Научная статья на тему 'Развитие профессионально-личностной готовности студентов будущих педагогов детских дошкольных учреждений к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде Эстонии'

Развитие профессионально-личностной готовности студентов будущих педагогов детских дошкольных учреждений к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде Эстонии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультикультурное образование / мультикультурная образовательная среда / профессионально-личностная готовность / педагогическое взаимодействие / multicultural education / multicultural educational environment / professional-personal preparedness / pedagogical interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Наталья Николаевна

Представленный материал посвящен актуализации проблемы подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде, вызванной потребностью семьи в психолого-педагогической поддержке со стороны детского дошкольного учреждения в вопросах обучения и воспитания ребёнка в мультикультурном обществе и недостаточной готовности педагогов-практиков к осуществлению данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article regards the issue of training pre-service kindergarten teachers for interacting with the family in the multicultural educational environment, the need of which is caused by the family"s need for psychological-pedagogical support from the preschool institution in the fi eld of upbringing and teaching the child in the multicultural society and by the teachers" lacking readiness for this type of activity.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-личностной готовности студентов будущих педагогов детских дошкольных учреждений к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде Эстонии»

Развитие профессионально-личностной готовности студентов — будущих педагогов...

REFERENCES

1. Andreeva G. M. M.: Aspekt Press, 2001. 384 s.

2. Bozhovich L. I. Problemy formirovanija lichnosti. M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2001. 352 s.

3. Boulbi D. Privjazannost' / Per. s angl. / Pod red. G. V. Burmenskoj. M.: Gardariki, 2003. 462 s.

4. VinnikotD. Sem'ja i razvitie lichnosti. Mat' i ditja. Ekaterinburg: LITUR, 2005. 400 s.

5. VygotskijL. S. Psihologija razvitija rebenka. M.: Eksmo, 2005. 512 s.

6. Nikiforov G. S .Diagnostika zdorov'ja. Psihologicheskij praktikum. SPb.: Rech', 2007. 950 s.

7. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti. Psihologicheskij atlas cheloveka / Pod red. A. A.Reana. M.: AST; SPb.: Prajm-Evroznak, 2010. 651 s.

8. WetininaA. M. Socializacija i individualizacija v detskom vozraste. Velikij Novgorod: NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 2004. 132 s.

Н. Н. Зорина

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ

В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ЭСТОНИИ

Представленный материал посвящен актуализации проблемы подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде, вызванной потребностью семьи в психолого-педагогической поддержке со стороны детского дошкольного учреждения в вопросах обучения и воспитания ребёнка в мультикультурном обществе и недостаточной готовности педагогов-практиков к осуществлению данного вида деятельности.

Ключевые слова: мультикультурное образование, мультикультурная образовательная среда, профессионально-личностная готовность, педагогическое взаимодействие.

N. Zorina

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PERSONAL PREPAREDNESS OF PRE-SERVICE KINDERGARTEN TEACHERS FOR COOPERATING WITH FAMILIES IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN ESTONIA.

The article regards the issue of training pre-service kindergarten teachers for interacting with the family in the multicultural educational environment, the need of which is caused by the family's needfor psychological-pedagogical support from the preschool institution in the field of upbringing and teaching the child in the multicultural society and by the teachers' lacking readiness for this type of activity.

Keywords: multicultural education, multicultural educational environment, professionalpersonal preparedness, pedagogical interaction

Современные процессы глобализации, нарастающая межэтническая конфликтность требуют как от государства, так и от науки более глубокого осмысления вопросов взаимодействия в мультикультурном обществе. Особую актуальность приобретает необходимость формирования, развития и

подготовки к жизни в обществе личности, способной к диалогу, принимающей и понимающей не только свои, но и иные культурные ценности, осознающей себя частью национальной и мировой культуры.

Данные вопросы актуальны и для Эстонии, которая является полиэтническим

государством. В стране проживают около 140 общин, представляющих национальные меньшинства, которые составляют почти треть населения страны [2]. Согласно Государственной учебной программе детского дошкольного учреждения Эстонии (2008), общая цель учебно-воспитательной деятельности заключается в разностороннем и постоянном развитии ребенка при сотрудничестве семьи и детского учреждения, и одним из основных принципов учебно-воспитательной работы является придание ценности эстонским культурным традициям и учет особенностей других культур [1].

Так как достаточно большое количество детей обучается на неродном (эстонском) для них языке в условиях погружения в другую культуру, детские дошкольные учреждения (далее — ДДУ) призваны поддерживать и оказывать содействие семье в воспитании детей и в их развитии в новых образовательных условиях. В связи с этим перед высшими учебными заведениями стоит задача подготовки будущих педагогов к работе в мультикультурном коллективе, основанной на принципах мультикультурного образования, целью которого является «создание системы, предоставляющей возможности обучения для всех детей социума, способствующей максимальному развитию их потенциала» [3, с. 3].

Ряд учёных указывает на необходимость внедрения принципов мультикультурно-го образования и воспитания, начиная с дошкольного возраста (А. Г. Абсалямова, Ю. Ю. Бочарова, В. Венцель, Е. Ю. Протасова, Э. К. Суслова и др.). Исследования целого ряда авторов (S. Almann, E. Hujala, A. Tiko, M. Veisoon, Е. П. Арнаутова, Т. А. Данилина, О. Л. Зверева и др.) убедительно доказывают необходимость оказания дошкольным учреждением психолого-педагогической поддержки семье в воспитании и развитии ребёнка. Необходимость подготовки студентов педагогических вузов к деятельности в мультикультурной среде подтверждена исследованиями J. Banks, К. Trasberg, Л. Васильченко, Л. Ф. Гайсиной, А. А. Джа-лаловой, Е. А. Нечаевой и др. При этом наблюдается недостаточная изученность мультикультурной направленности подготовки педагогов дошкольной ступени обучения.

Анализ проблемы профессионально-личностной готовности педагогов ДДУ к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде показал необходимость определения её структурных компонентов и изучения процесса ее развития. В настоящем исследовании профессионально-личностную готовность будущих педагогов ДДУ к взаимодействию с семьёй в муль-тикультурной среде мы представляем как сложное интегративное образование, включающее четыре компонента:

- когнитивный компонент — предполагает понимание специфики воспитания личности в мультикультурном обществе и особенностей взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в вопросах мультикультурного воспитания; осознание себя субъектом педагогического взаимодействия с семьёй;

- мотивационно-ценностный компонент — характеризуется направленностью на взаимодействие с семьёй, социальными и культурно-ценностными ориентациями на принятие культурных различий, на уважение и соблюдение прав и интересов каждой культуры;

- личностный компонент — отражает позитивную этническую идентичность и толерантное отношение к представителям других этнических культур; коммуникативную толерантность и способность к саморегуляции в процессе взаимодействия с семьёй; способность чутко и гибко реагировать в ситуациях межкультурного взаимодействия с семьёй;

- деятельностный компонент — предполагает сформированность навыков и умений организовывать педагогическое взаимодействие с семьёй в мультикультурной образовательной среде и осуществлять консультационную деятельность с родителями по вопросам мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Констатирующее исследование уровня развития профессионально-личностной готовности студентов — будущих педагогов

ДДУ (85 ч ел . ) к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде на начальном этапе опытно-экспериментальной работы выявило следующие проблемы: студенты проявляют непонимание специфики

Развитие профессионально-личностной готовности студентов — будущих педагогов.

мультикультурной образовательной среды и сущности мультикультурного воспитания детей, а также имеют недостаточные представления о необходимости взаимодействия ДДУ с семьёй в мультикультурной образовательной среде и роли педагога; у студентов наблюдается достаточно высокий уровень проявления этнической индифферентности и коммуникативной интолерантности; чрезмерная выраженность эмпатийных тенденций и проявление ориентаций оценивать личность с точки зрения её лояльности целям социума, опираясь на коллективистские принципы взаимоотношений; недостаточный уровень уверенности в своих силах и низкая самооценка готовности к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде.

Кластерный анализ эмпирических данных выявил три психологических типа студентов—будущих педагогов с разным уровнем развития профессионально-личностной готовности к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде: первый тип — «индифферентный» — студенты—будущие педагоги с низким уровнем развития профессионально-личностной готовности к взаимодействию с семьёй, особенно нуждающиеся в дополнительном развитии мотивационно-ценностного компонента; второй тип — «интолерант-ный» — студенты — будущие педагоги с низким уровнем развития профессионально-личностной готовности к взаимодействию с семьёй, нуждающиеся в дополнительном развитии всех ее компонентов; третий тип — «сочувствующий» — студенты — будущие педагоги со средним уровнем развития профессионально-личностной готовности, в то же время характеризующиеся чрезмерными эмпатийными тенденциями по отношению к субъектам взаимодействия.

Необходимость реализации программы развития профессионально-личностной готовности студентов к педагогическому взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде и определение её содержания требуют также изучения потребностей семьи в психолого-педагогической поддержке в вопросах воспитания и социализации ребёнка в мультикультурном обществе

и представлений педагогов-практиков о данной деятельности.

Исследование позиций родителей (218 чел.) обнаружило наличие проблем у семьи в воспитании и обучении ребёнка в условиях мультикультурной образовательной среды Эстонии: незнание языков, недостаточность межкультурного общения; недостаточная осведомлённость о различных культурных традициях и др. Большинство родителей (69%) считает важным приобщать детей дошкольного возраста к мультикультурным знаниям и готовить их к жизни в мульти-культурном обществе; более половины родителей (72%) также считают необходимым приобщать ребёнка к собственной этнической культуре. Большинство родителей (72%) отмечает потребность в психолого-педагогической помощи семье со стороны ДДУ для наилучшей адаптации ребёнка в мультикультурной образовательной среде. Своё предпочтение родители отнесли к различным формам психолого-педагогического просвещения, а также выразили своё желание консультироваться у педагогов по вопросам воспитания ребёнка в мультикультурной образовательной среде. Родителей интересуют вопросы, связанные с обучением ребёнка другому языку, воспитанием толерантности у детей, с подготовкой к жизни в многокультурном обществе и решением проблем адаптации к иноязычной среде.

Изучение представлений педагогов (124 ч ел.) о воспитании ребёнка дошкольного возраста и специфике взаимодействия с семьёй в условиях мультикультурной образовательной среды Эстонии позволило нам выявить некоторые ключевые проблемы, которые свидетельствуют о различиях в уровне осведомлённости в этих вопросах. Часть педагогов (37%) не может охарактеризовать специфику мультикультурной образовательной среды; около трети педагогов (29%) затрудняются определить сущность, содержание и необходимость мультикуль-турного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях; около половины педагогов (45%) не продемонстрировали своих представлений о содержании психолого-педагогической деятельности ДДУ и педагога в поддержке адаптации

ребёнка и его семьи к мультикультурным условиям обучения и воспитания.

Опираясь на полученные результаты исследования, экспериментальная работа по развитию профессионально-личностной готовности будущих педагогов должна основываться на развитии у них позитивного отношения к собственной и к иной культуре, на формировании профессионально значимых качеств личности, умений и навыков педагога ДДУ как субъекта педагогического взаимодействия с семьёй в мульти-культурной образовательной среде, а также на освоении и осознании ими содержания мультикультурного воспитания детей и особенностей педагогического взаимодействия с родителями.

Это позволило нам представить развитие профессионально-личностной готовности студентов — будущих педагогов к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде как сложный процесс практико-ориентированного обучения с включением мультикультурного компонента в содержание психолого-педагогических дисциплин и потребовало создания специальных психолого-педагогических условий в процессе обучения в вузе:

• организационно-педагогические — мультикультурная направленность учебно-воспитательного процесса в вузе, организация практики в ДДУ мультикультурного типа, подготовка педагогов-менторов к наставнической деятельности студентами-практикантами; организация взаимодействия «вуз — ДДУ» в процессе прохождения методической практики;

• дидактические — мультикультурная компетентность преподавателей вуза, разработка программы подготовки студентов к педагогическому взаимодействию с семьёй в условиях мультикультурной образовательной среды, введение мульти-культурного компонента в содержание психолого-педагогических дисциплин учебной программы; готовность педагогов-менторов к наставнической деятельности студентов-практикантов в детских дошкольных учреждениях мультикультурного типа;

• психологические — создание атмосферы

толерантности и демократизма в процессе обучения, формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности; ориентирование будущих педагогов на мультикультурную реальность образовательной среды; активизация мультикультурных знаний и умений в процессе профессионального обучения.

В качестве испытуемых на экспериментально-формирующем этапе (в течение двух лет) выступили студенты, обучающиеся по специальности «Педагог детских дошкольных учреждений» и приобретающие в рамках данной программы дополнительную специальность «Консультант родителей по вопросам воспитания детей» в Нарвском колледже Тартуского университета.

Для доказательства эффективности действия программы на завершающем этапе нами был проведён сравнительный анализ уровня развития профессионально-личностной готовности у экспериментальной (35 ч ел . ) и контрольной (33 чел.) групп. У студентов экспериментальной группы повысилось понимание специфики взаимодействия ДДУ с семьёй в вопросах мультикультурного воспитания детей, повысился уровень позитивной этнической идентичности, снизился уровень национального фанатизма и коммуникативной интолерант-ности, повысился уровень саморегуляции, уверенности в своих силах, повысилась самооценка готовности к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде, а также был приобретён опыт данного взаимодействия, который был оценен педагогами-наставниками и родителями на достаточно высоком уровне.

В то же время экспериментальная работа не исчерпывает все аспекты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы мы видим в изучении уровня развития профессионально-личностной готовности учителей-практиков с разной этнической принадлежностью к взаимодействию с семьёй, а также в совершенствовании и внедрении программы развития профессионально-личностной готовности учителей-практиков в системе повышения квалификации.

Мотивационные компоненты профессионального самоопределения студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Koolieelse lasteasutuse riiklik ôppekava. [Elektrooniline dokument] / - https://www.riigiteataja.ee/ akt/12970917

2. Rahvuskultuuriseltsid [Elektrooniline dokument] / - http: // www.meis.ee / rahvuskultuuriseltsid

3. Tiedt P. L. Multicultural teaching: a handbook of activities, information, and resources [Text] / P. L. Tiedt, I. M. Tiedt. - Boston: Pearson/A&B, 2005. - 406 p.

Ч. Н. Монгуш

МОТИВАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Рассмотрены мотивационные компоненты профессионального самоопределения студентов по признакам индивидуального стиля учебной деятельности, пола, курса обучения, профиля специальности и географического места высшего учебного заведения.

Ключевые слова: мотивация, профессиональное самоопределение.

Jh. Mongush

MOTIVATIONAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF ST.-PETERSBURG AND REPUBLIC TYVA

In given article motivational components ofprofessional self-determination of students to signs of individual style of educational activity, a floor, a curriculum, a profile of a speciality and a geographical place of a higher educational institution are considered.

Key words: motivation, professional self-determination.

Исследование профессионального самоопределения студентов вуза актуально, прежде всего, в связи с практической значимостью данной проблемы. Общеизвестным является тот факт, что при достаточно высоком конкурсе в вузах на все специальности только незначительный процент выпускников после окончания учебного заведения начинает работать по специальности. Следовательно, необходимо изучить содержание процесса профессионального самоопределения студентов университета, определить ведущие компоненты данного процесса на разных этапах обучения в вузе, выявить особенности профессионального самоопределения у студентов, ориентированных на применение полученных знаний, и определить факторы, формирующие мотивацию тех студентов, которые не планируют работать по специальности.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить и сравнить психологическое содержание профессионального самоопределения студентов университетов различных регионов. Объектом исследования выбраны студенты младших, средних и старших курсов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и Тывинского государственного университета. Предметом исследования обозначены компоненты мотивации профессионального самоопределения студентов университетов. Выборку нашего исследования составляют студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного и Тывинского государственного университетов первого, третьего и пятого курса обучения техническим и гуманитарным специальностям: юноши (324 чел.) и девушки (376 чел.) в возрасте от 16 до 26 лет (всего 700 чел.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.