развитие психологических возможностей в образовательном пространстве постконфликтного региона
Масаева З.В.
В статье поднимаются очень актуальные вопросы развития психологических возможностей в образовательном пространстве постконфликтного региона. рассматриваются научно-прикладные и практические способы решения множества задач, существующих в образовательном пространстве чеченской республики. Проводится анализ исследовательской деятельности особенностей педагогов благополучных и неблагополучных регионов постконфликтного региона, раскрываются закономерности и особенности их смысложизненных и ценностных ориентаций.
Ключевые слова: постконфликтный регион, развитие психологических возможностей, образовательное пространство, благополучные и неблагополучные регионы, смысложизненные и ценностные ориентации.
Система образования в Чеченской Республике не только учит и воспитывает, но и занимается реабилитацией детей, организацией их лечения, питания и отдыха, оказанием помощи всем участникам образовательного процесса в решении сложных жизненных проблем.
Такая система образования Чеченской Республики обеспечивает восполнение пробелов в образовании детей, пострадавших из-за военных действий, организует процесс социокультурной реабилитации с целью преодоления морально-нравственного кризиса.
Создана полноценная автономно работающая система образования республики, встроенная в общегосударственную систему образования, имеющая разносторонние социальные связи.
В 2007 году Российский университет дружбы народов был рекомендован Министерством образования и науки РФ в качестве исполнителя для реализации проекта «Создание потенциала в сфере психологической, педагогической и медико-социальной реабилитации школьников и работников образования» в рамках реализации совместного проекта ЮНЕСКО и Российской Федерации «Содействие в восстановлении и развитии системы образования Чеченской республики». Специалисты РУДН разработали ряд концепций: - концепцию психологического здоровья учащихся и работников системы образования Чеченской Республики;
-концепцию потребностей в обучении специалистов для создания системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и учителей в Чеченской Республике.
Данные концепции положены в основу методических материалов для выявления уровня психологического здоровья, школьников и учителей Чеченской республики; материалов для оценки потребностей в обучении педагогов и психологов республики и лекционных курсов, разработанных и апробированных программ обучения, методических материалов для осуществления практической деятельности специалистов - Центра ППРиК г. Грозного. Полученные данные определили тематику, основные направления и содержание семинаров, которые проводились в период 2007-2008 г. В рамках семинара повысили квалификацию и получили удостоверения государственного образца педагоги и психологи Чеченской Республики.
Чрезвычайно актуальной являлась проблема оценки психологического здоровья чеченских школьников и педагогов. На основе проведенной оценки психологического здоровья и потребностей в обучении специалистов Чеченской Республики, были определены содержание и направление последующих проектных мероприятий, включая разработку методических материалов и организацию тренингов. Так основного внимания заслуживали: -состояние мотивационно-потребностной сферы детей (снижение уровня самооценки практически по всем параметрам, преобладание примитивных, защитных механизмов, депрессивности и высокий уровень агрессивных реакций);
-развитие личности школьников, страдающих от посттравматических стрессовых расстройств; -психологическое состояние чеченских учителей (сформировавшиеся стадии эмоционального вы-
горания, низкий уровень нервно-психологической устойчивости к стрессу, высокий уровень алексити-мии и ригидности психической деятельности); -недостаточно разработанные пути решения проблемы нарастающих девиаций личностного развития школьников и учителей, подвергшихся психотравмирующему воздействию военных действий.
Качественный анализ полученного объективного материала помог разработать адекватные программы психолого-педагогической коррекции и социальнопсихологической реабилитации наиболее уязвимого контингента гражданского населения Чеченской Республики.
Для решения вышеперечисленных проблем была разработана региональная целевая программа развития психологической службы в Чеченской Республике, которая позволила организовать и развивать деятельность регионального ППРиК центра и 10 школ лабораторий.
В 2009 году проводились семинары в г. Кисловодске с педагогами и психологами из Чеченской республики в количестве 18 человек из всех районов республики в рамках проекта «Расширение образовательных возможностей детей «группы риска» посредством повышения компентентности педагогов». Организаторами семинара являлись ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» и региональная общественная организация «Стимул» (г. Грозный, руководитель Р. Яркиев). Спонсором проекта выступила общественная организация «Межкультурный диалог» (Венгрия, Будапешт).
Процесс обучения включал лекционные занятия по освоению теоретического материала практические занятия, тренинги, индивидуальное консультирование участников преподавателями, осуществляющими обучение, супервизия.
Занятия проводились по следующим направлениям:
-работа с детьми билингвами (психологические особенности детей-билингвов, их психологопедагогическое сопровождение; проблемы связанные с двуязычием, родительское воспитание при двуязычии, поддержка ребенка в образовательном учреждении, формы и методы работы с детьми билингвами; психологические проблемы в адаптации и обучении детей мигрантов; -овладение умениями и навыками эффективной профилактики употребления молодежью психоактивных веществ (табакокурение, алкоголизм, наркомания);
-формирование толерантности у молодежи (познакомились с проблемами этнокультурной толерантности, формирования этнической идентичности, преодоление этнических стереотипов
и предрассудков, формирование общегрупповой надэтнической идентичности.
-формирование умений и навыков эффективного преодоления стрессовых ситуаций (участники отработали навыки проведения релаксационных занятий, аутотренинга и других форм психологической разгрузки.
После окончания семинара все участники получили свидетельство государственного образца.
Система образования Чеченской Республики, работая самостоятельно, выполняя свою основную функцию обучения, решает много и других задач, таких, как реабилитация детей, их лечение, питание, организация отдыха, психосоциальная поддержка и сопровождение. Такая система образования самостоятельно проводит подготовку, переподготовку специалистов всех уровней образования.
Очень важно, что тема образования педагогов-психологов является актуальной в постконфликтном регионе, развивается педагогическое сообщество и образовательная среда Чеченской Республики. Развивается научно-исследовательская деятельность, способствующая модернизации образования. Так, например, нами проводилось исследование психологических особенностей учителей из постконфликтного региона с разным уровнем психологической комфортности и безопасности. В задачи исследования входили: анализ ситуации, отражающей состояние психологической безопасности образовательной среды ряда общеобразовательных школ Чеченской Республики на основе результатов анкетирования; выявление специфических особенностей личности и факторов, оказывающих влияние на уровень психологической безопасности учителей общеобразовательных школ Чеченской республики.
В качестве объекта исследования выступили учителя начальных классов городских и сельских школ Чеченской республики в возрасте от 21 до 59 лет, средний возраст которых составляет 43 года, стаж педагогической деятельности 19,5 лет. Общий объём выборки составил 102 человека, из них - все женщины (100 %) и учителя начальных классов городских и сельских школ Ростовской области в количестве - 45 человек.
гипотезы исследования.
1. Существует ряд специфичных личностных и социальных факторов, оказывающих влияние на уровень психологической комфортности учителя.
2. Психологический профиль учителей, работающих в благоприятных психологических условиях или в неблагоприятных, имеет свою специфику.
3. Учителя, получившие опыт психотравмирующих переживаний отличаются от учителей других регионов.
В соответствии с выдвинутыми целями и гипотезами в ходе исследовательской работы решалась задача выявления взаимосвязи структуры ценностных и смысложизненных ориентаций с психологической комфортностью и субъективной безопасностью.
В рамках данного научно-практического исследования нами было проведено анкетирование, направленное на выявление общих тенденций, отражающих уровень представлений педагогов о положении современной школы в Чеченской Республике, ее социально-психологическом статусе, на определение имеющихся психологических проблем у учителей и учащихся, уровне психологической безопасности образовательной среды школы.
Анализ ситуации, отражающей состояние психологической безопасности образовательной среды ряда общеобразовательных школ Чеченской Республики, позволил выяснить общее и различное во взглядах на представленную проблему благополучных и неблагополучных школ. Деление исследуемой выборки на две группы проходило по объективным показателям: по критерию качества образования и результативности деятельности образовательного учреждения на республиканском уровне.
В группе школ условно отнесенных к «благополучным» численность педагогов с разным педагогическим стажем работы представлена достаточно широко от 0-5 лет до 36-40 лет. Процентное соотношение стажевых групп в пределах от 11-15, от 16-20 лет, от 26-30 лет от 31-35 лет варьируется в пределах от 22 % до 26,2 % респондентов. Наименьшую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 36 до 40 лет - 7,6 %. Учитывая тот факт, что молодые специалисты в данной группе составляют 14%, а специалисты от 6 до 10 лет 18,8% можно констатировать что большую часть коллективов школ данной группы составляют педагоги, имеющие больший стаж педагогической работы. Тогда как, в группе школ условно отнесенных к «неблагополучным» наиболее представленной оказалась группа учителей со стажем от 1 до 5 лет -30 %., на втором месте стоит группа от 16 до 20-27 %, затем следует от 11-15-25 %, от 21-25-23 %, наименее представленной оказалась группа от 26-30 лет педагогического стажа - 10 %.
Анализ структуры ценностных ориентаций проводился по группам. Индивидуальные ранговые значения терминальных ценностей в представленных группах имеет небольшие различия. Так в группе «благополучных», наиболее значимыми терминальными ценностями являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, материально-обеспеченная жизнь, жизненная мудрость. Наименее значимыми являются: развлечения, красота природы и искусства, свобода, творчество, счастье других.
В группе «неблагополучных» среди доминирующих терминальных ценностей находятся: здоровье, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. Среди незначимых ценностей в данной группе респондентов находятся: развлечения, красота природы и искусства, счастье других, свобода, творчество, что практически совпадает с группой «благополучных».
Сравнительный анализ иерархии ценностных ориентаций «благополучных» и «неблагополучных» групп учителей из Чеченской республики с группой учителей из ростовского региона показал, что явных различий в обозначенных группах не наблюдается. В группах чеченских учителей наблюдается больший разброс в выборе рангов. У учителей ростовского региона на первом месте стоит здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, активная деятельная жизнь (данные ценности в предыдущих выборках не получили высокого ранга). В данной группе низкие ранги получили ценности такие же как и в предыдущих группах. Такие ценности как развитие, познание, продуктивная жизнь не являются для учителей значимыми.
Среди инструментальных ценностей иерархическая структура ценностей у групп «благополучных» и «неблагополучных» наиболее предпочитаемыми являются: воспитанность (хорошие манеры), аккуратность, образованность, ответственность, исполнительность. В данных группах можно отметить, что в большей степени ранги ценностей совпадают, кроме ценности «высокие запросы», которая у «благополучных» респондентов стоит на 16 месте, против 11 у «неблагополучных» Полученные в ходе исследования ответы испытуемых прошли стандартную процедуру статистического анализа в программе БТДТ1БТ1СД 6.0.
Таким образом, проведенный анализ данных позволяет сделать следующие выводы:
У первой и второй групп испытуемых наиболее представлены ценности личной и индивидуальной жизни. Это может свидетельствовать о наличии потребности в семейном благополучии и желании проявить себя, возможно, это является следствием пережитого в военных конфликтах и обострении именно этих базовых ценностей. В отличие от этих двух групп выборка учителей ростовского региона показала значимость ценности профессиональной самореализации и также ценности личной жизни.
Анализ зависимостей между терминальными и инструментальными ценностями показал на значительные различия в двух группах, несмотря на похожие структуры ценностных ориентаций (что было показано выше).
Так в группе «благополучные» выявлены корреляционные зависимости между следующими ценно-
стями. Ценность-цель - «активная деятельная жизнь» прямо пропорционально связана с ценностью- средством «высокие запросы» (0,49) и аккуратностью (0,31) и обратно пропорционально с «широтой взглядов» (-0,31). То есть, полнота и эмоциональная насыщенность жизни у данной группы респондентов зависит от наличия запросов и притязаний к жизни, при незначительной важности мнения других людей.
Достаточное количество связей имеет ценность «здоровье», которая в данной выборке является самой значимой. «Здоровье» имеет положительную прямую связь с «самоконтролем» (0,39), «смелостью в отстаивании своего мнения»(0,40), «эффективностью в делах» и обратную отрицательную связь с «аккуратностью» (-0,43) и «высокими запросами» (-0,40). Таким образом, здоровье зависит от самодисциплины человека, от его жизненной продуктивности и умении отстаивать свои жизненные позиции и в меньшей степени от уровня притязаний к жизни.
Наибольшее количество связей в данной выборке получила ценность «общественное признание» (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). Общественное признание положительно коррелирует с такими ценностями как: жизнерадостность (0,55), воспитанность (0,31), аккуратность (0,32). Также выявлены отрицательные связи между «общественным признанием» и «уверенностью в себе» (-0,29), «образованностью» (-0,31), «ответственностью» (-0,36), и «терпимостью» (-0,32). Таким образом, можно сделать вывод, чем менее уверен человек в себе и своих силах, менее терпим к чужому мнению и ошибкам, менее образован тем больше у него желание получить общественное признание, уважение коллег и друзей.
Ценность «свобода» положительно коррелирует с «высокими запросами» (0,31) и отрицательно с самоконтролем (-0,44). Самостоятельность и независимость в суждениях и поступках проявляется чаще, чем выше у человека притязания и требования к себе и ниже сдержанность.
И наконец, ценность «счастливая семейная жизнь» имеет прямую положительную связь с «уверенностью в себе» (0,40) и «образованностью» (0,34). Получается так, что человек с более высоким уровнем образования и более уверенный более счастлив в семейной жизни или имеет представление, что это так.
Несколько иная картина корреляционных связей выявлена в группе «неблагополучных».
Выявлена обратно пропорциональная связь между «активной деятельной жизнью» и «терпимостью» (-0,27). Получается, что активная деятельная жизнь тем выше, чем ниже у человека терпимость к взглядам и мнениям других.
По данным учителей второй выборки продуктивная жизнь имеет отрицательную связь с «непри-
миримостью к недостаткам в себе и других» (-0,26) и «чуткостью» (-0,36). То есть, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей учителя видят в том случае, если у них низкая непримиримость к недостаткам в себе и других и они не отличаются высокой чуткостью и заботливостью по отношению к другим.
Выявлена прямая положительная связь между ценностью «развитие» и «смелостью в отстаивании своего мнения» (0,28). И наоборот наблюдается некоторое противоречие - чем ниже запросы и уровень притязаний, тем выше ценность развития.
С целью изучения конвенциально-стереотипных социальных установок педагогов использовалась методика А. Эллиса. Обработка и анализ результатов диагностики показал, что баллы по всем шкалам имеют одинаковую степень выраженности у исследуемых групп учителей. Количественный анализ данных свидетельствует о выраженности иррациональных установок по всем изучаемым показателям. Такие иррациональные установки мышления как катастрофизация и долженствование в отношении себя имеют самые низкие показатели (23 балла), что свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, долженствование в отношении себя указывают на наличие чрезмерно высоких требований к себе. Установка долженствования в отношении других имеет наиболее высокий балл среди полученных результатов и приближается к 30 баллам, однако и этот уровень характеризуется наличием иррациональных установок.
Таким образом, развитие психологических возможностей в образовательном пространстве постконфликтного региона в Чеченской Республике имеет ряд особенностей, а также раскрывается сразу в нескольких актуальных направлениях -образовательном, психокоррекционном, научноисследовательском.
литература
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслоо-бразование в учебном процессе. Психологодидактический подход. - Ростов-на-Дону: КРЕДО, 2003.
2. Абакумова И.В. Личностный смысл как компонент личностной модели образовательного процесса // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - Ярославль, 1998. -Т. 4. - Вып. 2. - С. 3-5.
3. Баева И.А. Концептуальные основы и принципы создания психологической безопасности образовательной среды // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13-15 декабря 2005 г.) Материалы Второй научно-практической
конференции. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. - С. 35-36.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992.
5. Юдина Е.Г. Проблемы психолого-педагогичес-кой диагностики в образовании // Психологопедагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы. - М.: Институт человека РАН, 2003. - С. 49-60.