УДК 371.123
ББК 4489.51+4424(2)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Корнилова Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
DEVELOPMENT OF TEACHER’S PROFESSIONAL CAPACITY IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF ELEMENTARY COMPULSORY EDUCATION
L. Kornilova Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development
Рассмотрены требования к профессиональной подготовке учителей начальных классов в системе повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и пути реализации данных требований в рамках курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: образовательные стандарты, профессиональная компетентность, компетенция, повышение квалификации, непрерывное образование, педагог начальной школы, индивидуальные способности, самостоятельная деятельность, проектная деятельность.
The requirements to the vocational training of elementary school teachers in the system of further training in the institution of supplementary vocational education are reviewed. These requirements are described in the conditions of federal state educational standards implementing. The ways of these requirements implementation in the network of further training courses are presented.
Keywords: educational standards, professional competency, competence, further training, lifelong education, elementary school teacher, individual abilities, independent activity, design activity.
Примечательной особенностью нового стандарта начального общего образования является формулировка требований «к кадровому обеспечению учреждений начального общего образования», которые являются основой социального заказа в системе педагогического образования [2].
Учитель как личность - активно действующий субъект педагогического воздействия.
Успех его педагогической деятельности определяется такими характеристиками, как педагогические умения, способности, профессионально важные качества [3]. Успешность профес-
сиональной деятельности учителя во многом определяется уровнем развития педагогических компетенций. Педагогические компетенции представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют ин-дивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметнопрофессиональной компетенции.
Для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста, требуется высокая педагогическая квалификация: чем младше
Теория и методика профессионального образования
ученик, тем более необходим учитель-мастер. Именно учитель-мастер, в совершенстве владеющий методикой обучения, обладающий богатым арсеналом кинестических, тактильных средств взаимодействия и взаимоотношения, в состоянии установить комплекс делового, личностного и эмоционального общения. Что в целом и обеспечивает развитие субъектности ребенка и требует от педагога систематического повышения своей квалификации. Учителю следует самосовершенствоваться в собственной образованности. Он должен быть компетентен в технологии развивающих способов обучения и выступать организатором эффективной деятельности учащихся.
В условиях современной школы возникла необходимость изменения характера взаимодействий ученика и учителя, ведь каждый из них является уникальной личностью, способной к влиянию на окружающий мир и к саморегуляции [1]. Однако существует ряд причин субъективного и объективного характера, мешающих осуществлению этого процесса:
- укоренившиеся стереотипы построения взаимоотношений между учеником и учителем;
- репродуктивный характер передачи и усвоения знаний, нежелание и неумение участников образовательного процесса менять свое отношение к обучению;
- недостаточная заинтересованность участников образовательного процесса в процессе освоения знаний и т. д.
Важнейшим отличием федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования является реализация системно-деятельностного подхода, на основе которого у младших школьников формируются универсальные учебные действия и навыки работы с информацией. Важным стало признание каждого ребенка субъектом учебной деятельности.
Решение задачи подготовки современного учителя начальных классов к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта в школьной практике предполагает нацеленность на формирование профессиональной компетентности, включающей в себя сплав компетенций, которые являются продуктом интегрированного, развивающегося образования.
Главный показатель качества профессиональной подготовки - способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности, которая образуется из диалектиче-
ски связанных частей (знаний, структур, способов деятельности, личностных качеств). Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования расширяется самостоятельность и ответственность современного учителя. Каковы же показатели, критерии готовности педагога к работе по новым стандартам в современной начальной школе?
С одной стороны, для лучших учителей при любой системе обучения характерна рефлексия по поводу отношения с учащимися, осознание ими значимости и ценности доверительных отношений, понимание противоречивости и сложности становления отношений «учитель -ученик» как и всех других видов отношений («учитель - родитель», «учитель - педагогический коллектив»), возникающих в учебно-воспитательном процессе. С другой стороны, следует отметить, что для современного учителя становится характерным постоянное стремление к соответствию квалификационным требованиям, потребность в самореализации на новом, более высоком профессиональном уровне как необходимое условие сохранения и развития профессиональной компетентности и превращения её во внутреннюю характеристику личности профессионала [4].
Сегодня, на наш взгляд, приобретает новый статус самостоятельная работа слушателей курсов повышения квалификации, которая становится не просто значимой формой учебного процесса, а его основанием, и является эффективным средством организации самообразования и самовоспитания личности учителя и представляет собой отдельную компетенцию, связанную с системой других компетенций, формируемых в процессе профессиональной подготовки.
Для развития профессиональной компетентности самостоятельная работа имеет колоссальное значение, так как она способствует формированию следующих профессионально значимых умений: планирование
деятельности, постановка целей и определение задач работы, выявление трудностей и поиск путей их преодоления, рациональная организация учебной и внеучебной работы, распределение времени и т. д.
86
Вестник ЮУрГУ, № 36, 2010
Примерная структура плана урока
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Увеличение доли самостоятельной работы мы рассматриваем как обязательное условие обеспечения успеха в деле компетенции учителя начальных классов.
Одним из эффективных видов самостоятельной работы, на наш взгляд, является проектная деятельность - проект (лат. рго]есШз, брошенный вперёд) - план, замысел [5]. Проектная деятельность представляет собой развитие проблемного обучения, от которого она отличается тем, что имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичное предъявление. Цель проектной деятельности в системе повышения квалификации - создать условия, при которых педагоги:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;
- овладевают исследовательскими умениями;
- развивают системное мышление.
Одной из форм самостоятельной проектной работы мы предлагаем слушателям повышения квалификации в качестве эксперимента разработку плана современного урока, в ходе которого обеспечивается формирование не менее четырёх универсальных учебных действий по следующей схеме (см. таблицу)
При разработке проекта урока мы выделяем следующие стадии:
1. Разработка проектного задания (выбор темы урока, выделение структурных элементов этапов урока, целевое содержание).
2. Разработка этапов проекта урока.
3. Оформление результатов.
4. Презентация.
5. Рефлексия.
При анализе проектов конспектов особое внимание уделяется деятельности учащихся. Одно из важнейших требований к конспекту -деятельность ученика должна быть прописана более подробно, чем деятельность учителя
(анализ работ показывает, что на начальном этапе проектной деятельности учителя начальных классов больше внимания уделяют учебному материалу, но не деятельности ученика).
В ходе выполнения работы создается проект конспекта учебного занятия, в котором целеполагание строится с учетом планируемых результатов. Обязательным условием является включение учебных ситуаций, обеспечивающих формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Полученные результаты показывают эффективность данной деятельности. Разработанные учебные занятия помогают учителю осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Сегодня проектная деятельность особенно популярна потому, что даёт возможность нестандартно подойти к планированию урочной и внеурочной деятельности, что способствует развитию профессиональной компетентности педагога.
Литература
1. Гатаулина, О.И. Встречные усилия как путь к эффективному сотрудничеству в начальной школе: моногр. / О.И. Гатаулина. -Челябинск: Цицеро, 2009. - 156 с.
2. Кондаков, А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / А.М. Кондаков // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 7.
3. Мисаренко, Г. На пути к стандартам нового поколения / Г. Мисаренко // Сельская школа. - 2008. -№ 6. - С. 7.
4. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя: учеб. пособие для слушателей курсов проф. переподготовки и повышения квалиф. раб. образования / Д.Ф. Ильясов, О.А. Семиздралова, Л.Г. Мах-мутова, Л.А. Нижегородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 344 с.
5. Словарь иностранных слов. — 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.
Поступила в редакцию 15 июня 2010 г.