Научная статья на тему 'Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения'

Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1237
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / THE PERSON OF THE STUDENT-PSYCHOLOGIST / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Людмила Юрьевна

В статье освещается актуальность изучения профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения. Представлен анализ данных качеств на основе проведенного психолого-педагогического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of professionally important qualities of students-psychologists in the course of professional training

In article the urgency of studying of professionally important qualities of students-psychologists in the course of vocational training is shined. The analysis of the given qualities on the basis of the conducted psihologo-pedagogical research is presented

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения»

И последний компонент - это психомоторика - механизм действия тела человека и искусство его регуляции, проще говоря, точность движений и действий. Про такого человека говорят: «У него золотые руки», а еще говорят: «Талантливый человек талантлив во всем», по большей части из-за хорошо развитой психомоторики. Психомоторика, по мнению В.В. Клименко, - живая система. В ее состав входят такие относительно самостоятельные, но специализированные функции, как произвольные моторные, сенсомоторные и идеомоторные процессы. Психомоторика означает и умения, мастерство, эстетичность действий, скорость, точность, целесообразность реагирования в ситуациях опасности.

Таким образом, мы видим, что работа психолога должна быть направлена на использование внутренних резервов самого клиента в оказании ему помощи в жизненном творчестве. Кроме этого, можно предложить клиентам работу с дневником, в котором будет вестись тщательная рефлексия каждой встречи. Активизация рефлексивных

процессов клиента-жертвы - одна из основных задач психологической помощи. Неслучайно многие психологи отмечают ведение дневника как наиболее эффективный способ работы над собой. Дневник часто является единственным молчаливым другом и всегда верным союзником, он позволяет взглянуть на события критически, разрядить накалившуюся обстановку, помогает запечатлеть интересные события жизни и т.д.8

Подводя итоги, можно сказать, что работа по психологическому сопровождению клиентов с поведением жертвы - целостная система, «живой» процесс. В ее основе лежит изменение установки жертвы с опорой на созидательный, творческий потенциал самого клиента, слаженную работу всех компонентов его механизма таланта. Та особая изобретательность, то творчество, те таланты, которые клиент с установкой на поведение жертвы использовал для манипуляций с целью получения поддержки, внимания, любви, определенной выгоды, постепенно переходят в конструктивное русло.

Примечания

1 См.: ЛеонтьевД.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // I Всероссийская науч.-прак-тич. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщ. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. М., 2001. С. 100-109.

2 См.: АлександроваЛ.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сб. науч. тр. Вып.2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. Кемерово, 2004. С. 82-90.

3 См.: Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ / Пер. И. Авидон, А. Батустин, П. Румянцева. СПб., 2002.

4 См.: Леонтьев Д.А. Рассказанова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

5 См.: ИльинскийИ.М. Образование. Молодежь. Человек: статьи, интервью, выступления. М., 2006.

6 См.: Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996.

7 См.: Леонов А.А., Лебедев В.И. «Публичность» как экстремальный фактор групповой изоляции // Психические состояния. СПб., 2000.

8 Одинцова М.А. Я - целый мир: Программа развития личности подростков и юношества: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.

УДК 316.37

Л.Ю. ФОМИНА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: Lufom@mail.ru

Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения

В статье раскрыта актуальность изучения профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения. Представлен анализ данных качеств на основе проведенного психолого-педагогического исследования.

Ключевые слова: личность студента-психолога, профессионально важные качества, образовательный процесс.

© Л.Ю. Фомина, 2009

L.Y FOMINA

The features of professionally important qualities of students-psychologists in the course of professional training

At experiencing of difficult vital situations a man often emerge on a surface setting of victim. Installation on behavior of a victiln article the urgency of studying of professionally important qualities of students-psychologists in the course of vocational training is shined. The analysis of the given qualities on the basis of the conducted psyhologo-pedagogical research is presented.

Key words: person of the student-psychologist, professionally important qualities, educational process.

Настоящее время характеризуется резкими изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей. Это не могло не отразиться на судьбе психологической науки. Сегодня она имеет, по крайней мере, две тенденции развития. Во-первых, как отмечает B.B. Рубцов1, психологическая наука становится неотъемлемой составляющей современной социальной практики, ее системообразующим ядром. Ведь трудно сегодня представить себе какую-либо область деятельности, которая не включала бы в качестве активного ее участника профессионального психолога. Во-вторых, психологическая наука перестала быть в основе своей самодостаточной системой научного знания и теперь является практико-ориентированной. Социальная практика, требуя новых подходов к решению фундаментальных проблем и задач, не удовлетворяется существующими психологическими теориями и концепциями. Дальнейшее существование и развитие психологии во многом предопределено значительной долей прикладных разработок. По образному выражению A.B. Петровского2, теория является «умственными очками» и способна дать верную картину действительности. Однако теоретические обобщения должны соотноситься с эмпирическими данными, результатами наблюдений и экспериментов, требующих прямого контакта с изучаемыми и исследуемыми объектами.

Закономерным следствием возросшего общественного интереса к психологии стало изменение характера функций психолога. Если в начале XX в. они были связаны с социальными задачами максимального использования ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности - человек должен был хорошо работать и хорошо учиться, - то функции современного психолога связаны со стремлением общества оптимально реализовать потенциальные возможности человека как в сфере его профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Академическое университетское образование, которое по большей части получали студенты-психологи до конца 1980-х гг., не удовлетворяло запросам реальной жизни, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных проблем.

В связи с резко возросшим спросом на педагогов-психологов произошли заметные качественные и количественные изменения в психологическом образовании. Многие учебные заведения России стали интенсивно осуществлять подготовку специалистов-психологов, но считать эту проблему до конца решенной нельзя. Не все психологи способны справиться с поставленными перед ними задачами, что, в конечном итоге, отражается как на духовном, так и на материальном состоянии общества. В связи с этим определение оптимальных путей профессиональной подготовки квалифицированных психологов является на современном этапе актуальной задачей.

По мнению Г.С. Абрамовой3, А.Ф. Бонда-ренко4, И.В. Дубровиной5, Е.С. Романовой6, профессия психолога является одной из наиболее сложных, так как его деятельность многогранна по своему содержанию, профессиональные функции поливариантны и направлены на решение разнообразных задач, стоящих перед службами психологической помощи.

Основной акцент в процессе обучения психолога должен быть сделан на развитии таких профессиональных качеств, которые помогают быстро обучаться и эффективно выполнять профессиональные функции.

Проблема формирования профессионально важных качеств входит в круг проблем психологии личности, педагогической психологии, акмеологии, дифференциальной психологии, психологии труда, психологии кадрового менеджмента и других отраслей этой науки. Исследованиями в данном направлении занимались такие ученые, как Б.П. Барха-

ев, А.А. Деркач, К.М. Гуревич, Т.А. Казанцева, Е.А. Климов, А.И. Красило, А.П. Новгородцев, В.Э. Пахальян, Н.С. Пряжников, М.А. Степанова и др.

Существуют различные классификации этих качеств. В них включают определенные антропометрические и биомедицинские характеристики, например психические свойства, специальные способности, умения, темперамент, характер, социальные установки человека и пр. Часто структура профессионально важных качеств рассматривается в соответствии с двумя сферами психики - интеллектуальной и личностной.

По мнению К.М. Гуревича7, диагностика интеллектуальных качеств предполагает оценку по следующим параметрам: 1) отдельные психические функции: сенсорика, моторика, восприятие, память, мышление, речь, воображение; 2) осведомленность; 3) обученность; 4) обучаемость. В свою очередь, диагностика профессионально важных качеств предусматривает определение: 1) уровня развития мотивации; 2) свойств, характеризующих эмоциональную сферу; 3) особенностей рефлексии; 4) коммуникативных качеств.

Е.А. Климов, М.А. Степанова, Т.А. Казанцева считают, что профессионально важные качества можно разделить на следующие:

- интегральные психические (интеллектуальные) свойства личности (внимание, память, мышление и др.);

- психологические характеристики личностной сферы;

- психологические характеристики де-ятельностной сферы.

В результате изучения психологической литературы по проблеме профессионализма нами выявлены и систематизированы профессионально важные качества психолога: интеллектуальные способности, ответственность и направленность личности на объект, процесс и результат деятельности, просоци-альная профессиональная мотивация, эмоциональная устойчивость, эмпатия и коммуникативная толерантность.

Теоретический анализ проблемыизучения профессионально важных качеств психолога (Н.А. Аминов, А.А. Бодалев, М.В. Молоканов, Д.В. Оборина, К.А. Рамуль, Е.С. Романова, Е.В. Шатилова и др.) показал, что в современной психологии недостаточно экспериментальных исследований, направленных на диагностику и формирование у будущих пси-

хологов этих качеств в условиях обучения в вузе.

Наше эмпирическое исследование посвящено комплексной диагностике и изучению динамики развития профессионально важных качеств будущих психологов в процессе обучения в вузе. Экспериментальной базой явился факультет психологии, педагогики и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета. В выборочную совокупность вошли студенты, очно обучающиеся по специальности «Психология и педагогика».

По нашему мнению, одним из критериев эффективности подготовки психолога в вузе будет выступать степень развивающего воздействия образовательного процесса на профессионально важные качества студента, поэтому содержание образовательного процесса в вузе должно реализоваться на основе рационального использования развивающих методов обучения и своевременной коррекции развития профессиональных качеств с учетом результатов их систематической диагностики.

При проведении диагностической работы нами был использован ряд методик, в частности, для изучения интеллектуальной сферы - стандартизированный комплекс из 14 методик экспресс-диагностики познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), разработанный В.П. Озеровым и О.В. Соловьевой на базе Северо-Кавказской лаборатории диагностики и формирования способностей учащейся молодежи. Профессионально важные качества, характеризующие личностную сферу, изучались с помощью методик «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, «Определение направленности личности», «Изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности», «Определение нервно-психической (эмоциональной) устойчивости». Для изучения качеств, характеризующих коммуникативную сферу, использованы методики «Исследование эмоциональной отзывчивости» и «Диагностика коммуникативной установки». После проведенной диагностики мы подвергли полученные данные математико-статистическому анализу, что позволило сделать следующие выводы.

В процессе обучения наблюдается положительная динамика в развитии интеллектуальных профессионально важных качеств: восприятия, внимания, памяти, мышления,

воображения студентов-психологов от первого курса к последнему (прирост в показателях от 1 к 5 курсу составляет от 12,1% до 32,1%). К окончанию обучения интеллектуальные процессы у студентов характеризуются оптимальным уровнем для осуществления профессиональной психологической деятельности.

За период учебно-профессиональной деятельности происходит изменение типа локализации контроля на разных этапах, и к концу обучения у большинства студентов преобладающим становится интернальный тип (66,5% в группе выпускников), что говорит о высокой ответственности будущих психологов, в том числе и за процесс и результат своей деятельности.

Под влиянием профессионального обучения наблюдаются положительные изменения в направленности личности студентов, и к окончанию у большинства преобладает оптимальная направленность - на «дело» (57,2%). Направленность «общение» составляет 28,8%, «на себя» 14%.

Среди ведущих мотивов профессиональной деятельности возрастает значение социальной значимости труда, профессионального мастерства и снижается - мотивов самоутверждения в труде и собственного труда.

По мере вхождения в профессиональную деятельность уровень нервно-психической устойчивости будущих психологов повышается от 4,1 балла до 6,8 балла (прирост в показателях составляет от 11,8% до 53,2%), наблюдаются постепенный рост эмпатических тенденций (на 25,2%) и достижение их высокого уровня (30,1 балла из 33 возможных).

Коммуникативная толерантность исследована нами по следующим показателям: 1) неприятие или непонимание индивидуальности другого человека; 2) использование себя в качестве эталона при оценке других; 3) категоричность или консерватизм в оценках людей; 4) неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров; 5) стремление переделать, перевоспитать партнеров; 6) выпол-

нение задачи - сделать партнера удобным для себя; 7) неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности; 8) нетерпимость к физическим или психологическим особенностям партнера; 9) неумение приспосабливаться к партнерам.

У студентов 1-3 курсов выявлена наиболее низкая толерантность по трем из девяти компонентов: слабо развито умение прощать другому ошибки, неловкость и непреднамеренно причиненные неприятности; отмечается стремления переделать, перевоспитать, подогнать партнера под себя, сделать его удобным. На 1 и 2 курсах эти показатели находятся ниже среднего уровне развития, а на 3-м - на среднем. Кроме того, для студентов 2 курса характерно использование себя в качестве эталона при оценке других. На 4-м курсе большинство показателей коммуникативной толерантности развито выше среднего, есть и высокие показатели. Студенты 4 курса на высоком уровне умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнерами, приспосабливаться к ним, они терпимы к физическим или психическим особенностям партнера. У студентов выпускного курса все показатели толерантности как профессионально важного качества развиты на высоком уровне, что является условием для успешного осуществления профессиональной психологической деятельности.

Таким образом, в условиях профессионального обучения в вузе при рациональном использовании развивающих методов обучения и своевременной коррекции процесса профессионализации на основе результатов систематической диагностики профессионально важных качеств студентов наблюдается положительная динамика в развитии всех их компонентов: интеллектуальных способностей, ответственности и направленности личности, профессиональной мотивации, эмоциональной устойчивости, эмпатии и коммуникативной толерантности, которые к завершению обучения характеризуются достаточно высоким уровнем развития.

Примечания

1 См.: Рубцов В.В. Перспективы развития психологического образования // Материалы II Всероссийской науч. конф. психологов образования. Ставрополь, 2001. С. 14-15.

2 См.: ПетровскийА.В., ЯрошевскийМ.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

3 См.: Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2005.

4 См.: Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журн. 1993. № 1.

5 См.: Практическая психология образования: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2004.

6 См.: Романова Е.С. Психология профессионального становления личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.

7 См.: ГуревичК.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 2002.

УДК 159.9:37.015.3

А.Д. БАРБИТОВА

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: a_barbitova@mail.ru

Психологические основы проявления интуиции в педагогической деятельности

В статье рассматриваются проблема использования интуиции в педагогической деятельности, а также некоторые подходы к пониманию категорий «педагогическая деятельность», «интуиция», «бессознательное», «субъектный опыт». Акцент делается на анализе психологических основ проявления интуиции в педагогической деятельности, ее роли, функций, форм, сфер проявления и возможностей.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, субъектный опыт, интуиция, творческая интуиция, сознание и бессознательное, методы и формы интуиции, убеждения, эмпатия, интуитивные способности, самоактуализаци.

A.D. BARBITOVA Psychological Bases of Manifestation of Intuition in Pedagogical Activity

In article the problem of use of intuition in pedagogical activity and also some approaches to understanding of categories «pedagogical activity», «intuition», «unconscious», «subject experience» is considered. The accent is made on the analysis of psychological bases of intuition in pedagogical activity, its role, functions, forms, spheres and opportunities.

Key words: pedagogical activity, subject experience, intuition, creative intuition, consciousness and unconscious, methods and forms of intuition, belief, empathy, intuitive abilities, self-actualization.

Современная школа стремится сегодня реализовать концепцию личностно ориентированного образования. Несмотря на это педагогическая деятельность, основанная на использовании широкого многообразия подходов, в силу их особенностей позволяет педагогам не только сознательно, но и интуитивно применять разнообразные методы и формы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса.

Исходя из этого перед исследователями встают вопросы, всегда ли воспитание - это сознательный процесс с той и другой стороны, какие психологические и педагогические формы и методы интуитивного использования будут наиболее успешны для применения в образовании, возможны ли пути и способы их выявления, подлежат ли они какой-либо классификации, каковы психологические основания интуитивного исполь-

зования педагогом эффективных методов и форм. Поэтому в психологии и педагогике сегодня становится актуальной проблема исследования и выявления психологических оснований интуитивного использования учителем методов и форм в педагогической деятельности.

Работы Л.С. Выготского, О.А. Конопкиной, Н.В. Кузьминой, И.С. Ладенко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.П. Симонова позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узко профессиональном.

Наиболее близка для нас концепция И.А. Колесниковой, рассматривающей педагогическую деятельность и ее особенности в аспектах педагогической реальности и действительности, где «под педагогической реальностью подразумевается вся совокупность явлений, событий, процессов, состо-

© А.Д. Барбитова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.