АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
начальными данными). Отмечено, что у детей ЭГ показатель развития психических функций возрос на 20 %, у испытуемых КГ - на 7 %; моторной активности в ЭГ и КГ соответственно повысился на 30 %о и 20 0%; результаты по состоянию эмоционально-волевой сферы улучшились в ЭГ на 10 %, а в КГ остались без изменения. Таким образом, процентное соотношение показателей обеих групп свидетельствует о более высокой динамике ЭГ.
Выводы. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, дают основание утверждать, что при использовании элементов спортивных игр не только в рамках образовательной области «Физическая культура», но и в содержании других образовательных областей и досуговой деятельности у старших дошкольников с ОВЗ наблюдается развитие тех функций, которые на начальном этапе были слабо выражены.
Литература
1. Баряев А.А. Коррекция психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений учащихся с задержкой психического развития элементами спортивных игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Баряев. - СПб., 2006. - 21 с.
2. Бауэр О.П. Подвижные и спортивные игры в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.П. Бауэр. - СПб., 2005. - 18 с.
3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
References
1. Baryaev A.A. Korrektsiya psikhomotornykh i sensorno-pertseptivnykh narusheniy uchashchikhsya s zaderzhkoy psihicheskogo razvitiya elementami sportivnykh igr [Correction of psychomotor and sensory-perceptual disorders of students with mental retardation by elements of sports games]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2006. 21 p.
2. Bauer O.P. Podvzhnye i sportivnye igry v professionalnoy podgotovke spetsialistov po fizicheskoy kulture doshkolnikov [Mobile and sports games in preschool physical education specialist training]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2005. 18 p.
3. Velieva S.V. Diagnostika psikhicheskikh sostoyaniy detey doshkolnogo vozrasta [Diagnosis of mental conditions of preschoolers]. St. Petersburg: Rech publ., 2005. 240 p.
4. Strebeleva E.A. [ed.] Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detey rannego i doshkolnogo vozrasta [Psychological and pedagogical diagnostics of development of children of early and preschool age]. M.: Prosveshchenie publ., 2004. 164 p.
5. Runova M.A. Dvigatelnaya aktivnost rebenka v detskkom sadu [Child motor activity in kindergarten]. M.: Mozaika-Sintez publ., 2004. 256 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
развитие прыжковой ловкости как фактора эффективности выполнения технических приемов у юных волейболистов
Кандидат педагогических наук, доцент А.Н.Коноплева1 З.А. Хатуев1, М.Х. Гилясова1
1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик
УДК/UDC 796.012
Ключевые слова: волейболисты, прыжковая ловкость, специализированные устройства, тренировочные упражнения, технические приемы.
Введение. Большую роль в специальной подготовленности волейболистов играет уровень развития прыжковой ловкости, которая необходима при выполнении двигательных действий в нападении, при подаче, при блокировании, а также при вторых передачах в прыжке. Прыжковая ловкость - это умение владеть своим телом в безопорном положении [1].
Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование эффективности методики развития прыжковой ловкости у волейболистов 12-13 лет на основе преимущественного использования специальноподготовительных, акробатических упражнений с применением специального оборудования.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе спортивной школы № 1 по волейболу, г Нальчик. В исследовании приняли участие 4 группы волейболистов 13-14 лет (две женские и две мужские). Каждая группа была представлена 15 спортсменами (общее количество участников составило п=60: ЭГ-1, ЭГ-2, КГ-1, КГ-2). Экспериментальная программа состояла из двух блоков, направленных на развитие прыжковой ловкости и улучшение качества выполнения технических приемов игры в прыжке. Первый блок включал комплекс специальноподготовительных упражнений (СПУ), а также акробатических упражнений (АУ) с использованием специального оборудования (гимнастического мостика и спортивного батута) без мяча; второй блок содержал средства сопряженного развития прыжковой ловкости (СПУ, АУ с использованием специального оборудования) и технической подготовки, т. е. содержал упражнения с мячом.
development of jumping agility in junior volleyballers as technical performance efficiency factor
PhD, Associate Professor A.N. Konopleva1 Z.A. Khatuev1 M.Kh. Gilyasova1
1Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov, Nalchik
Поступила в редакцию 26.05.2020 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что в исходных показателях 4 исследуемых групп статистически значимых различий обнаружено не было (при р<0,05). Изначально у всех спортсменов отмечался невысокий («удовлетворительный») уровень развития прыжковой ловкости. По окончании педагогического эксперимента количество ошибок и общая оценка при выполнении контрольных упражнений, характеризующих уровень развития прыжковой ловкости у юных волейболистов и волейболисток ЭГ, составили - 7,9; 8,4; 8,7 и 9,1 балла; у спортсменов КГ - 6,7; 7,1; 6,9 и 7,8 балла. В течение годичного тренировочного цикла количество ошибок достоверно уменьшилось (уровень развития прыжковой ловкости повысился) и качество выполнения технических приемов игры улучшилось только у спортсменов ЭГ (на 14,3 %, 35,1 %, 19,5 % и 23,4 %). У юных спортсменов КГ показатели были существенно ниже и составили 3,2 %, 4,8 %, 3,9 % и 4,3 %.
Выводы. Анализ полученных результатов позволяет прийти к заключению, что прыжковая ловкость является одним из важных структурных компонентов таких технических приемов в волейболе, как блокирование, нападающий удар и подача, обеспечивающаяся деятельностью вестибулярного аппарата спортсмена. Исследование показало эффективность апробированной методики. Работа по данной методике позволяет волейболистам улучшить не только показатели специальной физической подготовленности, но и показатели технической подготовленности.
Литература
1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки: учебник для инст. физкультуры / А.В. Беляев, Л.В. Булыкин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - С. 31.
Информация для связи с автором: [email protected]
46
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2020 Август | August