ISSN 1994-5094 135 *-♦
Ivan Sergeevich Meshcheryakov, Иван Сергеевич Мещеряков,
postgraduate student, аспирант,
Volga Region Institute of Public Administration (branch) Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина -
of Russian Presidential Academy филиал РАНХиГС при Президенте РФ
of National Economy and Public Administration [email protected]
УДК 338.24
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ОФИС: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ, ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ
В статье рассматривается история становления проектного управления как научной дисциплины, изучен стандарт управления проектами PMIBOK. Проанализирован процесс внедрения технологий проектного управления в деятельность органов государственной власти, проведен анализ региональных практик по внедрению технологий проектного управления, выявлены ключевые особенности становления региональных проектных офисов. В рамках сравнительного анализа было выявлено отсутствие информации о прохождении обучения сотрудниками органов власти основам проектного управления.
Ключевые слова: проект, проектное управление, проектный офис, центр компетенций проектной деятельности, проектный олимп.
REGIONAL PROJECT OFFICE: APPROACH TO ORGANIZATION AND BEST PRACTICES
The article examines the history of the development of project management as a scientific approach and studies the PMIBOK project management standard. The author analyzes the process of introducing the methods of project management into the operation of public authorities, analyzes regional practices of introducing the methods of project management, and identifies key challenges of establishing regional project offices. As part of a comparative analysis, the author reveals a lack of information on the training of government officials in the basics of project management.
Keywords: project, project management, project office, project activity, project Olympus.
Проектная культура прочно вошла в деятельность коммерческих организаций, которые строят стратегическое планирование исключительно в масштабах проектов.
История проектного управления как самостоятельного направления начинается в 1930-е гг. В 1937 г. американский ученый Л. Гулик создал первую разработку по матричной организации для руководства и осуществления сложных проектов. Только после этого начала складываться практика управления проектами - определение требуемых результатов, планирование, назначение руководителя проекта, ответственного за разработку и реализацию проекта. Затем уже сотрудниками института PMI (Project Management Institute) был разработан стандарт управления проектами PMIBOK (свод знаний по управлению проектами). В нем были определены роль, место и структура методов и средств управления проектами. Кроме того, определялся общий вклад методов и средств управления проектами в общее управление [5].
Выход данной работы в 1987 г. дал старт процессу формирования проектного управления как междисциплинарной сферы профессиональной деятельности.
Государственное управление не осталось в стороне. В настоящее время органы государственной власти активно включаются в процесс внедрения механизмов проектного управления в свою деятельность.
Первым шагом внедрения проектной культуры в деятельность органов государственной власти
Российской Федерации стало утверждение в 2006 г. и начало реализации приоритетных национальных проектов в рамках четырех основных направлений: здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство [3]. Реализация приоритетных национальных проектов проходила с 2006 по 2018 г.
Следующим шагом по совершенствованию механизмов проектного управления в деятельности органов государственной власти стало нормативное закрепление в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1050 от 15 октября 2016 г. «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» «проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений» [1], а также определение дефиниций, связанных с проектным управлением.
Кроме всего прочего, данным постановлением была закреплена специальная структура по управлению и методическому сопровождению реализацией проектов - проектный офис.
В настоящее время регулирование вопроса организации проектной деятельности на федеральном уровне осуществляется на основе Постановления Правительства Российской Федерации № 1288 от 31 октября 2018 г., которое закрепило на законодательном уровне термины «национальный проект», «федеральный проект», а также дало детальную информацию о структуре и иерархии проектов в Российской Федерации [2].
136 Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77)
Региональные проектные офисы
Субъект РФ Орган исполнительной власти, осуществляющий функции проектного офиса Нормативный акт, регламентирующий проектную деятельность в регионе Наличие информации о прохождении обучения сотрудников проектного офиса по программам проектного управления
Белгородская область Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях» Информация отсутствует
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры № 485-п от 25 декабря 2015 г. «О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Информация отсутствует
Ленинградская область Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Постановление Правительства Ленинградской области от 16 мая 2016 г. № 164 «Об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Ленинградской области» Информация отсутствует
Красноярский край Аппарат правительства Красноярского края Постановление Правительства Красноярского края от 20 февраля 2017 г. № 103-п «Об утверждении положения об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Красноярского края» Информация отсутствует
Ульяновская область Управление проектного развития и экспертно-аналитической работы (Центр управления реформами) администрации Губернатора Ульяновской области Постановление Правительства Ульяновской области от 30 января 2017 г. № 46-П «Об организации проектной деятельности в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти Ульяновской области» Информация отсутствует
Приморский край Департамент проектного управления Приморского края Распоряжение Администрации Приморского края от 21 августа 2015 г. «О мерах по внедрению проектно-ориентирован-ной системы управления в органах исполнительной власти Приморского края» Информация отсутствует
Свердловская область Департамент управления проектами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области Указ Губернатора Свердловской области от 14 февраля 2017 г. № 84-УГ «Об организации проектной деятельности в Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области» Информация отсутствует
Саратовская область Министерство экономического развития Саратовской области Распоряжение Правительства Саратовской области от 14 ноября 2016 г. № 299-Пр «Об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Саратовской области» Информация отсутствует
НБЫ1994-5094 ♦-
137 -♦
На федеральном уровне методическое сопровождение проектной деятельности Правительства Российской Федерации осуществляет Проектный офис Правительства Российской Федерации.
Проектный офис Правительства Российской Федерации создан и функционирует в рамках департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации Аппарата Правительства Российской Федерации.
По аналогии с организационной иерархией федерального проектного офиса и ведомственных проектных офисов федеральных органов исполнительной власти, проектные офисы были созданы в субъектах Российской Федерации, однако, учитывая особенности организации государственного управленияв регионах, подходы к их созданию оказались различными.
Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определил место проектного офиса в структуре органов исполнительной власти региона.
Для проведения сравнительного анализа региональных практик по внедрению проектного управления в деятельность органов государственной власти определим перечень субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации одной из авторитетных организаций, занимающихся оценкой региональных практик по внедрению и осуществлению деятельности по проектному управлению, является Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. С 2014 г. в рамках организации и проведения конкурса «Проектный Олимп» Аналитическим центром определяется ряд регионов-лидеров в различных номинациях, связанных с параметрами внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти.
В начале 2018 г. Аналитическим центром проведена пилотная оценка зрелости проектной деятельности по итогам которой был сформирован топ-5 регионов лидеров пилотной группы Индекса проектной деятельности:
1-е место - Белгородская область;
2-е место - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;
3-е место - Ленинградская область;
4-е место - Красноярский край;
5-е место - Ульяновская область.
Кроме обозначенных 5 регионов-лидеров, целесообразно включить в сравнение регионы - победители конкурса «Проектный Олимп» предыдущих лет - Приморский край и Свердловскую область, а также Саратовскую область, которая находится в начале пути внедрения проектной культуры в деятельность органов государственной власти [4].
Сравнительный анализ региональных проектных офисов был проведен по следующим ключевым критериям:
1) место регионального проектного офиса в структуре высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) основной региональный нормативный акт, регулирующий проектную деятельность в субъекте Российской Федерации.
В приведенной выше таблице собрана информация, по итогам анализа которой можно сделать несколько выводов:
1. Формирование региональных проектных офисов в субъектах Российской Федерации приходится на 2015-2017 гг. В настоящее время структурные подразделения созданы и (или) наделены необходимыми полномочиями и функционируют в штатном режиме.
2. В части субъектов Российской Федерации функции регионального проектного офиса возложены на структурное подразделение, отвечающее за экономического развитие территории (Саратовская область, Ленинградская область). Уровень воздействия такого регионального проектного офиса на иные органы исполнительной субъекта Российской Федерации может быть невысоким. В указанном случае региональный проектный офис воспринимается участниками проектной деятельности только как орган исполнительной власти, а не как координирующий центр.
3. Стоит отметить практику создания проектных офисов при аппарате высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, что может позитивно отразиться на его эффективности. Данная практика показывает значимость созданной структуры, а также повышает ее возможности в вопросах взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в открытом доступе отсутствует информация о членах проектных офисов, прошедших обучение по стандартам проектного управления. Постановлением Правительства РФ № 1288 от 31.10.2018 Научно-образовательный центр проектного менеджмента ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» наделен функциями центра компетенций проектной деятельности.
В настоящее время данный центр осуществляет ряд функций:
1. Функции центра компетенций проектной деятельности. Данные функции подразумевают деятельность по мониторингу и сбору аналитической информации о ходе реализации национальных, федеральных и региональных проектов, а также систематизация и обобщение данной информации;
2. Подготовка кадров для органов государственной власти - осуществляется по трем основным уровням:
- базовый - обучение управлению национальными проектами в органах власти: базовые знания;
- углубленный - обучение системе управления проектной деятельностью при реализации национальных проектов;
- углубленный - обучение управлению национальными проектами в органах власти: углубленные знания.
138 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦
3. Поддержка проектных команд - постоянная поддержка командам, участвующим в реализации национальных проектов, и помощь в анализе и подготовке проектных документов и в организации рабочих процессов;
4. Систематизация опыта проектного управления - анализ и систематизация отечественного и зарубежного опыта проектного управления, организация различных мероприятий в рамках деловых программ крупнейших форумов и конференций, таких как Петербургский международный экономический форум, Российский инвестиционный форум в городе Сочи, Гайдаровский форум и др.;
5. Мониторинг реализации приоритетных проектов - отслеживание хода реализации национальных и федеральных проектов, прохождение контрольных точек в реализации проектов, осуществление контроля за своевременностью и корректностью заполнения отчетов по реализации национальных и федеральных проектов;
6. Оценка уровня квалификации в сфере проектного управления - оценка квалификации проектных специалистов, таких как руководители и сотрудники проектных офисов, руководители проектов, администраторы проектов, руководители рабочих органов, участники проектов.
Нормативное закрепление функций центра компетенций проектной деятельности за Научно-образовательным центром проектного менеджмента ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ по-
зволяет совершенствовать проектное управление в органах государственной власти по следующим направлениям:
1. Обобщение практик внедрения и совершенствования проектного управления в органах государственной власти;
2. Транслирование позитивного опыта внедрения и совершенствования механизмов проектного управления в деятельности органов государственной власти;
3. Обучение и сертификация специалистов, отвечающих за реализацию национальных, федеральных и региональных проектов, а также сотрудников и руководителей проектных офисов.
1. Постановление Правительства РФ № 1050 от 15.10.2016 г. // Собрание законодательства РФ от 24.10.2016 г. № 43. Ст. 6028.
2. Постановление Правительства РФ № 1288 от 31.10.2018 г. // Собрание законодательства РФ от 05.11.2018 г. № 45. Ст. 6947.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2004 год. URL: http://www.kremlin.ru/ events/ president/transcripts/22494.
4. Юбилейный конкурс профессионального управления проектной деятельностью « Проектный Олимп - 2018». URL: https://www.isopm.ru/ nabl_sovet/part-projects/contests/proekt-nyy-olimp-2018/
5. A guide to the project management body of knowledge (PMBOK guide). Newtown Square, PA: Project Management Institute, 2017. P. 11-12.