РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЯКУТИИ
В НАЧАЛЕ ХХ В.
Г. П. КУЛАКОВСКИЙ, кандидат экономических наук, заведующий сектором Институт региональной экономики Севера
П. Г. КУЛАКОВСКИЙ, аспирант
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
Авторы статьи исследовали экономику российской провинции начала ХХ в., которая имеет свои особенности, что и отразилось на природе предпринимательства Якутской области. В Якутии численность сословий, составляющих в средней России основное поступление в сообщество предпринимателей (мещане, дворяне), было крайне мало. Поэтому предпринимательский слой развивался очень медленно за счет крестьянства и прочих сословий. Предпринимательство Якутии в исследуемый период только зарождалось, поэтому в официальной статистике показатели ее работы крайне редки. Результаты ее деятельности прослеживаются в других источниках, и они требуют тщательного изучения.
Ключевые слова: предпринимательство, Якутия, сословия, купец, предприниматель.
Россия начала ХХ в. — это громадная территория, многообразие культур, языков и этнических общностей. В русле развития общероссийского рынка в отдаленных регионах были специфические особенности. Экономика каждой провинции развивалась в собственных исторических и географических условиях. Несмотря на включенность во все общественные и политические процессы метрополии, Якутская область к началу ХХ в. была одной из самых отсталых в российской империи. Авторы статьи считают рассматриваемый период истории (1900—1920 гг.) России важнейшим в развитии национальной экономики и рынка, поэтому целесообразно исследование ситуации в сфере раннего предпринимательства Якутии. Актуальность интереса к этой теме обусловлена тем, что функционирование современного предпринимательства в России испытывает определенные трудности, характерные для переходных периодов, и также имеет региональные и локальные особенности формирования.
Как известно, на Западе предпринимательство, опираясь на городскую мещанскую среду и образовав гильдии, цеха, постепенно сформировалось как самостоятельный социальный слой. В России же, даже в центральной, наиболее развитой ее части, до второй половины XIX в. не было широкого слоя мелкой буржуазии, обычно питающей промышленную культуру. Торговый капитал, составлявший основу хозяйства российских городов, функционировал в иной среде, чем на Западе: он был тесно связан с государством, зависим от его заказов. Именно при государственной поддержке в российских регионах развивалось предпринимательство. Если в свое время условно говорили о сословии предпринимателей, то в тот период правильнее называть их просто представителями буржуазии в соответствии со структурой современного им общества.
Сообщество всех российских предпринимателей постоянно пополнялось за счет людей, связанных с государственным хозяйством: чиновников, инженеров. Используя личные связи и профессиональную компетентность, они с минимальным капиталом включались в дела, которые пользовались покровительством государства, получали казенные кредиты и не раз совершали спекулятивные сделки. Какова была региональная специфика пополнения состава якутских предпринимателей? После опубликования «Высочайшего повеления № 61.831 от 03. 02.1881 «О разрешении сосланным на житье, с лишением всех особых прав и преимуществ, заниматься торговлею и промыслами» этот социальный слой стал пополняться ссыльными квалифицированными специалистами, закончившими европейские и отечественные учебные заведения [6]. Ссыльных всех категорий в Якутской области в 1881 г. числилось 4 779 чел.
Зарождающаяся российская буржуазия в лице предпринимателей не смогла в XIX в. эффективно освоить национальные окраины России, особенно отдаленные — Якутскую область и Дальний Восток. В России народы окраин втягивались в рыночные отношения постепенно, что давало начальный толчок развитию капитализма у этих народов. А когда появлялась «своя» прослойка капитализма, в отдельных случаях окраина развивалась быстрее русских губерний. Дело в том, что законами Российской империи национальным окраинам предоставлялись определенные льготы по сравнению с русскими губерниями. Например, статус «свободного порта» портам Охотского моря, которые в то время находились на территории Якутской области, был предоставлен согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета № 47.821 от 22.12.1866 «О разрешении беспошлинного ввоза иностранных произведений (товаров) в Якутскую область через Аянский и другие порты Охотского моря» [4].
Феодальный характер российского империализма и роль государства в экономике выражались в объединении буржуазии и чиновников в единый слой предпринимательской элиты. Оппозиционность или хотя бы автономность этой элиты государственному аппарату не могла быть серьезной, поскольку правительство для нее было источником экономических благ. Ей не удалось даже организовать достаточно сильную политическую партию, она проявляла активность преимущественно в сфере экономики и создавала не политические, а экономические организации. Пожалуй, главной из таких организаций, возникшей в результате революции 1905—1907 гг., стал Совет съездов представителей промышленности и торговли, который действительно состоял из людей, выдвинутых отраслевыми съездами буржуазии. В журнале этой организации «Промышленность и торговля» была дана ее программа: «Из новой организации совершенно устранен политический элемент. Наш удел —... вопросы скорейшего подъема производственных сил России, а не бесконечные политические споры» [8].
Экономические переустройства России коснулись также гильдий купечества. Стремясь сохранить сословную структуру, втиснуть новые явления в рамки сословий, царское правительство проводит очередную гильдейскую реформу. К первой гильдии
□ Крестьяне
□ Мещане
□ Инородцы
□ Казаки
□ Дворяне
□ Духовенство ■ Почетные граждане
□ Прочие
Рис. 1. Численность населения России по переписи 1987 г. [7, с. 53—54]
относилась оптовая торговля, ко второй — розничная торговля и промышленность. Формально без гильдейского свидетельства человек не имел права заниматься предпринимательской деятельностью, но купить гильдейское свидетельство мог любой житель страны. Однако представители других сословий не спешили приобретать гильдейские свидетельства. К концу XIX в. 75 % российского купечества составляли потомственные купцы, и только 25 % — выходцы из крестьян, мещан, чиновников и дворян.
В Якутской области численность сословий, составляющих в средней России основное поступление в сообщество предпринимателей (мещане — 0,9 %, дворяне — 0,3 %), крайне малы. Поэтому предпринимательский слой в Якутии развивался очень медленно за счет крестьянства (3,2 %) и прочих сословий, куда входили и иностранцы (1,9 %). «Инородцы», т. е. лица из коренных народов Якутии, тоже участвовали в развитии предпринимательства, но сведений об этом очень мало. Известны лишь те, которые достигли больших успехов в своем деле. Так, например, инородцы М. Г. Васильев и Г. В. Никифоров создали товарищество «Торговый дом М. Г. Васильев и Г. В. Никифоров» [9].
Если к концу XIX в. слова «купец» и «предприниматель» были почти синонимами, то к концу первой четверти ХХ в. купцы в составе предпринимателей составляли меньше трети, например в Якутске в 1917 г. купцов в их составе было около 22 % [1]. Предположительно, по всей Якутии доля их была еще ниже.
Учредительство новой формы предпринимательства — акционерных компаний проходило в
Численность населения Якутской области по сословиям в 1901 г. [9, с. 300]
Показатель Сословия населения Якутии
Крестьяне Мещане Инородцы Казаки Дворяне Духовенство Прочие
Численность населения, чел. 8 397 2 387 246 373 2 013 698 781 5 070
Доли в общей численности, % 3,2 0,9 92,7 0,8 0,3 0,3 1,9
77,1%
стороне от купечества. Купцам было не по душе, что в ходе акционирования предпринимательство обезличилось: на смену частному предпринимателю приходят крупные акционерные общества, и уже не хозяин предприятия распоряжается, рискуя своим капиталом, а безликий наемный директор, который использует чужой капитал. Стоит отметить, что в Якутии предприятия купцов сохраняли клановый характер. Правда, следуя требованиям времени, купцы включались в процесс акционирования, но они основывали не акционерные общества, а «товарищества». Разница между ними заключалась в том, что акционерные общества создавались для привлечения капиталов со стороны, а товарищества — для укрупнения производства на базе уже имеющихся капиталов. Товарищества были закрытыми группами единомышленников, это одна из форм — прототипов современных закрытых акционерных обществ. Иногда все товарищество состояло из родственников, а его достояние увеличивалось не добавлением новых членов, а созданием или приобретением новых предприятий. Например, в начале ХХ в. в Якутии действовали товарищества «И. П. Антипин и Г. В. Никифоров», «Торговый дом «Д. А. Стрелов и К»», «А. и М. А. Молчановы и Быков», «Северное торгово-промышленное товарищество», «Наследники А. И. Громовой», «Наследники Коковина и Басова», «А В. Швецов и сыновья» и др. Акционерных обществ было единицы, например АО «Рылов и Лесников».
Купцы Якутии проходили весь путь развития предпринимательства, начиная с примитивных его форм, чем и объяснялась в какой-то степени их 2000
3
о 2 я и и ш
1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916
С
□ Объем продаж
■ Масса товара
Источник: Захаров В. П. Рынок Якутии. Конец XIX — начало ХХ в. (Научный отчет за 1966 г., хранящийся в текущем архиве ИГИ АН РС (Я)). С. 273.
Рис. 2. Вывоз мамонтовой кости из Якутии с 1903 по 1916 г. (за 1911 г. нет данных
по объему продаж)
консервативность. Примером может служить купчиха Анна Ивановна Громова. Она начала торговую деятельность в XIX в., открыв небольшую торговую фирму. Вскоре торговый дом А. И. Громовой имел сеть магазинов, пароходы для доставки грузов по рекам Якутии. 09. 02. 1903 ей была передана яхта «Заря», участвующая в полярной экспедиции Э. В. Толля, что говорит о поддержке предпринимательства со стороны государственных учреждений (Академии наук). А. И. Громова не занималась рискованными делами, не прибегала к государственной помощи. Она попросту постепенно расширяла свою торговлю. Ее наследники, продолжив ее дело, создали товарищество «Наследники А. И. Громовой», затем, расширяя свое дело на Север, создали «Усть-Янское отделение наследников А. И. Громовой» для торговли пушниной и мамонтовой костью, а также открыли в Москве представительство.
Предприниматели, появившиеся в начале ХХ в., не обремененные традициями и предрассудками, сразу включались в высшие формы предпринимательства. Времена менялись: если прежде предприниматель, постепенно увеличивая свое состояние, мог выдвинуться в состав крупной буржуазии, то теперь в предпринимательскую элиту шли другими путями — из чиновников и дворян, за счет казнокрадства и спекуляции. Их выдвижение было обусловлено, с одной стороны, процессом акционирования и рождением новых форм предпринимательства, с другой — особой ролью государства в экономике. Традиционное купечество отходит на второй план.
Постепенно вырастает предпринимательство на базе народных потребностей. Здесь действуют кустарные промыслы, масса мелких предпринимателей и лавочников. В 1905 г. крестьянин Вятской губернии Г. Г. Игумнов подал на имя якутского губернатора прошение о разрешении открыть в Якутске книжный магазин. Разрешение было дано с выдачей свидетельства [9].
Особую группу предпринимателей России составляли иностранцы, так как царское правительство предоставило право иност-
120000
■ 100000
■ 80000
■ 60000
■ 40000
■ 20000
ю £
о
I
а с
г
«
(О
О
ранным торговцам и промышленникам заниматься бизнесом на территории России на равных правах с русскими подданными. К 1900 г. им принадлежала треть акционерного капитала в России. Высокие пошлины препятствовали продвижению на русский рынок иностранных товаров, но одновременно они делали этот рынок особенно привлекательным, потому что из-за пошлин цены на российском рынке были выше, чем за границей. Поэтому вместо товаров стали ввозить в Россию капиталы, строить заводы и продукцию этих заводов, разумеется, продавать без пошлин, так в далекой северной Якутии появились торговцы из Австрии, Германии и Китая. Например, в Якутске австрийский пивовар открыл свой завод, затем на деловом горизонте появились английские и германские золотопромышленники. В начале ХХ в. активизировали свою торговлю в Якутии американские, японские и китайские компании [3].
Якутская интеллигенция начинает изучать и анализировать развитие предпринимательства в начале ХХ в. Так, общественный деятель и просветитель Алексей Кулаковский (1877—1926) в своем письме «Якутской интеллигенции» в разделе «Экономическое положение и предприятия» анализирует экономическое развитие Якутской области. Предлагает опереться на положительный опыт якутов-предпринимателей В. Х. Слепцова, А. П. Афанасьева, Г. В. Никифорова и др., приводит экономические расчеты по различным промыслам и сделкам, советует перенимать опыт русских и иностранных купцов [5].
Предпринимательский класс Якутии в исследуемое время только зарождался, поэтому в официальной статистике отсутствуют итоги его работы. Отдельные результаты его деятельности прослеживаются в исторических источниках и они достойны дальнейшего изучения специалистами. В упомянутом письме А. Е. Кулаковского хорошо видно позитивное отношение к предпринимательству со стороны общественности в те далекие годы. Прежде чем привести заключительную выдержку из него, укажем, что под «тойонами» автор письма имел в виду богатую и предпринимательскую элиту Якутии, а под «агитаторами» — бизнес-тренинг для предпринимательства:
«... Нет, господа, для поднятия благосостояния якутов необходимо поднять степень их культурности и сделать их способными к пониманию жизни и явлений ее. .Посему я думаю, что наших «тойонов» надо оставить в покое. Кулачество разрушится (и притом скоро) само собой под напором страшного врага своего — конкуренции. В данное время надежда только на тойонов и интеллигенцию: первые — все патриоты, потому могут оказать большие услуги
советами, добрыми примерами и материальной поддержкой; роль вторых — быть инициаторами, агитаторами и руководителями.» [2].
В заключение надо отметить, что изучение истории предпринимательства региона необходимо, чтобы знать и достойно продолжать добрые традиции российского предпринимательства. Чтобы нынешние бизнесмены не наступали на старые «грабли», а государство в работе с ними не изобретало «велосипеда». Ведь «государственные» предприниматели, живущие на бюджетных кредитах, без представителей среднего бизнеса России не смогут дать существенный толчок развитию экономики Республики Саха (Якутия) и России в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Историко-географический атлас города Якутска в 1917 г. / Попов П. В.; [сост. И. И. Юрганова и др.]. Ком. гос. арх. службы РС (Я), нац. архив РС (Я), нац. б-ка РС (Я), Якут. гос. объед. музей истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского. Якутск: Якутский край. 2009. 162 с.
2. Кулаковский А. Е. Якутской интеллигенции. М: Арт-Флекс. 2002. С. 96-97.
3. Кулаковский Г. П. Внешнеэкономическая деятельность и ее влияние на развитие экономики Республики Саха (Якутия). // Концепция и практика внешней политики Российской Федерации. Уч. пособие. Министерство внешних связей РС (Я); Ред. совет: А. К. Акимов и др. Якутск: Сахаполи-графиздат. 2003. С. 213-230.
4. Кулаковский Г. П. Интеграция в АТР: возможности экономики Якутии. // А. Е. Кулаковский в контексте историко-культурного развития в ХХ веке. Якутск: Изд-во СО РАН. Якутский филиал. 2004. С. 70-75.
5. Кулаковский П. Г. Современники А. Е. Кулаковс-кого в семейных генеалогиях. // А. Е. Кулаковский в контексте историко-культурного развития в ХХ веке. Якутск: Изд-во СО РАН. Якутский филиал. 2004. С. 121-125.
6. Приклонский В. Л. Летопись Якутского края. Составленная по официальным и историческим данным. Издание Г. В. Юдина. Красноярск: типография Енисейского Губернского Управления. 1898. С. 191.
7. Рубакин Н. А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. / Опыт статистической характеристики сословно-классового состава населения русского государства. С-Петербург: «Вестник знания». 1912. С. 53-54.
8. Сметанин С. И. История предпринимательства России. Курс лекций: уч. пособие. / С. И. Сметанин. -2-е изд. стер. М.: КНОРУС. 2008. 192 с.
9. Якутия. Хроника. Факты. События. 1632-1917 гг. / Ком. гос. арх. службы при Правительстве РС (Я) ; Сост. А. А. Калашников. Якутск: Бичик. 2000.