УДК 33.05 М801
Морозова Галина Алексеевна
доктор экономических наук, профессор Волго-Вятской академии государственной службы
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ
Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам и проблемам развития промышленности в регионе. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что состояние развития промышленности для нашего региона является одним из важнейших показателей его благополучия в силу существенной промышленной ориентации экономики. Поэтому применение методов стратегического планирования как наиболее современных и актуальных механизмов содействия развитию для успешной реализации промышленного потенциала Нижегородской области является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством региона.
На основе использования маркетинговых стратегий и технологий предлагается инновационный путь развития промышленности в регионе.
Ключевые слова: анализ возможностей производства и сбыта, анализ маркетинговых затрат, анализ плана маркетинга, анализ показателей производственносбытовой деятельности, анализ политических факторов, анализ потребителя, анализ сбыта, анализ структуры отрасли.
Как показывает проведенный анализ, роль промышленности в развитии региона, в повышении качества жизни населения является очень высокой. Промышленность Нижегородской области на протяжении последних лет обеспечивает около трети всех рабочих мест в регионе, в то время как в среднем по России доля замятых в промышленности составляет 21 %. Также важно отметить, что среднемесячная заработная плата работников промышленных предприятий выше, чем средняя по Нижегородской области.
Доходы в обрабатывающей промышленности ниже чуть среднего показателя, а доходы в отрасли добычи полезных ископаемых почти в 2 раза выше, что является следствием сырьевой ориентации экономики нашей страны. Нижегородская область, в отличие от большинства восточных регионов России, является не ресурсообеспеченным регионом, а исторически сложившимся промышленным центром.
Что же касается валового регионального продукта, то в Нижегородской области доля промышленности в этом показателе составляет около 35 %. Темпы роста промышленного производства выше средних по видам экономической деятельности.
При этом в среднем по России доля промышленности в ВВП около 27 % в 2007 и около 25 % в 2008 г.
Все эти данные позволяют сделать вывод о том, что состояние развития промышленности для нашего региона является одним из важнейших показателей его благополучия в силу существенной промышленной ориентации экономики. Поэтому применение методов стратегического планирования как наиболее современных и актуальных механизмов содействия развитию для успешной реализации промышленного потенциала Нижегородской области является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством региона.
Стратегия развития промышленности, как и любой стратегический и план развития вообще, должна содержать следующие элементы:
- четко сформулированные цели и задачи;
- нормативно-правовую базу, касающуюся развития отрасли;
- описание объемов, источников и направлений финансирования;
- основные механизмы реализации;
- субъекты контроля.
Субъектом контроля реализации Стратегии развития промышленности Нижегородской области является Министерство промышленности и инноваций.
Основной целью Стратегии является построение инновационного, эффективного, динамично развивающегося промышленного комплекса.
Реализация этой цели является одним из факторов достижения главной цели развития региона в целом - повышения качества жизни населения.
Для реализации Стратегии развития промышленности Нижегородской области необходимо решение ряда задач:
- создание более удобных условий для ведения предпринимательской деятельности в промышленности;
- повышение конкурентоспособности предприятий;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
- содействие повышению производительности труда на предприятиях;
- помощь предприятиям в расширении рынков сбыта;
- создание современной транспортной инфраструктуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- подготовка и переподготовка рабочих и управленческих кадров;
Стратегия развития промышленности Нижегородской области не должна противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам и другим нормативно-правовым актам.
Сама Стратегия должна быть утверждена в форме Постановления Правительства Нижегородской области. Реализация Стратегии должна проходить на основании и в соответствии с законами, регулирующими:
- основы и принципы государственной промышленной политики;
- основы и принципы государственной поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области;
- основы и принципы государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области;
- политику органов государственной власти региона по формированию кадрового потенциала рабочих и управленческих кадров.
Региональная нормативно-правовая база нуждается в постоянном обновлении, особенно в условиях протекания мирового финансового кризиса, когда увеличивается скорость изменений во внешней и внутренней среде региона.
Также важно отметить, что Стратегия сама по себе в современных условиях очень быстро устаревает. Это очевидно просматривается на примере «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года». Со временем меняются вызовы и угрозы, возможности и перспективы, поэтому любая стратегия нуждается в постоянных корректировках.
Информационное обеспечение промышленной политики осуществляется органами государственной власти региона на основе действующего законодательства, на принципах гласности и открытости для всех субъектов промышленной политики и включает в себя:
- создание и поддержку системы ведения баз данных и реестров различного назначения;
- мониторинг и анализ деятельности предприятий, отраслей промышленности и всей промышленности области в целом;
- анализ текущей ситуации в промышленности на основе статистической информации.
Основными источниками информации для разработки и реализации Стратегии развития
промышленности являются:
- данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области;
- информация, предоставляемая промышленными предприятиями региона;
- результаты мониторинга, контрольных и проверочных мероприятий профильного министерства.
Одной из основных составляющих деятельности региона по стимулированию промышленного развития является получение и обработка своевременной, точной и полной информации о состоянии промышленного развития региона.
Подготовка руководителей и специалистов для промышленности является одним из приоритетных направлений промышленной политики.
Правительство Нижегородской области должно содействовать развитию инфраструктуры по подготовке кадров для промышленности и координировать разработку и реализацию региональных программ по подготовке руководителей и специалистов для промышленности, программ совершенствования и развития менеджмента на предприятиях промышленности.
Стратегия развития промышленности региона должна предусматривать решение следующих задач:
- организация взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;
- создание механизма повышения мобильности рабочей силы на рынке труда;
- создание механизма повышения эффективности деятельности системы профессионального образования;
- совершенствование нормативно-правового регулирования кадровых процессов.
Для решения этих задач необходимо тесное взаимодействии Министерства промышленности и инноваций с Министерством образования Нижегородской области.
Необходима разработка эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала и обеспечения организаций экономической и социальной сфер Нижегородской области кадрами, удовлетворяющими требования работодателей в отношении готовности к профессионально-трудовой деятельности.
Выполнение задачи материального обеспечения Стратегии развития промышленности Нижегородской области лежит на Министерстве финансов, которое при формировании областного бюджета на соответствующие финансовые годы должно предусматривать средства на реализацию этой Стратегии.
В то же время очевидно, что полноценное финансирование масштабных проектов в промышленности не под силу региональному бюджету. Поэтому вопросы финансирования ускоренного развития промышленности должны решаться, в том числе, и при помощи средств из федерального бюджета.
Третьим, и возможно основным, источником финансирования мероприятий Стратегии должны стать внебюджетные средства, а именно инвестиции.
На сегодняшний день в Нижегородской области существует Инвестиционный совет при Губернаторе, который призван активизировать работу по привлечению инвестиций в экономику региона, обеспечить проведение последовательной и скоординированной государственной политики в сфере инвестиционной деятельности в Нижегородской области. В состав Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области входят руководители структурных подразделений Правительства Нижегородской области, руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти, главы крупных муниципальных образований, руководители ведущих предприятий области. Такая форма взаимодействия власти и бизнеса для привлечения инвестиций является эффективной и своевременной.
Объемы финансирования мероприятий Стратегии из различных источников должны ежегодно уточняться при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
В складывающихся условиях актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования и организациями, союзами работодателей, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, то есть системы социального партнерства в профессиональном образовании. Учитывая масштаб рассматриваемой проблемы, ее межведомственный характер, представляется целесообразным использовать программно-целевой метод решения.
Необходима разработка эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала и обеспечения организаций промышленности Нижегородской области кадрами, удовлетворяющими требованиям работодателей в отношении готовности к профессионально-трудовой деятельности.
Нижегородская область должна стать одним из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющим своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей.
Необходимо создание условий для удержания на территории области наиболее талантливых и предприимчивых выпускников нижегородских вузов, включая предоставление доступного жилья и создание условий для карьерного роста. Благоприятные условия для жизни повышают конкурентоспособность области, делая ее более привлекательной для квалифицированных кадров.
Повышение уровня производительности труда невозможно без развития системы профессионального образования. В условиях рыночной экономики существует только один регулятор повышения производительности труда - инвестиции в модернизацию существующих производств. При этом важно отметить, что инвесторы в ходе обсуждения возможности реализации проекта на территории какого-либо субъекта рассматривают сложившуюся в нем систему профессионального образования.
Необходима активная государственная поддержка инвестиционных проектов. Среди основных мер поддержки можно выделить:
- снижение ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет Нижегородской области;
- освобождение субъекта инвестиционной деятельности от налога на имущество;
- установление решением законодательного органа местного самоуправления ставки налога на землю;
- выдача инвестиционного налогового кредита;
- освобождение от арендной платы за земельные участки;
- поддержка ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
- распространение позитивной информации об инвесторе;
- развитие общей инфраструктуры бизнеса;
- сопровождение стратегически важных инвестиционных проектов на всех стадиях реализации;
- закрепление куратора из числа сотрудников министерства инвестиционной политики Нижегородской области за стратегически важными инвесторами.
Эти меры могут предоставляться в зависимости от значимости и перспективности того или иного проекта.
Высокие темпы роста промышленности должны обеспечиваться наличием соответствующей энергетической инфраструктуры. Помимо концентрации управленческих усилий, направленных на стратегически приоритетные секторы экономики, большое внимание должно уделяться и развитию энергетики. С одной стороны, необходимо постоянное наращивание мощностей (в том числе за счет строительства АЭС в области), а с другой - снижение энергозатрат на единицу продукции, перевод экономики на энергосберегающий путь развития.
Необходимы проведение технического перевооружения существующих ТЭС, замена устаревшего маломощного оборудования. Строительство новых генерирующих мощностей - более длительный и ресурсоемкий процесс. Наиболее значимым здесь будет проект по строительству парогазовой теплоэлектроцентрали на бывшей площадке атомной станции, что позволит сформировать местные пиковые мощности.
Необходимо создание стабильных условий хозяйствования, в том числе условий налогообложения и ставок налогов в течение финансового года.
Развитие транспортной инфраструктуры, строительство новых и ремонт старых железных и автодорог также являются необходимым условием для успешного развития промышленности Нижегородской области. Для этого необходимо привлечение инвесторов к созданию современных логистических центров, возведение современного терминального комплекса международного уровня, включающего железнодорожный узел, автодорожную инфраструктуру, эффективный таможенно-складской комплекс.
На территории Нижегородской области существуют все необходимые условия для эффективного развития научно-образовательного комплекса, инновационной деятельности и предприятий новой экономики.
Нижегородская область исторически является одним из наиболее развитых научнопромышленных и образовательных центров России, который в период реформ сумел в значительной степени сохранить свой потенциал.
Научно-образовательный комплекс является не только сектором, обеспечивающим значительный вклад в экономику области, но и одним из ключевых факторов конкурентоспособности области, обеспечивая ее квалифицированными трудовыми ресурсами и поддерживая высокий уровень инновационной активности в промышленности. Достигнутый уровень развития науки и технологий позволит существенно усилить конкурентные позиции таких секторов экономики, как информационные технологии, радиоэлектроника и приборостроение, оборонный комплекс, авиа и судостроение, медицинская и фармацевтическая промышленности. При этом в области возможно создание эффективных механизмов коммерциализации научных исследований.
Нижегородская область обладает давно сложившимся автомобилестроительным потенциалом, здесь есть квалифицированные кадры для развития автопрома, производств автокомпонентов, а также логистики. Это одна из главных причин интереса крупных машиностроительных концернов к региону.
Регион имеет достижениями в сфере IT-технологий. И это тоже одна из перспективных сфер для инвестирования.
Нижегородская область интересна таким компаниям, как Intel, Microsoft и т.д.
Область является активным участником международных экономических отношений. Высокая степень интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и капиталами обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности нижегородских предприятий на международных рынках и привлекательность области для внешних и внутренних инвесторов.
Многочисленные примеры из международного опыта подтверждают способность сектора выступать главным катализатором экономического роста территории.
Одним из важнейших для промышленности региона процессов является интернационализация. Наибольшее значение она будет оказывать на развитие автомобилестроения, авиастроения, приборостроения и электроники, пищевой промышленности, а также научнообразовательного комплекса и предприятий новой экономики. Проникновение иностранных игроков на российский рынок и открывающиеся возможности на зарубежных рынках требуют от предприятий привести выпускаемую продукцию и способы ведения бизнеса к международным стандартам.
Интенсивный обмен информацией, знаниями, технологиями и людьми является одним из ключевых факторов успеха предприятий на глобальных рынках. Задачей Стратегии является стимулирование интенсивного обмена лучшей практикой и вовлечение нижегородских предприятий в процессы международной кооперации.
Доступ к потребителям на российском и международных рынка является определяющим фактором для развития ряда приоритетных отраслей. Крупные компании в секторах автомобилестроения, пищевой, химико-фармацевтической промышленности могут решать эту задачу самостоятельно. Небольшие 1Т компании и высокотехнологичные предприятия новой экономики должны получить помощь администрации в организации национального и глобального маркетинга своих продуктов.
В условиях финансово-экономического кризиса особенно актуально содействие в финансировании посредством субсидирования ставок по кредитам для предприятий приоритетных секторов экономики.
Предпринимательская активность населения и готовность к риску являются важными условиями появления и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса. Развитие малого предпринимательства позволит обеспечить трудоустройство высвобождающихся работников модернизируемых предприятий и условия для занятости населения в районах, с ограниченными возможностями для привлечения инвестиций.
Скорость модернизации действующих предприятий является наиболее критичным фактором, определяющим потенциал роста экономики региона. От результатов модернизации зависит не только конкурентоспособность региональных предприятий, но и инвестиционная привлекательность всей области. Также следует учитывать, что скорость модернизации существующих предприятий является критичным фактором, компенсирующим влияние демографических рисков, так как стимулирует сокращение избыточного персонала и перераспределение его на новые рабочие места.
В условиях финансово-экономического кризиса особенно актуально содействие в финансировании посредством субсидирования ставок по кредитам для предприятий приоритетных секторов экономики во многом эта задача сегодня уже реализуется.
Предпринимательская активность населения и готовность к риску являются важными условиями появления и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса. Развитие малого предпринимательства позволит обеспечить трудоустройство высвобождающихся работников модернизируемых предприятий и условия для занятости населения в районах с ограниченными возможностями для привлечения инвестиций.
Скорость модернизации действующих предприятий является наиболее критичным фактором, определяющим потенциал роста экономики региона. От результатов модернизации зависит не только конкурентоспособность региональных предприятий, но и инвестиционная привлекательность всей области. Также следует учитывать, что скорость модернизации существующих предприятий является критичным фактором, компенсирующим влияние демографических рисков, так как стимулирует сокращение избыточного персонала и перераспределение его на новые рабочие места.
Реализация инновационной политики позволит достичь:
- привлечения ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационных проектов;
- создания стартовых условий для малого бизнеса;
- развития инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
- улучшения бизнес-культуры и повышения инвестиционной привлекательности региона;
- роста предложения новых технологий для потребностей бизнеса;
- повышения возможностей для подготовки квалифицированных специалистов;
- роста авторитета бизнеса;
- кластеризации промышленности региона.
Кластер - форма взаимовыгодного взаимодействия малых, средних и крупных производственных, инжиниринговых, инновационных, образовательных, консалтинговых, торговых, сервисных и других предприятий в рамках одной территории с целью создания добавочной стоимости в результате синергетического эффекта от кооперации, повышения эффективности хозяйствования и увеличения конкурентоспособности этой территории. Кластерная стратегия развития территории - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер государственного стимулирования развития и формирования эффективных кластеров на управляемой территории с целью повышения конкурентоспособности данной территории. Кластерный подход к развитию экономики заключается в оптимальном сочетании на определенной территории перспективных конкурентных преимуществ.
Для Нижегородской области можно выделить следующие перспективные кластеры: автомобильный; предприятий ОПК; нефтехимический; предприятий легкой промышленности; в лесном комплексе; стройиндустрии; переработки сельхозпродуктов; сервисный кластер, представляющий весь комплекс услуг по внедрению энергосберегающих технологий, от аудита энергопотребления, разработки проектов, их внедрения до совершенствования учета и контроля энергопотребления; экологический - разрабатывает, производит и внедряет средства защиты окружающей среды; инновационный.
Основываясь на данных о конкурентоспособных видах товаров на российском рынке и результатах проведенного SWOT-анализа, можно выделить следующие виды производственной деятельности, имеющие наибольший потенциал роста спроса:
- лесное хозяйство и обработка древесины;
- текстильное и швейное производство;
- химическое производство;
- целлюлозно-бумажное производство;
- производство машин и оборудования;
- ресурсосбережение (особенно разработка и внедрение энергосберегающих технологий).
Одним из направлений по достижению перехода к экономике, основанной на знаниях,
а не на природных ресурсах, является создание и развитие технических парков по направлениям прикладной науки и наукоемкого производства, ведущих свою деятельность в сопредельных областях науки и техники в рамках единой инфраструктуры, что обусловлено также и стратегическими целями России - развитием страны, усилением ее влияния на мировой арене. Цель создания технопарка - разработка новых прорывных технологий и материалов и интенсификация процесса внедрения их в производство. Создание технопарка - наиболее эффективный путь достижения высокого уровня конкурентоспособности области и России в целом.