УДК 338.45:621
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
С.Н. Кузнецова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Развитие промышленных парков имеет важное значение, поскольку это один из инструментов, с помощью которого бизнес и государство могут объединить свои усилия, вывести нашу экономику вперед, создать у нас новую экономику, находящуюся на передовых технологических рубежах глобального мира.
Ключевые слова: промышленные парки, государственно-частное партнерство.
Российская экономика находится на переломном этапе своего развития. Закончились возможности для восстановительного роста, для роста за счет экспорта энергоресурсов, более того, в связи со стабилизацией цен на энергоресурсы возникает необходимость поиска новых финансовых каналов для финансирования развития экономики.
Большой интерес для России представляют меры так называемой новой промышленной политики - это меры партнерства между государством и бизнесом с помощью создания промышленных парков, которые позволяют как раз давать новый импульс промышленному развитию и делать это не только в крупных городах, но и, что чрезвычайно важно для России, распространять экономический рост по всей нашей огромной территории и вовлекать в процессы мирового глобального развития российские регионы [1, С.4].
Под промышленным парком (1111) целесообразно понимать - договорную межфирменную производственную сеть малых и средних хозяйствующих субъектов (резидентов 1111), расположенных в специально созданной и управляемой промышленной зоне с единой инженерной инфраструкту-
рой и технологически связанных с крупным предприятием (интегратором 1111), осуществляющим разработку и производство конечной продукции.
В отличие от вертикально интегрированной организации, межфирменная производственная сеть, созданная на базе промышленных парков, предполагает использование договорных соглашений при осуществлении производственной деятельности между поставщиками компонентов и системным интегратором, осуществляющим выпуск конечной продукции, и управление всей производственной цепочкой. Модель сетевой структуры промышленного парка представлена на рисунке 1.
С позиции системного подхода, под субъектом 1111 целесообразно считать предприятие - системного интегратора, вокруг которого создается структура промышленного парка, объектами 1111 являются его резиденты. Функции субъекта реализуются специально создаваемой управляющей компанией. Учитывая объективную необходимость усиления роли механизма госу-дарсгвенно-частного партнерства в области развития и реализации промышленной политики, органам исполнительной власти целесообразно выступить в роли инициатора развития 1111.
1
Поставщики услуг и компонентов второго уровня
Рис. 1. Модель сетевой структуры промышленного парка
В качестве основных направлений развития 1111, способных интенсифицировать промышленное производство, следует выделить:
- импортозамещение компонентной базы для производства конкурентоспособной продукции предприятий машиностроения. Особо остро эта проблема стоит перед развивающимися автомобилестроительными кластерами. Такая проблема связана с действием «режима промышленной сборки», который направлен на локализацию производства автомобилей зарубежных марок. В то же время, на территории России недостаточно производителей автокомпонентов, отвечающих требованиям стандартов качества международных холдингов, реализующих инвестиционные проекты субъектов РФ. Решение этой проблемы видится на основе развития 1111 на базе крупных автомобилестроительных производств;
- развитие малого и среднего производственного бизнеса. В экономике страны наблюдается диспропорциональность развития малого бизнеса, который эффективно функционирует в сфере услуг и торговли, но недостаточно активен в производственной сфере. Основной проблемой, сдерживающей развитие предпринимательских структур в промышленном производстве, является отсутствие производственной инфраструктуры и высокая стоимость долгосрочных кредитов, необходимых для инвестиций в промышленное производство;
- повышение инвестиционной привлекательности машиностроительного сектора. Привлечение инвестиций в такие технологически сложные отрасли, как машиностроение во многом сдерживается недостаточным развитием современной производственной инфраструктуры. На ее развитие, в рамках агломераций, вокруг крупных промышленных предприятий и направлены
инициативы развития 1111. Наличие большого числа небольших специализированных производителей на одной территории в мировой практике является важным фактором развития производств крупными международными холдингами;
- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в реальном секторе экономики. Создание большого количества малых и средних промышленных предприятий в рамках 1111 позволит создавать новые рабочие места, что является не только важной экономической, но социальной проблемой для территорий, в которых машиностроение является структурообразующей отраслью, в первую очередь, в так называемых моногородах;
- трансфер инновационных технологий от крупных машиностроительных холдингов к независимым поставщикам комплектующих. Высокая производительность труда и конкурентоспособность конечной продукции предопределяется использованием дорогостоящих инновационных технологий производства. В то же время, доступ к таким технологиям у малых и средних предприятий ограничен. Решение этой проблемы возможно при вхождении таких хозяйствующих субъектов в производственную цепочку крупного предприятия.
Таким образом, 1111 следует рассматривать как эффективный инструмент развития российской машиностроительной промышленности, который позволяет локализовать в России массовое серийное производство высокотехнологичной продукции.
В отечественной практике бизнеса ключевыми стейкхолдерами, непосредственно заинтересованными организациями в формировании промышленных парков, могут выступать якорные инвесторы, институты развития, профессиональные консалтинговые компании, выступающие в роли управляющих компаний, местные органы власти и организации проектоу-строители - потенциальные резиденты. В то же время, анализ факторов, способст-
вующих и сдерживающих создание и функционирование промышленных парков на базе предприятий машиностроительного комплекса, показал, что такие проекты требуют значительных инвестиций. Осуществление последних в современных условиях представляется трудноосуществимым без поддержки государства. Соответственно, в промышленной политике государства необходимо предусмотреть инструменты, меры и механизмы поддержки инициации и реализации таких инвестиционных проектов. Более того, отечественные машиностроительные предприятия, которые являются потенциальными интеграторами промышленных парков, обычно не имеют прямой заинтересованности в подобных инвестициях. Объясняется это тем, что такие производители уже наладили поставки комплектующих для своей продукции от международных крупных промышленных холдингов, что, конечно же, положительно сказалось на качестве их конечной продукции, однако, способствовало оттоку денежных средств за рубеж. Поэтому создание промышленных парков следует рассматривать как стратегическую задачу государства в рамках его промышленной политики, направленную на импортоза-мещение производства материалов и компонентов для машиностроительного производства [1, С.15].
Таким образом, ведущая роль в формировании промышленных парков на современном этапе институциональных преобразований должна быть отведена государству - как стратегическому регулятору машиностроительной отрасли. Исполнение этой роли требует делегирования задач развития промышленных парков на региональный уровень управления, а основным управленческим инструментов реализации таких инициатив может выступать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
В связи с необходимостью крупных инвестиций в создание промышленных парков, такие проекты представляется целесообразным осуществлять в рамках механизма государственно-частного партнерства и с привлечением долгосрочных коммерческих кредитов. При этом, власти осуществляют инвестиции в виде выделения земельных участков и разработки проектной документации и обеспечении инженерной и транспортной инфраструктуры на территории промышленного парка. В качестве частного инвестора целесообразно рассматривать промышленные предприятия - интеграторы. Функции управления инфраструктурой промышленных парков следует делегировать специально созданной управляющей компании.
Наиболее приемлемыми в отечественной практике механизмами государственно-частного партнерства являются: ВТО - Build, Transfer, Operate (строительство - передача - эксплуатация); BOO - Build, Own, Operate (строительство - владение - эксплуатация/управление); ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание -передача). Именно последний вариант стоит рассматривать как наиболее эффективный для развития промышленных парков в России.
В этом случае, базовыми характеристиками таких инвестиционных проектов будут являться:
- сторонами ГЧП являются государство (в виде органов власти) и частный бизнес (в виде машиностроительных предприятий - интеграторов промышленных парков);
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе соответствующими инвестиционными соглашениями;
- в процессе реализации инвестиционных проектов развития промышленных
парков на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) таких сторон, как предприятия - интеграторы и якорные резиденты парков, органы власти, инвестиционные фонды и банковские структуры;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих инвестиционных соглашениях.
Система развития партнерских отношений в рамках функционирования промышленных парков состоит из следующих пунктов (рисунок 2):
- система отношений, возникающая при создании новых товаров;
- система отношений, возникающая при производстве продукции;
- система отношений, возникающая при реализации инвестиционных проектов.
В качестве эффективного инвестиционного инструмента реализации проектов развития промышленных парков целесообразным является использование проектного финансирования, которое предполагает, что выплата процентов и погашение основной суммы долга осуществляется за счет генерируемых проектом будущих денежных потоков. Для этого требуется детальная разработка бизнес -плана, а также анализ чувствительности будущих денежных потоков к существенным факторам и рискам.
При осуществлении капиталоемких проектов развития промышленных парков машиностроительные предприятия не могут обойтись без привлечения значительных финансовых средств со стороны. Однако, в условиях достаточно высокой стоимости кредитов предприятиям невыгодно привлекать их на длительный срок. Поэтому, необходимо предусмотреть комплекс вспомогательных инструментов государ ственно-частного партнер ства:
лизинг, госгарантии по кредитам, освобождение от арендной платы за земельные участки, инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы, проектное фи-
нансирование, приоритетные инвестиционные проекты и использование средств инвестиционного фонда РФ.
Рис. 2. Система развития партнерских отношений в рамках функционирования промышленных парков
Следующим этапом развития промышленных парков является создание управляющей компании. Управляющая компания осуществляет функции, на-
правленные на развитие и обеспечение промышленного парка объектами инженерно-технической инфраструктуры, организацию внутрипарковой логистики, а
также на устойчивое функционирование промышленной зоны. Помимо этого к функциям управляющей компании следует отнести: привлечение, отбор и закрепление резидентов на территории промышленных парков, а также организацию их административной и информационной поддержки.
Важной доходной составляющей в деятельности управляющих компаний может стать участие в уставном капитале резидентов парка (от 3 до 5% на стадии организации бизнес-структуры). Системным направлением повышения доходности управляющих компаний должно быть участие в федеральных и региональных конкурсах на получение грантов по развитию инвестиционной инфраструктуры.
Но все же первостепенной задачей развития промышленных парков является создание конкурентоспособных сетей предприятий машиностроительной отрасли. В данном случае системный подход к развитию машиностроения заключается в формировании и развитии партнерских взаимоотношений между участниками производственного, инновацион-
ного и инвестиционного процессов в отрасли.
Функционирование промышленных парков с целью их эффективности следует осуществлять на основе непрерывного мониторинга. Основные направления последнего связаны с получением экономического эффекта как для предприятий -интеграторов, так и для хозяйствующих субъектов, являющихся резидентами-сателлитами парков.
С другой стороны, кроме экономического эффекта, работа промышленных парков способна сформировать и социальный эффект для территорий, особенно если это связано с градообразующими предприятиями. Такой эффект проявляется в обеспечении высокооплачиваемых рабочих мест и повышении качества жизни сотрудников предприятий - резидентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Промышленность, инфраструктура, инвестиции. Все об индустриальных объектах в России (информационный бюллетень Ассоциации индустриальных парков России, М., 2011г., выпуск №2).
Рукопись поступила в редакцию 23.09.13.
INDUSTRIAL PARKS' DEVELOPMENT ON THE BASIS OF GOVERNMENT AND PRIVATE PARTNERSHIP
S. Kuznetsova
Industrial parks' development is important because it is one of the instruments by which business and government can unite their energies and derive our economy forward, create our new economy standing on leading boundary of global world.
Key words: industrial parks, government and private partnership.