РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Молоткова, В.С. Елагина
Molotkova N.V., Elagina V.S. Development of professionally important qualities of civil servants under the conditions of continuous vocational training. The article considers the development of professionally important qualities of civil servants during their training, retraining and improvement of professional skill. The author provides a description of key positions that can secure the realization of the purposes and problems of achieving a high educational level of civil servants and presents the basic didactic principles of training the civil servants.
Государственная служба представляет собой институт или подсистему государства, которые призваны обеспечить рациональность и эффективность государства. Поэтому процесс становления государственной службы РФ должен позитивно влиять на социально-экономическое и духовно-культурное развитие страны.
Государственная служба - это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу.
Развитие и реформирование государственной службы РФ является одним из приоритетных направлений современного государственного строительства и повышения эффективности государственного управления. Оно осуществляется в интересах укрепления государства, развития гражданского общества, открытости и доверия граждан к органам государственной власти.
В процессе произошедших изменений в социально-экономическом и государственнополитическом устройстве России изменились требования к кадрам управления и государственным служащим, цели, роли и функции профессионального образования, которые с обеспечения исключительно интересов государства поменялись на удовлетворение потребностей личности, общества, различных социальных групп.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной службы изменилась с жестко унифицированной на многообразную, ориентированную на удовлетворение запросов личности и реализацию творческого потенциала. Стало возможным предоставление широкого выбора вариативных образовательных и профессиональных программ.
Непрерывная профессиональная подготовка государственных служащих - целенаправленный, осуществляемый в течение всей служебной деятельности непрерываемый процесс повышения квалификации государственных служащих в пределах имеющегося у них уровня профессионального образования либо достижение ими более высокого образовательного уровня в интересах государственной службы.
В связи с происходящими переменами в политической, экономической, социальных сферах и имеющимися функциями, инновационным содержанием деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, усилением специфики регионов непрерывное профессиональное образование обязательно для всего контингента государственных служащих.
Рассматривая Федеральную программу развития образования, законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Президентскую программу подготовки управленческих кадров можно выделить ключевые положения, которые могут обеспечить реализацию целей и задач достижения высокого уровня образования государственных служащих:
1) личностно ориентированная или индивидуализированная модель образования;
2) обновление содержания и технологий обучения, гуманитаризиция, перенесение в учебный процесс достижений и технологий научного поиска;
3) научно-методическая поддержка фундаментализации образования;
4) переход от дисциплинарной к системной и проблемной модели содержания образования.
При обучении государственных служащих важной задачей является обеспечение единства профессионального и личностного развития будущего специалиста, что требует реализации концепции программно-целевого, личностно ориентированного обучения, разработки системы обучения, направленной на подготовку специалиста к решению профессиональных задач с опорой на достижения современной науки, с использованием новых методов и технологий работы с кадрами.
Личностно ориентированная модель обучения предполагает осуществление программы психологического обеспечения, т. к. процесс подготовки кадров государственных служащих и их профессиональная деятельность имеет психологическое содержание, которое образует психологические явления, возникающие, проявляющиеся и изменяющиеся в совместной деятельности людей, к которым можно отнести особенности и динамику индивидуальной и групповой психологии, психологические законы и механизмы совместной деятельности, делового и межличностного общения, психологические механизмы воздействия, влияния и взаимовлияния людей.
Учебный процесс не должен сводиться к трансляции и усвоению учебной информации, а должен представлять собой подготовку специалиста-профессионала, что может быть обеспечено при условии успешного решения как минимум трех взаимосвязанных между собой задач:
1) накопление трансляции, воспроизводство информации;
2) формирование умения решать конкретные профессиональные задачи с опорой на усвоенную информацию;
3) личностное развитие специалиста.
Основными дидактическими принципами обучения государственных служащих должны выступать:
- единство обучения и практики, реализуемое через программно-целевую концепцию;
- дифференцированный подход к учению, опирающийся на множественные критерии;
- единство содержания, форм и методов обучения;
- ориентация обучения не только на приращение общих и специальных знаний, но и на формирование умений их использовать в повседневной жизни и работе;
- работа по повышению самооценки, мотивации к учению и готовности к профессиональной деятельности;
- формирование готовности к самообразованию, постоянному совершенствованию профессионального мастерства;
- оптимизация способов учебной деятельности через сбалансирование форм групповой и индивидуальной работы;
- формирование индивидуальной культуры организации учебной и профессиональной деятельности;
- обеспечение гибкого учебного процесса в соответствии с формой обучения, сроком, целью, составом и свойствами обучаемых, особенностями преподавателей, наличными средствами обучения, ситуацией.
К рациональным принципам обучения государственных служащих можно отнести следующие:
- целенаправленность обучения - «до результата»;
- гибкость, предполагающая динамичные изменения, построение учебного процесса, основывающегося на использовании учебных модулей;
- применение принципа последовательного «монопредметного» обучения, при котором учебные модули осваиваются слушателями не одновременно, а в определенной последовательности;
- широкое использование методов активизации обучения: применение различных видов метода анализа конкретной ситуации (при котором выявляются проблемы и находятся пути их решения), социально-психологический тренинг интенсивного общения, сенситивный тренинг, инсценировки и др.;
- стремление формировать у слушателей навыки принятия самостоятельного ре-
шения проблем, возникающих в нестандартных условиях.
Формирование кадрового потенциала государственной службы - процесс длительный и поэтому не может развиваться автоматически. Он может быть эффективным, если будет осуществляться на базе научно обоснованной стратегии государства, ориентированной на кадровое обеспечение государственной службы, чему несомненно будет способствовать специализированное профессиональное обучение государственных служащих, их переподготовка и постоянное повышение квалификации.
Кадровую политику в сфере государственной службы необходимо строить в интересах формирования кадрового состава государственной службы. Оно обеспечивается за счет развития профессионально важных качеств государственных служащих, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих, созданием возможностей для служебного
роста государственных служащих, формированием кадрового резерва всех уровней, использованием современных кадровых технологий и применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
1. Атаманчук Г.В. Государственная служба. М., 2004.
2. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов н/Д, 1998.
3. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Е.А. Яблоковой. М., 2005.
4. Подготовка кадров управления: Модель обучения. Вып. 3. РАУ. М., 1992.
5. Психология профессиональной деятельности государственных служащих: практикум. Новосибирск, 2004.
Поступила в редакцию 10.07.2006 г.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
С.В. Попов, О.А. Бельченко
Popov S.V., Belchenko O.A. Some aspects of state regulation of the national economy (municipal level). The article is dedicated to the most urgent problems of influence of the state bodies of power on the municipal economy. It contains a general review of approaches to designing the mechanisms and methods of influence of the state on the economical system. The author analyzes the peculiarities and specifics of the intervention of the state in the sphere of municipal management. The conclusion is made about the necessity for considering the economical interests of the municipal population in the city policy being implemented.
Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах ее становления было различным, однако это не умаляет важности и актуальности данного вопроса в условиях реформирования местного самоуправления.
Экономическая система как неотъемлемая часть общества выполняет множество социальных функций, без которых оно просто не может существовать. Поэтому государство, выражающее общую волю и интересы всего общества, не вправе отдавать его судьбу в руки будь то отдельно взятых людей или групп интересов.
В современном мире социально-политические факторы, особенно государственное регулирование, стали общепризнанным и необходимым условием жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы, и проблемы государственного регулирования экономики нашли свое отражение в трудах российских ученых: Т. Агаповой, С. Боголюбова, О. Бетина, Б. Денисова, А. Добрынина, Г. Журавлевой, В. Костюк, В. Кушлина, Д. Львова, В. Орешина, С. Серегиной, Ф. Шамхалова.
Обратимся к историческому аспекту государственного регулирования. Практика
26З