5 См.: Практическая психология образования: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2004.
6 См.: Романова Е.С. Психология профессионального становления личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
7 См.: ГуревичК.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 2002.
УДК 159.9:37.015.3
А.Д. БАРБИТОВА
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: [email protected]
Психологические основы проявления интуиции в педагогической деятельности
В статье рассматриваются проблема использования интуиции в педагогической деятельности, а также некоторые подходы к пониманию категорий «педагогическая деятельность», «интуиция», «бессознательное», «субъектный опыт». Акцент делается на анализе психологических основ проявления интуиции в педагогической деятельности, ее роли, функций, форм, сфер проявления и возможностей.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, субъектный опыт, интуиция, творческая интуиция, сознание и бессознательное, методы и формы интуиции, убеждения, эмпатия, интуитивные способности, самоактуализаци.
A.D. BARBITOVA Psychological Bases of Manifestation of Intuition in Pedagogical Activity
In article the problem of use of intuition in pedagogical activity and also some approaches to understanding of categories «pedagogical activity», «intuition», «unconscious», «subject experience» is considered. The accent is made on the analysis of psychological bases of intuition in pedagogical activity, its role, functions, forms, spheres and opportunities.
Key words: pedagogical activity, subject experience, intuition, creative intuition, consciousness and unconscious, methods and forms of intuition, belief, empathy, intuitive abilities, self-actualization.
Современная школа стремится сегодня реализовать концепцию личностно ориентированного образования. Несмотря на это педагогическая деятельность, основанная на использовании широкого многообразия подходов, в силу их особенностей позволяет педагогам не только сознательно, но и интуитивно применять разнообразные методы и формы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса.
Исходя из этого перед исследователями встают вопросы, всегда ли воспитание - это сознательный процесс с той и другой стороны, какие психологические и педагогические формы и методы интуитивного использования будут наиболее успешны для применения в образовании, возможны ли пути и способы их выявления, подлежат ли они какой-либо классификации, каковы психологические основания интуитивного исполь-
зования педагогом эффективных методов и форм. Поэтому в психологии и педагогике сегодня становится актуальной проблема исследования и выявления психологических оснований интуитивного использования учителем методов и форм в педагогической деятельности.
Работы Л.С. Выготского, О.А. Конопкиной, Н.В. Кузьминой, И.С. Ладенко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.П. Симонова позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узко профессиональном.
Наиболее близка для нас концепция И.А. Колесниковой, рассматривающей педагогическую деятельность и ее особенности в аспектах педагогической реальности и действительности, где «под педагогической реальностью подразумевается вся совокупность явлений, событий, процессов, состо-
© А.Д. Барбитова, 2009
яний, переживаний, проявленных в теоретическом, практическом, духовном опыте человечества в результате реализации педагогических целей и замыслов»1.
На наш взгляд, педагогическую деятельность необходимо рассматривать как комплексный процесс, который включает формирование знаний, умений, навыков у человека и учитывает уровень его сознания и возможности его бессознательного. В таком комплексном процессе происходит развитие чувств, осознание человеком требуемых норм и правил, а вместе с этим и дальнейший переход знаний в убеждения, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности. Результатом педагогической деятельности становится поведение на основе развития субъектного опыта.
Субъектный опыт - часть личностного опыта человека, который формируется в рамках активности и становления форм деятельности и включает личностные смыслы, индивидуальные способности, самостоятельную учебную деятельность, целостное развитие и саморазвитие.
Формирование и развитие субъектного опыта осуществляется на трех уровнях:
- активности индивида как целого;
- функционирования отдельных подсистем (характеристики отношений индивида);
- проявления индивидом свойств более широкой социальной общности, к которой он принадлежит. Поэтому субъектный опыт учителя может рассматриваться как важная часть структуры педагогической деятельности.
И все же важно отметить, что в большинстве случаев педагогическая деятельность рассматривается только в системе сознания, с частым обращением к анализу внешних проявлений жизнедеятельности человека, и практически не обращается к изучению особенностей субъектного опыта человека.
Необходимо согласиться с точкой зрения И.С. Зиминой, что большинство педагогов, опираясь в процессе воспитания только на систему сознания, часто не использует огромный потенциал каждого отдельного человека, заложенный как в системе личного бессознательного (З. Фрейд), коллективного бессознательного (К.Г. Юнг), так и в системе надсознания (В.П. Симонов, К.С. Станиславский) и подсознания (А. Адлер)2.
Обращение к возможностям бессознательного есть в работах Б.П. Бархаева, А.С. Белкина, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, И.Е. Шварца и др. Несмотря на это, недостаточно внимания уделяется в педагогической психологии изучению роли интуиции как части бессознательного и использованию тех ее форм и методов, которые позволяют педагогу достигать наибольшей эффективности.
С.В. Кондратьев считает, что изучение педагогического взаимодействия предполагает включение в анализ параметров, связанных с целеполаганием, воздействием на сознательную и бессознательную сферы психики, характером общения. В качестве таких параметров им выделяются: постановка цели педагогом; постановка цели учащимся (устремления); воздействие педагога на сознание и бессознательное учащихся; воздействие учащихся на сознание и бессознательное педагога; создание установки педагогом на взаимодействие, характер общения и парциальная оценка3.
Известно, что в педагогической деятельности учитель использует многообразные педагогические и психологические методы. Среди них направленные на сознание и поведение, методы целенаправленного формирования качеств личности, стимулирования естественного саморазвития, формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, формирования общественного сознания, стимуляции деятельности и др. Тем не менее практика показала, что успешные педагоги достигают эффективности, когда используют творческие подходы и интуицию, когда в образовательном процессе они обращаются не только к сознанию учеников, но и к их бессознательному, важной составляющей которого является интуиция, когда создают условия, способствующие проявлению интуитивных способностей учащихся и озарению.
Интуиция (позднелат. intuitio) - созерцание; от лат. intueri (пристально смотрю) -способность, мысленно анализируя и рассуждая, моментально принимать правильное решение, минуя промежуточные результаты. Это становится возможным в связи с накопленными ранее жизненным опытом, наблю-
дениями и анализом, а в некоторых случаях отмечается и как генетическая, или родовая -наследственная, - способность. Интуитивное решение может прийти как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него4.
В философии понятие «интуиция» осмысливалось по-разному. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания - интеллектуальная интуиция (Платон). Г Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. Интуиция трактовалась также как познание в виде чувственного созерцания -чувственная интуиция (Л. Фейербах), понималась и как инстинкт, определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). В некоторых направлениях философии интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм).
Различные толкования интуиции имеют нечто общее - подчеркивается момент непосредственности в процессе познания в отличие от опосредованного, дискурсивного характера логического мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления (творческое мышление), когда отдельные звенья этого процесса осуществляются более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог - истина.
В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.
Бессознательноевыступаеткакформапси-хического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта выступают как предмет специальной рефлексии, составляют нерасчлененное целое. Поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль, осуществляемый субъектом действий, и оценка результатов (А.А. Радугин), так как психика человека - динамическое взаимодействие четырех структур: бессознательного (принципиально недоступное сознанию содержание психической жизни, образуемое
на основе механизма вытеснения нереализуемых влечений); подсознательного (эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа); досознательного (само содержание, которое при необходимости может легко стать осознаваемым); сознания (рефлексивное содержание психики)5.
Считается, что в достижении успешности немаловажную роль играет интуиция. Формирование и развитие успешности личности является одним из приоритетных направлений современного образования.
Интуиция - процесс, не подразумевающий постороннего присутствия.
В «Психологическом словаре» интуиция характеризуется как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода6. Интуиция проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще не известной информации). Поэтому так велика роль интуиции в творческой деятельности, где открываются новые области знания, возможности преобразования действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез это свойство интеллекта считается хорошей интуицией.
Термином «интуиция» могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают различные признаки интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и недостаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка); непосредственность нахождения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличие от рассуждения; известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др. Все эти признаки характеризуют не механизмы интуиции, а лишь ее отдельные стороны, проявления. В основе интуиции лежат особые формы переработки информации, которые могут быть как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно
или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое7.
Если интуиция - это процесс преобразования подсознательной и бессознательной психической информации, то ключом к интуиции будет умение распознавать, когда мы действуем сознательно, а когда бессознательно. Результатом становятся знания, а ведущими процессами будут усвоение и понимание. При понимании и усвоении знаний полученная информация проникает во внутреннее, субъективное пространство человека, становится его частью, а если быть более точными, то частью его субъектного опыта, приобретая структурную форму.
В соответствии с логикой формирования психических процессов (по Л.С. Выготскому) обязательным условием, при котором знание может сформироваться на психологическом уровне, являются интериоризация и экстери-оризация, поэтому не случайно большинство продуктивных способов активизации обучения построено на прочувствовании информации.
К. Юнгом были выделены четыре основных типа постижения информации, а в соответствии с этим и бытия (логический, сенсорный, интуитивный, этический). Ю.А. Урманцевым8 предложены такие формы познания, как наука, техника, религия, искусство, философия, мифология, народная традиция, экстрасенсорика, эзотерика.
Ученые отмечают тот факт, что в настоящее время обострился интерес к экстрасенсорным путям познания, дающим человеку возможность непосредственного считывания информации. По смыслу этот путь прямо противоположен технической форме познания, когда невозможно пережить непосредственный контакт с изучаемым объектом и провоцируется ситуация «ненужности» чувств и эмоций. Как отмечает И.А. Колесникова, при этом механизм становится своеобразным дополнительным «органом» взаимодействия человека с информационными потоками, в силу естественных причин не данными ему в опыте9.
Необходимо признать, что сознание не может охватить всю психическую деятель-
ность человека, что большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается.
Различают следующие формы и типы интуиции: интеллектуальную, чувственную, творческую, праксиологическую, конкретную и абстрактную, концептуальную и эйдетическую и др.
На проявление интуиции в педагогической деятельности могут оказывать влияние как внешние факторы (например, ситуация экстремальная или неопределенности, стремление понять, необходимость изменить ситуацию, наличие значимой цели и т.д.), так и внутренние (увлеченность, творчество, убеждения и установки, рефлексивное чувствование). Можно выделить следующие сферы проявления интуиции в педагогической деятельности: осознание ее мотивов деятельности, поиск и применение способов, методов, техник деятельности в педагогическом и межличностном взаимодействии. Таким образом, анализ психологических и педагогических источников по проблеме интуиции в педагогической деятельности позволил выявить следующие противоречия:
- между широким интуитивным использованием педагогами в профессиональной деятельности эффективных методов и форм и недостаточной разработанностью психологических оснований использования интуиции;
- отсутствие диагностического комплекса, позволяющего выявить эффективность интуиции;
- между необходимостью разработки путей и способов выявления интуиции и отсутствием методологии ее применения.
Важно отметить, что в педагогике для повышения эффективности образовательного процесса возникла необходимость в расширении знаний о возможностях использования методов и форм интуиции, а также выявлении их психологических оснований. Исследование проявлений интуиции в педагогической деятельности, ее особенностей позволит совершенствовать процесс профессиональной подготовки педагогов, создавать психолого-педагогические условия, способствующие их личностному и профессиональному росту.
Примечания
1 См.: Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций по философии педагогики. СПб., 2001.
2 См.: Зимина И.С. Бессознательные аспекты человеческой психики и педагогические возможности их использования в воспитании // http://www.urpao.ru/Publikacii/publ_Zimina/Bsz_asp_psih.htm.
3 См.: http://forum.neplaneta.ru/viewtopic.php?t=1040.
4 См.: Литвинова А.В. Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Ра-зеева. СПб., 2002. С. 135-150.
5 См.: РадугинА.А. Психология: Учеб. пособие для высших учебных заведений. М., 2001. С. 129.
6 См.: Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
7 См.: Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1987.
8 См.: Урманцев Ю.А. О формах бытия // Вопр. философ. 1993. № 4.
9 См.: Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций по философии педагогики. СПб., 2001.
ПЕДАГОГИКА
УДК 378.12
С.В. ШМАЧИЛИНА
Омский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Исследовательская рефлексия как критерий формирования исследовательской культуры будущего социального педагога
В статье рассматривается исследовательская рефлексия как критерий формирования теоретического компонента исследовательской культуры социального педагога, раскрывается содержание исследовательской рефлексии с позиций философии и психологии.
Ключевые слова: исследовательская рефлексия, исследовательская культура, социальные проблемы, комплексные проблемы человека, социально-педагогическая деятельность.
S.V. SHMACHILINA
Research Reflection as a Criterion to Form the Future Education Social Workers' Research Culture
The article explores research reflection as a criterion to form the theoretical component of education social workers' research culture and reveals the subject-matter of research reflection from the perspective of Philosophy and Psychology. Key words: research reflection, research culture, social problems, education and social work.
Модернизация содержания высшего образования в условиях информационного общества, проводимая в последнее время, предъявляет высокие требования к качеству подготовки выпускника педагогического вуза. При этом мы полностью солидарны с точкой зрения Н.Б. Крыловой, которая подчеркивает, что «качество образования» важно рассматривать в основном как определенную «культуру образования», поскольку понимание культуры (в одном из основных своих смыслов) состоит в признании «возделанности», «высокой организованности», «упорядоченности», «образцовости» явления1. Следовательно, для повышения качества образования мы должны ориентироваться на систему образования, которая
должна быть культуро-, социо- и личностно сообразной.
Важное место в этой системе принадлежит исследовательской культуре. Ее можно рассматривать как функциональную составляющую профессиональной педагогической культуры, так как ее сущность «пронизана» рефлексивной деятельностью специалиста: умением общаться, адекватно оценивать себя, планировать и контролировать свою деятельность.
Исследуя проблему формирования исследовательской культуры будущего социального педагога, мы установили, что критерием сформированности теоретического компонента выступает исследовательская рефлексия, поскольку «...освоение культуры
© С.В. Шмачилина, 2009