стоматологов разных возрастных групп.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом изучения явились 380 врачей-стоматологов (178 мужчин и 202 женщины) с психосоматическими заболеваниями, работающих в СПб ГУЗ ГП №4 Выборгского района, а также проходящих диспансеризацию на базе ГУЗ ГП №20 города Санкт-Петербурга.

Психодиагностическое исследование включало анализ:

- исследование структуры личности (по 16-факторному личностному опроснику

Р. Кэттелла) [8], и стандартизированному многофакторному методу исследования личности СМИЛ [7];

- психосемантический анализ отношения врачей к работе, к профессии, к коллегам - методика личностного дифференциала [7];

- исследование психогенных предикторов психосоматической патологии (методика изучения самооценки и самоотношения В.В. Столина) [7].

По результатам диспансеризации у обследуемых врачей в период 2007-2011 гг. установлены следующие диагнозы: ИБС (ишемическая болезнь сердца) - 99 человек, АГ (артериальная гипертензия) - 112, СД1 (сахарный диабет первого типа) - 8, СД2 (сахарный диабет второго типа) - 21, ЯБ (язвенная болезнь) двенадцатиперстной кишки - 38, БА (бронхиальная астма) - 23 (табл. 1).

Таблица 1

Распределение психосоматической патологии у врачей-стоматологов по возрасту

Нозологии 1 группа 36,2±2,6 лет (n=192) 2 группа 4В,3±3,1 лет (n=110) 3 группа 62,1±2,3 лет (п=7В)

ИБС В (4,1%) 49 (45%) 35(44,В%)

АГ 2В (14,6%) 52 (47%) 30(3В,5%)

СД1 10(5,2%) 0 0

СД2 0 9(В%) 12(15,4%)

ЯБ двенадцатиперстной кишки 16(В,2%) 16 (14,6%) 3(3,В%)

БА 9 (4,7%) В (7%) 2(2,5%)

Общее кол-во нозологий (%) 71(36,В%) 134(121,6%) В2 (105%)

По результатам иерархического кластерного анализа (Hierarchical Cluster Analysis) в обследуемой выборке было выделено три кластера: 1-й кластер превалирование психосоматической патологии в виде артериальной гипертензии, сахарного диабета первого типа и ЯБ двенадцатиперстной кишки (n=192 человека, возраст 36,2±2,6); второй кластер

- превалирование ИБС, АГ (n=110 человек, возраст 48,3±3,1); третий кластер - превалируют ИБС, АГ, СД2 (n=78 человек, возраст 62,1±2,3), что позволило установить достоверную связь между выраженностью психосоматической патологии и возрастом врачей-стоматологов (рис. 1).

Рис. 1. Кластеры психосоматической патологии у врачей-стоматологов молодого, среднего и пожилого возраста

С целью изучения психологических предикторов психосоматической патологии исследовались показатели самооценки, самоотношения и уровня притязаний обследуемых врачей

Результаты исследования самооценки личности (СО) врачей-стоматологов выявили средне - высокий уровень ее показателей (табл. 2). Наиболее высокие показатели имеют СО коммуникативных качеств (7,2 баллов) и СО когнитивных способностей (6,9

баллов), внешнего вида (6,9 баллов). Более низкие показатели имеют СО (6,7 балла) волевых качеств и СО здоровья (6,5 балла).

Таблица 2

Статистические показатели самооценки личности врачей-стоматологов x ±а

Показатели самооценки Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Средние значения

Здоровье 6,3±1,07 6,6±1,04 6,5±1,03 6,5±1,05

Внешний вид 7,2±0,05 6,8±0,06 6,4±0,03 6,8±0,06

Когнитивные способности 7,5±0,69 6,5±1,31 6,6±0,73 6,9±0,89

Эмоциональные качества 6,5±0,56 6,9±0,26 6,8±0,99 6,53±0,77

Волевые качества 6,6±0,11 6,7±0,16 6,7±0,56 6,7±0,16

Коммуникативные качества 7,8±0,94 6,9±0,28 7,0±0,44 7,2±0,49

Жизненно важные качества 6,5±0,43 6,9±0,47 6,6±0,92 6,6±0,72

Общая самооценка личности 7.0±0,58 6,8±0,23 6,9±0,42 6,8±0,46

Можно предполагать, что высокая эмоциональная напряженность профессиональной деятельности врачей-стоматологов отрицательно влияет на уровень здоровья, и вызывает "профессиональные" заболевания. Что касается более высокой самооценки коммуникативной сферы, то этот факт характеризует открытость врачей для окружающих людей. Исследование уровня притязаний врачей-стоматологов (УП) выявило высокий уровень его показателей (табл. 3).

Таблица 3

Статистические показатели уровня притязаний врачей-стоматологов x ±а

Показатели уровня притязаний Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Средние значения

Сфера здоровья 9,74±1,02 8,56±1,04 9,61±1,06 9,30±1,04

Сфера внешности 8,45±1,03 8,15±0,63 8,12±1,05 8,24±1,03

Когнитивная сфера 9,56±0,23 9,19±1,02 9,12±0,94 9,29±0,97

Эмоциональная сфера 7,52±0,98 7,61±0,61 8,26±1,88 7,80±1,59

Волевая сфера 8,95±0,37 8,90±0,61 7,59±0,80 8,48±0,61

Коммуникативная сфера 9,12±0,78 7,61±0,94 8,11±0,85 8,68±0,84

Сфера жизненно важных качеств 7,62±0,26 8,97±0,66 8,56±0,72 8,38±0,62

Общий уровень притязаний 8,97±0,99 8,51±0,43 8,67±0,92 8,71±0,72

Высокие значения показателей говорят о том, что важной сферой самореализации для врачей-стоматологов является физическое, интеллектуальное саморазвитие и внешний облик. Значимых различий показателей уровня притязаний у врачей-стоматологов различных возрастных групп не выявлено.

При этом показатели уровня притязаний (УП) превосходят показатели самооценки (СО) личности во всех сферах, особенно в сфере здоровья и когнитивных способностей, что свидетельствует как о достаточно критическом отношении врачей-стоматологов по отношению к своим реальным возможностям в настоящий момент, так и о высоком невротической потенциале, который может привести к психосоматической патологии.

Особенности самоотношения врачей-стоматологов с психосоматическими расстройствами анализировались на основании результатов использования методики семантического дифференциала с использованием понятий: «Каким я вижу себя в настоящее время (Я - реальное)», «Каким я хочу быть (Я - идеальное)» (табл. 4).

По результатам методики выделены зависимое от возраста направление расхождений. Что связано с преобладанием переживания избыточности (энергии, сил и т.д.) у врачей в первой и в третьей возрастных группах, в то время как в самовосприятии второй возрастной группы врачей-стоматологов преобладает переживание недостаточности, дефицита определенных качеств.

С целью установления взаимосвязи между выделенными возрастными кластерами

и психофизиологическими особенностями нами был проведен корреляционный анализ взаимосвязи переменных по методикам СМИЛ и опроснику Р. Кэттела и выделенным психосоматическим кластерам.

Таблица 4

Психосемантический анализ самоотношения у врачей-стоматологов

Шкалы Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3

Фактор «оценка»

Я в настоящее время 8,59* 4,40** 8,61

Каким я хочу быть 7,89* 3,50** 8,03

Фактор «сила»

Я в настоящее время 5,71* 1,38** 4,04

Каким я хочу быть 4,64* 1,86** 3,69

Фактор «активность»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я в настоящее время -1,65 -0,68 -1,48

Каким я хочу быть -1,35 -0,48 -1,39

Примечание: * - достоверность различий между первой и второй группами (р<0,05); **- достоверность различий между второй и третьей группами (р<0,05).

По первому кластеру психосоматической патологии. Обнаружены статистически значимые корреляции (при р<0,05) первого кластера с выраженностью обсессивной симптоматики пограничного уровня (г=0,43), незначительной гипертимией (г=0,38), полярностью аффекта (г=0,29) и высокой артикулированности в своем теле (г=0,33). Также установлена корреляция с фактором А (общительность) теста Кеттелла (г=0,45) и 4-м вторичным фактором (нонконформизм) теста Кеттелла (г=-0,42).

По второму кластеру психосоматической патологии. В данном кластере выявлена повышенная тревожность (0) и эмоциональная напряженность (04), которые препятствуют развитию как силы «Я» (С) - эмоциональной стабильности, так и силы «Сверх-Я» (в) - дисциплинированности. При такой структуре регуляторную функцию выполняет центральная триада личностных факторов «Е - в - Н», что приводит к усилению тенденций, способствующих формированию психосоматики, в процессе профессионального взаимодействия. Такую триаду можно трактовать как значимую с точки зрения психосоматических нарушений саморегуляции у врачей-стоматологов и можно обозначить как «контур усиления тенденций формирования психосоматики при повышении мотивации доминирования» (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционные связи ведущих личностных характеристик врачей-стоматологов

в возрасте 48,3±3,1 лет.

По третьему кластеру психосоматической патологии. Обнаружены статистически значимые корреляции (при р<0,05) данного кластера с 1 и 0 шкалами ММР1 (отрицательные корреляции, г=-0,41), положительные корреляции с факторами Б3 (чувствительность) (г=0,39), фактором Н (смелость) (г=0,44), отрицательные корреляции с фактором Б4 (конформность) (г=-0,37) теста Кэттелла.

Таким, образом, сравнительный анализ личностных детерминант развития психосоматической патологии у врачей-стоматологов в молодом и пожилом возрасте не выявил отклонений от нормативов, однако установлено, что для врачей второй возрастной группы характерны склонность к аггравации, напряженности, затруднения в контроле межличностных отношений, озабоченность своим социальным статусом, конформизм, скованность и зажатость в поведении, отсутствие непринужденности в общении, консервативность мышления. Для них характерны также неуверенность в себе и собственных возможностях, заниженная самооценка, пессимистический взгляд на жизнь, нерешительность, быстрая утомляемость, чувствительность и робость, низкая активность, склонность полагаться на волю случая.

ВЫВОДЫ

1. Проведенное нами скрининговое исследование показало нелинейную динамику выраженности психосоматической патологии у врачей-стоматологов в зависимости от возраста. Наибольшая частота психосоматических расстройств выявлена у врачей-стоматологов в среднем возрасте (48,3±3,1 лет), второе ранговое место занимают группа врачей-стоматологов в возрасте 62,1±2,3 лет. Третье ранговое место по частоте встречаемости психосоматической патологии занимают врачи-стоматологи в возрасте 36,2±2,6 лет.

2. Общей тенденцией для всех врачей-стоматологов является превышение показателей уровня притязаний над показателями самооценки личности во всех сферах, особенно в сфере здоровья (уровень притязаний - 9,30±1,04 при самооценке 5,5±1,05) и когнитивных способностей (уровень притязаний - 9,29±0,97 при самооценке 5,9±0,89); также для них характерны высокая степень выраженности показателя самообвинения (4,76 балла из 8) и низкая степень выраженности показателя самопонимания (4,11 балла из 7), что приводит к амбивалентности, фрустрации, неудовлетворенности врачей и свидетельствует о преморбидном напряжении адаптационных ресурсов личности с большой вероятностью возникновения психосоматической патологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер ; Ин-т. общегу-манитар. исследований. - М. : [б.и.], 2006. - 243 с.

2. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган ; Воен.-мед. акад. - СПб. : [б.и.], 1999. - 185 с.

3. Батюшин, М.М. Прогнозирование сердечно-сосудистых заболеваний / М.М. Батюшин. - М. : Изд-во «Март», 2010. - 144 с.

4. Личностные предикторы психосоматических расстройств при синдроме раздраженного кишечника у военнослужащих / В.Г. Белов, А.Г. Дашдемиров, Н.В. Белова, Ю.А. Парфёнов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66).

- С. 13-19.

5. Горнушкина, Е.Ю. Исследование функциональной реактивности сердечнососудистой системы у людей с разным типом темперамента / Е.Ю. Горнушкина [и др.] // Вестник Рос. воен.-мед. акад. - 2011. - № 1. - С. 35-37.

6. Евдокимов, В.И. Дискриминантная модель оценки профессионального выгорания у средних медицинских работников / В.И. Евдокимов, А.А. Натарова, Н.В. Хмели-нина // Вестник психотерапии. - 2010. - № 36 (41). - С. 54-62.

7. Марищук, В.Л. Руководство по психодиагностике / В.Л. Марищук. - М. : Просвещение, 2008. - 191 с.

8. Эмоциональное истощение как проявление дезадаптации у медицинских работников / Е.А. Никитин, С.М. Шкленник, В.С. Цой, Ю.А. Парфенов // Вестник психотерапии. - 2007. - № 21 (26). - С. 39-48.

9. Психофизиологические особенности женщин в климактерическом периоде = Psycho physiological characteristics of women during menopause / Александр Анатольевич Пахомов [и др.] ; Северо-Западный ин-т, г. Санкт-Петербург, С.-Петерб. науч.-исследоват. ин-т скорой помощи им. Джанелидзе, С.-Петерб. акад. управления и экономики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 159163.

10. Щелкова, О.Ю. Диагностика «психического выгорания» врачей / О.Ю. Щелкова [и др.] // Вестник психотерапии. - 2008. - № 25 (30). - С. 75-83.

Контактная информация: [email protected]

УДК 811.161.1-054.6

ЛЕКСИКА, ЗАИМСТВОВАННАЯ КИТАЙСКИМ ЯЗЫКОМ ИЗ РУССКОГО, КАК

ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ КАК

ИНОСТРАННОМУ

Янь Цюцзюй, аспирант,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье актуализируется изучение лексики, заимствованной китайским языком из русского, в рамках лингкокультурологического подхода к обучению русскому языку как иностранному; приводится фрагмент обучающего эксперимента, в основе которого - тематические сценарии уроков, направленных на формирование лингвокультурологической компетенции китайских студентов продвинутого этапа.

Ключевые слова: заимствованная лексика, лингвокультурологическая компетенция, обучающий эксперимент, методика обучения русскому языку как иностранному.

LOANWORDS BORROWED BY CHINESE LANGUAGE FROM RUSSIAN AS THE

SUBJECT OF TEACHING THE CHINESE STUDENTS TO THE RUSSIAN LANGUAGE AS FOREIGN

Yan Tsyutszyuy, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg

Annotation

In the article, the study of the loanwords, imported into Russian language from Chinese, is updated within the framework of linguistic and cultural approach to teaching Russian language as foreign. The fragment of the tutorial experiment, based on the theme scenarios aimed at the formation of linguistic and cultural competence of the Chinese students of advanced level, is given.

Keywords: borrowed words, linguistic and cultural competence, tutorial experiment, methods of teaching Russian language as foreign.

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе представлен фрагмент методики обучения китайских студентов продвинутого этапа (II-III сертификационные уровни) русским заимствованиям, функционирующим в китайском языке, направленной на формирование лингвокультурологической компетенции. Актуальность этой методики обусловлена несколькими закономерностями. Во-первых, важность изучения лексических заимствований в процессе обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.