Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСИЛИИ И ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСИЛИИ И ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Агрессия / насилие / агрессивное поведение / механизм зарождения / подходы к определению / Aggression / violence / aggressive behavior / the mechanism of origin / approaches to the definition

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасов Д.А.

В данной статье рассматриваются такие негативные феномены, как агрессия и насилие. Анализируется подходы к определению сущности насилия и агрессии, рассматриваются подходы, которые описывают механизм зарождения и развития насилия и агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS OF VIOLENCE AND CRUEL REACTION WITH CHILDREN IN THE FAMILY

This article deals with such negative phenomena as aggression and violence. The approaches to the definition of the essence of violence and aggression are analyzed, approaches that describe the mechanism of the origin and development of violence and aggression are examined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСИЛИИ И ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ»

Петербург, 1845. - 75 с.

УДК 159.99

Тарасов Д.А. студент 4 курса факультет Социологии Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСИЛИИ И ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются такие негативные феномены, как агрессия и насилие. Анализируется подходы к определению сущности насилия и агрессии, рассматриваются подходы, которые описывают механизм зарождения и развития насилия и агрессии.

Ключевые слова: Агрессия, насилие, агрессивное поведение, механизм зарождения, подходы к определению.

Tarasov D.A.

Student

4 year, Faculty of Sociology St. Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS OF VIOLENCE AND CRUEL REACTION WITH CHILDREN IN THE FAMILY

Abstract: This article deals with such negative phenomena as aggression and violence. The approaches to the definition of the essence of violence and aggression are analyzed, approaches that describe the mechanism of the origin and development of violence and aggression are examined.

Key words: Aggression, violence, aggressive behavior, the mechanism of origin, approaches to the definition.

В общедоступной литературе на сегодняшний день опубликованы различные материалы по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику рассматриваемой проблемы. В современной литературе жестокое обращение рассматривается как один из главных факторов деструктивного поведения (С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, Е.М. Вроно, И.Н. Григович, В.Е. Дружинин, Р.Н. Клайберг, А. А. Реан и др.)42

Теории агрессивного поведения, выступающего потенциирующим источником действий насильственного характера, содержатся в работах Л. Берковица, Г. Зиммеля, Б. Скиннера, 3. Фрейда. Для интерпретации всего

42Приводится по: Ботова М.Г. Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. №1. С. 101.

комплекса источников распространения насилия особую значимость представляют исследования социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, И. Ильина, Т. Парсонса, Ж. Руссо. Проблемой деструктивности человеческого поведения занимались А. Кестлер, Э. Фромм.

Однако, несмотря на обилие публикаций по самым различным направлениям рассматриваемого вопроса, сегодня практически не встречаются работы о социально-психологических проблемах понимания насилия в общеобразовательном пространстве. В целом, анализ актуальности проблемы и степени ее разработанности в науке позволяет выделить следующие противоречия43:

- между наличием проблемы насилия в общеобразовательном пространстве и отсутствием в научной литературе четкой дифференциации понятий «насилие», «агрессия», «жестокое обращение»;

- между наличием факторов, способствующих развитию насилия и отсутствием исследований, конкретизирующих их влияние на детей.

Насилие и агрессия представляют собой объект исследования не одного теоретического направления. Представители различных научных школ интерпретируют насилие, его виды и причины в соответствии с углом зрения, с которого они рассматривают феномен насилия. Имеющиеся теории дают возможность изучить и объяснить отдельно взятый аспект проблемы. Можно выделить несколько подходов к определению (пониманию) насилия: психологический, социологический, антропологический,

культурологический.

Первым сформулировал четкое определение понимания насилия З.Фрейд, который объясняет агрессию как проявление инстинктов, которые присущи человеку изначально. Наличествующие перманентные противоречие между инстинктами (изначально сексуальными) и социальными императивами, которые сковывают действия человека, закладывает основу внутреннего напряжения, проявляющееся как насилие и агрессия непосредственно. Человек совершает насилие в отношении самого себя, в отношении внешнего мира в целом и в отношении к другим субъектам социальной жизни. По З.Фрейду, насилие представляет собой результат конфронтации между «Я» и «Сверх-Я». Это означает, что данный конфликт способен проявиться в виде садизма или мазохизма. В одной из работ Зигмунд Фрейд выдвигает следующую дихотомическую пару44: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Сам же З.Фрейд описал свое теоретизирование следующим образом: «Размышляя о происхождении жизни и о развитии разных биологических систем, я пришел к выводу, что наряду с жаждой жизни (инстинктом живой субстанции к сохранению и приумножению) должна существовать и противоположная

43Там же. С. 101.

44Фрейд З. Я и ОНО // Психология бессознательного: Сб. произведений. Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. С. 425-439.

страсть - страсть к разложению живой массы, к превращению живого в первоначальное неорганическое состояние. То есть наряду с эросом должен существовать инстинкт смерти»45. Это говорит о том, что инстинкт смерти (Танатос) направлен против живого организма и предстает в виде саморазрушения, или же в виде разрушения другого индивида, если имеет экстернальный характер.

Вторым представителем, интерпретировавшим насилие с точки зрения психологического подхода, является Э.Фромм, дающий следующее определение агрессии: «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту» 46. Особое внимание Эрих Фромм уделял «садизму». Он отмечал, что желание причинить боль другому человеку является вторичным. Первым является желание подчинить себе живое существо: «Это побуждение составляет сущность садизма. Как я показал в своей книге "Бегство от свободы", желание причинить другому боль не является существенным в садизме. Все его различные формы, которые мы можем наблюдать, выявляют существенный импульс полностью подчинить другого человека своей власти, сделать его беспомощным объектом собственной воли, стать его богом и иметь возможность делать с ним что угодно»47. Фромм говорит, что желание унизить человека, поработить - являются лишь средством достижения главной цели - заставить человека страдать, поскольку, как говорит Фромм, нет большей власти, чем принуждение его к страданиям. Желание абсолютного господства и есть эссенция садизма. Выражаясь немного проще - цель садизма состоит именно в том и лишь в том, чтобы сделать человека подобно вещи, сделать его мертвым, ведь утратив «живость», живое теряет главное и существенное свойство - жизненную свободу. Фромм говорит, что не способный к созиданию человек прибегает к силе разрушения. В данном случае насилие имеет компенсаторный характер48. Данный характер - результат загубленной жизни человека. Разочарование в вере, любви добре придает человеку характер разрушителя. Разочарование обусловливает ненависть к жизни. Путем разрушения человек восстанавливает чувство собственно достоинства.

Еще одним представителем психологической точки зрения, обращенной на понимание феномена насилия, является Карл Юнг. Он объясняет проявление насилия в соответствии со своей концепцией бессознательного и архетипов. В одной из работ он пишет: «Как и Фрейд, я уделил особое внимание сновидениям, но стоит подойти к бессознательному, как наши пути расходятся. Для Фрейда оно представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено все то, что не совместимо с сознанием индивида. Для меня бессознательное есть коллективная

45Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004. С. 33. 46Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004. С. 63. 47 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004. С. 81. 48Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.

психическая предрасположенность, творческая по своему характеру» 49. Агрессия и насилие, по мнению Юнга, объясняется воздействием бессознательно на сознание (психику человека). Конфликт с «тенью» (темной стороной) неизбежен. Поражение в свою очередь ведет к гибели души, возрождению, преодолению.

Социологический подход для понимания агрессии и насилия отталкивается из анализа социальных условий существования человека. Эмиль Дюркгейм в своей работе утверждал, что причиной самоубийства являются не психические аспекты, а социальные 50. Поскольку он утверждал, что общественное сознание довлеет над индивидуальным и заставляет совершать определенные поступки51, т.е на человека влияют социальные условия. Таким образом, насилие проявляется в отношении отдельного индивида, который под влияние общественного сознания совершает те или иные поступки. Насилием в данном случае будет является невозможность или неспособность отдельного человека сопротивляться сознанию общества.

Антропологический подход к пониманию насилия заключается в следующем: подход базируется на теории агрессии и на генетически обусловленном поведении. Агрессия является природным инстинктом человека. У человека в отличии от других животных присутствует понимание и рациональность, но наличие этих характеристик не отменяет присутствие агрессии. Х. Арендт пишет: «чтобы понять, что усиливает взаимосвязь между человеческой раздражительностью и возрастанием агрессии, нет нужды проводить эксперименты на крысах. Достаточно провести один день в трущобном районе любого большого города» 52

Культурологический подход говорит о том, что насилие связано с тем, что наука и институты, которые способны установить исключительное право на использование насилия, выставляют два варианта отношения к феномену: уменьшение драматизации насилия и ее эстетизацию. Опираясь на учение Фрейда, сторонники культурологического подхода интерпретировали «историю агрессии» как периодические попытки науки предоставить алиби данному человеческому инстинкту, которые реализуется различными способами: от спортивных соревнований, личных столкновений и т.д, до политической борьбы. Насилие - это физическое, нелегальное и причиняющее вред воздействие одних людей на других53.

Использованные источники: 1. Ботова М.Г. Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико -эмпирическое исследование // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. №1. С. 101.

49ЮНГ К.Г.АРХЕТИП И СИМВОЛ / ПЕРЕВОД; В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ. М.: РЕНЕССАНС, 1991. С. 215. 50Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. С. 20. 51 Там же. С. 8.

52Приводится по: Шипунова Т.В. Тема агрессии и насилия в немецкой криминологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. III. № 2. 2000. С. 83. 53Там же. С. 84-85.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. С. 20.

4. Фрейд З. Я и ОНО // Психология бессознательного: Сб. произведений. Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. С. 425-439.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004. С. 33 -81.

6. Шипунова Т.В. Тема агрессии и насилия в немецкой криминологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. III. № 2. 2000. С. 83-85.

7. ЮНГ К.Г.АРХЕТИП И СИМВОЛ / ПЕРЕВОД; В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ. М.: РЕНЕССАНС, 1991. С. 215.

УДК 005

Франк Е.В. аспирант кафедра «Менеджмента» Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Аннотация: в данной статье анализируется концепция управления знаниями. Рассмотрен процесс работы со знаниями, потребность в разработке и внедрении системы управления знаниями в компанию.

Ключевые слова: знания, основы управления знаниями, система управления знаниями

Frank E.V.

postgraduate Professor of " Management» Samara state University of Economics Russia, Samara CONCEPTUAL BASES OF KNOWLEDGE MANAGEMENT

Abstract: this article analyzes the concept of knowledge management. The process of working with knowledge, the need for the development and implementation of knowledge management system in the company.

Keywords: knowledge, knowledge management basics, knowledge management system

В настоящее время одним из главных ресурсов компании является информация и знания работников данной компании, благодаря которым они могут быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды компании. Знания представляют собой стратегически важный ресурс, следовательно, появляется необходимость в управлении ими. Результативное управление знаниями гарантирует устойчивое положение организации на рынке.

Управление знаниями в компании включает два направления:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.