Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности учителя физической культуры'

Развитие профессиональной компетентности учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER COMPETENCE / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONALISM / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинов Заур Мугутдинович

В статье рассматривают индивидуально-личностные качества учителя физической культуры в управленческой сфере, в основе которых лежат проектно-прогностическая, мотивационно-познавательная, организационная и коммуникативно-информационная функции. В статье анализируются профессионально важные личностные качества учителя физической культуры, среди которых: способность к рефлексии, проблемному мышлению, предвидению ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений, способность к оперативной их корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багаутдинов Заур Мугутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of physical training teacher professional competence

Individual and personal qualities in the field of management of the teacher of Physical Training, including predictive design, motivational, cognitive, organizational and communication and information functions, are discussed. Professionally important personal qualities of the teacher of physical training, including capacity for reflection, problematic thinking, foresight of immediate and remote consequences of decisions and the ability to rapidly adjust them, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности учителя физической культуры»

References

1. Galaktionova T.G. Pedagogy of reading. Actual problems of research. Chtenie i gramotnost v obrazovaniiil culture. Po itogam desiatiletiagramotnosi v OON. M.: 2012. Kanon, 2012. P. 91-94. [in Russian].

2. Galaktionova T.G. Reading as a way to meet actual cultural needs. Na putiakh k novoi shkole. 2012. № 2. P. 65-69. [in Russian].

3. Tabakoglu A. Family in the Ottoman society, a Turkish family in the process of socio-cultural change Aile ve toplum. Aralik, 1992. P. 84-88. [in Turkish].

4. Ozbilgen E. All aspects of Ottoman history. Istanbul: Trail Puplications, 2007. [in Turkish].

5. Ortayli I. Family in Ottoman society. istanbul, iz yayincilik, 2013. [in Turkish].

6. Canan I. Education in the family and school, according to the prophet Muhammad. istanbul, Cihan yayinlari, 1983. [in Turkish].

7. Urguplu, Ahmed. A ceremony in the Ottoman Empire: Amen Regiment. Sizinti, Eylul 2011. P. 18-20. [in Turkish].

8. Children's Literature. [electronic resource]: http://www.turkceciler.com/cocuk_edebiyati.html [in Turkish].

9. Literature and Education of Children in terms 'Hayriyye'. [electronic resource]: http://dergipark.ulakbim.gov. tr/gefad/article/view/5000078421/5000072642. [in Turkish].

10. Merich N. Change in daily life in the Ottoman Empire (1894-1927). Merig. istanbul, Kapi yayinlari, 2007. [in Turkish].

11. Akyuz Yahya. Opinions regarding the responsibilities of family education in the Tanzimatperiod: Encyclopedia of Turkish family. Ankara, 1991. V. 2. [in Turkish].

Сведения об авторе: Алтыкат Бюшра,

аспирант, кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента филологического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург Ктай: altikatbusra@gmail.com

Information about the author: Altikat Busra,

Post graduate student Faculty of Philology, Department of philological continuous education and educational management,

Saint Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: altikatbusra@gmail.com

.0

о

О Ф T

УДК 378 ББК 74.48

З.М. Багаутдинов

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривают индивидуально-личностные качества учителя физической культуры в управленческой сфере, в основе которых лежат проектно-прогностическая, мотивационно-познавательная, организационная и коммуникативно-информационная функции. В статье анализируются профессионально важные личностные качества учителя физической культуры, среди которых: способность к рефлексии, проблемному мышлению, предвидению ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений, способность к оперативной их корректировке.

Ключевые слова: учитель, компетентность, физическая культура, профессиональная компетентность, профессионализм, деятельность.

Z.M. Bagautdinov

DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING TEACHER PROFESSIONAL COMPETENCE

Individual and personal qualities in the field of management of the teacher of Physical Training, including predictive design, motivational, cognitive, organizational and communication and information functions, are discussed. Professionally important personal qualities of the teacher of physical training, including capacity for reflection, problematic thinking, foresight of immediate and remote consequences of decisions and the ability to rapidly adjust them, are analyzed.

Key words: teacher competence, physical training, professional competence, professionalism, activity.

m о

X S

F

го го ш

со

Управление рассматривается как осуществление воздействий, направленных на поддержание или улучшение функционирования какой-либо системы, а в физической культуре - как целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта на объект, с постоянной коррекцией изменений, происходящих в нем. При этом корректировка предполагает не подавление, а максимально возможный учет текущих изменений, направленных на их к достижению полезного результата. Следовательно, для развития профессионализма учителя физической культуры, важно учесть системную природу физической культуры обслуживающей интересы в части совершенствовании качеств и свойств, гармонизации физического и духовного состояния.

С этих позиций развитие профессиональной компетентности учителя физической культуры основывается на теории систем и системных принципах управления. При этом методологический принцип исследования в современной теории и методике физического воспитания стал применяться с конца 70-х годов ХХ века, в рамках которой деятельность представляет собой динамическую систему, с постоянно меняющимися параметрами, с четкой и отчетливой мотивировкой. Утрата мотивации превращает деятельность в простое действие [3; 4].

С учетом описанного выше можно сказать, что деятельностный подход характеризует постоянная опора на потребности, мотивации, интересы как

триединую психофизиологическую и взаимосвязанную (прямыми и обратными связями) основу. При этом тенденция к сохранению мотиваций в деятельност-ном подходе имеет две взаимосвязанные стороны:

1) первая, отражает динамическую устойчивость мотиваций;

2) вторая - консервативность, жесткость (ригидность) мотиваций, описание которых не может не отразиться на субъекте деятельности, поскольку он может стать слепым исполнителем, с жестко фиксированными установками, мотивациями программы действий.

Деятельностный анализ установки на конечный результат привел к появлению гипотезы об иерархической природе как механизма стабилизации мотивов поведения, в которой следует выделить, по крайней мере, три структурных уровня деятельности: смысловой, целевой и операциональный. При этом стабилизирующий механизм установки на выделенные структурные элементы деятельности, безусловно, рассматривается как положительный, несмотря на то, что в деятельностном подходе нужно опираться прежде всего на динамичность этих структурных элементов.

В эталонную (успешную) модель специалиста-профессионала входят научно обоснованные нормативы и требования к содержанию профессиональной деятельности и качествам личности, которые позволяют успешно выполнять профессиональные обязанности, которые также имеют две близких по смыслу содержательных стороны:

1) во-первых, это совокупность качеств человека, приобретаемых в ходе профессиональной деятельности (нормативный профессионализм);

2) во-вторых, это внутреннее содержание личности профессионала, у которого набор профессиональных качеств стал содержательной частью его личности.

Близко к реальному профессионализму также содержание профессиональной компетентности, хотя оно уже по смыслу, в связи с чем можно говорить о социальной, личной, индивидуальной, профессиональной компетентности.

Согласно представлениям А.К. Марковой, в профессиональной компетентности наиболее значимыми элементами являются профессиональная деятельность и профессиональное общение. Профессиональная деятельность учителя физической культуры складывается из узко определенной специализации в обширном образовательном пространстве, профессионального мастерства и профессионального сознания, позволяющих добиться полезного результата при оптимальных психо-эмоциональных и физиологических тратах [5].

Профессиональное общение учителя физической культуры представляет собой коммуникативную составляющую компетентности, включающую овладение нормами делового общения, характерными для избранного вида профессиональной деятельности (например, тренера восточных единоборств - знание специфической терминологии, иногда не имеющей аналогов в русском языке), умение вступать в деловые контакты и сотрудничество, вызывать интерес к своему делу, обеспечивая конкурентоспособность на рынке труда.

С учетом сказанного личностная профессиональная компетентность представляет собой выраженную профессиональную мотивацию, позитивную профессиональную «я-самость» (самостоятельность в решении профессиональных вопросов), духовную связь с профессией (профессиональный долг, насыщение нравственными ценностями профессии). Кроме того, личностная компетентность дополняется индивидуальной, т.е. пре-

ломляется через характер индивида, его склонности, привычки, морфо-функциональный статус [1].

Следовательно, индивидуально-личностные качества в управленческой сфере преломляются через основные функции руководителя, отвечающего современным представлениям и потребностям социума, где представлены:

1) проектно-прогностическая - определение основных направлений динамики развития управляемой системы, отвечающих потребностям общества, развивающегося в направлении движения к цивилизованному рынку;

2) мотивационно-познаватльная - стимулирование эффективной деятельности объектов управления, повышение их познавательной активности, стремления к получению новых, знаний в профессиональной сфере;

3) организационная - целеустремленная деятельность, обеспечивающая решение управленческих задач;

4) коммуникативно-информационная -структурирование и сохранение коммуникационных связей, преобразование и направление сотрудникам необходимой информации.

В каждой из приведенных функций профессионала отмечают индивидуально-личностный стиль деятельности, где деловые качества специалиста можно условно отнести в первую группу профессионально важных качеств, а во вторую (точнее, во вторую половину) войдут индивидуально-личностные качества. Среди профессионально важных личностных качеств учителя физической культуры нами особо выделяется способность к рефлексии, проблемному мышлению, предвидению ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений, способность к оперативной их корректировке, если к достижению прогнозируемого результата они не приводят.

Учитель физической культуры рассматривается как постоянно самовозрастающая личностная величина в лидерстве, в способности к выбору оптимальных вариантов отношений с сотрудниками, к разрешению конфликтов, в спокойном отношении к компромиссам, при неу-

.0

.0

о ¡£

о ф

т

к ^

ф

I-^

т >

Ь

0

1

н

X

ф

н ф

с

о

о

X

.0 ц

га

X

о ^

о

о ф

■&

о ^

с

ш о

X

Е? >

го го ш

со

клонном целеположенном стремлении к достижению полезного результата [2].

Индивидуально-личностные качества проявляются в особенностях делового общения, в форе критики сотрудников (критика-похвала, критика-надежда, критика-озабоченность, критика-предупреждение о несоответствии должности). Критика-разнос, также как и выраженный авторитаризм в руководстве не пользуются признанием в современном педагогическом менеджменте. Напротив, опора на коллективное творчество сотрудников, их участие в решении проблем управления, открытость для подчиненных, забота о продвижении их по служебной лестнице - наиболее предпочтительные особенности стиля современного управленца профессионала.

Содержательный компонент включает всебяинформационно-аналитический, организационно-исполнительный, нормативно-распределительный и про-фессионально-интегративный блоки, которые реализуются в рамках учебного плана курсовой подготовки, где тематика лекций, семинарских и практических занятий послевузовской (ФПК, ИПК, курсы повышения квалификации) подготовки предусматривает овладение соответ-свующими блоками профессиональной деятельности. В рамках стимулирующе-мотивационного компонента профессионализма предусматривалось развитие познавательной активности слушателей, стимулирование успешных действий в приобретении профессиональных навыков. В операционально-деятельностном блоке предусматривалось систематическое повышение уровня профессиональной компетентности в образовательной сфере, овладение приемами и формами инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

На заключительном этапе обучения знания и умения, обязательные для специалиста-профессионала в сфере физической культуры, оценивались на основе анкетирования и экспертной оценки результатов тестирования. Нами разработан алгоритм конструирования профессиональной компетентности специалистов управления в сфере физической

культуры. В профессиональной компетентности специалиста можно выделить следующие элементы:

• специальная деятельностная компетентность;

• социально-коммуникативная компетентность;

• личностная компетентность;

• индивидуальная компетентность.

Целостное профессиональное саморазвитие, автономность педагогической деятельности и принятие управленческих решений выступают в этом ряду как качества профессионала, в котором интегрированы специальные виды компетентности. При этом методические предпосылки (координаты) повышения профессионального уровня специалиста физической культуры разрабатывались на основе положений об основных направлениях повышения профессиональной компетентности специалиста, работавшего в системе физкультурного образования. Развитие профессионализма специалиста в сфере физической культуры включает в себя программно-целевой, стимулирующе-мотивационный, диагностический и прогностический компоненты, на основе которых формируется содержательный и операционально-дея-тельностный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержательные компоненты, в свою очередь, состоят из нескольких блоков (модулей), которые отражают конкретные, существенные стороны содержания профессионализма специалистов сферы управления физической культурой и спортом. Первый модуль -информационно-аналитический. В нем сгруппированы личностные качества и профессиональная деятельность, обеспечивающие расширение компетентности за счет накопления новой информации, анализа и критического переосмысливания инновационных проектов. В проектно-прогностический модуль вошли элементы концептуальной модели, связанные с проектированием и прогнозом профессионального роста специалиста. Нормативно-распределительный модуль включает в себя виды профессиональной деятельности регламентированной нормативными актами и инструкциями. Модуль

профессиональной компетентности объединяет качества профессионала, связанные с его исполнительными функциями.

Организационно-исполнительный модуль объединяет все виды деятельности, относящиеся к сфере организации и управления образовательным процессом, интегрированные формы профессиональной деятельности, с преимуще-

ственной опорой на личностные качества. На основе концептуальной модели развития профессионализма специалистов сферы управления физической культурой и спортом нами разрабатывалась методика индивидуализации развития профессионализма на курсах повышения квалификации и в послекурсовой период.

Библиографическийсписок

1. Ангеловский, А.А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) [Текст] / А.А. Ангеловский // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. - С. 7-13.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Гаджиев, Р.Д. Модель формирования технологической компетенции будущего учителя [Текст] / Р.Д. Гаджиев, М.К. Билалов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014.- № 1.- С. 105-110.

5. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст]: кн. для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

Referenas

1. Angelovski A.A. Professional competence as a prerequisite for professional (psychological and ac-meological analysis). Aktualnyieproblemy sovremennoipedagogiki. Ufa. 2011. P. 7-13. [in Russian].

2. Ashmarin B.A. Theory and methods of educational research in physical education. Guide for students and the teacher. M.: Fizkultura i sport, 1978. [in Russian].

3. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competence model: from the idea to the educational program. M.: Peda-gogika, 2003. № 10. P. 8-14. [in Russian].

4. Gadzhiev R.D., Bilalov M.K. The model of formation of technological XYZ competence of the future teacher. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo Universiteta imeni N.A, Nekrasova. Kostroma. 2014. №1. P. 105110. [in Russian].

5. Markov A.K. Psychology of teaching. M.: Prosveshchenie, 1993. [in Russian].

Сведения об авторе: Багаутдинов Заур Мугутдинович,

ст. преподаватель, кафедра физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала.

&mail^: Bagaydinov@mail.ru

Information about the author: Bagautdinov Zaur Mugutdinovich,

Senior lecturer,

Department of Physical Training. Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala, Russia. E-mail: Bagaydinov@mail.ru

.a

.0

о

О Ф т

к ф

IS

т >

s

ь

о

X IX

ф

I-

ф

с

s о

О X .0

га х о s

о

о ф

-&

о с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.