Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Эльвира Равилевна, Шайхутдинова Флюра Нургаяновна, Рахимзянова Юлия Андреевна

В статье показана важность развития профессионального патриотизма через осознание молодежью истории становления производственных процессов, их современного состояния, значимости предприятий для общества. Обоснована актуальность разработки рекомендаций по перспективным направлениям организации промышленного туризма (ПТ) в Республике Татарстан, обладающей значительным производственным потенциалом. Выявлено, что зарубежные исследователи связывают ПТ преимущественно с экскурсионно-рекреационной деятельностью на объекты индустриального наследия. На основе российского опыта показано, что в контексте патриотического воспитания требуется развитие промышленных туров на действующие предприятия, для понимания молодежью исторического преобразования конкретных производств и построения самодостаточной экономики. Установлено, что в современных исследованиях непосредственной задачи организации туров в интересах патриотического воспитания не ставится, преобладают образовательные и профориентационные цели ПТ. Отмечена недостаточность туристических предложений, отсутствие продвижения проектов ПТ. Для организации промышленных туров в интересах патриотического воспитания молодежи предложен набор действующих промышленных предприятий Республики Татарстан, имеющих богатый исторический путь развития с устойчивостью к экономическим кризисам и политическим изменениям. Предложены варианты туров для молодежи, приведены маршруты к основным производственным предприятиям, позволяющие сочетать промышленный и городской туризм. Обосновано, что демонстрация молодежи результатов стремительного наращивания производственного потенциала во времена мировых войн, построения советского государства, становления и укрепления современной России, является основой развития патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL TOURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN RELATIVELY OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article shows the importance of the professional patriotism development through the awareness of the history of production processes formation, their current state and the importance of enterprises for society. The relevance of the development of recommendations on promising areas of industrial tourism organization in the Tatarstan Republic, which has a significant production potential, is substantiated. It was revealed that foreign researchers associate industrial tourism mainly with sightseeing and recreational activities at industrial heritage sites. Based on the Russian experience, it is shown that in the context of patriotic education, the development of industrial tours to existing enterprises is required for young people to understand the historical transformation of specific industries and to build a self-sufficient economy. Modern studies do not set the direct task of organizing tours in the interests of patriotic education, giving the preference to educational and career guidance goals. There are insufficiency of tourist offers and lack of promotion of industrial tourism projects. For the organization of industrial tours in the interests of the patriotic education of young people, a set of existing industrial enterprises of the Tatarstan Republic is proposed, which have a rich historical development path with resistance to economic crises and political changes. Options for tours for young people are proposed, routes to the main manufacturing enterprises are given, allowing to combine industrial and urban tourism. It is substantiated that the demonstration of the results of a rapid increase in production potential during the world wars, the construction of the Soviet state, the formation and strengthening of modern Russia to young people, is the basis for the development of patriotism.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 379.85:355.233.231.1 EDN: JTLWDD DOI: 10.5281/zenodo.7453367

САДЫКОВА Эльвира Равилевна

Университет управления «ТИСБИ» (Казань, Респ. Татарстан, РФ) кандидат филологических наук, доцент; e-mail: esadikova@tisbi.ru

ШАЙХУТДИНОВА Флюра Нургаяновна

Университет управления «ТИСБИ» (Казань, Респ. Татарстан, РФ) кандидат химических наук, доцент; e-mail: flura_kzn@mail.ru

РАХИМЗЯНОВА Юлия Андреевна

Университет управления «ТИСБИ» (Казань, Респ. Татарстан, РФ) старший преподаватель; e-mail: julieshanc@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье показана важность развития профессионального патриотизма через осознание молодежью истории становления производственных процессов, их современного состояния, значимости предприятий для общества. Обоснована актуальность разработки рекомендаций по перспективным направлениям организации промышленного туризма (ПТ) в Республике Татарстан, обладающей значительным производственным потенциалом. Выявлено, что зарубежные исследователи связывают ПТ преимущественно с экскурсионно-рекреационной деятельностью на объекты индустриального наследия. На основе российского опыта показано, что в контексте патриотического воспитания требуется развитие промышленных туров на действующие предприятия, для понимания молодежью исторического преобразования конкретных производств и построения самодостаточной экономики. Установлено, что в современных исследованиях непосредственной задачи организации туров в интересах патриотического воспитания не ставится, преобладают образовательные и профориентацион-ные цели ПТ. Отмечена недостаточность туристических предложений, отсутствие продвижения проектов ПТ. Для организации промышленных туров в интересах патриотического воспитания молодежи предложен набор действующих промышленных предприятий Республики Татарстан, имеющих богатый исторический путь развития с устойчивостью к экономическим кризисам и политическим изменениям. Предложены варианты туров для молодежи, приведены маршруты к основным производственным предприятиям, позволяющие сочетать промышленный и городской туризм. Обосновано, что демонстрация молодежи результатов стремительного наращивания производственного потенциала во времена мировых войн, построения советского государства, становления и укрепления современной России, является основой развития патриотизма.

Ключевые слова: промышленный туризм, индустриальное наследие, действующие предприятия, патриотическое воспитание, Республика Татарстан

Для цитирования: Садыкова Э.Р., Шайхутдинова Ф.Н., Рахимзянова Ю.А. Развитие промышленного туризма в Республике Татарстан в контексте патриотического воспитания молодежи // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т.16. №4. С. 96-108. DOI: 10.5281/zenodo.7453367.

Дата поступления в редакцию: 20 сентября 2022 г. Дата утверждения в печать: 20 декабря 2022 г.

UDC 379.85:355.233.231.1 EDN: JTLWDD DOI: 10.5281/zenodo.7453367

Elvira R. SADYKOVA

University of Management "TISBI" (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia) PhD in Philology, Associate Professor; e-mail: esadikova@tisbi.ru

Flyura N. SHAYKHUTDINOVA

University of Management "TISBI" (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia) PhD in Chemistry, Associate Professor; e-mail: flura_kzn@mail.ru

Yuliya A. RAKHIMZYANOVA

University of Management "TISBI" (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia) Senior Lecturer; e-mail: julieshanc@mail.ru

DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL TOURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN RELATIVELY OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Abstract. The article shows the importance of the professional patriotism development through the awareness of the history of production processes formation, their current state and the importance of enterprises for society. The relevance of the development of recommendations on promising areas of industrial tourism organization in the Tatarstan Republic, which has a significant production potential, is substantiated. It was revealed that foreign researchers associate industrial tourism mainly with sightseeing and recreational activities at industrial heritage sites. Based on the Russian experience, it is shown that in the context of patriotic education, the development of industrial tours to existing enterprises is required for young people to understand the historical transformation of specific industries and to build a self-sufficient economy. Modern studies do not set the direct task of organizing tours in the interests of patriotic education, giving the preference to educational and career guidance goals. There are insufficiency of tourist offers and lack of promotion of industrial tourism projects. For the organization of industrial tours in the interests of the patriotic education of young people, a set of existing industrial enterprises of the Tatarstan Republic is proposed, which have a rich historical development path with resistance to economic crises and political changes. Options for tours for young people are proposed, routes to the main manufacturing enterprises are given, allowing to combine industrial and urban tourism. It is substantiated that the demonstration of the results of a rapid increase in production potential during the world wars, the construction of the Soviet state, the formation and strengthening of modern Russia to young people, is the basis for the development of patriotism.

Keywords: industrial tourism, industrial heritage, operating enterprises, patriotic education, Republic of Tatarstan

Citation: Sadykova, E. R., Shaykhutdinova, F. N., & Rakhimzyanova, Yu. A. (2022). Development of industrial tourism in the Republic of Tatarstan relatively of patriotic education of youth. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 16(4), 96-108. doi: 10.5281/zenodo.7453367. (In Russ.).

Article History

Received 20 September 2022 Accepted 20 December 2022

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2022 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Современные условия нарастающих экономических и политических санкций в отношении России со стороны западных стран, тенденции её вытеснения из глобальных цепочек поставок, приостановка или закрытие иностранных производств на российской территории требуют многолетней планомерной работы по переходу России к самодостаточной экономике1. Очевидно, что такой переход невозможен без социально-политической сплоченности общества, понимания им единой идеи, цели и общего блага развития государства, что в свою очередь требует усиления роли патриотического воспитания молодежи, как активного участника общественных преоб-разований2.

Туризм в контексте патриотического воспитания молодежи, формирующего любовь к родине и готовность к защите ее интересов, преимущественно связывают с экс-курсионно-краеведческой деятельностью с целью отождествления личности с культурой и традициями страны [3]. Однако важным также является развитие профессионального патриотизма посредством осознания исторического развития производственных процессов, их современного состояния, значимости труда, важности и пользы определенной профессии не лично для себя, а для общества в целом [6]. В этой связи актуальными являются исследования, направленные на развитие промышленного туризма (ПТ), включающего посещение как действующих, так и заброшенных производственных объектов, в интересах патриотического воспитания молодежи.

Методология

Целью исследования являлась разработка рекомендаций по перспективным

направлениям организации ПТ в Республике Татарстан в интересах патриотического воспитания молодежи. Целесообразность рассмотрения Республики Татарстан в качестве дестинации для развития ПТ обусловлена как вхождением республики в топ-10 регионов с наивысшим производственным потенциалом (5-е место по данным на 2021 г.)3, так и возможностью сочетания посещений промышленных объектов с городским, событийным, экологическим и многими другими видами туризма, развиваемыми в республике.

Основные задачи и соответствующие им методы исследования заключались в следующем:

1. Обоснование целесообразности развития ПТ на основе ретроспективного анализа зарубежных и российских исследований в контексте патриотического воспитания.

2. Выявление опыта развития ПТ в российских регионах, установление взаимосвязи ПТ и патриотического воспитания, на основе систематизации и анализа научных изысканий.

3. Выбор предприятий для развития ПТ в Республике Татарстан, их характеристика с представлением картографического отображения маршрутов на основе обобщения и синтеза информации по данным официальных сайтов предприятий, туристических компаний и министерств республики. Сущность и направления ПТ, взаимосвязь

с патриотическим воспитанием

Ретроспективный анализ зарубежных и российских публикаций по проблеме исследования позволил выявить общее понимание ПТ различными авторами, определяемого как туристическое посещение производственных объектов либо вышедших

1 Лавров заявил о стратегическом курсе России на самодостаточность. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/04/2016/57226f9d9a79470efd624c56.

2 Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf.

3 Экономика Татарстана вышла на допандемийный уровень и продолжает расти. URL: https://kazanfirst.ru/articles/578158?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign =google.com&utm_referrer=google.com.

из эксплуатации, либо функционирующих в настоящее время, независимо от отрасли промышленности, к которой они принадлежат. Оформление ПТ в отдельный вид туризма и становление его в качестве объекта научных исследований связывают с трудами E.A. Frew [12]. В качестве примеров ПТ автор выделяет посещение ферм, фабрик, винодельческих компаний, мотостроительных и горнодобывающих предприятий, парламентов и др. объектов с целями образовательного, сельскохозяйственного, бизнес-туризма, а также в интересах изучения индустриального наследия [11].

Впоследствии научные изыскания по вопросам ПТ оформились в два обособленных исследовательских направления: (1) историческое наследие заброшенных производств и (2) действующие предприятия; и затрагивают ряд смежных с ПТ видов туризма:

- туризм впечатлений и гастрономический туризм при посещении аттрактивных локаций действующих винодельческих или сыроваренных производств;

- образовательный, профориентаци-онный или деловой туризм при посещении детьми, молодежью или взрослым поколением функционирующих предприятий;

- культурно-познавательный, культурно-исторический туризм на выведенные из эксплуатации объекты и т.д.

Отмечается, что в самостоятельном и групповом посещении конкретных промышленных объектов будут в первую очередь заинтересованы туристы, проявляющие внимание к ретроспективному социально-экономическому развитию определенных территорий или историческому преобразованию конкретных отраслей промышленности. При этом туристы могут быть как из страны размещения данных объектов, так и из других государств, желающие познать истоки зарождения определенной отрасли промышленности и исторической изменчивости производственных процессов. В этом смысле в западных странах интенсивно развивается ПТ на выведенные из эксплуатации или заброшенные

производственные объекты, которые открываются для посещения в интересах создания новых туристических доходов и роста региональной экономики [15].

Достаточно новым предметом приложения ПТ является проблема «чрезмерного туризма» в городах с культурно-историческим наследием, где в пик туристического сезона наблюдается избыточная плотность посетителей, что приводит к некоторому сопротивлению со стороны местного населения к развитию туризма. В этом смысле ПТ позволяет разрядить потоки в историко-культурных дестинациях городского туризма, выводя часть посетителей за пределы городских центров к объектам промышленности. Отмечается важность поддержания туристического интереса молодого поколения за счет сочетания городского туризма с новыми продуктами ПТ [13]. Элемент патриотического воспитания в этом контексте усматривается как в формировании профессионального патриотизма при изучении промышленных объектов, так и в развитии у молодежи уважительного отношения к историческому наследию и местным сообществам городов.

Большинство зарубежных публикаций сосредоточено на формировании туристических продуктов по объектам промышленного наследия, выведенного из эксплуатации и превращаемого за счет государственных, региональных и частных инвестиций в объекты туристско-рекреацион-ной инфраструктуры. Наиболее развитыми «промышленными тропами» являются де-стинации восстановленных для посещения промышленных объектов Южного Уэльса, Черной Страны и Йоркшира в Англии, Рура и Саара в Германии, Стратклайда в Шотландии, Нор-Па-де-Кале и Лотарингии во Франции, Каталонии, Астурии и Страны Басков в Испании, Карвины и Остравы в Чехии, Силезии и Лодзи в Польше и многие другие [17]. Идея повышения привлекательности ПТ потребовала мероприятий по: реконструкции индустриального наследия; развитию сети музеев с ретроспек-

тивой функционирования возрождаемых объектов; возведению центров для посетителей, парковых зон, сувенирных магазинов.

Аналогичные кейсы по восстановлению ранее выведенных из использования объектов приводятся на примерах стран Востока, например, Тайваня, где обрабатывающая промышленность постепенно выводилась в другие страны Азии, а заброшенная производственная инфраструктура трансформировалась в объекты туризма [10]. Анализ содержания публикаций зарубежных исследователей позволяет утверждать, что непосредственной цели патриотического воспитания в рамках туров по индустриальному наследию не ставится. Однако отмечаются образовательные компоненты ПТ, вносящие вклад в понимание территориальной и социальной идентичности, социальных норм и обычаев предшествующих эпох, связи прошлых и настоящих поколений и достижений, что, безусловно, вносит вклад в патриотическое воспитание.

Наиболее близкой к проблеме исследования тенденцией развития ПТ является идея Китая в рамках стратегии «Сделано в Китае 2025». В дорожной карте стратегии предусмотрена трансформация образа страны от выпускающей товары среднего сегмента «цена-качество» к сильной промышленной державе [16]. В этом смысле важным для страны становится не столько направление туризма индустриального наследия, сколько направление промыш-ленно-производственного, фабрично-экс-курсионного туризма на существующие развивающиеся предприятия [14]. Представляется, что именно демонстрация молодежи передовых производственных процессов и результатов стремительного наращивания производственного потенциала позволит ей осознать самодостаточность экономики своего государства, конкурентных преимуществ относительно других стран мира и идентифицировать себя со сверхдержавой, что является основой развития патриотизма.

Направления и проблемы развития ПТ в регионах России в интересах патриотического воспитания молодежи

Российские публикации в противовес западным исследованиям преимущественно сосредоточены на возможностях развития ПТ по направлению экскурсионного туризма на действующие предприятия. При исследовании потенциала регионов России в части развития ПТ по показателям: уровень развития промышленности; транспортная доступность; специализация на направлениях ПТ, интересных потребителю; институциональная поддержка ПТ и уровень развития туризма в целом; Республика Татарстан отнесена к группе регионов с наиболее высоким потенциалом [8].

Исследования российских авторов по отдельным регионам позволили установить:

- в Тульской области имеется внутренний спрос на посещение производственных компаний, но возможности ПТ практически не реализуются. Выявлен особый интерес потребителя к предприятиям машиностроения и оборонного назначения, где ПТ сопряжен с образовательным и профо-риентационным туризмом молодежи и деловым туризмом. Отмечены возможности демонстрации продукции и истории производства в музеях предприятий [1];

- для Белгородской области выявлены факторы, препятствующие развитию ПТ, предложены направления ПТ (горнодобывающие, железорудные предприятия, производство пищевой, керамической и полиграфической продукции), разработан алгоритм проведения производственной экскурсии в интересах профориентации, обучения, бизнес-миссий и повышения имиджа региона [2];

- во Владимирской области развитие ПТ связывают с организацией экскурсий для школьников на предприятия электромеханического и электромоторного профиля, точного машиностроения в интересах популяризации инженерного образования [4];

- на примере Приморского края промышленные экскурсии на предприятия

пищевой промышленности, автомобилестроения и ремонта подводных лодок, рассмотрены как способ взаимодействия «вуз-предприятие» в образовательных целях и в интересах построения будущей карьеры выпускников [7];

- комплексное исследование по организации ПТ в виде промышленных экскурсий на предприятия Приволжского федерального округа отражает основные стратегии развития и популяризации ПТ. В частности, установлена необходимость: концентрации на предприятиях, вносящих исторический вклад в развитие страны; разработки общего интернет-портала округа на предмет направлений ПТ; скоординированного взаимодействия региональных ведомств, торгово-промышленных палат, туристических компаний и производственных организаций для развития ПТ [5].

При этом отмечаются общие проблемы развития ПТ в виде недостаточности туристических предложений, отсутствия системы маркетинга, неразвитости способов продвижения и информирования потенциальных туристов о промышленных регионах, их индустриальном наследии и действующих предприятиях. Ставятся проблемы формирования туристического предложения и спроса на ПТ в интересах роста благосостояния региона. Контекст патриотического воспитания молодежи напрямую не рассматривается ни в зарубежных, ни в российских публикациях. Однако отмечается необходимость привлечения молодых людей к изучению индустриальной истории, осведомленности о действующей промышленности в интересах трудоустройства, развития карьеры и продолжения производственных традиций региона [9].

Перспективные направления ПТ в Республике Татарстан в интересах патриотического воспитания

Выработку предложений по перспективным направлениям развития ПТ в республике предваряла экспресс-беседа по вопросам ПТ со студентами университета ТИСБИ (г. Казань) различных направлений

подготовки. Следует отметить, что практически никто из студентов не посещал действующие промышленные предприятия Татарстана ни в период школьного обучения, ни в период студенчества. Единицы из представителей молодого поколения побывали на производстве в двух случаях, -если там работают родители или школа имела подшефный класс от промышленного предприятия. При этом интерес к посещению производств и познанию их истоков и исторического вклада в развитие страны признали все студенты, участвующие в обсуждении.

Одновременно необходимо отметить отсутствие устоявшейся системы ПТ в республике. Предложения сайтов туристических компаний и официальных сайтов предприятий являются фрагментарными, не содержат регулярных мероприятий и сформировавших пакетных туристических предложений и направлены в основном на региональных школьников. В действительности же многие предприятия республики и их продукция имеют федеральное значение, Татарстан постоянно расширяет географию авиа, ж/д, автотранспортных сообщений с другими регионами России, т.е. имеет необходимые условия для организации промышленных туров для молодежи из различных уголков страны.

Это обусловило вхождение в 2021 г. Республики Татарстан в состав программы по отбору 30 пилотных проектов развития ПТ в регионах России при поддержке Мин-промторга РФ. Реализация проектов предполагает разработку стратегии ПТ в регионе, создание реальных и виртуальных экскурсий на объекты промышленности, разработку и продвижение маршрутов. Проекты, однако, не ставят задачи патриотического воспитания молодежи и включают среди прочего экскурсии на ряд современных предприятий, не имеющих значительного исторического, политического, экономического наследия, важного в масштабах страны4.

В интересах патриотического воспитания молодежи выделен ряд основных

промышленных предприятий Республики Татарстан, действующих в настоящее время, но одновременно имеющих богатый исторический путь развития и вносящих значительный вклад в экономику страны как в период становления Советского Союза в виде независимой самодостаточной державы, так и в период

современной России. Также значимым фактором при выборе перспективных направлений ПТ для патриотического воспитания являлось наличие музея при предприятии, демонстрирующего ретроспективы развития и историко-культурное наследие, и опыта организации производственных экскурсий (табл. 1).

Таблица 1 - Перспективные промышленные предприятия для развития ПТ5

Table 1 - Promising industrial enterprises for industrial tourism development

Наименование Дата основания Виды продукции Музей / экскурсия

1. ПАО «Казанский вертолетный завод (КВЗ)» (Казань) 1940 Вертолёты семейства Ми-8/17, Ансат Да

2. ПАО «Казаньорг-синтез» (Казань) 1958 Полиэтилен низкого давления, высокого давления, поликарбонаты, изделия из полимеров и т.д. Да

3. ГК «Нэфис» (Казань) 1855 - Стеариновый-химический и мыловаренный завод Фаб-рично-торгового товарищества братьев Крестовниковых, в советский период - Казанский химический комбинат им. М. Ва-хитова ПАО «Нэфис Косметикс»: стиральные и чистящие порошки, кондиционеры, средства для мытья посуды, мыло и шампуни. ПАО «Казанский жировой комбинат»: майонез, масло, кетчуп. ПАО «Казанский МЭЗ»: подсолнечное и рапсовое масло Да, но экскурсии ограничены для массового потребителя, проводятся для сотрудников и их детей

4. АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» (Зеленодольск) 1895 Корабли и суда специального назначения: грузовые морские, речные, река-море, озерные; суда пассажирские быстроходные из легких сплавов Да

5. АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» (Менделеевск) 1868 - Бондюжский химический завод Техническая и пищевая химия, основные минеральные удобрения Да

6. ПАО «Нижне-камснефтехим» (Нижнекамск) 1960 Пластики, гликоли, каучуки, полиэфиры, окиси пропилена и этилена, смолы и др. Да

7. ПАО «Нижнекам- скшина» (Нижнекамск) 1968 Шины для легковой, грузовой, сельскохозяйственной техники, бронированные шины Да

8. ПАО «КАМАЗ» (Набережные Челны) 1969 Автомобили, автобусы, грузовики, спецтехника Да

4 Татарстан попал в число 30 пилотных регионов по развитию промышленного туризма. URL: https://realnoevremya.ru/news/226223-v-tatarstane-nachnut-razvivat-promyshlennyy-turizm

5 При представлении информации по предприятиям авторы опирались на данные официальных сайтов предприятий и сайта Министерства промышленности и торговли РТ.

В первую очередь рекомендуется дальнейшая разработка туров по направлениям 1-4 (табл. 1) как наиболее приближенных к центру столицы республики - Казани. Целевые группы молодежи - старшие школьники и студенты:

- Казани, в рамках отдельных экскурсионных промышленных туров на одно из предприятий;

- районов Татарстана, на 1-2 предприятия в рамках трехдневных туров (пятница-воскресенье), с размещением в центре столицы в интересах сочетания ПТ с городским туризмом;

- регионов России, на 3-4 предприятия в рамках каникулярных туров от пяти дней, с размещением в центре столицы в интересах сочетания ПТ с другими видами туризма.

КремлеН Ik

улица Баумана

Ггчч. 1

4

Ном» Пар*тм Большие Ключи

Б«по-Б<>юак*

Зеленодольский мвопимеииА.М. Горького'

Т«т*рсм* ВуриАиеао

Вер.^Ус«оУЛИ«аБаУмана

Нии^-и УСПСИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окпбркмй

•о

I Ц»( »iw-ipK-f, АЛ >»с" C-t<

Рис. 1 - Маршруты до основных объектов ПТ в Казани и окрестностях: 1) ПАО «КВЗ», время в пути - 25 мин.; 2) ПАО «Казаньоргсинтез», время в пути -30 мин.; 3) ГК «Нэфис», время в пути -15 мин.; 4) АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького», время в пути -1 ч. 15 мин.

Fig. 1 - Routes to the main industrial sites of the in Kazan and its suburbs: 1) Kazan Helicopter Plant, travel time - 25 min.; 2) Chemical Plant Kazanorgsintez, travel time - 30 min.; 3) Nefis Group of Companies, travel time -15 min.; 4) A.M. Gorky Shipbuilding plant in Zelenodolsk, travel time -1 h. 15 min.

Вследствие этого картография маршрутов построена от центральной улицы Баумана Казани, в шаговой доступности от которой находятся основные достопримечательности столицы, с применением сервиса построения пути и расчета времени автодвижения Яндекс.Карты.

Кратко выделим некоторые аспекты развития предприятий, представляющие исторический, политический, экономический интерес для молодежи. Очевидно, что новые сведения и знания, получаемые молодежью в ходе производственных экскурсий и при посещении музеев при предприятиях, способствуют формированию гордости за свою страну, укреплению уверенности в обеспеченности России собственной промышленной продукцией и производственной безопасности, развитию сопричастности к истории производств, что в совокупности положительно сказывается на воспитании патриотизма.

ПАО «КВЗ» берет начало от созданного в 1940 г. авиазавода № 387 в г. Ленинград, эвакуированного позже в г. Казань, где предприятие существенно наращивает мощности производства боевой авиатехники со 100 до 350 ед./мес. В результате каждый десятый боевой самолёт, выпущенный в СССР во время ВОВ, произведен в Казани. В период послевоенного восстановления страны завод выпускает гражданскую продукцию: к 1951 г. впервые выпущены самоходные комбайны С-4, - более 9 тыс. ед. Далее впервые в СССР серийно выпускается винтокрылый транспорт - вертолёты Ми-1. С 1954 г. производится Ми-4, впервые импортируемый другими странами, и уже с 1965 г. изготавливается наиболее массово продаваемый Ми-8. В 1973 г. разработана и поставляется для морской авиации винтокрылая амфибия Ми-14. В постсоветский период производится Ми-17 (основной продукт) и новая разработка Ансат. Музей трудовой славы открыт с 1974 г. и содержит более 7 тыс. экспонатов прошлого и настоящего верто-летостроения.

ПАО «Казаньоргсинтез» - крупнейшее

производство полимеров и пластиковой продукции (труб, пленки и т.д.) федерального значения поствоенного времени. Музей истории предприятия открыт в 1977 г. и содержит: важные архивные данные по историческим вехам строительства и масштабирования завода и достижениям коллектива; видеоматериалы; награды предприятия за перевыполнение планов «пятилеток» по обеспечению страны полимерной химией; примеры сегодняшней продукции (более 2,9 тыс. различных экспонатов). Для современного поколения интересен макет предприятия с цветной подсветкой и образцы изделий для водо- и газоснабжения.

ГК «Нэфис» имеет наиболее глубинные исторические корни. Так, в 1855 г. братья Крестовниковы - фабриканты из г. Москва приступили к возведению стеари-ново-свечного завод в Казани. Эффективность предприятия в ценах того периода являлась рекордной - возведение завода обошлось в 30 тыс. руб., а оборот первого года составил 400 тыс. руб. Одновременно в 1856 г. запущен корпус производства мыла, а ранее производимый стеарин и олеины, заменявшие растительное масло, успешно экспортируются. К началу ХХ в. торговые сети и склады предприятия действуют во всех крупных городах России, будущих союзных республиках, во Франции, Германии, Англии. Профессора России вносят существенный вклад в модернизацию производств и обновление технологий. Так, под руководством проф. А.Е. Арбузова организовано производство фенол-салициловых компонентов для медикаментов во время первой мировой войны, налажен выпуск аспирина. Во время второй мировой войны дополнительно производятся глицерины для взрывчатых смесей. В современном ассортименте группы компаний известные на федеральном уровне и экспортируемые марки: стирально-мою-щих средств AOS, BiMAX, SORTI, «Биолан», «Заводь братьевъ Крестовниковыхъ», соусов, кетчупа, майонеза Mr.Ricco, масла подсолнечного «Миладора». Музей действует ограниченно для массового

посещения в историческом здании свечного завода.

АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» развивался на базе судоремонтных мастерских, открытых в 1895 г. и эвакуированных в нынешний Зеленодольск (Па-ратск) в 1918 г. К началу Великой Отечественной Войны предприятие кроме выполнения ремонта выпускает сельхозтехнику, баржи, буксиры, паровые машины. Во время Великой Отечественной Войны реализует гособоронзаказы на производство бронекатеров и охотников за подлодками. В советский период активно наращивает мощности выпуска противолодочных, сторожевых, исследовательских кораблей, в т.ч. для экспорта на Кубу, в Югославию, Ливию, Германию. С 1989 г. производит не имевшие мировых аналогов суда на воздушной подушке. Музей боевой и трудовой славы открыт с 1976 г. в историческом здании первых Паратских мастерских с постаментом бронекатера перед входом и включает свыше 17 тыс. ед. экспонатов, макетов, технических решений. Часть архивов систематически передается в музеи образовательной системы и историко-культурного наследия республики.

Предприятия 5-8 (табл. 1) представляют интерес для узконаправленных поездок с целью ПТ тех же групп молодежи, что и для предприятий 1-4, но с размещением в гостиницах при посещаемых промышленных предприятиях. Важно отметить, что Нижнекамск, Набережные Челны, Менде-леевск имеют выгодное автомобильное сообщение и съезды на региональные трассы с федеральной трассы М7 «Волга», которая в свою очередь является элементом европейских маршрутов Е 22 и Е 017, что важно для организации автобусных туров. История и современное развитие предприятий 5-8 имеют не менее важное значение для патриотического воспитания молодежи, чем производства по направлениям 1-4.

Заключение

В исследовании отмечены современные реалии политических и экономических тенденций в России и поставлена задача

развития ПТ в контексте патриотического воспитания молодежи, как будущего участника построения самодостаточной экономики. Показана важность развития профессионального патриотизма через осознание молодежью истории становления производственных процессов, их современного состояния, значимости предприятий для общества. Обоснована актуальность разработки рекомендаций по перспективным направлениям организации ПТ в Республике Татарстан, обладающей значительным потенциалом развития промышленных туров.

На основе ретроспективного анализа зарубежных и российских исследований обоснована целесообразность развития ПТ в контексте патриотического воспитания. Отмечено, что в зарубежных исследованиях ПТ преимущественно связывают с экс-курсионно-рекреационной деятельностью на выведенные из эксплуатации предприятия, посредством преобразования их территорий в объекты индустриального наследия. В российских же исследованиях обоснована необходимость развития ПТ на действующие предприятия, для понимания молодежью ретроспективного социально-экономического развития определенных территорий и исторического преобразования конкретных отраслей промышленности. Приведен обобщенный опыт организации промышленных туров в российских регионах.

Выявлено, что в современных исследованиях непосредственной задачи организации туров на действующие предприятия в интересах патриотического воспитания не ставится, преобладают образовательные и профориентационные цели туризма. При этом очевидно, что демонстрация молодежи передовых производственных процессов и результатов стремительного наращивания производственного потенциала во времена мировых войн, построения советского государства, становления и укрепления современной России, является основой развития патриотизма. Установлены проблемы развития ПТ в виде

недостаточности туристических предложений, отсутствия продвижения туров в России в целом и Республике Татарстан в частности.

Для организации промышленных туров в интересах патриотического воспитания молодежи предложен набор действующих промышленных предприятий Республики Татарстан, имеющих богатый исторический путь развития и вносящих значительный вклад в экономику страны. Приведена ретроспектива их становления, освоения различных видов продукции и передовых производственных технологий.

Предложены варианты туров по длительности и способам размещения молодежи, приведены маршруты к основным производственным предприятиям, позволяющие сочетать промышленный и городской туризм.

Дальнейшая интенсификация ПТ в контексте патриотического воспитания требует совместных программ и проектов министерств по делам молодежи, промышленности и торговли, образования и науки, с вовлечением промышленных предприятий и туристических компаний в разработку комплекса туристических предложений.

Список источников

1. Богомолова К.О., Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Развитие промышленного туризма в Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т.12. №3(81). C. 63-78. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10305.

2. Гененко О.Н., Посохова Н.В., Бовкунова Ю.В., Кущенко Е.С. Промышленный туризм как фактор повышения туристской привлекательности региона // Инновации и инвестиции. 2020. №10. С. 207-210.

3. Горошко Н.В., Черневская Ю.В. Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. №4(11). С. 29.

4. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. №9-10. С. 42-43.

5. Никулина Ю.Н., Трусов С.В. Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. 2017. Т.18. №13. С. 2061-2078.

6. Сокольская М.В., Богомолова О.Ю. Мотивация выбора профессии как проявление патриотизма современных студентов // Патриотическое воспитание: от слов к делу: Сб. ст. М: Полиграф сервис, 2018. С. 56-61.

7. Соломонова Л.В., Нарута Я.С. Промышленный туризм, как фактор взаимодействия вуз - предприятие на территории Приморского края // Карельский научный журнал. 2018. Т.7. №3(24). С. 69-72.

8. Шабалина Н.В., Азина Е.А., Каширина Е.С. Потенциал российских регионов для развития промышленного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №2. С. 58-67. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-58-67.

9. Bugarin D., KrsmanoviC-VeliCkoviC S., Tucovic M. Potentials of cultural-historical and tourism heritage for the development of tourism in the Timok region // Serbian Journal of Management. 2021. №16. Pp. 201-212. DOI: 10.5937/SJM16-32147.

10. Chia-Li Lin. The analysis of sustainable development strategies for industrial tourism based on IOA-NRM approach // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol.241. Pp. 118281. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.118281.

11. Frew E.A. Industrial tourism theory and implemented strategies // Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. 2008. Vol.2. Pp. 27-42. DOI: 10.1016/S1871-3173(08)02002-8.

12. Frew E.A. Industrial Tourism: A Conceptual and Empirical Analysis. Victoria University of Technology, 2000. б10 p.

13. Hidalgo-Giralt C., Palacios-García A., Barrado-Timón D., Rodríguez-Esteban J.A. Urban Industrial Tourism: Cultural Sustainability as a Tool for Confronting Overtourism - Cases of

Madrid, Brussels, and Copenhagen // Sustainability. 2021. №13. Pp. 4694. DOI: 10.3390/su13094694.

14. Huang L., Zheng Y. Reviews on Tourism Development of Resources-Based Cities // Resources & Industries. 2015. №5. Pp. 14-21.

15. Ilic Z. Potentials for the development of industrial tourism in Leskovac, the city of textiles -"Serbian Manchester" // Textile industry. 2019. №1. Pp. 51-57. DOI: 10.5937/tekstind1901051I.

16. Novoselova O.V. Industrial tourism as a means of "Made in China" reputation improvement // Journal of Spatial and Organizational Dynamics. 2021. Vol.IX. Iss.1. Pp. 61-72.

17. Somoza-Medina X., Monteserin-Abella O. The Sustainability of Industrial Heritage Tourism Far from the Axes of Economic Development in Europe: Two Case Studies // Sustainability. 2021. №13. Pp. 1077. DOI: 10.3390/su13031077.

References

1. Bogomolova, K. O., Tankiyeva, T. A., & Ponomareva, M. V. (2018). Razvitiye promyshlen-nogo turizma v Tul'skoy oblasti [Development of industrial tourism in the Tula region]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 12(3), 63-78. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10305. (In Russ.).

2. Genenko, O. N., Posokhova, N. V., Bovkunova, Yu. V., & Kushchenko Ye. S. (2020). Promysh-lennyy turizm kak faktor povysheniya turistskoy privlekatel'nosti regiona [Industrial tourism as a factor in increasing the tourist attractiveness of the region]. Innovatsii i investitsii [Innovations and investments], 10, 207-210. (In Russ.).

3. Goroshko, N. V., & Chernevskaya, Yu. V. (2017). Patrioticheskoye vospitaniye uchash-chikhsya sredstvami krayevedcheskikh ekskursiy [Patriotic education of students by means of local history excursions]. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU [Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University], 4(11), 29. (In Russ.).

4. Koreshkov, M. V., & Derevnina, S. Ye. (2015). Promyshlennyy turizm: znakomstvo s pro-izvodstvom [Industrial tourism: acquaintance with production]. Professional'noye obra-zovaniye i rynok truda [Vocational education and labor market], 9-10, 42-43. (In Russ.).

5. Nikulina, Yu. N., & Trusov, S. V. (2017). Osobennosti i tendentsii razvitiya promyshlennogo turizma: regional'nyye aspekty [Features and trends in the development of industrial tourism: regional aspects]. Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneur-ship], 18(13), 2061-2078. (In Russ.).

6. Sokol'skaya, M. V., & Bogomolova, O. Yu. (2018). Motivatsiya vybora professii kak proyavleniye patriotizma sovremennykh studentov [Motivation for choosing a profession as a manifestation of the patriotism of modern students]. Patrioticheskoye vospitaniye: ot slov k delu: sbornik statey [Patriotic education: from words to deeds]: A collection of articles. Moscow: Poligraf servis, 56-61. (In Russ.).

7. Solomonova, L. V., & Naruta, Ya. S. (2018). Promyshlennyy turizm, kak faktor vzai-modeystviya vuz - predpriyatiye na territorii Primorskogo kraya [Industrial tourism as a factor of interaction between a university and an enterprise on the territory of the Primorsky Krai]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian scientific journal], 7(3), 69-72. (In Russ.).

8. Shabalina, N. V., Azina, Ye. A., & Kashirina, Ye. S. (2021). Potentsial rossiyskikh regionov dlya razvitiya promyshlennogo turizma [The potential of Russian regions for the development of industrial tourism]. Sovremennyye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 15(2), 58-67. doi: 10.24412/1995-0411-2021-2-58-67. (In Russ.).

9. Bugarin, D., KrsmanoviC-Velickovic, S., & Tucovic, M. (2021). Potentials of cultural-historical and tourism heritage for the development of tourism in the Timok region. Serbian Journal of Management, 16, 201-212. doi: 10.5937/SJM16-32147.

10. Chia-Li Lin. (2019). The analysis of sustainable development strategies for industrial tourism based on IOA-NRM approach. Journal of Cleaner Production, 241, 118281. doi: 10.1016/j.jclepro.2019.118281.

Grp. 96-108

CagbiKOBa 3.P., WanxyTAMHOBa ^.H., PaxMM3flHOBa ro.A.

11. Frew, E. A. (2008). Industrial tourism theory and implemented strategies. Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research, 2, 27-42. doi: 10.1016/S1871-3173(08)02002-8.

12. Frew, E. A. (2000). Industrial Tourism: A Conceptual and Empirical Analysis. Victoria University of Technology, 610.

13. Hidalgo-Giralt, C., Palacios-García, A., Barrado-Timón, D., & Rodríguez-Esteban, J. A. (2021). Urban Industrial Tourism: Cultural Sustainability as a Tool for Confronting Overtourism -Cases of Madrid, Brussels, and Copenhagen. Sustainability, 13, 4694. doi: 10.3390/su13094694.

14. Huang L., & Zheng Y. (2015). Reviews on Tourism Development of Resources-Based Cities. Resources & Industries, 5, 14-21.

15. Ilic, Z. (2019). Potentials for the development of industrial tourism in Leskovac, the city of textiles - "Serbian Manchester". Textile industry, 1, 51-57. doi: 10.5937/tekstind1901051I.

16. Novoselova, O. V. (2021). Industrial tourism as a means of "Made in China" reputation improvement. Journal of Spatial and Organizational Dynamics, 9(1), 61-72.

17. Somoza-Medina, X., & Monteserín-Abella, O. (2021). The Sustainability of Industrial Heritage Tourism Far from the Axes of Economic Development in Europe: Two Case Studies. Sustainability, 13, 1077. doi: 10.3390/su13031077.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.