«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный
2019, №2 ПШМИ1 научный журнал
УДК 37.013
Попова А. С.
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС,
г. Саратов, Россия
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Popova A. S. Development of students project activities as a tool for the formation of professional competencies
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов использования проектного подхода в формировании профессиональных компетенций студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в соответствии с профессиональными и образовательными стандартами. Предлагаются направления и мероприятия внедрению проектной деятельности во внеучебную (воспитательную) работу со студентами.
Ключевые слова: проектная деятельность студентов, профессиональные компетенции, студенческий проектный офис.
Abstract. The article is devoted to the use of the project approach in the formation of professional competencies of students studying in higher educational institutions in accordance with professional and educational standards. The directions and measures for the implementation of project activities in extracurricular (educational) work with students are proposed.
Keywords: project activities of students, professional competence, student project office.
Методы управления проектами в России начали формироваться в период индустриализации первой половины ХХ века. Однако в период планово-распределительной экономики методы управления проектами не были востребованы на практике.
В советский период отечественные теория и практика занимались преимущественно управлением проектами в части их разработки и реализации, но сам проектный подход не рассматривался как способ управления хозяйствующими субъектами. Вопросам проектного управления посвятили свои работы зарубежные и российские ученые: Клиффорд Грей и Эрик Ларсон, Лэйна Фишер, Филип Уикхем, Герд Дитхелм, А.С. Товб, Г.Л. Ципес, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Необходимо отметить существование Руководства к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK), являющееся, по сути, методической рекомендацией по работе и
научный журнал
управлению проектами. Все это заложило фундамент развития проектного управления в нашей стране.
В сентябре 2012 года в сфере российского проектного менеджмента произошло знаковое событие. В России вступили в силу национальные стандарты по управлению проектом, программой и портфелем проектов. В данных документах перечислены основные требования к управлению проектом и программой от инициации до завершения, а также портфелем проектов на этапах формирования и контроля реализации:
- ГОСТ Р 54869—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»,
- ГОСТ Р 54870—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»,
- ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой» [1, с.1].
Национальные стандарты не являются обязательными к исполнению, однако факт запуска данных требований трудно переоценить, ведь теперь у российских специалистов появилась четкая регламентная и нормативная база, учитывающая отечественные особенности и опыт проектного управления.
В 2014 году был утвержден ГОСТ Р ИСО 21500 - 2014 «Руководство по проектному менеджменту» [2]. Стандарт содержит основополагающее руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности.
В декабре 2018 года Официально утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58305-2018 «Система менеджмента проектной деятельности. Проектный офис» [3]. Целесообразность разработки данного стандарта определяется высокой актуальностью, социальной и экономической значимостью широкого применения проектно-ориентированных подходов управления деятельностью, организации деятельности проектных офисов, определения их типологии, задач, функций и условий функционирования.
Таким образом, в современной России наблюдается существенное повышение интереса к проектированию и проектному управлению. Политика, журналистика, экология, социальная сфера, общественная и культурная деятельность, бизнес - все стало объектом проектирования. Все больше объявляется грантовых конкурсов различных уровней и направлений. Проектный менеджмент становится неотъемлемым элементом системы государственного и корпоративного управления.
Эта тенденция влечет за собой потребность в формировании компетенций в сфере проектного управления у будущих специалистов и
научный журнал
существенно повышает запрос рынка труда на кадры, владеющие технологиями создания, управления и эффективной реализации проектов.
Внедрение проектного управления во все сферы стало одним из приоритетных направлений развития страны.
Еще на первом заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Президент РФ В.В.Путин сказал: «Необходимо внедрять современные управленческие технологии, привлекать людей с проектным мышлением» [4]. А в марте 2018 г. добавил: «важны гибкие знания — умение работать в команде, решать творческие нестандартные задачи» [5].
Российская и международная практика показывают, что применение стандартных проектных технологий в больших проектах при стоимости этих технологий от 2 до 10 % объема бюджета проекта дает экономический эффект 15-20%. Именно поэтому проектное управление последние годы набирает все большую популярность в нашей стране, как в реальном секторе экономики, так и в органах государственной власти и общественных объединениях.
Однако, вопрос подготовки эффективных кадров в этой сфере, развитие проектного мышления и инновационных подходов к решению проблем не теряет своей актуальности.
Проектная деятельность в различных формулировках включена в перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций ФГОС 3+ практически по всем направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, реализуемым в вузах России [6], например:
- способность использовать современные методы управления проектом;
- способность эффективно участвовать в групповой работе;
- умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;
- умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и многие другие.
Следует также отметить, что при создании Образовательных стандартов РАНХиГС для всех направлений бакалавриата были разработаны универсальные компетенции, среди которых УК ОС2:
- способность разрабатывать проект на основе оценки ресурсов и ограничений [7].
Но логика построения учебного процесса позволяет активно формировать и развивать эту компетенцию преимущественно на старших курсах, что на практике приводит к снижению эффективности, несвоевременности и несоответствию практической востребованности данной компетенции у большей части студентов.
научный журнал
Опрос студентов 1-4 курсов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации очной формы обучения (400 респондентов) показал, что 57% хотели бы заниматься практической проектной деятельностью, из них 62% не знали с чего начать, а 24% - имели потребность в консультационной и методической помощи на всех стадиях жизненного цикла проекта.
Значимость трансформации образования от фундаментальности к компетенциям, отмечается и выпускниками 2018 года. По их мнению, наибольшее влияние на успешное трудоустройство молодого специалиста оказывают такие факторы как:
- уровень практических знаний и умений - 82,3% (в 2016 году -78,5%),
- способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи - 72,2% (в 2016 году - 76,5%),
- способность работать в коллективе, команде - 75,9% (в 2016 году -72%),
- способность эффективно представлять себя и результаты своего труда - 74,8% (в 2016 году - 71,6%).
Таким образом, группа лидирующих качеств, влияющих на эффективное трудоустройство молодого специалиста, остается неизменной последние три года, а процент выбравших только увеличивается, что позволяет сделать вывод о стабильном характере приоритетности данных качеств.
Учитывая все эти факторы, для эффективной подготовки студентов целесообразно взять курс на коллаборацию образовательных и воспитательных форм работы со студентами, курс на практикоориентированный характер подготовки.
Одной из форм такой работы мы видим организацию пространства для командной проектной работы на базе структурного подразделения по внеучебной работе со студентами - студенческого проектного офиса.
К основным преимуществам данной формы работы относятся:
- доступ к лучшим педагогам и внешним экспертам из разных сфер и областей знаний, в то время как курс учебной программы строго регламентирован в рамках соответствующего направления подготовки;
- приоритет междисциплинарного характера студенческих команд, возможность доступа к мероприятиям площадки студентов других вузов и будущих абитуриентов;
- прямой выход на будущих работодателей - руководителей органов государственной власти и бизнес структур;
- ориентация на результат, на достижение качественных и количественных показателей деятельности;
научный журнал
- постоянный эксперимент, трансформация подходов, форм и методов работы в реальном времени для достижения наибольшего эффекта;
- свободное посещение мероприятий площадки.
Все это нашло свое отражение в реализации ряда мероприятий, среди которых следует отметить следующие:
1. Школа студенческого актива «Кампус будущего». Школа представляет собой выездной трехдневный образовательный интенсив по знакомству студентов с проектной деятельностью: формирование латерального мышления, основные жизненные циклы проекта, особенности поведенческой психологии в процессе командной работы, презентация федеральных и региональных площадок по поддержке проектных инициатив молодежи.
2. Серия тематических образовательных тренингов и семинаров от экспертов в области социального проектирования и проектного менеджмента.
3. Встречи с руководителями крупных региональных проектов, а также авторами проектов-победителей грантовых конкурсов различных уровней. Ежемесячные встречи с практиками позволяют студентам познакомиться с опытом реализации лучших проектов области и страны, получить мотивационный заряд для самостоятельно проектной работы, обменяться лайфхаками реализованных проектов.
4. Регулярное проведение управленческого Хакатона «DeadlineProject» по собранным с внешних партнеров - заказчиков техническим заданиям. В рамках хакатона 12 групп студентов в течение 24 часов в хардкорном режиме работали над проектным решением производственных задач от представителей органов государственной власти и бизнеса из сформированной ранее базы технических заданий.
Студенческие проектные команды были сформированы на конкурсной основе из числа лучших участников предыдущих мероприятий Студератора - студентов разных курсов и направлений подготовки. При этом представители от заказчиков были также привлечены в работу проектной команды в рамках хакатона. Оценивали результаты проектной работы и возможности практической реализации проекта представители руководства соответствующих органов власти и бизнеса.
Данный образовательный интенсив позволил студентам:
- за минимальный срок получить максимум информации и навыков в подготовке проекта, эффективном использовании ресурсов и оценке рисков;
- максимально доступно и быстро овладеть новыми знаниями путем информационного обмена с другими участниками команды;
- получить опыт командной работы в условиях ограниченного времени;
научный журнал
- отработать навык подготовки успешной ElevatorPitch - презентации своего проекта.
5. Акселератор проектного выживания «Проектогенез» позволил внедрить новый формат работы с молодыми проектными командами. В Акселераторе в 2018 - 2019 учебном году приняли участие 24 команды из числа студентов института и учащихся школ г. Саратова по 4 направлениям: «Социальная политика», «Социальное
предпринимательство», «Цифровая Россия» и «Среда для жизни».
Такой подход позволит системно сформировать у студентов практические навыки проектной работы, подготовить специалистов для реализации государственного курса на масштабное внедрение проектного управления.
Библиографический список:
1. Проектный менеджмент: требования к управлению проектами/ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Стандартинформ, Москва, 2011.
2. ГОСТ Р ИСО 21500 - 2014 «Руководство по проектному менеджменту»\\ http : //docs .cntd .ru/document (дата обращения 14.12.2019).
3. ГОСТ Р 58305-2018 «Система менеджмента проектной деятельности. Проектный офис»\\ http : //docs.cntd.ru/document/1200161839 (дата обращения 14.12.2019).
4. Выступление Путина В.В. на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13.07.2016 г.\\ http://www.kremlin.ru/events/president/news/52504 (дата обращения 14.12.2019).
5. Выступление Путина В.В. на совещании по вопросу развития системы среднего профессионального образования\\ http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/56992 (дата обращения 14.12.2019).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты: https://fgos.ru (дата обращения 14.12.2019)
7. Образовательные стандарты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: https://www.ranepa.ru/sveden/edustandarts (дата обращения 14.12.2019).
Автор:
Попова Анна Сергеевна - начальник управления по работе со студентами ПИУ имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС