Научная статья на тему 'Развитие протестантизма в Корее: история и особенности распространения'

Развитие протестантизма в Корее: история и особенности распространения Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
436
185
Поделиться
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / МИССИОНЕРСТВО / ПРОЗЕЛИТИЗМ / ХРИСТИАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ / АДАПТАЦИЯ / КОРЕЙСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Кондакова Наталья Сергеевна

В статье прослеживаются этапы истории развития протестантизма в Корее, проанализированы внешние и внутренние факторы, способствовавшие распространению протестантизма в Корее, в числе которых особо выделены отсутствие единого вероучения среди корейского народа, внешнеполитическая ситуация, объединяющая функция протестантизма во время нападения захватчиков. Автором детально описаны особенности и механизмы распространения протестантского вероучения, охарактеризованы перспективы его влияния в республике и близлежащих государствах.

DEVELOPMENT OF PROTESTANTISM IN KOREA: HISTORY AND PROMOTION FEATURES

The article deals with the historical stages of Protestantism development in Korea. The author reviews external and internal factors favoring promotion of Protestantism in Korea, among which there is a lack of single dogma, foreign-policy situation, and consolidating power of Protestantism in the events of invaders’ attacks. The author describes in detail special features and mechanisms of Protestant knowledge promotion and prospects of its influence in the Republic of Korea and neighboring countries.

Текст научной работы на тему «Развитие протестантизма в Корее: история и особенности распространения»

УДК 266.2 Кондакова Наталья Сергеевна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Забайкальского государственного университета

РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА В КОРЕЕ: ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Kondakova Natalya Sergeevna

PhD (Philosophy), Assistant Professor, Philosophy Department, Trans-Baikal State University

DEVELOPMENT OF PROTESTANTISM IN KOREA: HISTORY AND PROMOTION FEATURES

Аннотация:

В статье прослеживаются этапы истории развития протестантизма в Корее, проанализированы внешние и внутренние факторы, способствовавшие распространению протестантизма в Корее, в числе которых особо выделены отсутствие единого вероучения среди корейского народа, внешнеполитическая ситуация, объединяющая функция протестантизма во время нападения захватчиков. Автором детально описаны особенности и механизмы распространения протестантского вероучения, охарактеризованы перспективы его влияния в республике и близлежащих государствах.

Ключевые слова:

протестантизм, миссионерство, прозелитизм, христианское вероучение, христианская миссия, адаптация, корейский протестантизм, распространение религии.

Summary:

The article deals with the historical stages of Protestantism development in Korea. The author reviews external and internal factors favoring promotion of Protestantism in Korea, among which there is a lack of single dogma, foreign-policy situation, and consolidating power of Protestantism in the events of invaders’ attacks. The author describes in detail special features and mechanisms of Protestant knowledge promotion and prospects of its influence in the Republic of Korea and neighboring countries.

Keywords:

Protestantism, missionary work, proselytism, Christian dogma, Christian mission, adaptation, Korean Protestantism, promotion of a religion.

Появление и широкое распространение протестантских учений в Корее, на наш взгляд, представляется интересным и актуальным вопросом для изучения, поскольку именно в этой стране протестантские идеи получили наибольшую популярность в Юго-Восточном регионе и стали не просто привнесенной извне религией, а собственным, понятным и доступным для населения учением. Целью нашего исследования является изучение предпосылок возникновения и особенностей данного вероучения в Корее, выявление возможностей распространения протестантизма в дальнейшем как в Корее, так и в целом в Юго-Восточной Азии.

Географическое положение Кореи, ее отдаленность, слабое развитие транспортной инфраструктуры, а также собственная изоляционистская политика стали причиной слабого взаимодействия корейцев с представителями западной цивилизации в целом и христианами в частности. Хотя существуют свидетельства, что первое знакомство с христианством в виде несториан-ства произошло еще в VII в. Однако знакомство это не было длительным и не оказало влияния на корейскую культуру.

Характеризуя в целом религиозную ситуацию в Корее к моменту появления протестантизма, корейский исследователь Чжун Кван Суп отмечает, что у корейцев не было единой государственной религии, там господствовали шаманизм, буддизм и конфуцианство [1], и, соответственно, они оказывали наибольшее влияние на мировоззрение корейцев. Г.Н. Ким отмечает, что неоконфуцианство было долгое время государственной идеологией, однако оказалось слишком схоластичным и оторванным от реальности [2], поэтому корейская интеллигенция обратила внимание на христианские идеи, попадавшие в Корею из Китая.

Миссия католицизма в Корее не была успешной в силу того, что католики подвергались гонениям со стороны властей Кореи и само католическое вероучение было несколько оторвано от повседневных потребностей людей.

Протестантизм появляется в Корее к концу XIX в. В качестве причин появления данного явления Ю.С. Ковальчук отмечает ситуацию, сложившуюся в целом в Восточной Азии, а именно усиление западного влияния, когда Япония и Корея открывают свои города для иностранцев, и вхождение стран макрорегиона в стадию модернизации, что, в свою очередь, открывает возможности для усиления влияния христианства и в том числе протестантизма на местное население [3, с. 15]. Таким образом, в Корее была подготовлена благодатная почва для распространения протестантизма: с одной стороны, наличие различных вероучений в самом корейском обществе, с другой -

внешнеполитические условия. Так сложилось, что исторические реалии поставили перед протестантским вероучением в Корее две задачи: оно выступало частью освободительной идеологии против японского колониализма и на него возлагались надежды по модернизации страны.

Появившись в Корее, протестантизм использовал для распространения своего вероучения Библию, переведенную на корейский язык, что позволило большинству населения ознакомиться с идеями, заложенными в ней. Также протестантские миссионеры использовали квонсо, то есть самих же корейцев, которых предварительно знакомили с протестантским учением, и уже они шли проповедовать среди корейского населения. Г.Н. Ким отмечает, что квонсо сеют семена вероучения, а миссионеры собирают урожай [4].

Кроме того, одной из основных характеристик протестантского прозелитизма в Корее было внедрение принципов Джона Невиуса, которые провозглашали необходимость формирования трех «само» - самоуправления, самофинансирования, саморазвития [5].

В конце XIX в. обнаруживается очевидное отставание Кореи от передовых достижений Запада, который делает большие успехи в медицине, в образовании и других областях. Вследствие этого корейцы интересуются новыми научными знаниями, протестанты воспринимаются как носители этих знаний. Благодаря деятельности миссионеров, которые сосредоточивали основное внимание на социокультурной деятельности, а не на религиозной пропаганде, протестантизм становится проводником передовых идей Запада в корейское общество, что благоприятно воспринималось властями и простым населением. По мнению В.М. Тихонова и Кан Мангиля, протестанты умело использовали тактику, в которой демонстрировались преимущества «европейской христианской цивилизации» через широкомасштабную деятельность в области образования и медицины так, чтобы Корея воспринимала протестантизм как синоним «прогресса» [6]. Таким образом, принятие христианства, особенно в форме протестантизма, для многих было равнозначно приобщению к новой прогрессивной и перспективной культуре [7]. Формирующаяся новая культурная традиция имеет все возможности для развития страны в соответствии с требованиями времени.

Религиозные изменения, возникшие в Корее с приходом протестантизма, способствовали изменению социальной структуры и экономическому подъему. Ю.С. Ковальчук отмечает, что «определяющим фактором увеличения числа последователей христианства в Корее стала концентрация населения в городах и формирование рабочего класса» [8, с. 16]. Однако не только положительные моменты связаны с изменением традиционных ценностей: к примеру, Чжун Кван Суп [9] отмечает, что изменения негативного характера коснулись семейной структуры: примерами подобных перемен со знаком минус могут послужить такие явления, как нуклеарная семья, снижение рождаемости, изменение положения женщин, отчужденность к соседям, развитие индивидуализма.

Многие христиане в Корее рассматривают свою религиозную веру как фактор экономического роста, считая, что успех и процветание - признаки благословение Бога.

С момента своего появления протестантские миссионеры, благодаря своей социальной деятельности, показали новые достижения в различных областях знания. Стоит отметить и применение разных подходов в распространении веры: если в Китае протестанты ориентировались на высшие слои, то в Корее большее внимание было обращено к простым людям.

Что касается развития национального движения в рамках протестантской идеологии, то особую важность оно приобретает во времена захвата Кореи Японией. Еще в 1903 г. была организована Ассоциация молодых христиан, целью которой являлось развитие патриотического молодежного движения, которое должно было привести к росту национального самосознания. В период оккупации Кореи (1910-1945) японцы всячески принижали национальное достоинство коренного населения, стремились свести на нет традиционную корейскую культуру. Японцы значительно ограничили деятельность христианских церквей, повсеместно насаждая в Корее синтоизм. В связи с этим миссионеры рассматривались как противники колонизаторов, а церкви стали местом сосредоточения национальной корейской культуры. Таким образом, христианство, появившись в Корее, не было чем-то чуждым, а наоборот, стало фактором национальной идентичности [10, с. 15] и воспринималось как идеология освобождения от японских колонизаторов.

Под влиянием сложившейся ситуации протестантская церковь стремилась укрепить свои позиции за счет обращения к национальным корням, к проблеме национального освобождения. В.Ф. Печерица приходит к выводу, что «в корейском протестантизме началась эра национализма самореконструкции. Христианство, как казалось корейцам, должно стать новой волной будущего» [11, с. 69]. Таким образом, являясь основой национального освободительного движения, протестантизм превратился в национальную религию, стал популярным как в высших слоях, так и среди простых людей.

Основа мирской активности протестантских миссионеров и вообще приверженцев протестантизма лежит в самой «рациональной этике» этого вероучения. Протестантизм стал идеоло-

гией корейской буржуазии, ее духовной опорой. В конфуцианской Корее торговцы и ремесленники были низшими, наименее уважаемыми слоями общества. Стремление к выгоде, без которого невозможна предпринимательская деятельность, всегда порицалось религиями, распространенными в Корее, а у протестантов полезность, а значит, угодность Богу профессии определяется и ее доходностью.

Настоящую свободу религиозные организации, в том числе и протестантские, в Корее получили после падения японского колониального режима. Христианская религия приобрела черты официальной идеологии, получила государственную поддержку. До разделения Кореи две трети христиан жили на севере, но затем большинство бежали на юг. Хотя до 1945 г. Северная Корея «была главной цитаделью корейского христианства - в первую очередь протестантизма» [12], постепенно новый режим противодействовал религии, что привело к бегству миссионеров на юг.

В Корее утверждение протестантизма сопровождалось установлением глубоких связей между ним и традиционными мировоззрениями, такими как шаманизм и конфуцианство. Если в традиционных протестантских церквях достижение человеком материального и семейного благополучия рассматривается как средство к осознанию своего спасения (а не к «зарабатыванию» его, как в католичестве накануне Реформации), то корейские протестанты, судя по данным опросов, ставят на первое место материальные ценности, а также здоровье в последние годы (о чем соответствуют данные последних лет), а не спасение и вечную жизнь. Это говорит о распространении ценностей постпротестантизма, который в большей степени ориентируется на земную жизнь человека, успешность в реализации своих жизненных стратегий.

Как отмечает В.Ф. Печерица, «давая корейцам образование западного образца, внедряя в их сознание идеи западного общества, “христианские миссионеры создали питательную среду, которая в той или иной мере затронула политическое мировоззрение ряда высокообразованных представителей правящего класса” и ряда молодых политиков, идущих им на смену» [13, с. 68].

Протестантизм, ведя широкую образовательную деятельность, заронил в сознание корейцев семена европейского демократизма и индивидуализма. Он сыграл важную роль в разрушении существовавших на протяжении веков четко определенных сословных рамок, способствовал распространению образования, исчезновению феодальных привычек и оказал воздействие на политические воззрения молодежи, а также способствовал укреплению национального самосознания корейцев.

Протестантские пасторы успешно осваивали территорию Кореи и в прошлом, а сегодня протестантская мораль стала понятнее для многих преуспевающих граждан Республики Корея, привыкших рассчитывать только на свои силы и старающихся укрепить свое финансовое положение, особо не задумываясь о жизни после смерти. Очевидный успех протестантизма - один из признаков вестернизации Кореи [14, с. 76].

Христианство в форме протестантизма в Южной Корее - это не только одна их распространенных конфессий в регионе, но и элемент духовного, общественно-политического и экономического успеха Республики Корея. Как известно, на сегодняшний день Республика Корея является не только активным актором процессов глобализации, но и активным проводником протестантских идей и корейской специфики в другие регионы мира.

Корейское общество к моменту появления протестантского вероучения на его территории было представлено последователями различных религиозных групп. Были распространены как традиционные культы, к примеру шаманизм, конфуцианство, буддизм, так и более западные направления - православие, католицизм. Корея находилась в неком культурном вакууме, когда прежние верования уже не могли отвечать появившимся потребностям, а новых механизмов выработано не было.

Протестантское вероучение, используя различные адаптационные технологии (перевод Библии на корейский язык, социокультурные практики, проповедование бедному населению), начинает активно распространяться в Корее. Причем можно говорить о первоначальной прозападной политике протестантов, которые вносили в корейскую культуру новые знания и достижения, меняя через них сознание населения. Однако исторически протестантизму в Корее пришлось выступить и как оппозиционеру, борющемуся за освобождение от завоевателей.

Постепенно протестантское вероучение стало восприниматься как национальное, оно прочно вошло в жизнь корейского населения, и в результате сложился отдельный тип протестантизма - корейский протестантизм, который, сохраняя основные протестантские принципы, дополняется их традиционным колоритом.

Корейское общество на протяжении своей истории знакомится с различными религиозными верованиями, каждое из них оказывает влияние на политическое и культурное развитие страны. К моменту появления протестантизма в Корее население уже было знакомо с христиан-

скими верованиями, такими как несторианство и католицизм. Однако предшественники протестантского учения не были успешны в распространении своих взглядов на корейское население. Протестантское вероучение оказалось успешным и востребованным благодаря методам работы, включавшим активную социокультурную практику, привлечение самих корейцев к проповедованию, использование Библии на родном языке.

Таким образом, анализ первоначального появления и распространения протестантизма в Корее показывает, что в корейском обществе сложились благоприятные внутренние и внешние условия для принятия протестантизма. В этот период происходит «открытие» государства внешним влияниям, с одной стороны, и ощущается отставание Кореи в сфере образования, медицины и других областей - с другой. Протестантские миссионеры сумели показать положительные стороны своего вероучения не только через проповеди, сколько через решение и помощь в повседневных житейских делах и проблемах.

Ссылки:

1. Чжун Кван Суп. Протестантизм в Республике Корея: история и современное состояние : дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 154 с.

2. Ким Г.Н. История религий Кореи [Электронный ресурс]. Алматы, 2001. 230 с. URL:

http://world.lib.ru/k/kim_o_i/ghjt6rtf.shtml (дата обращения: 20.08.2014).

3. Ковальчук Ю.С. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв. (по материалам этноконфессиональных исследований) : автореф. канд. дис. Новосибирск, 2006. С. 15.

4. Ким Г.Н. Указ. соч.

5. Там же.

6. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т. 1. С древнейших времен до 1904 г. [Электронный ресурс]. URL: http://historylib.org/historybooks/V--M-Tikhonov--Kan-Mangil_Istoriya-Korei--S-drevneyshikh-vremen-do-1904-g-/57 (дата обращения: 20.08.2014).

7. См. например: Ковальчук Ю.С. Указ. соч.

8. Там же.

9. Чжун Кван Суп. Указ. соч.

10. См.: Ковальчук Ю.С. Указ. соч.

11. Печерица В.Ф. Влияние христианской церкви на общественно-политическую жизнь Республики Корея // Религиоведение. 2012. № 1. С. 68-79.

12. Ланьков А. Христианство в Северной Корее [Электронный ресурс]. URL: http://baznica.info/artide/khristianstvo-v-sevemoi-koree (дата обращения: 20.08.2014).

13. Печерица В.Ф. Указ. соч.

14. Там же.