Д. А. МАХОТИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ! СООТНОШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ
УДК 378:001.891
Рассмотрена проблема взаимоувязывания требований профессиональных и образовательных стандартов. Проведенный автором аналт существующих требований к квалификации и компетенциям педагога показал, что требования образовательных стандартов к выпускнику педагогического вуза (бакалавру) не соответствуют требованиям профессионального сообщества к педагогу, в первую очередь в контексте npoфeccuoнaJlьнo важных качеств личности.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, прогрессиопалышя подготовка бакалавров в педагогической oojiacmu, требования к квалификации и компетенциям педагога.
The problems of linkage between the requirements of professional standards and educational standards are considered in the article. The author's analysis of the current requirements for the qualification and competence of the teacher has shown that the requirements of educational standards to the pedagogical institute graduate (BA) do not correspond to the requirements of the professional community to the teacher, especially in the context of professionally important qualities of a personality.
Key words: professional standards, federal state educational standard of higher education, professional training in teaching BA, requirements to the qualification and competence of the teacher.
Анализ соответствия требований профессиональных стандартов требованиям, заложенным в стандартах педагогического образования, необходимо проводить на основании следующих предположений:
• анализ ФГОС ВПО нового поколения по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психологопедагогическое образование», в соответствии с которыми в ближайшее время будет организована подготовка учителей и воспитателей;
• в процессе анализа будут учитываться квалификационные характеристики работников образования;
• для анализа соответствия требований профессионального стандарта требованиям государственных образовательных стандартов необходимо выделить обще-
педагогическую часть профессиональной подготовки будущих педагогов, которая и будет являться базой для сравнения.
Для проведения сравнительного анализа требований профессионального стандарта требованиям, заложенным в ФГОС ВПО нового поколения по направлениям подготовки «Педагогическое образования» и «Психолого-педагогическое образование», необходимо воспользоваться проектами профессиональных стандартов в педагогической области, описанных в методике оценки уровня квалификаций педагогических работников |1|, предложениях по созданию профессионального и образовательного стандартов [3, 6].
В основу этих проектов профессионального стандарта положен компетент-ностный подход к описанию и оценке профессиональной деятельности педа-
гога, определяющих в разрезе квалификационных уровней готовность к выполнению педагогической деятельности и успешность ее выполнения.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач, которые представлены следующими группами (кластерами): профессионально важ-
Описание класт
ные личностные качества педагога, информационная основа деятельности педагога, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, разработка программ деятельности и принятие педагогических решений, организация учебной деятельности. Данные кластеры компетенций раскрываются через следующие показатели (табл.1).
Таблица 1
юв компетенций
Наименование кластеров (групп) компетенций Описание компетенций но методике В.Д. Шадрикова Описание компетенций но методике ГБОУ ВПО МГПУ
1 2 3
1. Компетенции в области профессионально важных личностных качеств педагога ЭмпатшЧность и социорефлексия. Саморганизованность. Общая культура Влияние. Саморазвитие и самоорганизация. Взаимодействие
2. Компетенции в постановке целей и задач педагогической деятельности Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач Цели обучения формулирует только на уровне поурочного планирования, планов-конспектов урока, отдает приоритет учебным целям. Учитель ограничивается тем, что периодически спрашивает обучающихся о том, как они понимают цели и задачи урока. Руководствуется в своей деятельности целями, заданными в методических (инструктивных) материалах
3. Компетенции в обеспечении информационной основы деятельности педагога Компетентность в предмете преподавания. Компетентность в методах преподавания. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности Выражает на словах преданность целям учреждения и ценностям педагогической профессии. Знает теоретические основы своего предмета. Представляет роль и место предмета в системе школьного образования. Реатизует содержание обучения по соответствующим программам и учебникам. Ориентируется в том, какие методики преподавания применяются коллегами в учреждешш.
Продолжение табл. I
1 2 3
Владеет основами информационно-коммуникационных технолог™ и средствами визуатиза-ции учебных материалов в процессе преподавания своего предмета и эпизодически использует их в образовательном процессе. Вдеятелъности руководствуется правилами по охране труда и пожарной безопасности
4. Компетенции в разработке программ деятельности и принятии педагогических решений Умение выбирать и реализовывать типовые образовательные программы. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы. Умение принимать решения в педагогических ситуациях Составляет перспективное тематическое планирование на четверть, учебный год. Готовит планы-конспекты уроков по своему предмету. Проявляет желание участвовать в изменениях под воздействием администрации и коллег. Способен, взаимодействуя с коллегами, находить решения педагогических задач. Применяет в учебном процессе типовые (стандартные) задачи
5. Компетенции в области мотивации учебной деятельности Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех учебной деятельности. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации учащихся. Умение создавать условия для самомотивирования учащихся Знакомится с различными рекомендуемыми подходами к содержанию предмета, методами преподавания. Управляет учебным процессом на основе указаний. Работает над совершенствованием своих умений и навыков по методике преподавания предмета, осваивает современные педагогические технологии. Время от времени интересуется проблемами коллег. Четко выполняет должностные обязанности педагога (в своей предметной области)
6. Компетенции в организации учебной деятельности Умение устанавливать субъ-ект-субъектные отношения. Умение организовывать учебную деятельность учащихся. Умение реализовывать педагогическое оценивание Поддерживает ровные отношения не со всеми коллегами, учениками, родителями. Иногда в общении педагога с коллегами, родителями, учениками возникает непонимание или конфликтные ситуации.
Окончание табл. I
I 2 3
Требует от учащихся активного участия в работе на уроке (ответы на вопросы, выступления, игровые моменты). Использует традиционные формы и методы контроля. Соблюдает расписание и режим посещения занятий учащимися, иногда возникают проблемы с поддержанием дисциплины в классе
Примечание. В проекте стандарта ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический институт» приведено описание на трех квалификационных уровнях. В данной таблице описание компетенций приводится на пороговом (базовом) уровне.
Не останавливаясь на сравнении индикаторов в описанных моделях профессиональной деятельности педагога, проведем анализ требований в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-
псдагогичсскос образование». На первом этапе проведем сравнение характеристик профессиональной деятельности, заложенных в данных направлениях профессиональной подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики профессиональной деятельности
Характеристики профессиональной деятельности 050100 «Педагогическое образование» 050400 « Психолого-нсдагогическое образование»
I 2 3
Область профессиональной деятельности Образование. Социальная сфера. Культура Образование (общее, коррекционное, инклюзивное). Социальная сфера. Здравоохранение. Культура
Объекты профсссио-натъной деятельности Обучение. Воспитание. Развитие. Просвещение. Образовательные системы Обучение. Воспитание. Индивидуально-личностное развитие обучающихся. Здоровье обучающшея. Психолого-псдагогичсскос и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида. Социализации
Продолжение табл. 2
1 2 3
Виды профессиональной деятельности Педагоп 1ческая. Культурнопросветительская Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Психолого-псдагогичсскос сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовали. Соииально-псдагогичсская деятельность. Образовательная деятельность в дошкольном образовании. Образовательная деятельность на начальной ступени общего образования
Решаемые задачи профессиональной деятельности В области педагогической деятельности: • изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; • организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; • организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; • использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; Общие для всех видов профессиональной деятельности: • реализация на практике прав ребенка; • создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; • участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; • повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; • участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; • использование здоровьссбсрсга-ющих технологий в профессиональной деятельности; • использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
Окончание табл. 2
I 2 3
• осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры • систематическое повышение своего профессионального мастерства; • соблюдение норм профессиональной этики; • повышение собственного обще-культурного уровня; • соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В области образовательной деятельности в дошкольном образовании: • осуществление процесса обучения и воспитания в соотвст-ствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности; • создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям; • обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе; • работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в школе
Примечание. Анализ направления подготовки «Психолого-педагогичсскос образование» приводится в контексте описания требований к дошкольному образованию.
Сравнительный анализ характеристик профессиональной деятельности по данным направлениям подготовки показывает, что:
• предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами области профессиональной деятельности бакалавров по данным направлениям подготовки выходят за рам-
ки педагогической профессиональной деятельности, поэтому проследить соответствие требованиям профессионального стандарта педагога можно лишь в той части, которая относится к описанию профессионально-педагогических компетенций выпускника;
• объектами профессиональной деятельности бакалавра в любом случае яв-
ляются обучение и воспитание детей. В стандарте подготовки по направлению «Педагогическое образование» объектом также являются образовательные системы, что говорит о практикориентиро-ванности подготовки и ее ориентации на овладение выпускниками современными образо вател ьн ы ми тех ноло п I я м и;
• виды профессиональной деятельности в данных образовательных стандартах сформулированы разрозненно, что не позволяет вычленить основу для анализа педагогической деятельности, так как в образовательном стандарте по направлению «Психолого-педагогическое образование» выделяются психологопедагогическая и образовательная деятельность, имеющие свою специфику;
• анализ задач профессиональной деятельности позволяет выделить основные
из них, которые можно считать базовыми для педагогической деятельности:
— обучение и воспитание детей с использованием обоснованных (оптимальных) методов и форм;
— создание необходимой образовательной среды для обеспечения качества образования;
— осуществление профессионального роста, проектирование профессиональной карьеры.
На основании выделенных кластеров компетенций и их показателей, представленных в описанных выше моделях профессионального стандарта, проведем сравнительный анализ ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Педагогическое образование* и «Психолого-псдагогичсское образование» на соответствие их требованиям профессионального стандарта (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ ФГОС ВПО по направлениям подготовки
Наименование кластеров (групп) компетенций 050100 «Педагогическое образование» 050400 «Психолого-педагогическое образование»
1 2 3
1. Профессионатъно важные личностные качества педагога Готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5). Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7). Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информа-ЦШ1, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8). Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9). Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-З). Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7). Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).
Продолжение табл. 3
I 2 3
Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5) Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-Ю)
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности в области Отдельно сформулированных компетенций по постановке целей и задач педагогической области нет Отдельно сформулированных компетенций по постановке целей и задач педагогической области нет
3. Информационная основа деятельности педагога Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8). Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9). Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). Готов применять современные методики и тсх-нолопш, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2). Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспита-тсльном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7). Способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11). Готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4). Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4).
Окончание табл. 3
1 2 3
Способен понимать высокую социальную значимость профсс-сии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)
4. Разработка программ деятельности и принятие педагогических решети'! Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1). Значительно ниже требований профюссиона 1ьного стандарта Готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2). Значительно ниже требований профессионашюго стандарта
5. Мотивация учебной деятельности Факт и чески отсутствует как отдельная компетенция Способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3). Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОП К-1)
6. Организация учебной деятельности Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и про-фсссионатьного самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3). Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учсбно-воспи-тателъного процесса (ПК-4) Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3). Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5). Способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1). Способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодсйслыш со взрослыми и сверстниками (ПКД-5)
Проведенный сравнительный анализ требований к выпускникам по данным направлениям бакалавриата с требованиями профессионального стандарта (см. табл. I) позволяет сделать следующие выводы:
• Образовательные стандарты отражают требования к квалификации выпускников на качественно ином языке, чем профессиональные стандарты. Например, отсутствуют четкие формулировки, ряд формулировок отражает пороговый уровень требований профессионального стандарта, некоторые формулировки не дотягивают до требований профессионального стандарта (например, способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях), ряд требований можно признать избыточными, так как они соответствуют высшему уровню квалификации и не могут быть полностью сформированы в процессе получения высшего педагогического образования (это требования, в формулировках которых используется «способен применять современные», «способен эффективно организовывать» и пр.).
• Нарушения в сопряженности описания уровней профессиональной деятельности прослеживаются в образовательных стандартах прежде всего на уровне описания профессиональных компетенций. Например, одно из важных требований профессионального стандарта педагога связано с профессиональным развитием и совершенствованием профессионального мастерства. Данная задача сформулирована в анализируемых стандартах бакалавриата (см. табл. 2), но не находит отражения в профессиональных компетенциях (см. табл. 3).
• Акцент в образовательных стандартах (по отношению к профессиональному стандарту) сделан на компетенциях в обсспсчснш! информационной основы деятельности педагога и на компетенциях по организации учебной деятельности. Практически не представлены в требова-
ниях к результатам подготовки компетенции в области профессионально важных качеств (ПВК) личности педагога, что отражает естественную ограниченность традиционного академического образования по срокам и уровню практической подготовки по взаимодействию с разными субъектами, мотивации учебной деятельности, компетенции в области профессионально важных качеств личности, а также компетенции в сфере постановки целей и задач педагогической деятельности (последние вообще отсутствуют). Понятно, что последние компетенции в образовательных стандартах заложены в методике преподавания предметной области и в применении современных педагогических технологий, реализация которых без целеполагания невозможна. Но тогда подвергается сомнению группа компетенций, которая в профессиональном сообшсствс (в профессиональном стандарте) считается одной из основных. Следовательно, в процессе реализации образовательных стандартов отмеченные выше результаты (в области практических методических навыков) не будут являться приоритетными, как того требует педагогическая практика.
• Профессионально важные личностные качества вообще не являются предметом рассмотрения образовательных стандартов. Это стало логичным следствием длительной траектории профессионального развития педагогов-практиков, не реализуемой в условиях ограниченного по времени и по возможностям высшего образования.То же самое наблюдалась и в образовательных стандартах второго поколения. В целом это противоречит не только требованиям профессионального стандарта, но и логике реализации ком-петентностного подхода. Сложность реализации задачи по формированию личностных качеств связана еще и с разработкой адекватного оценочного инструментария, который мог бы эффективно использоваться на уровне вузовских образовательных программ.
• Такая же проблема существует с формулировкой в образовательных стандартах таких «более высоких» квалификационных требований, как разработка программ, методических и дидактических материалов, отражающих проектные компетенции педагога. В образовательных стандартах обязательным является только реализация образовательных программ и умение использовать готовые разработки, что противоречит требованиям профессионального стандарта.
• В других случаях в образовательном стандарте формулируются избыточные требования к выпускнику педагогического вуза, которых не может достичь студент, не имеющий реального опыта работы в образовательных учреждениях. В первую очередь это относится к базовым (поведенческим) компетенциям, связанным с организацией эффективного взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями, социальными партнерами, организацией сотрудничества с учащимися (кластер «межличностные отношения» в профессиональном стандарте педагога).
В целом нужно отметить, что образовательные стандарты по направлениям подготовки педагога-бакалавра не отвечают в полной мерс требованиям профессионального стандарта в силу ряда объективных причин:
• студенты педагогических вузов не имеют реального опыта практической педагогической деятельности и за время обучения в вузе лишены возможности приобрести практические навыки;
• требования к компетенциям в образовательных стандартах прописаны в большей степени не на основе профессионального стандарта, а на базе общих требований к квалификации выпускника с высшим образованием, а также на основе существующего разделения учебных циклов и дифференциации педагогической науки (последнее есть следствие традиционной структуры образовательных стандартов первого и второго поколений);
• к выпускнику вуза в первую очередь предъяаляются требования, соответствующие пороговой квалификации для должности учителя (воспитателя).На основе этого разрабатываются и оценочные средства для подтверждения достижения выпускником соответствующего квалификационного уровня (который нами был назван пороговым ). В то же время для стимулирования профессионального развития педагога в деятельности важно определить квалификационные уровни и требования более высокого уровня.
Проведенный анализ еще раз подтверждает необходимость использования в качестве основы для разработки системы оценки компетенций и квалификаций в педагогической области разработанных проектов профессиональных стандартов с обязательным учетом существующих образовательных стандартов по соответствующим видам профессиональной деятельности в части требований к педагогическим знаниям и способностям на базовом уровне (уровне выпускника педагогического вуза).
ЛИТЕРАТУРА
/. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М., 2010.
2. Приказ Минздравсощшзвития России от 26.08.2010 № 762 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования ”,
зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638
3. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога. М.: НИЦ «Инженер», 2007.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 « Психолого-педагогическое образование» (квантификация (степень) «бакалавр»).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессио-
налыюго образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
6. Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетент-ностного подхода // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 6 (июнь).
Т.В. ТИМОФЕЕВ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовки СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ТУРОПЕРЕЙТИНГА
УДК 378:001.891
Проводится анализ состояния профессиональной подготовки выпускников туристского вуза в сфере туроперейтинга. Рассматриваются условия этого анализа и условия, обусловливающие существующий уровень профессиональной подготовки.
Ключевые слова: ашыиз, профессиональная подготовка, туроперейтинг, туроператор, менеджмент, инновации, рецептивные туроператоры, инициативные туроператоры.
The article discusses the analysis and condition of professional training of specialists in tour operating sphere. The external conditions of such analysis are given.
Key words: analysis, professional training, tour operating, tour operator, management, innovations, receptive tour operators, initiative tour operators.
По мнению руководителей туроператорских фирм выездного туризма и профессионалов выездного туроперейтинга, современное профессиональное туристское образование вообще и подготовка специалистов в туристском вузе в частности имеют ряд недостатков, главный из которых — недостаточная ориентированность на практику. Болес того, руководители, владельцы и топ-мснсджмснт большинства туроператоров зачастую не рассматривают профессиональное туристское образование как инструмент подготовки высококвалифицированных кадров, предпочитая удовлетворять потребность в них за счет специалистов, получивших образование в других областях.
Среди руководителей, владельцев, топ-менеджеров и менеджеров среднего звена туроператорских фирм крайне мало (а в большинстве фирм вообще нет) специалистов, получивших туристское образование. Дело заключается в том, что данные специалисты в большинстве случаев не видят необходимости получать образование в туристском вузе. По устоявшемуся мнению в среде профессионалов туроперейтинга, туристский вуз и туристское профессиональное образование вообще не могут служить фактором повышения их квалификации. Эго обусловлено рядом причин.
Во-первых, причиной недоверия к профессиональной подготовке в сфере туроперейтинга является то обстоя-