Научная статья на тему 'Развитие производительных сил Российской Федерации: природно-ресурсные предпосылки'

Развитие производительных сил Российской Федерации: природно-ресурсные предпосылки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие производительных сил Российской Федерации: природно-ресурсные предпосылки»

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

А.А. вИНокуров, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве рФ

Российская Федерация, как страна в высокой степени обеспеченная всеми видами природных ресурсов, занимает исключительно выгодное экономико-географическое и геополитическое положение сразу в нескольких пространствах — от национального до экономического пространства стран СНГ, евразийского и мирового.

Потенциал ресурсной исключительности страны в немалой степени определяется положительными свойствами самого занимаемого Россией пространства — его общей величиной, одновременной повернутостью к динамичным рынкам ЕЭС, АТР, ближневосточному и другим. Немаловажное значение имеет наличие в стране ресурсного многообразия помимо ресурсов полезных ископаемых, заключающего в себе масштабность и высокую ценность земельного, водного и лесного фондов, отличающихся не только высокой потребительской стоимостью, но и экологической устойчивостью, характерной для обширных лесопокрытых территорий.

Отрицательные стороны российского пространства — экстремальное для ресурсного освоения северное положение значительных территорий, инфраструктурная неосвоенность восточных и северных регионов, диспропорции в локализации и концентрации важнейших ресурсов и недостаточная геологическая изученность минерально-сырьевой базы. Ресурсный потенциал России следует также оценивать исходя из соотношения с ресурсами других стран, с учетом складывающейся мировой рыночной конъюнктуры на их использование.

В современных условиях и на обозримую перспективу природно-ресурсные предпосылки экономического развития страны являются факторами необходимой конвертации реализуемой ценности природных богатств в финансирование реструктуризации производительных сил, в пользу перерабатывающих высокотехнологичных

и эффективных производств, отличающихся высоким уровнем добавленной стоимости, а также в финансирование и осуществление научных и социальных программ.

Масштабные задачи перераспределения природной ренты должны решаться путем проведения эффективной государственной природно-ресурс-ной и экологической политики, осуществляемой посредством реализации системы средне- и долгосрочных целевых программ, мероприятий и экономических механизмов по гарантированному обеспечению экономики Российской Федерации всеми видами природных ресурсов, в условиях сохранения устойчивости окружающей среды относительно результатов хозяйственной деятельности.

Конкретная стратегия природно-ресурсной политики заключается в следующих факторах:

1) в повышении эффективности природопользования;

2) в воспроизводстве и восстановлении нарушенных природных ресурсов;

3) в обеспечении максимальной защищенности окружающей среды и населения страны от любых видов негативного воздействия. Данная стратегия получила законодательное

и руководящее оформление в целом ряде принятых к настоящему времени законов и других государственных документов, важнейшие из которых:

• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.;

• Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 г.;

• Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997г.;

• Земельный кодекс Российской Федерации от 07.07.2003г.;

• Закон Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995г.;

• Основы государственной политики Российской Федерации в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 21.04.2003г.;

• Энергетическая стратегия РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства от 28.03.2003г.;

• Основные направления развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 31.07.2004г.;

• Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 годы, одобренная распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003г.;

• Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г.;

• Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г.;

• Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002г.

Следует отметить, что реальный перечень государственных актов, регламентирующих сферы природопользования в Российской Федерации, значительно шире приведенного, а большинство действующих законов и постановлений продолжает совершенствоваться в новых редакциях, учитывающих эколого-экономические реалии и изменения.

Использование минерально-сырьевой базы

Эффективность освоения минерально-сырьевого потенциала России на современном этапе зависит как от обеспеченности балансовыми запасами рыночно востребованных полезных ископаемых, так и от доходов добывающих отраслей, а также налогооблагаемой базы, сконцентрированной в отдельных производственных комплексах, главным образом в топливно-энергетическом и металлургическом, и в регионах концентрированного размещения последних.

По данным геологических исследований, в недрах Российской Федерации находится до 30% доказанных мировых запасов природного газа, 10% — нефти, 25% — рудных запасов никеля и 10% меди, в совокупности с другими ископаемыми обеспечивающих суммарные поступления в бюджет от минерального сырья в размере 1,4 трлн руб., что составляет свыше половины всех доходов федерального бюджета. Причем в 2004 г. до 300

Таблица 1

Стоимость экспорта из Российской Федерации ряда основных товаров, производимых в минерально-сырьевом комплексе

Виды товаров 1998 г. 2003 г.

Нефть сырая 10 254 38 816

Газ природный 14 683 (1996 г.) 19 981

Каменный уголь 655 1 731

Руды и концентраты: желез- 299 273

ные, медные и алюминиевые

Металлы, драгоценные камни 19 650 23 676

и изделия из них,

в том числе:

черные металлы 6 425 9 000

медь 881 662

никель необработанный 1 102 2 159

алюминий необработанный 3 788 3 336

Минеральные удобрения 449 498

Примечание: по данным таможенной статистики; в фактически действовавших ценах (млн дол. США)1.

млрд руб. федеральному бюджету обеспечивали поступления по сумме налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Остальное приходилось на таможенные пошлины, налог на прибыль, НДС, дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности, и доходы от реализации полезных ископаемых, исключительное право на добычу которых принадлежит государству.

Прослеживается концентрация 75% сбора НДПИ всего в трех субъектах Российской Федерации, в том числе свыше 51 и 6,4% — в специализирующихся на нефтедобыче Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Татарстан, 14,6% — в специализирующемся на газодобыче Ямало-Ненецком автономном округе.

Продукция минерально-сырьевого комплекса России также максимально сконцентрирована в отечественном экспорте, достигая 70% его общей величины, с удельным весом поставок на внешние рынки углеводородного сырья на уровне более 75%, руд черных и цветных металлов — около 25%.

Чрезмерная концентрация минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации в ограниченном числе топливных и металлургических отраслей и в еще более ограниченном количестве регионов и месторождений создает для страны вызывающую опасения ситуацию зависимости от мировой конъюнктуры на сырьевую продукцию и колебаний мировых цен на нее. Опасения

1 Газета «Природно-ресурсные ведомости», № 28 (275).

усугубляют прогнозы быстрого — от одного до нескольких десятилетий исчерпания важнейших экспортно-ориентированных углеводородных и рудно-металлических ресурсов и прежде всего их рентабельной для эксплуатации части.

Положительная сторона сохраняющегося приоритета сырьевого развития производительных сил страны заключается в уникальной возможности реализовать предпосылки для диверсификации отечественной экономики в условиях сохранения высоких цен на энергоресурсы. За счет «локомотивного» эффекта добывающих отраслей реально и необходимо в максимально сжатые сроки — не более 10 лет — обеспечить ускоренный рост производства перерабатывающих отраслей, начиная с производства горно-шахтного, бурового и энергетического оборудования, транспортного машиностроения — вплоть до программного обеспечения и робототехники, применяемой для подводной эксплуатации углеводородных ресурсов морского шельфа.

Продвижение позитивных тенденций развития минерально-сырьевого комплекса России сопряжено с необходимостью решения комплекса взаимосвязанных и объективных по своему выражению проблем, важнейшие из которых:

• отсутствие полной компенсации добычи полезных ископаемых приростом их запасов;

• недостаточный поисковый задел геологоразведочных работ;

• низкая инвестиционная привлекательность нераспределенного фонда запасов полезных ископаемых;

• недостаточная обеспеченность РФ отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов вследствие их естественной дефицитности либо нерентабельности добычи на территории страны;

• тенденции к переходу от разработки крупных месторождений полезных ископаемых к освоению средних и мелких.

Подходы к решению названных и смежных с ними проблем отражены в «Долгосрочной государственной программе изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья на период 2005-2020 гг.». Программа констатирует фактическое исчерпание задела разведанных запасов важнейших полезных ископаемых, унаследованного от советской эпохи. Так, если до 1992 г. объемы воспроизводства нефти превышали ее ежегодную добычу, то в 2004 г. до-

быча нефти в объеме 460 млн т лишь на одну треть компенсировалась приростом ее запасов — в объеме 150 млн т. Подобная ситуация наблюдается и в отношении природного газа, добыча которого в объеме 620 млрд м3 была в том же году компенсирована приростом запасов менее чем наполовину — в объеме 300 млрд м3.

При сохранении современного уровня отечественной нефтедобычи рентабельных эксплуатируемых запасов нефти хватит только до 2015 г. Обеспеченность газодобычи более высокая — со сроком исчерпания в пределах 50 лет.

Ожидаемые сроки исчерпания рентабельных запасов металлических руд и алмазов находятся в пределах 2007-2018 гг., в том числе:

• свинца — 2007 г.;

• цинка, рассыпного золота— 2011 г.;

• хромовых руд, алмазов — 2013 г.;

• коренного золота— 2015 г.;

• меди, никеля, вольфрама, молибдена — 2016 г.;

• платиноидов — 2018 г.

С учетом добычи полезных ископаемых в период до 2020 г. стабилизация либо прирост запасов относительно уровня 2003 г. прогнозируется только по ограниченному числу полезных ископаемых, в числе которых природный газ, угли, апатиты, молибден, калийные соли, золото коренное, алмазы и уран. По нефти, меди, никелю, бокситам, олову, цинку, россыпному золоту и железным рудам прогноз запасов на 2020 г. уступает уровню запасов 2003 г.

Не слишком благоприятным представляется также отношение прогнозных ресурсов полезных ископаемых к их балансовым запасам, характеризуемое как избыточное только для циркониевого и кварцевого сырья. Для других ресурсов такое отношение характеризуется как дефицитное, в частности, по таким стратегическим видам сырья, как никель (коэффициент 0,08), бокситы (0,24), медь (0,12), нефть (0,6), природный газ (0,7), угли (1,96).

Современная инвестиционная привлекательность в основном соответствует удельному весу распределенного среди недропользователей фонда запасов полезных ископаемых. Самой высокой привлекательностью для инвестиций отличаются полезные ископаемые с долей распределенного фонда 80-100%: нефть, природный газ, никель, алмазы, хромовые руды, значительно меньшей — угли, марганец, олово, цинк, свинец, медь, для которых доля распределенного фонда составляет 9-60%.

Рентабельность инвестиционно привлекательных добывающих отраслей может отличаться искусственно завышенными показателями. Это подтверждается данными академика Р. Нигмату-лина2 о средней рентабельности нефтяной отрасли в России на уровне 100% (по отношению прибыли к издержкам). Представляется, что такая ситуация создает препятствия притоку необходимых инвестиций в отрасли, не связанные с добычей углеводородного сырья.

Проблема недостаточной обеспеченности России отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов связана как с отсутствием на территории страны значительных доказанных запасов алюминиевого сырья (бокситов), марганцевых и урановых руд, так и с неосвоенностью имеющихся ресурсов и минимальной добычей руд: олова, свинца, хрома, титана.

Внутреннее потребление страны в настоящее время обеспечивается лишь частично: по свинцу, олову, бокситам и марганцевым рудам.

Недостающее сырье поступает в Россию из стран СНГ: свинец и хром из Казахстана, уран, титан и марганцевые руды из Украины, а также из стран дальнего зарубежья — бокситы из Гвинеи, олово из стран Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

Тенденции падения добычи на крупных, наиболее рентабельных месторождениях в наибольшей степени проявились в нефтегазовом комплексе, для которого характерна выработанность запасов в районах традиционного освоения: Северного Кавказа — 70-80%; Урало-Поволжья — 5070%; Западной Сибири — 45%.

В условиях вынужденного перехода на освоение средних и мелких месторождений углеводородов отмечено падение среднего по стране дебита нефтяных скважин — с 26 т/сутки в 1980-х годах до 8-10 т/сутки в начале 2000-х годов. Также в этот период средний коэффициент извлечения нефти снизился с 50% до менее чем 30%.

Импульс развитию добывающих отраслей топливно-энергетического и металлургического комплексов должно придать приоритетное освоение новых ресурсов на востоке страны, а также Европейском Севере.

Темпы роста добычи в РФ нефти и газа, определяемые Энергетической стратегией России, позволяют достигнуть к 2020 г. уровня добычи нефти и конденсата в объеме 520 млн т, свободного газа — 730 млрд м3 в основном за счет освоения перспек-

2 «Известия», № 203 от 09.11.2005 г.

тивных нефтяных и газовых месторождений в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, — Республике Саха (Якутия), в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также на шельфах Баренцева, Охотского и Каспийского морей.

Освоение углеводородной базы районов нового освоения связано с резким увеличением капитальных вложений и инвестиций в доразведку и подготовку запасов к промышленной добыче, а также в заново создаваемую производственную и транспортную инфраструктуру, включая прокладку стратегических экспортных нефтепроводов с выходом на побережье Баренцева и Японского морей, газопроводов — в Западную Европу и страны Восточной Азии.

Существенное увеличение инвестиций в экспортно- ориентированное нефтегазопромысловое и морское хозяйство в обозримой перспективе гарантировано сохранением высоких мировых цен и спроса на добываемое углеводородное сырье.

Высокие цены позволяют рассчитывать на привлечение и расчетную окупаемость инвестиций, превышающих 100 млрд дол., только для освоения и подготовки к эксплуатации морских месторождений нефти и газа, включая таких «гигантов», как Штокмановское газоконденсатное в Баренцевом море и Приразломное нефтяное — в Печорском море.

Однако в средне- и, тем более, долгосрочной перспективе следует задуматься о сохранении достаточно крупного резервного фонда перспективных углеводородных запасов для нужд будущих поколений россиян, имея в виду не только энергетическую, но и химическую составляющую этих ценнейших ресурсов для многопрофильных полимерных производств, и не только для них.

Прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья, могущие достигать на континентальном шельфе и побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов 100 млрд т условного топлива, в своей наиболее недоступной части — от Карского моря на западе до Берингова и Чукотского — на востоке Арктики, очевидно представляют из себя такую отложенную на десятилетия и столетия вперед ценность, которая будет востребована с развитием низкозатратных и одновременно высоких технологий нефте- и газодобычи, а также в условиях будущих структурных изменений в мировом топливно-энергетическом балансе в пользу водородного топлива, термоядерной и другой, пока еще нетрадиционной энергетики.

Сохранение в неприкосновенности собственных труднодоступных и «дорогостоящих» ресурсов должно компенсироваться решением стратегической государственной задачи по диверсификации источников получения минерального и топливного сырья за счет зарубежных стран, откуда целесообразно получать как дефицитные виды сырья — бокситы, олово и другое, так и сырье, поставляемое в Россию с суммарно меньшими издержками по сравнению с внутрироссийскими. Это могут быть, в частности, нефть и газ, получаемые из стран Центральной Азии и Азербайджана (СНГ) и Среднего Востока (Ирак, Иран). Экономико-политические условия таких внешних сырьевых поставок могут быть самыми разнообразными: концессия или совместная разработка запасов, импорт в счет погашения государственных долгов перед Россией, оплата внедряемых технологий и оборудования и т.д.

Целесообразно оптимизировать маршруты экспорта российских углеводородов. В европейской части страны несомненными выгодами обладает предложенный отечественными нефтяными компаниями проект экспортного нефтепровода Сургут — побережье Кольского полуострова, пропускная способность которого сможет достигать 50 и более млн тонн сырой нефти в год.

Преимущества данного проекта заключаются в кратчайшем расстоянии, отделяющем Сургут от Мурманска — около 2 тыс. км (в 1,2 раза меньшим, чем от Сургута до Санкт-Петербурга), а также в непосредственном выводе нефти к глубоководному незамерзающему порту, лишенному недостатков существующей Балтийской транспортной альтернативы. К числу последних следует отнести относительно низкую пропускную способность Финского залива и Датских проливов по условиям мелководности и узости судоходного фарватера, не допускающих использования для перевозки нефти крупнотоннажных танкеров, а также постоянно ужесточаемые экологические претензии балтийских стран.

На востоке страны продолжается проектирование нефтепровода по маршруту Западная Сибирь — Восточная Сибирь — Тихий океан пропускной способностью до 80 млн т. Рассматриваются также «китайский» вариант подачи 30 млн т нефти в расположенный на северо-востоке этой страны г. Дацин и вариант, предусматривающий оба направления (главную трассу в направлении к Находке и ветку из Забайкалья в сторону Китая). Реализация проекта по одному из вариантов будет

зависеть от политического решения руководства России, учитывающего окончательное подтверждение необходимых для осуществления проекта запасов нефти и инвестиционные предложения.

Данный проект представляется выгодным России как геополитически, обеспечивая исключительные позиции на динамичном энергетическом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для экономики регионов российского Дальнего Востока и Забайкалья, выполняя функции катализатора позитивных социально-экономических процессов: роста объемов производства и диверсификации отраслей промышленности, улучшения уровня жизни и занятости населения, а также демографической ситуации.

Заявка Китая на прокладку эксклюзивного нефтепровода из Забайкалья на его сопредельную территорию несмотря на экономическую привлекательность не представляется достаточно обоснованной в контексте значительно более широких региональных и даже глобальных интересов России, определяемых ее возросшим весом в мировом топливно-энергетическом комплексе. Трубопроводное ответвление в КНР от главного и приоритетного тихоокеанского направления транспортировки нефти видится наиболее оптимальным вариантом в случае доказательства ресурсной обеспеченности раздвоения нефтяной магистрали.

Выгоды экспорта нефти в Китай в любом случае можно приумножить, предложив восточному соседу продолжение на условиях международного консорциума планируемого нефтепровода от Забайкалья через г. Дацин — вплоть до побережья Желтого моря, расстояние до которого от российской территории (г. Иркутск) вдвое короче, чем до Японского моря в районе г. Находки. В качестве самостоятельного варианта стоило бы рассмотреть участие России в переработке нефти на территории северо-восточного Китая и в сооружении совместного экспортного нефтепродуктопровода в том же направлении.

Развитие газовой промышленности в России происходит в условиях складывающегося доминирующего положения нашей страны на рынках природного газа Восточной и Западной Европы, а также европейских стран СНГ. Такая исключительная, приближающаяся к монопольной, рыночная ситуация для России базируется на сверхконцентрации основных разведанных газовых запасов на севере Западной Сибири — 90% в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа. Эти

запасы в перспективе ближайшего десятилетия будут прирастать за счет доразведки и подготовки к эксплуатации дополнительных ресурсов природного газа на шельфе Баренцева моря, в частности Штокмановского месторождения, с доказанными запасами около 3 трлн м3 , а также расположенных в Ненецком автономном округе месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Стратегию будущего формирования газового хозяйства России, как представляется, важно целенаправленно и последовательно интегрировать в развитие топливно-энергетических комплексов стран ЕЭС, включающих как системы транспортировки газа — магистральные и распределительные, так и электроэнергетику — основного потребителя газового топлива.

Самые благоприятные предпосылки для формирования Единого энергетического пространства стран Европы, как можно с большой вероятностью предположить, сложатся после смычки магистральных газовых сетей севера и юга континента. Главными же «газовыми артериями», подпитывающими прогнозируемое Большое европейское кольцо, станут: на северо-западе континента — реализуемый в ближайшие годы трансбалтийский подводный газопровод из России в Германию, рассчитанный на ежегодную подачу до 55 км3 газа, на юго-востоке — уже действующий с

2003 г. газопровод «Голубой поток», проложенный по дну Черного моря от Краснодарского края в Турцию и рассчитанный на первоочередную подачу до 16 км 3 газа в год уже к 2007 г.

К 2010-2012 гг. реально следует ожидать подключение к европейскому кольцу с севера Шток-мановского и, возможно, других месторождений Баренцева моря, освоение которых планируется совместными усилиями России, Норвегии и других заинтересованных стран и транснациональных компаний. Нельзя также исключать выгодное по экономическим и политическим соображениям южное (через территории России и Турции) подключение к Газовому альянсу Европы части газовых ресурсов Казахстана (доказанные запасы — около 2 трлн м3), Туркменистана (около 3 трлн м3), Азербайджана и даже Ирана (23 трлн м3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае осуществления в первой четверти XXI столетия интернационального газового ме-гапроекта стран Европы при участии соседних азиатских стран Россия имеет все шансы стать главным диспетчером газового странового сообщества, а европейская часть Российской Федерации, расположенная в центре охватывающих ее с севера и юга газовых потоков, будет получать газ с самой высокой гарантией и наименьшими издержками.

(Продолжение следует)

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.