Инновации в образовательных учреждениях
УДК 701.42
J
Н. Н. Давыдова
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ОУ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ*
л____________________________________________г
Аннотация. В статье представлены результаты исследования профессиональных оснований деятельности ОУ по вопросам создания условий для развития инновационных процессов, проведенного на основе самодиагностики более 120 представителей ОУ - участников сетевого взаимодействия.
Ключевые слова: научно-образовательная сеть, сетевое взаимодействие, процессы самоорганизации в образовательных учреждениях, самодиагностика профессиональных оснований деятельности.
Abstract. The paper presents the results of a study of professional grounds of the Shelter for the creation of conditions for the development of innovative processes, conducted on the basis of self-diagnosis of more than 120 representatives of the OS - Members networking.
Keywords: research and education network, networking, self-organization processes in educational institutions, professional grounds of self-diagnosis.
C2007 года в Екатеринбурге при поддержке Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО) и Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), а с 2011 года АПК и ПРО (г. Москва) формируется научно-образовательная сеть учреждений высшей школы, колледжей, гимназий, лицеев и школ, которая обеспечивает определенные конкурентные преимущества участникам взаимодействия за счет знаний и возможности прямых, неограниченных, виртуальных контактов [3,4]. Это своего рода «hollowcorporation» или виртуальная квазиорганизация, которая:
• создает перспективу развития для участников сети,
• отрицает необоснованную иерархию и централизацию, • предлагает новые версии виртуальной организованности.
В ходе работы сети были определены основные типы инструментов развития процессов самоорганизации в ОУ, находящимся в позиции сетевого взаимодействия [1]:
• саморазвитие членов педагогического коллектива ОУ на основе обучения и самообучения;
• реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00771а.
• создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов и делегирование им ряда полномочий;
• расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности.
В рамках подхода к исследованию деятельности образовательных учреждений в сетевом взаимодействии разработаны анкеты и проведена самодиагностика профессиональных оснований деятельности ОУ по вопросам создания условий для развития инновационных процессов [2].
В ходе исследования приняли участие более 120 представителей ОУ - участников взаимодействия. Среди наиболее широко используемых в учебном процессе новшеств педагоги отмечают:
• диагностику и мониторинг учебной деятельности, которые были направлены на необходимость прогнозирования результатов обучения и определения перспектив деятельности учителя;
• использование широкого спектра ИКТ и новых педагогических технологий в процессе обучения.
Проведение самодиагностики профессиональной подготовленности к педагогической деятельности педагогов ОУ показало, что педагоги ОУ сети имеют допустимый (до 0,6 баллов) - 15%, оптимальный (до 0,8 балла) - 70% и выше оптимального - 15% уровень профессиональной подготовки к педагогической деятельности (табл. 1).
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
45
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 1
Уровень профессиональной подготовки к педагогической деятельности учителей ОУ, участвующих в сетевом взаимодействии (в процентах)
Средний балл
Научно-теоретическая Научно-методическая Психолого-педагогическая Общий средний балл
подготовка подготовка подготовка
0,78 0,76 0,72 0,75
От своего участия в инновационной деятельности педагоги ОУ - участники сетевого взаимодействия ожидают:
• роста личного удовлетворения содержанием собственной деятельности - 65%;
• повышение личного дохода - 62% (существенно влияет введение новой системы оплаты труда в ОУ);
• лучших результатов своей работы - 60%;
• общественного, морального признания - 26%.
Достаточно готовыми к освоению новшеств в ОУ,
участвующих в исследовании, являются 72% педагогов, 20% - частично готовы, 8% - не готовы.
Формы подготовки, обучения к освоению новшеств педагоги ОУ в ходе самодиагностики оценивали по пятибалльной шкале: 5 - очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности; 4 - влияют; 3 - слабо влияют; 2 - почти не влияют; 1 - не влияют (табл. 2).
Таблица 2
Самооценка педагогами форм подготовки к освоению новшеств
Формы подготовки Средний балл
Школьные семинары, практикумы 4,3
Педагогические советы 4
Работа в методических обьединениях 4
Работа с научным консультантом 4,5
Самообразование 4,4
Обучение на проблемных курсах в УрО РАО 4,2
Повышение квалификации в традиционных формах 3,2
Усредненная оценка педагогами условий ОУ для развития инновационной деятельности представлена в таблице 3 (оценивались по 3-х бальной шкале).
Таблица 3
Усредненная оценка педагогами условий ОУ для развития инновационной деятельности
Условия Средний балл
Материальные 2,2
Финансовые 1,3
Организационные 2,8
Психологический климат в коллективе 2,7
Стимулирование 1,9
Система обучения кадров 1,5
В качестве основных препятствий в освоении и разработке новшеств педагоги отмечают:
• отсутствие времени - 80%;
• отсутствие необходимых теоретических знаний - 62%;
• отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений - 56%;
• слабая информированность о нововведениях в образовании - 46%;
• отсутствие мотивирования со стороны администраций ОУ- 34%.
• разногласия, конфликты в коллективе - 24%;
• отсутствие профессиональной и организационной помощи - 20%;
• отсутствие лидеров в ОУ - 20%.
В ходе исследования был выявлен рейтинг значимости проблем и барьеров, которые учителя чаще всего испытывают при переходе к работе в инновационном режиме (по 9-бальной шкале):
• избыток подготавливаемых отчетов, докладных записок, ответов на запросы вышестоящих организаций - 9;
• большая затрата времени на изготовление дидактических материалов - 9;
• много времени уходит на подготовку к занятиям - 8;
• большая наполняемость класса - 8;
• избыток совещаний и заседаний - 7;
• мало что нового дают на курсах повышения квалификации- 7;
• не с кем посоветоваться, проконсультироваться - 6;
• нет необходимой методической литературы - 4;
• отсутствие знаний и умений для применения новых технологий обучения - 4;
• нет должной поддержки и помощи методического обье-динения (кафедры) - 3;
• нет личной заинтересованности - 2;
В то же время, рейтинг факторов и условий, которые способствуют внедрению новых более совершенных технологий обучения, определился педагогами сети следующим образом:
• собственная инициатива и творчество - 8;
• чтение новой педагогической и методической литературы - 8;
• посещение открытых уроков коллег - 8;
• помощь со стороны администрации школы - 7;
• ориентация всего школьного коллектива на новые технологии - 6.
• работа методических обьединений учителей - 6;
• курсы повышения квалификации - 4.
Таким образом, можно выделить два основных направления управления процессами развития дея-
46
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
тельности педагога и его профессиональной компетентности в условиях сетевого взаимодействия:
• развитие творчества педагога;
• расширение сферы его деятельности от узкопредметной к полипредметной (через метод проектов).
Управление развитием профессиональной компетентности предусматривает создание условий для становления и развития «новой профессиональной компетентности», включающей инновационные процессы, причем решающим условием ее развития является рефлексия педагогической деятельности, направленная на развитие ее продуктивности. В рамках сетевого взаимодействия потребность в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного решения педагогических задач, совместного управления развитием ОУ членами сети через систему методической, научно-методической, инновационной деятельности. Причем следует отметить, что коллективные формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях сети обладают рядом преимуществ перед индивидуальными. Они состоят:
• в обеспечении быстрой обратной связи с реальной педагогической практикой;
• в увеличении продолжительности процесса повышения квалификации через работу стажировочных площадок, творческих мастерских, виртуальные формы взаимодействия участников сети;
• в возможности сотрудничества и согласования индивидуальных целей с социальными в совместной деятельности в рамках сетевого взаимодействия
Литература
1. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.88-94.
2. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5, С.56-63.
3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2012.- № 1 (90).- С.56-64.
4. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.
УДК 370
Л. И. Лурье
J ^
МОЖНО ЛИ «ПОСЧИТАТЬ» КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?
Л___________________________________________г
Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки качества образования, решение которой значительно осложняется социокультурной многомерностью учебного процесса, не позволяющей вывести исчерпывающие количественные критерии. Далеко не всегда с помощью формального мониторинга можно оценить педагогический замысел, атмосферу образовательной среды, выявить культурологические основания процессов обучения и воспитания, охарактеризовать уклад жизни учебного учреждения, направленность развития личности, а также потенциал саморазвития человека, обеспечивающий его становление.
Управление качеством образования должно сопровождаться постоянной обратной связью органов руководства с участниками образовательного процесса, которая во многом будет способствовать эффективности его результатов. Отмечается, что избыточность контроля в деятельности образовательного учреждения чаще всего не приводит к желаемому повышению качества, а лишь искажает ценности и цели обучения и воспитания.
Область применения результатов исследования, предпринятого автором статьи,- теория образования, его культурологическая направленность, управление развитием образовательных систем и процессов.
Ключевые слова: качество образования, культура, диалог, рефлексия.
Abstract. The paper considers the problem of educational quality assessment considerably complicated by sociocultural multidimensionality of educational process obstructing the development of comprehensive quantitative criteria.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
47