РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
© Исаев В.П.*
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Нижний Новгород
Раскрывается сущность духовно-нравственного сознания его психологическая структура и уровни развития; рассматриваются психологические особенности профессиональной деятельности специалистов со-циономических профессий, а также сущность и уровни развития профессиональной компетенции специалистов социономических профессий.
Ключевые слова: социономические профессии, студент, психологическая специфика профессиональной деятельности.
Взгляды отечественных психологов на проблему нравственного развития опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности.
Одним из ведущих исследователей нравственного сознания Л.Н. Антило-говой предложено следующее определение: «нравственное сознание является интегральным личностным образованием, представленным эмоционально-чувственной, рациональной и волевой сферами, формирующимся под влиянием внешних (социокультурных) и внутренних (психических) факторов и проявляющимся в поведении, деятельности и отношениях человека с другими людьми» [1].
Удачное на наш взгляд определение дано Р.В. Овчаровой и Э.Р. Гизатул-линой «Нравственность - интегральное, психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора» [5].
Нравственное сознание, согласно И.М. Ильичевой, является частью целостного сознания и отличается совокупностью черт: способностью отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом зрения; способностью определенным образом относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанными с этим переживаниями человека, проявляющимися в различных нравственных чувствах; способностью к самопознанию (рефлексивностью), итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции; способностью к целеполаганию, под которым под-
* Аспирант кафедры Педагогики и психологии.
разумевается в морально-эстетическом аспекте свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей; способностью посредством языка обеспечивать коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт.
Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие» [3].
В западной психологии наиболее значимыми в области исследования нравственного развития являются работы, выполненные в рамках когнитивного (Л. Колберг, М. Блэтт) и эмпатийного (Э. Хиггинс) подхода.
При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития.
Согласно Л.И. Божович, у ребенка, находящегося на определенном возрастном этапе развития, в результате усвоения им социального опыта возникают специфические для нравственного формирования личности образования, включающие в себя качественно своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек. Эти новообразования составляют предпосылку дальнейшего усвоения социального опыта и нравственного развития личности. Новые образования представляют собой своеобразные функциональные системы, в которых в нерасторжимом единстве представлены моральные знания и моральный опыт. Такие функциональные системы характеризуют уровень нравственного развития человека и определяют его поведение на соответствующем возрастном этапе.
Духовно-нравственное сознание, носит всегда ценностный характер. То есть любой помысел и действие личности, соотносится с некой внутренней абсолютной системой мерой справедливости, «добра и зла».
Ценности и ценностные ориентации в качестве основных элементов нравственного сознания, рассматривали Л.С. Рубинштейн, Л.И. Божович, Б.С. Братусь и др.
Так пишет Братусь Б.С.: «Ценности личности, ..., это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Подлинная ценность должна быть всегда обеспечена «золотым запасом» соответствующего личностного смысла, аффективного, эмоционально-переживаемого отношения к жизни. В противном случае она девальвируется до уровня простой декларации.» [2].
Ученые выделяют разные компоненты в структуре нравственного сознания.
Марьясова Н.В. считает, что: «Нравственным центром индивидуальности является совесть». Братусь Б.С. рассматривает функции смысловых образований нравственного сознания и отмечает: «Во-первых это создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Другая важнейшая функция заключена в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или
иных целей и со стороны ее нравственной оценки» [4]. Титаренко А.И. в качестве центрального элемента нравственного сознания выделяет ценности и ценностные ориентации, т.к. они наиболее адекватно отражают суть данного феномена. Также считает и Л.Н. Антилогова.
Рассматривая компоненты духовно-нравственного сознания студентов социономических специальностей, необходимо учесть психологические особенности их будущей профессиональной деятельности.
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемых, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. Мы остановимся на рассмотрении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, то есть профессии, имеющие деонтологический статус.
Социономические профессии предполагают и особый тип взаимодействии, так называемое «помогающее поведение». «Помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности.
Рассматривая развитие духовно-нравственного сознания у студентов социономических профессий, мы предлагаем следующие компоненты психологической структуры духовно-нравственного сознания:
1. Наличие широкого спектра человековедческих знаний, подразумевает не только освоение индивидом психолого-педагогических основ, но и знание духовно-нравственного наследия своей страны, знание культуры и этики отношений.
2. Позитивные характеристики я-образа, я-концепции, являются суть основанием веры, как условия любой сложноорганизованной деятельности.
3. Особенности социально-профессиональной рефлексии. Любая профессиональная деятельность, для ее успешной реализации, подразумевает наличие определенных способностей и качеств, требующих развития. Профессиональная деятельность, в свою очередь накладывает отпечаток на формирование мировозрения и ценностной системы, как центрального элемента нравственного сознания.
Таким образом, профессиональной деятельности специалистов социо-номических профессий это деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются специалистом (при непосредственного взаимодействии с человеком, обратившимся за помощью), с целью оказания физической, социальной, психологической помощи обратившемуся, для улучшение качества его жизнедеятельности.
В качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами выделяются: готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение; устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформиро-
ванных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации; проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события; возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности, у специалистов социономических профессий, должны быть сформированы профессиональные компетенции.
В нашем исследовании под духовно-нравственным сознанием у будущих специалистов социономических профессий мы рассматриваем интегрированную систему личностных смыслов, общих и профессиональных ценностей и установок, необходимых для осуществления успешной просо циаль-ной деятельности, формирующихся на основе профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе.
Мы выделяем 3 уровня профессиональной компетенции у будущих специалистов социономических профессий:
1 уровень (начальный) - достаточный уровень ЗУНов, для начала профессиональной деятельности;
2 уровень (практический) - уровень корректировки теоретических ЗУНов в условия практической деятельности;
3 уровень (профессиональное мастерство) - уровень мастерского владения профессией, с использованием авторских подходов, методов и т.д.
Мы предлагаем уровни развития основных компонентов психологической структуры духовно-нравственного сознания (описанных выше) будущих специалистов социономических профессий:
Высокий уровень свидетельствует о наличии не только развитых профессиональных навыков, но и необходимых духовно-нравственных качеств.
Средний уровень свидетельствует о недостаточной подготовленности специалиста, в силу несистематичности проявления необходимого уровня профессиональной компетенции.
Низкий уровень развития основных компонентов психологической структуры духовно-нравственного сознания будущих специалистов социономи-ческих профессий, свидетельствует о недостаточной сформированности или безразличии к осуществляемой профессиональной деятельности.
Мы предлагаем (применительно к теме исследования), следующую этап-ность освоения содержания вузовской подготовки студентами социономи-ческих специальностей.
1. Изучение духовно-нравственного наследия;
2. Развитие духовно-нравственных способностей (эмпатии, рефлексии, социальной перцепции и т.д.);
3. Становление веры, как условия любой сложноорганизованной деятельности;
4. Духовно-нравственное состояние, как основа профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий.
ФГОС довольно подробно прописаны общекультурные компетенции выпускников данных социономических направлений. Вариативный подход к формированию общекультурных компетенций позволяет в процессе вузовского обучения формировать духовно-нравственное сознание будущих специалистов.
Основными условия формирования духовно-нравственного сознания являются: создание духовно-нравственной атмосферы, в учебном заведении; знакомство с классическими образцами духовно-нравственной литературы, с дискуссиями и обсуждениями, апеллирующими к эмоциональному миру человека; нравственный пример через образовательно-воспитательную деятельность педагогов; личный опыт участия студента, в благотворительных, добровольческих, волонтерских движениях.
Список литературы:
1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - Новосибирск, 1999. - 434 с.
2. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 6-13.
3. Ильичева И.М. Психология духовности: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - СПб., 2003. - 450 с.
4. Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа (Личностный аспект): дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Хабаровск, 2004. - 157 с.
5. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. -2011. - № 3. - С. 103-108.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНЫХ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМИ ТИПАМИ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
© Каирова М.Т.*
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
В статье обобщаются исследования личностных особенностей полных женщин с разными типами нарушений пищевого поведения.
Ключевые слова: избыточный вес, личностные особенности, образ тела, алекситимические тенденции, психологические защиты, копинг-стратегии, уровень субъективного контроля.
* Аспирант кафедры Педагогики и психологии личностного и профессионального развития.