УДК 338.486:338.45.01
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-58-67
ШАБАЛИНА Наталия Владимировна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ); Севастопольский государственный университет (Севастополь, РФ) кандидат географических наук, доцент; [email protected]
АЗИНА Елизавета Андреевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ) магистр; [email protected]
КАШИРИНА Екатерина Сергеевна
Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе; Севастопольский государственный университет (Севастополь, РФ) кандидат географических наук; [email protected]
потенциал российских регионов для развития
промышленного туризма
Статья посвящена промышленному туризму как нишевому и перспективному направлению развития туристско-рекреационного комплекса РФ. В Стратегии развития туризм в РФ до 2035 г. определены перспективы развития данного направления туристской деятельности. Промышленный туризм рассматривается авторами как посещение и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему. Данная трактовка отражает современные предпочтения туристов в получении новых уникальных знаний и навыков. Промышленный туризм в РФ находится на этапе становления, характеризуется неоднородностью и очаговостью. Только 12% регионов России имеют информацию об уровне и специфике развития промышленного туризма на их территории. В статье рассматривается потенциал развития промышленного туризма в регионах Российской Федерации. В качестве основных параметров оценки выбраны: уровень промышленного развития субъекта РФ; специализация субъекта РФ по наиболее востребованным направлениям промышленного туризма; транспортная доступность субъекта РФ; институциональные факторы (выделение промышленного туризма в качестве приоритетного в программных документах субъекта); уровень развития туризма в субъекте. На основе методов балльной оценки и классификации были получены частные оценки по каждому из субъектов РФ, а также итоговая, базирующаяся на значении интегрального показателя потенциала развития промышленного туризма. По результатам исследования построена картосхема. Оценка потенциала субъектов Российской Федерации для развития промышленного туризма показала, что всего 14% из них (Владимирская, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Новосибирская Свердловская, Тверская, Тульская и Тюменская области, Республика Татарстан, Санкт-Петербург и Хабаровский край) характеризуются высоким потенциалам развития промышленного туризм.
Ключевые слова: промышленный туризм, потенциал развития промышленного туризма, интегральный показатель потенциала развития промышленного туризма, картосхема потенциала развития промышленного туризма.
Для цитирования: Шабалина Н.В., Азина Е.А., Каширина Е.С. Потенциал российских регионов для развития промышленного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №2. С. 58-67. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-58-67.
Дата поступления в редакцию: 16 февраля 2021 г. Дата утверждения в печать: 19 марта 2021 г.
UDC 338.486:338.45.01
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-58-67
Nataliya V. SHABALINA
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia);
Sevastopol State University (Sevastopol, Crimea)
PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected]
Elizaveta A. AZINA
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Master; e-mail: [email protected]
Ekaterina S. KASHIRINA
Branch of M. V. Lomonosov Moscow State University in the city of Sevastopol; Sevastopol State University (Sevastopol, Crimea) PhD in Geography; e-mail: [email protected]
the potential of russian regions for industrial tourism development
Abstract. The article is devoted to industrial tourism as a niche and promising direction of development of the tourist and recreational complex of the Russian Federation. The Strategy for the Tourism Development in the Russian Federation until 2035 defines the development prospects for this tourist activity. Industrial tourism is considered by the authors as visits and activities at the site that allow visitors to understand the processes and secrets of production related to the past, present or future. This interpretation reflects the current preferences of tourists in obtaining new unique knowledge and skills. Industrial tourism in the Russian Federation is at the stage of formation, characterized by heterogeneity and focality. Only 12% of Russian regions have information about the level and specifics of the industrial tourism development on their territory. The article considers the potential for the industrial tourism development in the regions of the Russian Federation. The level of industrial development, specialization in the most popular areas of industrial tourism, transport accessibility, institutional factors (the allocation of industrial tourism as a priority in the program documents of the subject), and the level of tourism development of the subject of the Russian Federation are the main parameters of the assessment. Scoring and classification methods allowed us to obtain partial estimates for each of the subjects of the Russian Federation, as well as the final one, based on the value of the integral indicator of the industrial tourism potential. Based on the results of the study, a map-diagram is constructed. The potential assessment of the subjects of the Russian Federation for the industrial tourism development showed that only 14% of the subjects of the Russian Federation (Vladimir, Vologda, Kaluga, Leningrad, Novosibirsk Regions, the Republic of Tatarstan, St. Petersburg, Sverdlovsk, Tver, Tula, Tyumen Regions, Khabarovsk Territory) are characterized by high potential for the industrial tourism development.
Keywords: industrial tourism, the potential for the industrial tourism development, an integral indicator of the industrial tourism potential, a schematic map of the potential for the development of industrial tourism.
Citation: Shabalina, N. V., Azina, E. A., & Kashirina, E. S. (2021). The potential of Russian regions for industrial tourism development. Service and Tourism: Current Challenges, 15(2), 58-67. doi: 10.24412/19950411-2021-2-58-67. (In Russ.).
Article History
Received 16 February 2021 Accepted 19 March 2021
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/
Введение. Современный этап развития мирового туристского рынка предопределил диверсификацию туристского продукта, появление новых нишевых направлений туризма. В промышленно развитых странах и регионах становятся востребованными туры, основу которых составляет посещение промышленных предприятий. Для промышленных объектов - это повод привлечь внимание к производству, сформировать определенный интерес среди молодежи, получить дополнительный доход, а для туристов и экскурсантов - хорошая возможность получить новые знания, расширить кругозор, приобщиться к производству в рамках мастер-классов, т.е. сочетать непосредственно отдых и образовательный процесс.
Опыт зарубежных стран наглядно демонстрирует прибыльность и популярность промышленного туризма. Так, только во Франции промышленная тематика формирует около 20 млн туристов, которые посещают более 1400 промышленных предприятий, музеев и промышленных центров. Особой популярностью пользуются предприятия по выпуску автомобилей и традиционные ремесленные цеха. Но интерес есть и к иным объектам: старинным пивоварням, сыроварням, винодельням, виадукам и современным техническим объектам (например, самому высокому транспортному мосту Виадук Мийо, построенному в 2004 году) [13].
Туристский спрос рождает предложение. За рубежом расширяется перечень предприятий и организаций, открывающих свои двери для туристов. Некоторые компании превратили общение с гостями в часть политики, используя экскурсии на производство для улучшения имиджа, привлечения клиентов и укрепления связей. Во время экскурсий у туристов есть возможность познакомиться с особенностями брендов, которые формируются именно за счёт индустриальной истории каждого отдельного предприятия. В ряде стран создаются путеводители по промышленным и техническим объектам, проводятся международные конференции и семинары. Особая роль в развитии промышленного туризма отводится торгово-промышленным палатам, которые вместе с представителями туристского бизнеса разра-
батывают программы экскурсий по промышленным объектам, выступают инициаторами «дней открытых дверей производственных компаний и корпораций» [14].
Идет развитие промышленного туризма в регионах России. Например, в Ярославской области 30 предприятий организуют тематические экскурсии, в числе которых: «Ярмолпрод», пивоваренный завод «Богемия», птицефабрика «Ярославский бройлер», колокольный завод «Италмас» в Тутаеве, фабрика «Ростовская финифть» и т.д.1 Промышленный комплекс Татарстана рассматривается, как ресурс промышленного туризма [2]. Всплеск в развитии промышленного туризма требует его научного осмысления. Промышленный туризм - это достаточно новое междисциплинарное явление, что объясняет сложность в выработке единых подходов к его исследованию.
Анализ публикаций по проблематике исследования. Динамичное развитие туристской отрасли приводит к постоянному появлению новых видов туристских услуг, одной из которых является промышленный туризм. Этот вид туризма зародился в эпоху индустриального периода развития цивилизации, но изучать его как отдельный вид туризма начали сравнительно недавно. Первоначально в эту деятельность включились такие страны как Германия, Франция, Чехия, Нидерланды, Испания и Италия, Китай, Япония и США [6]. На сегодняшний день этот вид туризма получил распространение во всем мире. Самыми популярными направлениями у туристов являются промышленное производство и машиностроение. Сегодня исследования по теме промышленного туризма в большей степени представлены зарубежными авторами: А. Отгаром, Б. Позо, Л. Раудин-гом, П. Гонзелизом, Б. Брамвелом, Дж. Пей-ном и Дж. Гилмором, Ф. Видалом и др. Тема теоретического развития промышленных туров рассматривалась такими авторами как: П.П. Заремба, Ф. Котлер, М. Портер, И. Ансофф и др. Вопросы туристско-рекреа-ционного потенциала российских центров
1 Информационный порта «Ярославский регион». URL: https://yarreg.ru/articles/snachala-v-muzey-potom-na-zavod/ (Дата обращения: 01.02.2021).
промышленного производства изучались В. Казаковым, А. Афанасьевым, И. Древиц-кой, Д. Визгаловым, и др. По теме промышленного туризма работали такие авторы, как А. Дурович, С. Анхольт, Л. Балабанова.
Одно из первых определений промышленного туризма представлено Frew E.A. в 1991 году [12]. Его трактовка расширяет понятие промышленного туризма до концепции посещения любого предприятия с туристскими целями, вне зависимости от характера производственной деятельности этого предприятия. В других странах термин рассматривается в более узком смысле. Например, в Германии различают заводской туризм (Werkstourismus) и посещение компаний (Betriebsbesichtigungen). Отдельно рассматривается посещение промышленных площадок уже закрытых предприятий.
В Великобритании рассматривают современный промышленный туризм на действующие предприятия (industrial tourism) и историко-культурный туризм с целью знакомства с промышленным наследием прошлого (industrial heritage tourism). В других странах, как правило, под промышленным туризмом понимают экскурсии на современные предприятия [14]. Таким образом, в различных странах понятие «промышленный туризм» трактуется по-своему, что предполагает различное понимание этого термина авторам. Основное отличие в трактовках промышленного туризма сводится к характеру эксплуатации объекта показа - промышленного объекта (действующее или недействующее предприятие), а также включению музеев с соответствующей экспозицией в экскурсионную программу.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг» промышленный туризм подразумевает «посещение и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему»2. В данном нормативном документе трактовка промышленного туризма приводится максимально широко. Развитию промышленного туризма уделено внимание
2 ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. URL: http://base.garant. ru/71635352/
в Стратегии развития туризма в российской Федерации до 2035 г.
Методы и методология. Центры промышленного туризма в Российской Федерации ранжированы на основе оценки их потенциала. Основываясь на работах специалистов-географов (Н. С. Мироненко, Е. В. Колотова, А. А. Сафарян, В. И. Кружалин и др.) и учитывая традиционные общепринятые методы оценки туристско-рекреа-ционного потенциала (ТРП), оценка ТРП проведена с использованием метода факторного анализа и метод классификации.
Данный методический прием позволяет выделить ключевые факторы - параметры оценки, характеризующие разнообразие ресурсной базы туристско-рекреационного потенциала развития промышленного туризма на уровне административно-территориальных единиц (операционных территориальных единиц); обеспечить основу сравнительного анализа возможностей субъектов для развития данного направления туристско-ре-креационной деятельности.
В ходе исследования выделены пять основных критериев (параметров), по которым производилась оценка потенциала развития промышленного туризма в субъектах Российской Федерации:
- уровень промышленного развития субъекта РФ;
- специализация субъекта РФ по наиболее востребованным направлениям промышленного туризма (в соответствии с данными проведенного соцопроса);
- транспортная доступность субъекта
РФ;
- институциональные факторы (выделение промышленного туризма в качестве приоритетного в программных документах субъекта);
- уровень развития туризма в субъекте.
Каждый параметр (фактор) оценивался исходя из трёхбалльной шкалы. Все субъекты по каждому из параметров получали частные оценки. Путем сложения частных оценок получалась итоговая. На основе полученных итоговых оценок субъекты Российской Федерации были распределены на 4 группы по интегральному показателю потенциала развития туризма:
- группа, характеризующая низким потенциалом развития (6-7) баллов;
- средним (8-9 баллов);
- относительно высоким (10-11 баллов);
- высоким (12-14 баллов).
На основе экспертной оценки происходило разделение субъектов на 3 группы в зависимости от развитости каждого из пяти факторов.
Уровень промышленного развития определялся на основе отраслевой структуры валовой добавленной стоимости за 2017 год. Был посчитан процент промышленного производства региона, состоящий из добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха. По полученным результатам было рассчитано, что доля промышленного производства в регионах составляет от 2,6% до 77,2%. Это позволило разделить регионы на 3 группы в соответствии с определенным значением баллов:
• первую группу представили регионы, у которых доля промышленного производства составляла до 20% - 1 балла;
• вторую группу составили регионы, у которых доля промышленного производства составляла от 20% до 40% - 2 балла;
• в третью группу вошли регионы с долей промышленного производства от 40% и выше - 3 балла.
Специализация субъектов по наиболее востребованным направлениям промышленного туризма была выявления с помощью анализа расположения центров пищевой, машиностроительной и парфюмерно-косметической промышленности на основе Промышленной карты России. Максимум (3 балла) присуждался регионам, на территории которых расположены 3 и более центра промышленного производства, вызывающие интерес для потенциальных туристов; 2 балла - регионам с 1-2 центрами; 1 балл - регионам, где таких промышленных предприятий нет или отсутствует информация о них.
Оценка транспортной доступности регионов была произведена на основе исследования Лавриненко П.А. [4]. В предложенной методике для оценки транспортной доступности территории введен
индекс, принимающий значение от 0 до 1. Для расчета индекса транспортной доступности использованы данные о прямых транспортных затратах (проездной тариф, расходы на топливо и т.п.), косвенные расходы, включающие время достижения региона для жителей других субъектов и использованием разных видов транспорта. В результате 3 балла присуждалось регионам со значениями от 0,41 до 1; 2 балла -со значением 0,25-0,40; 1 балл - регионам с самой низкой транспортной доступностью и значениями от 0 до 0,24.
При оценивании институциональных факторов учитывалось несколько условий: наличие программы развития туризма в регионе; наличие департамента, министерства или иного органа, отвечающего за развитие туризма; выделение промышленного туризма как приоритетного направления развития в регионе. Оценка происходила на основе комплексного анализа всех 85 субъектов Российской Федерации.
Таким образом, при оценивании регионов 3 балла присуждалось субъектам, где соблюдалось все 3 условия; 2 балла - где происходило соблюдение 2 условий; 1 балл - где условия не были соблюдены или имел место быть только 1 оцениваемый фактор.
Оценка уровня развития туризма была произведена на основе доклада Министерства культуры РФ о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации за 2016 год, а также на основе данных Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» 3 и журнала «Отдых в России» 4, которые в 2019 году провели пятое ежегодное исследование развития внутреннего и въездного туризма, туристской привлекательности субъектов Российской Федерации, их туристского потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов.
При анализе учитывались такие факторы, как: продвижение туристского потенциала региона в информационном пространстве; уровень развития гостиничного
3 Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». URL: http://russia-rating.ru/ (Дата обращения: 01.02.2021).
4 Национальный туристический рейтинг 2019 // Журнал «Отдых в России». URL: https://rustur.ru/ nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019 (Дата обращения: 14.02.2020).
дела; интерес к региону в интернете как к месту отдыха; уровень преступности; доля туризма в экономике региона; туристская уникальность; доход от туризма в регионе; популярность региона у иностранцев и у туристов, приезжающих на несколько дней.
По итогу была сформирована база данных, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристского рейтинга. Все регионы, которые набрали в общей сложности от 9,8 до 114,7, были разделены на 3 группы. Таким образом, было определено 20 субъектов-лидеров, которым было присуждено 3 балла; 16 субъектов с наименьшим количеством баллов, которые были оценены по 1 баллу; остальным регионам, оказавшимся в середине списка, было присуждено 2 балла.
На основе данного анализа построена картосхема субъектов Российской Федерации по степени готовности к развитию промышленного туризма на своей территории.
Результаты исследования. Промышленный туризм в России в массовом порядке начал свое развитие несколько позже, чем в США и странах Европы. Однако, некоторые исследователи отмечают зарождение школьного туризма с целью посещения интересных природных и промышленных объектов, как начальный этап вовлечения предприятий в туристскую деятельность. Вместе с тем отнести эти детские экскурсии к промышленному туризму в современном понимании нельзя, но необходимо отметить, что предпосылки к формированию данного направления туризма в России стали появляться даже раньше, чем в других странах мире.
Уникальным примером зарождения промышленного туризма в нашей стране является Нижнетагильский музей-завод истории развития техники черной металлургии. Сегодня он является единственным в России заводом-музеем индустриальной культуры. Музей образован на базе Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода, созданного династией заводчиков и меценатов Демидовых в 1725 году. Железоделательный завод считался чуть ли не крупнейшим заводом как в России, так и в Европе. В 1987 году после остановки старо-
го доменного цеха и закрытия завода, который непрерывно работал почти три столетия, постройки и оборудование предприятия остались, чтобы впоследствии стать музеем. В настоящее время промышленный гигант превращается в музейный комплекс и центр индустриальной культуры [11].
В советское время в России пользовались большой популярностью экскурсии на кондитерские фабрики Москвы. В СССР для посещения были открыты такие кондитерские фабрики как: «Красный Октябрь», «Бабаевская» и «Рот Фронт». Сейчас такие экскурсии также популярны. Как правило, они организуются для специальных гостей, иногда - для групп школьников. Сейчас в России на промышленный туризм приходится всего 2-3% объема туристского рынка [8, 10]. К сожалению, далеко не все промышленные производства открыты для посетителей. Существуют несколько причин, по которым на многие предприятия практически невозможно попасть. Во-первых, многие категории экскурсантов не могут быть допущены на объекты по правилам внутреннего распорядка предприятия. К таким категория относятся, прежде всего, несовершеннолетние - школьники студенты младших курсов и т.п. Во-вторых, производственный процесс зачастую не совпадает с выходными - основным временем проведения экскурсий. Также, экскурсии должны быть соотнесены со временем производства, определенными операциями и циклами, что вызывает затруднения. В-третьих, бывает ситуация, при которой встает вопрос о коммерческой тайне и ее неразглашении. В-четвертых, администрация предприятий не осознает, что кому-нибудь может быть интересен процесс производства их продукции. В связи с перечисленными причинами встает задача развития и продвижения промышленного туризма [1, 5, 9].
Промышленный туризма в нашей страны находится на стадии становления. В соответствии с контент-анализом, проведенным Никулиной Ю.Н. и Трусовым С.В. (2017), всего 12% регионов в России располагают информацией о промышленном туризме, которая выложена на сайте регионального органа по туризму [7]. Только 10 субъектов нашей
страны обладают сведениями о региональном промышленном туризме - объектах туристского показа или предлагаемых на рынке промышленных экскурсиях. Необходимо подчеркнуть, что в остальных 75 регионах (88%) региональные органы управления туристско-рекреационным комплексом не работают в данном направлении или не предоставляют эту информацию широкому кругу общественности. Анализируя сайты промышленных и туристских компаний, которые предлагают экскурсии на промышленные предприятия, можно сделать вывод, что в 44 субъектах Российской Федерации (52 %) проводятся промышленные экскурсии, но они не носят регулярный характер. В результате интервьюирования представителей ряда крупных действующих предприятий, было выявлено, что предприятия открыты для посещения специалистами (с целью обмена опытом), студентами и школьниками (в рамках профориентационной работы). Некоторые производства уже работают со школьниками в течение последних лет, реализуя региональные программы развития промышленного туризма [11].
Для того чтобы подготовить индустриальный регион к развитию на его территории промышленного туризма, нужно действовать поэтапно [3]:
- выделить основные потребительские сегменты;
- оценить востребованность школьниками и их родителями такого направления профориентационной деятельности, как промышленный туризм;
- оценить потенциал предприятий для проведения экскурсий на своей базе;
- создать команды волонтеров из специалистов и студентов;
- обеспечить обучения профкон-сультантов и экскурсоводов;
- разработать тематические туристские маршруты на предприятия региона;
- обеспечить информационное сопровождение проекта.
Автономная некоммерческая организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» предлагает 10 этапов по организации промышленного туризма в субъектах Российской Федерации:
Подписание соглашения о сотрудничестве и развитии промышленного туризма в регионах РФ.
Принятие Регламента взаимодействия региональных органов государственной власти с предприятиями и организациями, заинтересованными в развитии промышленного туризма.
Назначение органа исполнительной власти, ответственного за развитие промышленного туризма в регионе РФ.
Создание совета по вопросам организации промышленного туризма на территории субъекта РФ.
Создание реестра предприятий и карты промышленного туризма в субъекте РФ.
Оказание информационной поддержки и популяризации промышленного туризма в регионе РФ.
Организация профессиональной ориентации школьников и студентов в рамках проекта развития промышленного туризма на территории субъекта РФ.
Организация бизнес-миссий в рамках проекта развития промышленного туризма на территории субъекта РФ.
Разработка мер поддержки участников проекта, развития промышленного туризма в регионе РФ.
Оценка эффективности развития промышленного туризма в регионе РФ.
Оценка перспективных центров развития промышленного туризма в России показывает крайне неравномерное распределение ТРП по данному виду отдыха.
Самыми перспективными на наш взгляд (те, которые набрали от 12 до 14 баллов из максимальных 15) с точки зрения развития промышленного туризма стали 12 субъектов (рис. 1). Так, в первую группу вошли 9 областей (Калужская, Свердловская, Московская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Тверская, Тульская, Челябинская), 1 республика (Татарстан) и 2 столичных города (Санкт-Петербург, Москва).
Практически все перечисленные субъекты расположены в Европейской части страны (за исключением Новосибирской области) и относятся к традиционным производственным центрам с развитым промышленным комплексом. Более того, они расположены в районах основного рассе-
Рис. 1 - Типология субъектов Российской Федерации по потенциалу развития промышленного туризма
Fig. 1 - The entities of the Russian Federation: Typology in terms of the potential for the industrial tourism development
ления, что повышает их транспортную доступность для потенциальных посетителей.
Вторую группу образовали субъекты, оцененные, как которые потенциально готовые к развитию промышленного туризма с показателями 10-11 баллов. В эту категорию вошли 12 областей (Владимирская, Вологодская, Иркутская, Липецкая, Самарская, Тюменская, Астраханская, Ивановская, Кемеровская, Ростовская, Рязанская, Ярославская), 2 республики (Башкортостан, Крым) и 5 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский). География регионов второй группы более разнообразна - она включает как традиционные промышленные центры Европейской части страны, так и сложившиеся промышленные зоны регионов нового освоения советского периода, расположенные в азиатской части России. Такие субъекты, как Астраханская или Тюменская области отличаются доминированием отдельных отраслей, в частности, топливно-энергетического комплекса. Региона юга (Крым, Краснодарский и Ставропольский края) традиционно специализируют на отраслях агропромышленного комплекса. В то же время промышленный комплекс Башкортостана или Пермского края характеризуется сложной многоотраслевой структурой. Для всех группы характерна высокая транспортная освоенность территории.
Рассмотренные регионы и города предложены нами как основные центры
развития промышленного туризма в России, обладающие наиболее интересной для потенциальных туристов производственно-промышленной базой. Необходимо отметить, что в промышленных городах первой и второй категорий имеется инфраструктура для организации промышленного туризма - транспортная система, средства связи, объекты розничной торговли, средства размещения туристов, развитая сеть предприятий питания.
В третью группу, набравшую 8-9 баллов вошло основное число административно-территориальных единиц - 42 региона, т.е. более половины субъектов нашей страны и большая часть ее площади. Промышленные предприятия, расположенные на территории этих субъектов, как правило, концентрируются в отдельных центрах, расположенных на значительных расстояниях друг от друга. Ограничения развития промышленного туризма в этих субъектах также накладывает низкая транспортная доступность.
Самым низким потенциалом развития промышленного туризма (6-7 баллов) обладают 12 субъектов. К ним отнесены 7 республик (Адыгея, Алтай, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Тыва, Чечня, Калмыкия), 2 область (Тамбовская и Еврейская автономная), 1 край (Забайкальский), 1 автономный округ (Чукотский), а также город федерального значения Севастополь. Большинство перечисленных субъек-
тов расположены в горной местности или крайне неблагоприятных природно-климатических условиях, где промышленность имеет очень ограниченное развитие.
Выводы. В связи с малой изученностью промышленного туризма до сих пор существуют различные трактовки данного понятия. В нашем понимании промышленный туризм - «вид туризма, включающий в себя посещение туристами бывших или действующих предприятий, а также музеев, сфокусированных на промышленной истории, с целью удовлетворения познавательных, профессионально-деловых и прочих потребностей». Промышленный туризм имеет сложную историю становления и развития. В настоящий момент в регионах Российской Федерации промышленный туризм носит очаговый характер и находится на стадии становления. Для оценки перспектив развития промышленного туризма была проведена оценка потенциала субъектов Российской Федерации, которая базировалась на факторном анализе и балансовом методе.
В качестве основных параметров оценки учитывались:
• уровень промышленного развития субъекта РФ;
• специализация субъекта РФ по наиболее востребованным направлениям промышленного туризма;
• транспортная доступность субъекта РФ;
• институциональные факторы (выделение промышленного туризма в качестве приоритетного в программных документах субъекта);
• уровень развития туризма в субъекте.
На основе полученных частных и итоговой балльной оценки была проведена типология субъектов Российской Федерации по интегральному показателю потен-
циала для развития промышленного туризма и построена карта-схема.
Оценка потенциала субъектов Российской Федерации для развития промышленного туризма показала, что всего 14% субъектов Российской Федерации (Владимирская, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская, Тверская, Тульская, Тюменская области, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Москва) характеризуются высоким потенциалам развития промышленного туризма. В указанных субъектах есть объективные предпосылки развития туристско-рекреационной деятельности: хорошее развитие общей и специализированной туристской инфраструктуры, транспортная доступность, наличие и готовность промышленных предприятий принимать туристов и экскурсантов, понимание региональной туристской администрацией перспектив развития промышленного туризма. Эти субъекты характеризуются уже локальным вовлечением в туристские маршруты промышленной тематики. Еще 22 % субъектов Российской Федерации продемонстрировали хорошие перспективы для развития промышленного туризма. К сожалению, около 64% российских регионов пока не готовы к развитию промышленного туризма.
Таким образом, промышленный туризм является достаточно перспективным направлением, а регионы России имеют для этого достаточный потенциал, который может развиться благодаря спросу и грамотной маркетинговой кампании. Развитие такого нишевого вида отдыха, как промышленный туризм позволит увеличить турпо-ток и повысить конкурентоспособность российского туристского продукта в целом.
Список источников
1. Аноприева Е.В. Промышленный туризм в регионах: тенденции, проблемы, перспективы // Индустрия туризма и сервиса: известность, имидж, инвестиции: Сб. ст. по мат. междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 23.11.2017. / Отв. ред. О.К. Слинкова. Белгород: НИУ БелГУ, 2017. С. 111-115.
2. Кадыров Р. В. Предприятия полимерного производства Татарстана, как рекреационный ресурс промышленного туризма: постановка проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. №10. С. 123-125.
3. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. №9-10. С. 42-43.
4. Лавриненко П.А., Ромашина А.А., Степанов П.С., Чистяков П.А. Транспортная доступность как индикатор развития региона // Проблемы прогнозирования. 2019. №6(177). С. 136-146.
5. Медяник А.В., Тарабановская С.В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона // Тенденции развития науки и образования. 2016. №18-3. С. 30-33. doi: 10.18411/^2016-9-3-07.
6. Никулина Ю.Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции раз-
вития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. №9. С. 40-44.
7. Никулина Ю.Н., Трусов С.В. Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. 2017. Т.18. №13. С. 2061-2078. doi: 10.18334/rp.18.13.38108.
8. Огнева С.В., Кузьмина Н.В. Проблемы и перспективы развития туризма в промышленном регионе (на примере Пермского края) // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т.9. №3(59). С. 51-62.
9. Филипова В.Н. Особенности промышленного туризма // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2011. №8. С. 138-139.
10. Шершов Д.А. Индустриальный туризм в Свердловской области: классификация объектов и потенциал развития // Туризм: технологии & тренды. Екатеринбург, 2018. С. 172-185.
11. Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р.К. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. №2(50). С. 195-213. doi: 10.15838/esc/2017.2.50.11.
12. Frew, E.A. Industrial tourism theory and implemented strategies // Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. 2008. Vol.2. Pp. 27-42. doi: 10.1016/S1871-3173(08)02002-8.
13. Hospers G. Industrial Heritage Tourism and Regional Restructuring in the European Union // European Planning Studies. 2002. Vol.10. №3. Pp. 397-404. doi: 10.1080/09654310220121112.
14. Otgaar A.H.J., Van Den Berg L., Feng R.X. Industrial tourism: opportunities for city and enterprise. London: Rout-ledge, 2010. 242 p.
References
1. Anoprieva, E. V. (2017). Promyshlennyj turizm v regionah: tendencii, problemy, perspektivy [Industrial tourism in the regions: trends, problems, prospects]. Industriya turizma i servisa: izvestnost', imidzh, investicii [Tourism and service industry: fame, image, investment]: Collection of articles. Art. based on materials from international scientific-practical conf., Belgorod, Nov. 23, 2017. Belgorod: National Research University, 111-115. (In Russ.).
2. Kadyrov, R. V. (2012). Predpriyatiya polimernogo proizvodstva Tatarstana, kak rekreacionnyj resurs promyshlen-nogo turizma: postanovka problemy [Polymer production enterprises of Tatarstan as a recreational resource of industrial tourism: problem statement]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University], 15(10), 123-125. (In Russ.).
3. Koreshkov, M. V., & Derevnina, S. E. (2015). Promyshlennyj turizm: znakomstvo s proizvodstvom [Industrial tourism: acquaintance with production]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and labor market], 9-10, 42-43. (In Russ.).
4. Lavrinenko, P. A., Romashina, A. A., Stepanov, P. S., & Chistyakov, P. A. (2019). Transportnaya dostupnost' kak indikator razvitiya regiona [Transport accessibility as an indicator of regional development]. Problemy prognozirovani-ya [Problems of forecasting], 6(177), 136-146. (In Russ.).
5. Medyanik, A. V., & Tarabanovskaya, S. V. (2016). K voprosu o znachenii promyshlennogo turizma v razvitii regiona [To the question of the importance of industrial tourism in the development of the region]. Tendencii razvitiya nauki i obra-zovaniya [Trends in the development of science and education], 18-3, 30-33. doi: 10.18411 / lj2016-9-3-07. (In Russ.).
6. Nikulina, Yu. N. (2017). Promyshlennyj turizm v mirovoj praktike: osobennosti organizacii i tendencii razvitiya [Industrial tourism in world practice: features of the organization and development trends]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investments], 9, 40-44. (In Russ.).
7. Nikulina, Yu. N., & Trusov, S. V. (2017). Osobennosti i tendencii razvitiya promyshlennogo turizma: regional'nye aspe-kty [Features and trends in the development of industrial tourism: regional aspects]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 18(13), 2061-2078. doi: 10.18334/rp.18.13.38108. (In Russ.).
8. Ogneva, S. V., & Kuzmina, N. V. (2015). Problemy i perspektivy razvitiya turizma v promyshlennom regione (na pri-mere Permskogo kraya) [Problems and prospects of tourism development in an industrial region (on the example of the Perm Kray)]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 9(3), 51-62. (In Russ.).
9. Filipova, V. N. (2011). Osobennosti promyshlennogo turizma [Features of industrial tourism]. Vestnik Voronezhsk-ogo instituta vysokih tekhnologij [Bulletin of the Voronezh Institute of High Technologies], 8, 138-139. (In Russ.).
10. Shershov, D. A. (2018). Industrial'nyj turizm v Sverdlovskoj oblasti: klassifikaciya ob'ektov i potencial razvitiya [Industrial tourism in the Sverdlovsk region: classification of objects and development potential]. Turizm: tekhnologii & trendy [Tourism: technologies & trends]. Ekaterinburg, 172-185. (In Russ.).
11. Yashalova, N. N., Akimova, M. A., Ruban, D. A., Boyko, S. V., Usova, A. V., & Mustafaeva, E. R. K. (2017). Perspektivy regional'nogo razvitiya promyshlennogo turizma v svete analiza osnovnyh ekonomicheskih pokazatelej rossijskoj turindustrii [Prospects for the regional development of industrial tourism in the light of the analysis of the main economic indicators of the Russian tourism industry]. Ekonomicheskie isocia'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2(50), 195-213. doi: 10.15838/esc/2017.2.50.11. (In Russ.).
12. Frew, E. A. (2008). Industrial tourism theory and implemented strategies. Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research, 2, 27-42. doi: 10.1016/S1871-3173(08)02002-8.
13. Hospers, G. (2002). Industrial Heritage Tourism and Regional Restructuring in the European Union. European Planning Studies, 10(3), 397-404. doi: 10.1080/09654310220121112.
14. Otgaar, A. H. J., Van Den Berg, L., & Feng, R. X. (2010). Industrial tourism: opportunities for city and enterprise. London: Routledge.