Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ В МЕДИЦИНЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ЭКСПОРТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / HEALTHCARE / DIGITAL TECHNOLOGY / THE LEGAL REGULATION OF PERSONAL DATA IN MEDICINE / NATIONAL PROJECT / TELEMEDICINE SERVICES / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / EXPORT OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буланова Валерия Сергеевна

В статье рассмотрены правовые вопросы, связанные с активизацией процессов применения цифровых технологий в сфере здравоохранения в Российской Федерации, направленных на ее модернизацию, а также приоритетные направления правового регулирования в данной сфере. На основе анализа состояния правового регулирования выявлены отдельные правовые проблемы развития системы здравоохранения в условиях цифровой трансформации, обозначены приоритетные направления, при этом особое внимание уделено вопросам (правовым аспектам) оказания телемедицинских услуг, защиты персональных данных Анализ позволил выявить тенденции и стратегические задачи в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of information (digital) technology in health of the Russian Federation: information and legal

The article deals with legal issues related to the intensification of the processes of application of digital technologies in the health sector in the Russian Federation aimed at its modernization, as well as priority directions of legal regulation in this area. Based on the analysis of the legal regulation of the identified individual legal health system development problems in the digital transformation, designated priorities, with special attention paid to the issues (legal aspects) the provision of telemedicine services, personal data protection analysis revealed trends and strategic objectives in this area.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

Информационное право

РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БУЛАНОВА Валерия Сергеевна,

аспирантка сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: valeriya777@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассмотрены правовые вопросы, связанные с активизацией процессов применения цифровых технологий в сфере здравоохранения в Российской Федерации, направленных на ее модернизацию, а также приоритетные направления правового регулирования в данной сфере. На основе анализа состояния правового регулирования выявлены отдельные правовые проблемы развития системы здравоохранения в условиях цифровой трансформации, обозначены приоритетные направления, при этом особое внимание уделено вопросам (правовым аспектам) оказания телемедицинских услуг, защиты персональных данных Анализ позволил выявить тенденции и стратегические задачи в данной области.

Abstract: The article deals with legal issues related to the intensification of the processes of application of digital technologies in the health sector in the Russian Federation aimed at its modernization, as well as priority directions of legal regulation in this area. Based on the analysis of the legal regulation of the identified individual legal health system development problems in the digital transformation, designated priorities, with special attention paid to the issues (legal aspects) the provision of telemedicine services, personal data protection analysis revealed trends and strategic objectives in this area.

Ключевые слова: здравоохранение, цифровые технологии, правовое регулирования, персональные данные в медицине, национальный проект, телемедицинские услуги, электронное делопроизводство, экспорт медицинских услуг.

Keywords: healthcare, digital technology, the legal regulation of personal data in medicine, national project, telemedicine services, electronic document management, export of medical services.

Сегодня в государстве, обществе происходят глобальные процессы цифровой трансформации, которые касаются изменений практически во всех сферах, связанные с развитием информационного общества. Так называемая «глобальная цифровизация» неизбежно оказывает влияние на правовую систему Российской Федерации, особенно это влияние ощущается на развитии такой молодой, комплексной отрасли права как информационное [2].

Цифровизация является определенным феноменом научно-технической революции, а цифровое пространство - это, кроме всего прочего, огромное коммуникативное пространство. Значительное расширение областей жизни, где применяются в настоящее время информационные (цифровые) технологии, является фактором развития цифровой экономики и совершенствования функционирования государственных институтов, что одновременно порождает и необходимость обеспечения информационной безопасности.

Данное обстоятельство влияет на формирование государственной политики и в области правового регулирования в области здравоохранения и оказания телемедицинских услуг, которая осуществляется в соответствии со стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Национальным проектом «Цифровая экономика» и его составной частью Национальным проектом «Здравоохранение», Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на необходимость повышения «доступности медицинской помощи на основе информатизации здравоохранения. Данная задача ставится для решения вопроса доступности медицинских услуг. Необходимо создать возможность быстро и бесплатно пройти необходимое обследование, особенно что касается отдаленных населенных пунктов».

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) утвержден ПАСПОРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ".

В указанном документе определены в качестве основных задач внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, и клинических рекомендаций. Предусмотрено, что единая государственная информационная система должна обеспечивать единый цифровой контур в сфере здравоохранения, взаимодействуя с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг и функций для предоставления услуг и сервисов гражданам в личном кабинете пациента "Мое здоровье". Должно быть обеспечено преобразование и повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения на всех уровнях и созданы условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.

В рамках федерального проекта предстоит решение задач по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам.

Как следует из указанного Федерального проекта, создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) направлено на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, что обеспечит преобразование и повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения на всех уровнях и создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.

Так же указано, что в рамках данного Федерального проекта предстоит решение задач по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам. Решение поставленных в Федеральном проекте

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 10(178)

будет осуществляться посредством внедрения и развития медицинских информационных систем в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации и создания механизмов юридически значимого электронного медицинского документооборота между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением. Ожидается, что к 2023 г. не менее 80% медицинских организаций всех 85 субъектов Российской Федерации должны быть обеспечены юридически значимым электронным документооборотом.

Кроме того, проектом определено, что к 2023 г. в 85 субъектах РФ должно быть завершено «внедрение государственных информационных систем в сфере здравоохранения, соответствующих требованиям Минздрава России, и подключение к ним всех медицинских организаций субъекта Российской Федерации, создание на их платформе централизованных систем, что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, организацию телемедицинских консультаций, автоматизированную диспетчеризацию санитарного транспорта».

К 2022 году 85 субъектов Российской Федерации запланирована реализация системы электронных рецептов, автоматизированного управления льготным лекарственным обеспечением. К концу 2024 г. должен обеспечиваться доступ пациентов в их личном кабинете "Мое здоровье" на ЕПГУ к услугам и сервисам, в том числе: запись на прием к врачу, диспансеризацию (профилактические осмотры), получение сведений об оказанных медицинских услугах и доступ к своим электронным медицинским документам.

Таким образом, полагаем, что реализация данного федерального проекта должна позволить системно проводить модернизацию в области здравоохранения.

Актуальным является изучение не только развивающегося правового понятийного аппарата в информационной сфере, новых субъектов права, новых общественных отношений, связанных с применением цифровых технологий, но также тенденций правового регулирования и проблем развития информационного права, особенно в таких чувствительных сферах как здравоохранение, оказание медицинских услуг.

Формирование государственной политики в этой области отражается и в системе документов стратегического планирования и несомненно влияет на различные отрасли законодательства, поскольку регулирование применения информационных технологий в здравоохранении требует междисциплинарных, межотраслевых правовых подходов, так как различные аспекты находятся в сфере гражданского, уголовного, административного, конституционного, экологического, финансового, налогового, международного и, безусловно, информационного права.

Использование цифровых технологий, безусловно, несет определенные риски и может негативно сказаться на наших правах и интересах при оказании телемедицинских услуг, что важно для

каждого из нас, поскольку необходимо установить (идентифицировать) личность человека, обратившегося за медицинской помощью, а при трансграничном оказании таких услуг необходима удаленная идентификация субъектов данных правоотношений. Это означает, что вопросы сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных оказываются важной составляющей современной (модернизированной) системы здравоохранения, оказания медицинских услуг. Соответственно они требуют правового урегулирования вопросов, связанных с их защитой и осуществлением контроля за соблюдением соответствующих требований. В рамках данной статьи не рассматриваются вопросы формирования цифрового профиля личности, в котором тоже будет и определенная информация, связанная со сферой здравоохранения. Эти вопросы заслуживают особого внимания в научных исследованиях.

Весь процесс обращения пациента за телемедицинской услугой, консультацией к врачу, дистанционным осмотром осуществляется при помощи использования технических средств, которые позволяют на дальних расстояниях передавать точные показатели и подлежат обязательному документированию (электронные медицинские карты пациентов), после чего все составленные акты вместе с фото -подтверждением отправляются пациенту по каналам связи. Электронные документы обязательно должны быть заверены соответствующей подписью врача. Также необходимо отметить, что при переписке пациента с доктором посредством электронных сообщений, вся информация должна отображаться в медицинской карте обратившегося.

Очевидно, что в процессах модернизации здравоохранения, связанного с его информатизацией на основе применения современных, так называемых «сквозных технологий», формирования единого информационного пространства имеется значительный блок проблем, касающийся как организации системы здравоохранения, так и вопросов соблюдения норм информационного законодательства. Это касается защиты различных видов персональных данных, их сбора, хранения, предоставления, а также применения электронного документооборота и юридической значимости электронных документов, применения робототехники. Например, уже широко используется робо-ассистированная хирургическая система «(а УтсЫ» - это сегодня в мире одно из «магистральных направлений», требующих правового обеспечения).

Значительные изменения были внесены Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

Следует согласиться с позицией ряда авторов, в которой выделяются основные вопросы модернизации здравоохранения в условиях цифровой трансформации, а именно: проблемы юридической концептуализации внедрения робототехники в здравоохранение, юридическое понятие медицинского робота и его классификацию, вопросы безопасности и кибербезопасности медицинских роботизированных систем, врачебная тайна в условиях вторжения

Информационное право

новых медицинских технологий, проблемы юридической ответственности за вред, причиненный медицинским роботом [3].

Актуальной проблемой в условиях развития глобального информационного общества и цифрового пространства является информатизация сферы здравоохранения и совершенствование основ законодательства в данной области. Еще совсем недавно все делопроизводство в сфере здравоохранения было только в бумажном виде. Это негативно сказывалось на скорости работы медицинских учреждений, снижалось качество оказания помощи пациентам.

Сегодня достаточно проблематично представить себе здравоохранение в отрыве от информационных технологий в самых труднодоступных регионах. Определить телемедицину можно как совокупность средств и методов, обеспечивающих оказание услуг на расстоянии (дистанционно) [4]. Каким же образом осуществляется эта электронная услуга?

В настоящее время существует мобильное приложение «РГС Телемед», а телемедицинские информационные системы «Электронный доктор», разработанная компанией «Ростелеком» совместно с «РТ Лабс», и «Система удаленного мониторинга». Организовано не менее 800 тысяч автоматизированных рабочих мест медицинских работников при внедрении и эксплуатации медицинских информационных систем, соответствующих требованиям Минздрава России в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Интересен также вопрос об анонимном обращении за оказанием медицинских услуг. Безусловно, во всех случаях необходимо персонифицировать обратившегося пациента. возникают сложности с передачей персональных данных по электронным каналам связи. В целях автоматизации процессов регистрации клиентов необходима идентификация обратившихся лиц, сообщение личных данных и дача согласия в виде подписи, В Приказе Мин-здравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 (ред. от 12.04.2012) «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» указано, что защита персональных данных граждан обеспечивается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации за счет ведения перечня информационных ресурсов и сведений об уровне их конфиденциальности, а так же ведения единого каталога пользователей, использования электронной цифровой подписи и шифрования данных, поддержки обмена важными с юридической стороны электронными документами, для их централизованной обработки и хранения. Однако, в Федеральном законе «О персо-

Библиография:

нальных данных» предусмотрено, что получение данных, касающихся здоровья гражданина, возможно и без его согласия. При этом важна цель обработки информации - медицинское обследование и установление диагноза. Это позволяет сделать вывод, что сбор, хранение, распространение и уничтожение личных данных пациента возможно и без его согласия, но необходимо строгое соблюдения положения вышеупомянутого закона.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что полученные от гражданина сведения, а также его диагноз, процесс лечения составляют врачебную тайну. Эта норма означает, что передача другому субъекту такой информации возможна лишь в случае согласия на это лица, которое обратилось в медицинское учреждение [5].

Таким образом, цифровые технологии в медицине, существующие уже сегодня, не только облегчают процесс обращения к врачу, но несут и определенные угрозы информационной безопасности. Так, по мнению специалистов Института социологии, психологии и гуманитарных наук, «интеллектуальные системы не могут отразить весь спектр человеческого языкового общения, терминологическая цифровая среда с чат-ботами и классификаторами-опросниками обусловливает потерю информации при ее сборе, а это прямой путь к неверному диагнозу и потере контроля над лечением» [1].

В указанной выше работе также справедливо отмечается, что «Сегодня каждый человек записан в «цифре» и как гражданин и как пациент. Дата-центры хранят всю информацию о населении, медицинская информация больше не скрыта за стенами медицинских учреждений. Маятник споров качается от права пациента знать, какую информацию о нем записали, до правового регулирования доступа к медицинской информации и защиты ее от проникновения хакеров» [1, с.376].

Таким образом, значение применения информационных технологий в сфере здравоохранения, с одной стороны, носит прорывной характер, с другой - порождает много проблем правового характера, вызванных неурегулированностью большого массива важных вопросов, касающихся соблюдения прав и законных интересов личности. Человек уже не представляет свою жизнь без гадже-тов, без постоянно поступающей информации, но насколько безопасно для него такое «цифровое наблюдение», будет ли соблюдаться конфиденциальность такой информации или врачебная тайна, как вид информации ограниченного доступа, эта проблема требует решения на законодательном и правоприменительном уровне.

1. Наттон В., Лебедь О., Колесниченко О. и др.. Цифровая медицина как система социокультурных коммуникаций: глобальный и локальный аспекты» // Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: право, медиа и национальная идентичность: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 14-15 ноября 2018 г.) / под ред. И.В. Анненковой, М.А. Пильгун; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.- М.: ИД «Юриспруденция», 2019. - С. 372-379.

2. Полякова Т.А. Цифровизация и синергия правового обеспечения информационной безопасности // Информационное право. № 2. - С. 4-7.

3. Тихомиров Ю.А. Юридическая концепция роботизации: монография «Юридическая концепция роботизации» под ред. Ю.А. Тихомирова, С.Б. Нанба. - Москва: Проспект, 2019. - С. 240.

4. Столбов А.П. Об определении и классификации телемедицинских услуг// Врач и информационные технологии. 2015. № 2. - С. 12-28.

5. Шадрина А. С. Правовое регулирование обработки персональных данных граждан в медицинских организациях // Отечественная юриспруденция. 2018. № 3(28). Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-regulirovanie-obrabotki-personalnyh-dannyh-grazhdan-v-meditsinskih-organizatsiyah (дата обращения: 03.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.