Научная статья на тему 'Развитие представлений о педагогических системах'

Развитие представлений о педагогических системах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2276
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СУБЪЕКТНОСТЬ / SYSTEMATIC APPROACH / PEDAGOGICAL SYSTEM / PEDAGOGICAL PROCESS / TECHNOLOGICAL APPROACH / STRUCTURE OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головлева С. М.

Статья посвящена вопросу эволюции подходов к понятию «педагогическая система» в отечественной педагогике. С целью поиска модели педагогической системы, соответствующей современным требованиям к образованию, рассмотрены в историческом контексте основные подходы к определению этого понятия, развитие взглядов на структуру педагогической системы на разных этапах развития системного подхода в педагогике. Материал статьи базируется на системном подходе и при анализе рассматриваемого объекта учитывает принципы целостности, иерархичности, структуризации и множественности. Актуальность системного подхода в образовании сегодня обусловлена необходимостью трансформации различных аспектов деятельности образовательных организаций с целью перехода их в качественно иное состояние, соответствующее вызовам современности. Кроме того, в статье произведена систематизация концепций педагогических систем, предлагаемых различными исследователями, в русле реализации различных типов педагогического процесса. Выделены «ключевые» элементы педагогических систем, позволяющие обеспечить соответствующий уровень познавательной деятельности учащегося. Современные требования к педагогической системе сформулированы исходя из необходимости реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса, отвечающего, по мнению автора, современным требованиям к образованию. Все проанализированные концепции педагогической системы систематизированы на основе результатов анализа, предложена структура инвариантной модели педагогической системы, отвечающей требованиям любого типа педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERCEPTIONS ABOUT PEDAGOGICAL SYSTEMS

The article is devoted to the issue of evolution of approaches to the concept of "pedagogical system" in pedagogy in Russia. In order to search for a model of the pedagogical system that meets modern requirements for education, the main approaches to the definition of this concept, the development of views on the structure of the pedagogical system at different stages of the development of a systematic approach to pedagogy was considered in a historical context. The material of the article is based on a systematic approach and, when analyzing the object in question, takes into account the principles of integrity, hierarchy, structuring and multiplicity. The relevance of the systematic approach to education today is due to the need to transform various aspects of the activities of educational organizations in order to transfer them to a qualitatively different state, corresponding to the challenges of our time. In addition, the article systematized the concepts of pedagogical systems proposed by various researchers, in line with the implementation of various types of pedagogical process. The "key" elements of pedagogical systems are highlighted, allowing to ensure the appropriate level of student cognitive activity. Modern requirements for the pedagogical system are formulated on the basis of the need to implement a subject-oriented type of pedagogical process that meets, in the opinion of the author, modern requirements for education. All the analyzed concepts of the pedagogical system are systematized based on the results of the analysis and the structure of an invariant model of the pedagogical system that meets the requirements of any type of pedagogical process is proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о педагогических системах»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.4

С. М. Головлева

Заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль E-mail: golovleva@iro. yar.ru

Svetlana M. Golovleva

Head of the Chair of Natural and Mathematical Disciplines, Institute for the Development of Education, Yaroslavl, Russia

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Статья посвящена вопросу эволюции подходов к понятию «<педагогическая система» в отечественной педагогике. С целью поиска модели педагогической системы, соответствующей современным требованиям к образованию, рассмотрены в историческом контексте основные подходы к определению этого понятия, развитие взглядов на структуру педагогической системы на разных этапах развития системного подхода в педагогике. Материал статьи базируется на системном подходе и при анализе рассматриваемого объекта учитывает принципы целостности, иерархичности, структуризации и множественности. Актуальность системного подхода в образовании сегодня обусловлена необходимостью трансформации различных аспектов деятельности образовательных организаций с целью перехода их в качественно иное состояние, соответствующее вызовам современности. Кроме того, в статье произведена систематизация концепций педагогических систем, предлагаемых различными исследователями, в русле реализации различных типов педагогического процесса. Выделены <ключевые» элементы педагогических систем, позволяющие обеспечить соответствующий уровень познавательной деятельности учащегося. Современные требования к педагогической системе сформулированы исходя из необходимости реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса, отвечающего, по мнению автора, современным требованиям к образованию. Все проанализированные концепции

Как цитировать статью: Головлева С. М. Развитие представлений о педагогических системах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 62-77.

педагогической системы систематизированы на основе результатов анализа, предложена структура инвариантной модели педагогической системы, отвечающей требованиям любого типа педагогического процесса.

Ключевые слова: системный подход, педагогическая система, педагогический процесс, технологический подход, структура педагогической системы, субъектность.

Основой современных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий формирование комплекса образовательных результатов — предметных, метапредметных и личностных — посредством вовлечения учащегося в разнообразные формы деятельности, как урочной, так и внеурочной. Можно с уверенностью сказать, что этот теоретический фундамент полностью соответствует вызовам современного изменчивого мира, где знания и технологии быстро устаревают и обесцениваются, а человек получает образование в течение всей жизни, где индивидуальная деятельность заменяется сотрудничеством для решения глобальных проблем, а межкультурные контакты приобретают особую роль для организации коммуникации в глобальном мире.

Однако для того, чтобы ответить на вызовы современности, требуется пересмотреть подходы к организации образовательного процесса. Изменения в современной школе должны заключаться не только во внедрении новых форм и методов работы с обучающимися, но и в пересмотре подходов к организации процессов в образовательной организации. Как показывает практика современных школ, изменения такого рода могут быть успешными лишь в том случае, если они позволяют комплексно охватить все элементы современной школы, т.е. базируются на системном подходе. Например, внедрение в образовательный процесс проектной и учебно-исследовательской деятельности требует пересмотра отношения к доступности помещений и учебного оборудования, а также подходов к мотивации персонала.

Необходимость системного подхода к трансформации школы обусловлена тем фактом, что отдельные — не системные — изменения, как правило, либо обречены на провал, либо адаптируются к требованиям системы настолько, что полностью утрачивают изначальный смысл и, как следствие, не приводят к изменению образовательных результатов. Например, проектная деятельность учащихся подменяется их

репродуктивной деятельностью под строгим руководством педагога. Таким образом, для достижения современных требований к результатам образования требуется определить пути трансформации педагогических систем в качественно иное состояние, соответствующее современным реалиям образования.

Для достижения поставленной цели в первую очередь требуется определить модель педагогической системы, соответствующей современным требованиям, для чего, в свою очередь, необходимо рассмотреть процесс развития представлений о педагогических системах.

Идеи системного подхода нашли свое отражение во многих педагогических концепциях на разных этапах развития педагогической науки. Однако представления разных исследователей о педагогической системе, ее природе и устройстве существенно различаются. Отчасти это обусловлено тем фактом, что с течением времени пересматриваются представления об организации педагогического процесса. Наиболее существенное влияние на этот процесс оказывает изменение социального заказа к системе образования. Поэтому при анализе концепций педагогических систем различных авторов за основу была взята теория общепедагогических технологий [18], соединившая в себе технологический и уровневый подходы к образованию и содержащая описание ряда типов педагогических процессов, характеризующихся разным уровнем познавательной активности ученика и, как следствие, разным уровнем его образованности. Описанные в рамках теории типы педагогических процессов позволяют охарактеризовать различные педагогические концепции, в том числе и в историческом контексте [18, с. 87-89].

Становление понятия «педагогическая система» в педагогике шло непросто, первые труды, посвященные системному подходу в отечественной педагогике, относятся к 70-м — 80-м годам XX века. В это время активно предпринимались попытки понять природу педагогической системы, вычленить ее состав и закономерности функционирования, а также выделить специфику понятия «педагогическая система» и ее отличия от иных объектов педагогики и смежных наук.

В это же время складываются основные подходы к пониманию структуры педагогических систем: административно-иерархический — предполагающий трактовку педагогической системы как совокупности учреждений, организаций и органов управления, подчиненных единой цели образования (В. А. Сластенин [14]; Л. Г. Чумак [16]), и системно-

педагогический — предполагающий выделение в структуре педагогической системы элементов и подсистем, непосредственно связанных с реализацией педагогического процесса (Ю. К. Бабанский [2]; Л. А. Беляева [3]; Ю. П. Сокольников [15]).

Одним из первых исследователей, рассматривающих понятие «педагогическая система», стала Н. В. Кузьмина, которая впервые отделила его от понятия «педагогический процесс» [8].

Следует заметить, что разделение понятий «педагогический процесс» и «педагогическая система» является существенным достоинством системного подхода. Это разделение говорит в первую очередь о том, что в рамках системного подхода понимается важность не только деятельности педагога, но и других аспектов, например характеристики субъектов педагогического процесса, средств их коммуникации, способов представления информации, методов управления и др., а также вопросов их взаимосвязи и роли каждого в получении образовательного результата.

Видение структуры педагогической системы в концепции Н. В. Кузьминой претерпело значительную эволюцию и длительное время являлось основополагающим для многих исследователей [11].

Модель педагогической системы, по Н. В. Кузьминой, включала на разных этапах от четырех до семи компонентов. Также трансформировалось и определение, в окончательном уточненном варианте под педагогической системой понимается «взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования личности учащегося, готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе» [9]. Следует заметить, что из приведенного определения следует, что важнейшим требованием к педагогической системе является запрос следующей ступени образования. В целом, следует заметить, что ряд работ Н. В. Кузьминой и ее последователей посвящен идее сопряжения педагогических систем, т.е. обеспечению преемственности образования при переходе обучающегося к следующей ступени образования [11].

В модели Н. В. Кузьминой выделяется две группы компонентов педагогической системы: структурные, представляющие собой основные базовые характеристики, которые, собственно, и образуют систему, и функциональные, представляющие собой устойчивые базовые связи структурных компонентов [8]. Компоненты семикомпонентной модели педагогической системы Н. В. Кузьминой представлены в Таблице 1 [8].

Таблица 1

Компоненты модели педагогической системы Н. В. Кузьминой

Структурные компоненты Функциональные компоненты

Оценочный Критерии оценки качества образовательной системы

Цели образования Проектировочный

Научная и учебная информация Конструктивный

Средства образовательной коммуникации Коммуникативный

Учащиеся Организаторский

Состав преподавателей Гностический

Последующая образовательная система Прогностический

Важно отметить, что автор подчеркивает необходимость и достаточность набора структурных компонентов.

Указанный набор структурных компонентов фактически нивелирует образовательный процесс до процесса отбора и передачи определенной информации от преподавателя к обучающемуся, а затем оценки усвоения полученной информации.

Л. А. Беляева, анализируя систему деятельности педагога, выделяет структуру, сходную со структурой других социальных систем: цель, средства, результат, объекты и субъекты деятельности. Такая структура предполагает объективацию учащегося с позиции учителя, становящегося единственным носителем целей образования. Деятельность учащегося в этой модели не рассматривается [3].

А. П. Ковалев выделяет в структуре педагогической системы ряд подсистем:

• Совокупность людей, принимающих участие в процессе обучения;

• Знания, накопленные обществом, как предмет учения;

• Семиотические структуры, с помощью которых реализуется кодирование и накопление информации;

• Совокупность людей, делающих научное знание доступным (популяризаторы);

• Компоненты управления — «фильтры» (программы, учебники, пособия), способы достижения целей (средства, формы и методы педагогических воздействий, педагоги, выполняющие ряд специфических функций, основная из которых — управление педагогическим процессом) [6].

Важно заметить, что такая трактовка структуры педагогической системы предполагает достаточно широкое понимание ее сущности, включающее не только непосредственную реализацию педагогического процесса в образовательной организации, но и создание содержания образования посредством адаптации накопленного обществом опыта. Тем не менее не до конца ясно, какая роль в этой структуре отводится педагогу — участника процесса обучения или управляющего педагогическим процессом. Предлагаемая модель в результате охватывает скорее процесс разработки содержания образования, т.е. то, что происходит непосредственно перед тем, как начинается педагогический процесс.

В целом эта трактовка структуры педагогической системы также фокусируется на содержании образования и способах его передачи от педагога учащемуся.

В. П. Беспалько предпринимает попытку описать теорию педагогических систем, базируясь на теории управления техническими системами, основанного на обратной связи, и рассматривает педагогическую систему как объект управления [4], указывая, что именно педагогическая система является предметом педагогики как науки. Автор выделяет в структуре педагогической системы следующие компоненты:

• Цели воспитания;

• Учащиеся;

• Преподаватели или опосредующие их педагогическую деятельность технические средства обучения;

• Содержание воспитания;

• Организационные формы педагогической деятельности;

• Дидактические процессы или способы осуществления педагогического процесса [4, с. 29-30].

Следует заметить, что в данной концепции педагогической системы основной акцент делается на социальном заказе к образованию. Автор подчеркивает тот факт, что педагогическая система включена в социальную и находится под ее постоянным воздействием, выраженном через социальный заказ [4]. Таким образом, социальный заказ представляет собой внешнее воздействие на педагогическую систему, причем автор замечает, что системообразующим компонентом педагогической системы является тот, который в данный момент испытывает непосредственное воздействие социальной системы. Следствием такого подхода является тот факт, что представление о педагогической системе расширяется,

и в данной концепции не только говорится о педагогических системах, соответствующих отдельным уровням образования, но и каждому типу общественного устройства ставится в соответствие тот или иной тип педагогической системы.

На основе анализа ряда концепций этого периода развития системного подхода можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые отличия в трактовке структуры педагогической системы, наблюдаемые у разных исследователей, все модели трактуют педагогический процесс как процесс передачи знаний и формирования умений у обучающихся, т.е. с точки зрения теории общепедагогических технологий, и отвечают требованиям сущностно-репродуктивного типа педагогического процесса.

Такой технико-социальный подход к пониманию педагогической системы, не принимающий во внимание условия реализации педагогического процесса, вряд ли может отвечать потребностям современного образования.

Новым этапом развития системного подхода в образовании стали 90-е годы XX века, ознаменовавшиеся внедрением в образование управленческих подходов, а также существенными изменениями в структуре образования в масштабах страны. В этот период активно переосмысляются понятия образования и воспитания, педагогический процесс трактуется более широко и предполагает не только и не столько передачу информации от педагога к учащемуся и формирование умений — особое внимание уделяется деятельности учащегося в процессе образования и условиям ее реализации, рассматриваются разнообразные варианты управления этой деятельностью.

Исследуя применение системного подхода в педагогике, Л. П. Крившенко фиксирует следующие понятия: педагогическая система, воспитательная система, система образования, воспитательная система школы, система воспитательной работы и др. Отождествляя понятия педагогической и воспитательной системы, исследователь предлагает структуру педагогической системы, включающую в качестве компонентов основные категории воспитания: цель, содержание, методы, средства, формы [7].

Подобное рассмотрение фиксирует важное изменение в применении системного подхода в образовании, т.к. оно предполагает целостное рассмотрение процесса образования в триединстве обучения, воспитания и развития.

В. А. Сластенин приводит иерархию педагогических систем от наиболее общей, которую строит общество в соответствии с социальным заказом. Эта наиболее общая педагогическая система включает в качестве подсистем все основные социальные институты, выполняющие функции воспитания и образования и образующие систему образования. Каждый социальный институт, в свою очередь, является подсистемой системы образования. В качестве сопутствующих выделяются системы подготовки педагогических кадров и дополнительного профессионального образования [14].

Важным отличием этого подхода от административно-иерархического является тот факт, что в качестве основной педагогической системы в иерархии автор выделяет образовательную организацию (детский сад, школа, гимназия и пр.) с учетом вариантов ее функционирования [14]. Таким образом, предлагаемый автором подход позволяет учесть специфику условий функционирования отдельной организации.

Рассматривая образовательную организацию (на примере общеобразовательной школы) как педагогическую систему с целью организации процесса управления ею, В. А. Сластенин выделяет в ней следующие компоненты:

• Системообразующие факторы (факторы целей и результатов);

• Условия функционирования (социально-педагогические и временные);

• Структурные компоненты (управляющая (педагогический коллектив) и управляемая (ученический коллектив) системы, содержание, средства, формы и методы педагогической деятельности);

• Функциональные компоненты (педагогический анализ, целеполага-ние и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование) [14].

Важно отметить, что подход В. А. Сластенина впервые за всю историю развития понятия «педагогическая система» фиксирует в качестве ее компонента условия функционирования.

Особое внимание условиям обучения и воспитания также уделяется в концепции Г. Н. Александрова с соавторами, понимающими педагогическую систему как целенаправленную к развитию ученика и имеющую своими элементами учителя, ученика, содержание образования, условия обучения и воспитания (в узком понимании — средства обучения и воспитания), а также связи между этими элементами, реализующиеся

в виде методов, приемов, организационных форм обучения и воспитания, а также различных форм и видов общения между участниками образовательных отношений и отношения учеников к содержанию и условиям обучения и воспитания [1].

В. П. Симонов представляет схему педагогической системы, где показаны взаимосвязи компонентов: целей воспитания, субъектов деятельности, объекта и субъекта (учение), содержания и средств воспитания, результата воспитания [13].

Данный подход сфокусирован на деятельности педагога по управлению деятельностью обучающегося. В этой концепции, основанной на теории управления, сам воспитательный процесс рассматривается как процесс управления.

И. П. Подласый, понимая под педагогической системой объединение компонентов, которое остается устойчивым при изменениях, и принимая тот факт, что педагогический процесс протекает в педагогической системе, предлагает следующий ее состав:

• Учащиеся;

• Цели воспитания (общие и частные);

• Содержание воспитания;

• Процессы воспитания;

• Учителя или ТСО;

• Организационные формы воспитательной работы [12].

А. М. Новиков, рассматривая проектирование педагогических систем, отождествляет их с образовательными, подчеркивает сложность этих объектов и выделяет в них следующие группы элементов: цели, содержание, методы, средства, организационные формы обучения и воспитания, педагогов, обучающихся. При этом цели являются системообразующим элементом [10].

Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Караковский с соавторами в качестве объекта исследования рассматривают воспитательную систему школы, понимая под ней комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношения между участниками, окружающую среду, включенную в педагогическую работу, и управленческую деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы [5].

Прослеживая развитие представлений о педагогической и воспитательной системе в 90-е годы XX века, можно заметить, что этот период характеризуется пристальным вниманием исследователей к деятельно-

сти учащихся, их отношению к учению, а сам педагогический процесс трактуется не как процесс передачи знаний, а как процесс организации деятельности учащихся, целью которого является их развитие.

Рассмотрев концепции, характерные для периодов 70-х — 80-х и 90-х годов, можно заметить, что подходы к определению педагогической системы и ее структуры менялись сообразно изменению требований социума к результатам образования. В процессе анализа и обобщения имеющихся концепций авторы предприняли попытку уйти от опоры на социальный заказ и поставили перед собой задачу предложить универсальную модель педагогической системы, применимую в любых условиях.

С нашей точки зрения, процесс развития представлений о педагогической системе можно наглядно показать, базируясь на теории общепедагогических технологий [18]. Типы педагогического процесса различаются в первую очередь уровнем познавательной деятельности учащегося (см. Таблицу 2), который, в свою очередь, определяет «ключевой» элемент самой педагогической системы, т.е. элемент, позволяющий обеспечить в данной педагогической системе именно этот уровень познавательной деятельности.

На основе анализа рассмотренных концепций педагогических систем нами были выделены «ключевые» элементы педагогической системы, соответствующие различным типам педагогического процесса (см. Таблицу 2).

Таблица 2

«Ключевые» элементы педагогических систем, соответствующих различным типам педагогического процесса

Тип педагогического процесса Уровень познавательной деятельности учащегося «Ключевой» элемент педагогической системы

Догматический (Д) Подражание, заучивание Содержание образования

Формально-репродуктивный (ФР) Понимание Адаптация содержания, Средства коммуникации

Сущностно-репродуктивный (СР) Обдумывание Форма организации деятельности педагога

Продуктивный (П) Самостоятельный поиск Условия

Субъектно- ориентированный (СО) Решение жизненных задач Образовательная среда

Важно отметить, что при росте уровня познавательной деятельности учащегося от заучивания к самостоятельному поиску решения задач, а затем и к самостоятельной постановке целей в рамках решения жизненных задач «ключевой» элемент педагогической системы смещается от содержания образования, через формы организации деятельности, к условиям реализации деятельности ученика.

Педагогическая система, соответствующая современным требованиям к образованию, должна позволять реализовать тот тип педагогического процесса, который востребован сегодня в обществе [19]. Анализ современных тенденций в образовании, а также комплекса нормативных документов, определяющих организацию педагогического процесса, приводит нас к выводу о том, что наиболее полно отвечает современным требованиям субъектно-ориентированный тип педагогического процесса [17], для которого «ключевым» элементом педагогической системы является образовательная среда.

Таким образом, можно систематизировать основные концепции педагогических систем с позиций технологического подхода (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Систематизация основных концепций педагогических систем с позиций теории общепедагогических технологий

Автор концепции Тип педагогического процесса (Условные обозначения типов ПП см. Табл. 2.)

Д ФР СР П СО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. В. Кузьмина + +

Л. А.Беляева + +

А. П.Ковалев + +

В. П. Беспалько +

Л. П. Крившенко + +

В. П. Симонов + +

Г. Н.Александров +

В. А. Сластенин + +

И. П.Подласый + + +

Л. И. Новикова и др. + +

В. В. Юдин + + + + +

Однако нам представляется, что, соединив представления различных исследователей о структуре педагогической системы, а также представления о «ключевых» элементах педагогических систем, сформированные

на основе теории общепедагогических технологий, можно предложить инвариантную структуру педагогической системы, соответствующую любому типу педагогического процесса, поскольку в этом случае можно проследить ее развитие с целью соответствия современным требованиям к образованию.

На основе результатов анализа предложена инвариантная модель педагогической системы (см. Рисунок 1).

В качестве компонентов представленной структуры педагогической системы мы предлагаем рассматривать следующие:

1. Цель образования — как образ выпускника и результат педагогического процесса (целевой компонент входит в структуру педагогической системы у большинства исследователей, поскольку именно он является отражением социального заказа к системе образования и в конечном счете определяет тип педагогического процесса);

2. Педагогический процесс — как деятельность обучающегося и поддерживающая деятельность педагога (центральный элемент педагогической системы, также соответствующий представлениям большинства исследователей, в нашем случае педагогический процесс соединяет в себе деятельность учащегося, определяющую результат образования, и сопровождающую ее деятельность педагога, организация деятельности педагога является «ключевым» элементом системы сущностно-репродуктивного типа);

3. Участники образовательных отношений — в аспекте совокупности качеств субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, управленческого персонала, родителей, социальных партнеров), влияющих на результат педагогического процесса (данный компонент также фигурирует в большинстве концепций педагогических систем);

4. Содержание образования — в аспекте совокупности образцов накопленного социального опыта, отобранного и адаптированного сообразно целям образования (является «ключевым» для систем догматического и формально-репродуктивного типов);

5. Образовательная среда — как совокупность условий реализации педагогического процесса (является ключевым для систем продуктивного и субъектно-ориентированного типов, причем для систем продуктивного типа достаточно более узкого понятия — условия реализации деятельности ученика);

6. Управление — как специально организованная деятельность, на-

правленная на обеспечение функционирования и развития педагогической системы (этот компонент в стр°ктуру педагогсческой системы включают болылинктко исслкдовктелей,по-видимому это связано с тем, что он кпвсредсванно, но довольно счльно влияен на об]ттзовакелкный рсоукьтат).

Рисунок 1. Инвариантная модель педагогической системы

Таким образом,предлагаемаяструктура педагогическойсистемы включает в себявсе элементы, являющиеся «ключевыми» для разных типовпедагогического процесса,следовательно, можно сказать, что при помощипредложенной моделипедагогическойсистемыможно не только реализоватьлюбойизрассмотренных типовпедагогического процесса, но и проследить развитие педагогической системы в направлении соответствия современнымтребованиямкобразованию.

Итак, эволюция понимания исследуемого термина «педагогическая система» была прослежена нами от простой детерминации и норма-

тивного введения в научный оборот до понимания содержания, структуры и миссии педагогических систем в сложнейшем социальном мироустройстве. Следующий этап работы в данном направлении — это структурирование образовательной среды, выделение и обоснование ее компонентов.

Литература

1. Александров Г. Н., Иванкова Н. И., Тимошкина Н. В. и др. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании // Educational Technology & Society. 2000. № 3 (2). С. 134-149.

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1988. 500 с.

3. Беляева Л. А. Системный анализ педагогической деятельности // Философские проблемы теории коммунистического воспитания. Свердловск: СвГПИ, 1985. С. 74-79.

4. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: монография. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. 304 с.

5. Караковский В. А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под. ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.

6. Ковалев А. П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управление. Харьков: ХГУ 1990. 153 с.

7. КрившенкоЛ. П., Вайндорф-Сысоева М. Е, Юзсфавичус Т. Л. и др. Педагогика: учебник / под. ред. Л. П. Крившенко. М.: Велби, Проспект, 2004. 432 с.

8. КузьминаН. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. С. 11-16.

9. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. С. 13-14.

10. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

11. Остапенко А. А., Мишарева Н. Ю., Паскевич Н. Я. и др. Сопряженные образовательные системы: модели, структура, возможности // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 41-59.

12. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. пед.вузов: в 2-х кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Владос, 1999. 574 с.

13. Симонов В. П. Управление в социальных (педагогических) системах: монография. М., 2005. Сер. Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании. Кн. 4. С. 176-182.

14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. Педагогика: уч. пособие для студентов пед. уч. заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

15. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. 136 с.

16. Чумак Л. Г. Коммунистическое воспитание: система и процесс. Кишинев: Штиинца, 1987. 106 с.

17. Юдин В. В. Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса — ключевое направление реализации ФГОС // Образовательная панорама. Ярославская область: пространство образовательных возможностей. 2015. № 1 (3). С. 58-62.

18. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография. М. Университетская книга, 2008. 302 с.

19. Юдин В. В., Паладьев С. Л., Головлева С. М. Проектирование педагогических систем: уч. пособие / под ред. В. В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ 2017. 115 с.

DEVELOPMENT OF PERCEPTIONS ABOUT PEDAGOGICAL SYSTEMS

The article is devoted to the issue of evolution of approaches to the concept of "pedagogical system" in pedagogy in Russia. In order to search for a model of the pedagogical system that meets modern requirements for education, the main approaches to the definition of this concept, the development of views on the structure of the pedagogical system at different stages of the development of a systematic approach to pedagogy was considered in a historical context. The material of the article is based on a systematic approach and, when analyzing the object in question, takes into account the principles of integrity, hierarchy, structuring and multiplicity. The relevance of the systematic approach to education today is due to the need to transform various aspects of the activities of educational organizations in order to transfer them to a qualitatively different state, corresponding to the challenges of our time. In addition, the article systematized the concepts of pedagogical systems proposed by various researchers, in line with the implementation of various types of pedagogical process. The "key" elements of pedagogical systems are highlighted, allowing to ensure the appropriate level of student cognitive activity. Modern requirements for the pedagogical system are formulated on the basis of the need to implement a subject-oriented type of pedagogical process that meets, in the opinion of the author, modern requirements for education. All the analyzed concepts of the pedagogical system are systematized based on the results of the analysis and the structure of an invariant model of the pedagogical system that meets the requirements of any type of pedagogical process is proposed.

Keywords: systematic approach, pedagogical system, pedagogical process, technological approach, structure of the pedagogical system, subjectivity.

References

• Aleksandrov G. N., Ivankova N. I., Timoshkina N. V. i dr. Pedagogicheskie sistemy, pedagogicheskie processy i pedagogicheskie tekhnologii v sovremennom pedagogicheskom znanii // Educational Technology & Society. 2000. № 3 (2). S. 134-149. [In Rus].

• Babanskij Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1988. 500 s. [In Rus].

• Belyaeva L. A. Sistemnyj analiz pedagogicheskoj deyatel'nosti // Filosofskie problemy teorii kommu-nisticheskogo vospitaniya. Sverdlovsk: SvGPI, 1985. S. 74-79. [In Rus].

• Bespal'ko V. P. Osnovy teorii pedagogicheskih sistem: monografiya. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo universiteta, 1977. 304 s. [In Rus].

• ChumakL. G. Kommunisticheskoe vospitanie: sistema i process. Kishinev: Shtiinca, 1987. 106 s. [In Rus].

• Karakovskij V. A. Upravlenie vospitatel'noj sistemoj shkoly: problemy i resheniya / pod. red. V. A. Karakovskogo, L. I. Novikovoj, N. L. Selivanovoj. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999. 264 s. [In Rus].

• Kovalev A. P. Pedagogicheskie sistemy: ocenka tekushchego sostoyaniya i upravlenie. Har'kov: HGU, 1990. 153 s. [In Rus].

• Krivshenko L. P., Vajndorf-Sysoeva M. E., Yuzsfavichus T. L. i dr. Pedagogika: uchebnik / pod. red. L. P. Krivshenko. M.: Velbi, Prospekt, 2004. 432 s. [In Rus].

• Kuz'mina N. V. Ponyatie «pedagogicheskaya sistema» i kriterii ee ocenki // Metody sistemnogo peda-gogicheskogo issledovaniya / pod. red. N. V. Kuz'minoj. M.: Narodnoe obrazovanie, 2002. S. 11-16. [In Rus].

• Kuzmina N. V. Professionalizm deyatel'nosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha. M.: Vysshaya shkola, 1989. S. 13-14. [In Rus].

• Novikov A. M. Metodologiya obrazovaniya. 2-e izd. M.: Egves, 2006. 488 s. [In Rus].

• Ostapenko A. A., Mishareva N. Yu., Paskevich N. Ya. i dr. Sopryazhennye obrazovatel'nye sistemy: mod-eli, struktura, vozmozhnosti // Shkol'nye tekhnologii. 2012. № 6. S. 41-59. [In Rus].

|C. М. fo^oB^eBa

• Podlasyj I. P. Pedagogika: Novyj kurs: ucheb. dlya stud. ped.vuzov: v 2-h kn. Kn.1: Obshchie osnovy. Process obucheniya. M.: Vlados, 1999. 574 s. [In Rus].

• Simonov V. P. Upravlenie v social'nyh (pedagogicheskih) sistemah: monografiya. M., 2005. Ser. Pedagogicheskij menedzhment. NOU-HAU v obrazovanii. Kn. 4. S. 176-182. [In Rus].

• Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I. i dr. Pedagogika: uch. posobie dlya studentov ped. uch. za-vedenij. M.: Shkola-Press, 1997. 512 s. [In Rus].

• Sokolnikov Yu. P. Sistemnyj analiz vospitaniya shkol'nikov. M.: Pedagogika, 1986. 136 s. [In Rus].

• Yudin V. V. Sub"ektno-orientirovannyj tip pedagogicheskogo processa — klyuchevoe napravlenie real-izacii FGOS // Obrazovatel'naya panorama. Yaroslavskaya oblast': prostranstvo obrazovatel'nyh voz-mozhnostej. 2015. № 1 (3). S. 58-62. [In Rus].

• Yudin V. V. Tekhnologicheskoe proektirovanie pedagogicheskogo processa: monografiya. M. Universitetskaya kniga, 2008. 302 s. [In Rus].

• Yudin V. V., Palad'ev S. L., Golovleva S. M. Proektirovanie pedagogicheskih sistem: uch. posobie / pod red. V. V. Yudina. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2017. 115 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.