Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства посредством механизмов мотивации'

Развитие предпринимательства посредством механизмов мотивации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POTENTIAL BUSINESSMEN (PROTOBUSINESSMEN) / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / МОТИВАЦИЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ (ПРОТОПРЕДПРИНИМАТЕЛИ) / РАННЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS UNDERTAKINGS / MOTIVATION MECHANISMS / MOTIVATION FOR THE BUSINESS UNDERTAKINGS / EARLY BUSINESS UNDERTAKINGS / STARTING OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачикьян Татьяна Николаевна

Статья посвящена методологии развития предпринимательских структур посред-ством механизмов мотивации. Разработана стадиальная схема реализации предприни-мательского потенциала, дано определение понятия мотивации к предпринимательской деятельности, обоснован алгоритм принятия решения о старте бизнеса. В результате социологического исследования, проведенного автором, были опре-делены наиболее предпочтительные сферы (отрасли) деятельности для старта малого бизнеса в Ростовской области и основные источники финансирования бизнеса начи-нающими предпринимателями, рассмотрены факторы мотивации для старта и развития бизнеса у протопредпринимателей и действующих предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the methodology of the development of business structures by means of motivation mechanisms. The periodical diagram of the realization business potential is worked out, the defenition of motivation for business undertakings is given, the algorithm of coming to a decision about the starting of business is explained. As a result of sociological research, carried out by the author, the most preferable spheres (branches) of activity for the starting of small business in Rostov region and main sources of finance business were defined, the motivation factors for starting and development of business were examined.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства посредством механизмов мотивации»

Т.Н. Хачикьян

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ МЕХАНИЗМОВ МОТИВАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена методологии развития предпринимательских структур посредством механизмов мотивации. Разработана стадиальная схема реализации предпринимательского потенциала, дано определение понятия мотивации к предпринимательской деятельности, обоснован алгоритм принятия решения о старте бизнеса.

В результате социологического исследования, проведенного автором, были определены наиболее предпочтительные сферы (отрасли) деятельности для старта малого бизнеса в Ростовской области и основные источники финансирования бизнеса начинающими предпринимателями, рассмотрены факторы мотивации для старта и развития бизнеса у протопредпринимателей и действующих предпринимателей.

Annotation

The article is devoted to the methodology of the development of business structures by means of motivation mechanisms. The periodical diagram of the realization business potential is worked out, the defenition of motivation for business undertakings is given, the algorithm of coming to a decision about the starting of business is explained.

As a result of sociological research, carried out by the author, the most preferable spheres (branches) of activity for the starting of small business in Rostov region and main sources of finance business were defined, the motivation factors for starting and development of business were examined.

Ключевые слова

Предпринимательство, мотивационные механизмы, мотивация к предпринимательской деятельности, потенциальные предприниматели (протопредприниматели), раннее предпринимательство, открытие бизнеса.

Key words

Business undertakings, motivation mechanisms, motivation for the business undertakings, potential businessmen (protobusinessmen), early business undertakings, starting of business.

Поступательное развитие предпринимательства является важнейшим фактором роста рыночной экономики, а

в переходных обществах - показателем успешности рыночных реформ. В любом обществе, основанном на рыночной

2010 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

экономике, ценностях свободы и ответственности за собственное благополучие, всегда присутствуют лица, желающие начать собственное дело. Важной задачей является оценка человеческого потенциала развития предпринимательства, то есть «предложения»

предпринимательских услуг обществу.1

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняется его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Поступательное развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего.

Можно выделить несколько стадий реализации предпринимательского потенциала общества, которые проходят все, кто предполагает начать и реально начинает собственный бизнес. Они представляют собой стадии зарождения и постепенного вызревания предпринимательского проекта, которые имеют ряд общих черт: повышенную внутреннюю лабильность, неопределенность перспектив, скудость информации о происходящем на рынке, отсутствие разветвленных сетевых возможностей, форм взаимодействия и прочее. Однако на каждой из этих стадий предприниматель выступает в несколько иной роли, выполняет иные ролевые функции и решает различные задачи.

Разработанная автором стадиальная схема отражает указанные особенности так называемого потенциального и раннего предпринимательства (бизнеса*) (рис. 1) (см. ниже).

Когда человек по тем или иным причинам решает для себя вопрос: «Быть или не быть» предпринимателем, ему особенно важно не только понять, чем предпринимательство отличается от других видов деятельности, но и попро-

1 Чепуренко А.Ю. Раннее предпринимательство в России. // Мир России, 2008, № 2, с. 116-145.

бовать свои силы в решении задач, с которыми ему придется столкнуться при создании бизнеса. Особая важность правильного решения этого вопроса обусловлена как риском потери всех своих вложений, так и возможностью утраты уверенности в своих силах. Выделяют три главных критерия отбора потенциальных предпринимателей, которые в значительной степени могут предопределить эффективность вложения средств:

1) наличие предпринимательских способностей;

2) достаточно сильную мотивацию к созданию собственного бизнеса;

3) наличие перспективной бизнес-идеи.

Одним из компонентов заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности является мотивационный механизм. Человеческая деятельность всегда обусловлена определенной мотивацией, то есть каким-то конкретным интересом, удовлетворение которого побуждает индивида к определенным действиям с целью желательного, или еще лучше - обязательного его достижения. Мотивацию же к предпринимательской деятельности можно рассматривать как совокупность факторов, механизмов и процессов удовлетворения человеком своих потребностей и ожиданий в выбранной им работе, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необходимых целей.2

В процессе ситуационного развития мотивации оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата. Таким образом, мотивационный механизм следует рассматривать как упорядоченную совокупность мотивов достижения сложной цели (результативная мотивация).

2 Определение «мотивация к предпринимательской деятельности» дано автором

Латентные, или «скрытые» предприниматели (сделали конкретные шаги по открытию дела, но экономической отдачи пока нет)

Начинающие предприниматели (собственное дело начало приносить первый доход, но его регу-

Рис. 1. Стадии реализации предпринимательского потенциала общества (Разработано автором)

(* В данной статье не делается различия между понятиями «предпринимательство» и «бизнес», поэтому их можно отождествить).

Мотивационный процесс предпринимательской деятельности начинается с оценки результата, к которому приведет данная ситуация (обозначим ее как валентность1 ситуации), затем определяются возможные действия, ведущие к результату, который повлечет за собой желательные последствия (обозначим его как валентность действия). Валентности ситуации и действия в виде переменной «ценности» будет вклю-

3Под валентностью понимается произведение ожидания и ценности

чать в себя валентность результата, то есть сумму всех взвешенных с учетом их инструментальности значений привлекательности последствий, которые предположительно повлекут за собой ситуацию или действие к созданию своего бизнеса.

Таким образом, центральным моментом будет являться результат действия. Сам по себе он не обладает какой-либо привлекательностью, но она придается ему привлекательностью последствий, которые этот результат влекут за собой. Такое разделение результата и

последствий представляется оправданным по четырем причинам.

Во-первых, субъект может непосредственно вызвать лишь результаты действия, но не их последствия. Результат действия может сделать возможным или очень вероятным наступление определенного последствия. Иными словами, связь между возможным результатом и его последствиями необходимо обдумать заранее, так как она определяется внешними причинами.

Во-вторых, результат действия имеет, как правило, не одно, а несколько последствий, некоторые из которых могут быть незапланированными или даже неожиданными.

В-третьих, один и тот же результат может иметь для разных людей различные или по-разному оцениваемые последствия в зависимости от различия всевозможных личностных переменных.

В-четвертых, разные последствия могут быть внутренними или только внешними, связанными с результатом

действия (то есть однородными или разнородными по отношению к нему). Стадии мотивационного процесса предпринимательской деятельности можно представить в виде четырех типов ожиданий (рис. 2).

Следовательно, мотивационный

механизм предпринимательства направлен на достижение успеха и выживание в конкуренции в ближайшей и отдаленной перспективе на основе гибких диверсифицированных реакций на изменение внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений на продукцию и технологию. Действенность этого механизма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой продукции и технологии, предпринимательские стратегии, мотивы предпринимательского риска, мотивы предпринимательских реакций на изменения внешней среды, мотивы внутрифирменного предпринимательства, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.

Ожидание С

___ Р

СИТУАЦИЯ (С) ДЕЙСТВИЕ (Д) РЕЗУЛЬТАТ (Р)

■==> =>

ПОСЛЕДСТВИЯ (П)

V

2о.жиТдиапныи еоДж-иСд

,Ро

V

о(итнисвтарцуимоеннтоаглоьнпорсотцье)с

П

ожидацие_к Д Р

ожидание Р

Рис. 2. Типы ожиданий, относящиеся к стадиям мотивационного процесса предпринимательской деятельности 4

4Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860с., стр. 737-738

Для исследования факторов мотивации к предпринимательской деятельности автором было проведено исследование протопредпринимателей и действующих предпринимателей с помощью анкетного опроса. Всего в исследовании

В целом среди людей, стремящихся открыть собственный бизнес, значительно чаще встречаются лица, которых полностью удовлетворяет их нынешняя оплата труда, уровень жизни которых за последний год несколько повысился или остался прежним, которые частично удовлетворены как режимом труда, так и содержанием работы и возможностью реализации профессиональных знаний и опыта. Зато их, как правило, полностью не удовлетворяют имеющиеся у них возможности профессионального и служебного роста и реализации собственных идей, а также невозможность быть независимыми. По-видимому, все указанные мотивы можно рассматривать как проявление здорового прагматизма: люди считают, что обладают более высоким потенциалом, который не может быть раскрыт в рамках их нынешней социальной позиции, и имеют вполне рациональные основания ожидать, что смогут добиться успеха именно как предприниматели.

Для того чтобы предсказать, предпримет ли человек какие-либо усилия для открытия собственного бизнеса, необходимо определить его устойчивые мотивы. Для этого ему необходимо от-

было опрошено 109 руководителей и специалистов предпринимательских структур из города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Результаты анализа мотивов создания собственного бизнеса представлены в таблице 1.

ветить на четыре вопроса, то есть измерить максимальные переменные. Три вопроса из этих четырех касаются различных типов ожидания, а четвертый относится к важным для предпринимателя последствием действия. Эти четыре вопроса задаются в форме логической цепочки: каждый следующий вопрос следует задавать лишь при условии определенного ответа на предыдущий вопрос. Вопросы эти представлены на рис. 3.

Первый вопрос относится к ожиданию «ситуация - результат». Если открытие бизнеса, предполагаемого человеком, будет вызвано развитием ситуации самой по себе, то потенциальному предпринимателю нет никакого смысла делать что бы то ни было самому. Такая ситуация может иметь место в том случае, когда результат (открытие бизнеса) предопределен заранее, независимо от исхода предстоящей деятельности. Действие оправдано лишь в том случае, когда с его помощью можно чего-то достичь.

Второй вопрос затрагивает ожидание «действие - результат», то есть направлен на получение информации о том, может ли потенциальный предпри-

Таблица 1. Почему бы вы хотели создать свое предприятие?

(Разработано автором по результатам исследования)

Ответы на вопрос: почему хотели бы создать свое предприятие в % от выборки (Ы = 109)

Хочу стать предпринимателем 29,4

Нет другого места работы 2,8

Имею работу, но ищу лучшие условия 22,9

Комбинация всех вышеуказанных причин 5,5

Не знаю 9,2

ниматель сам вызвать намеченный результат. Если это не так, то человек может прекратить свои попытки, и ему уже незачем задавать следующие вопросы. Третий вопрос касается возможных последствий, которые повлекут за собой старт бизнеса; этот вопрос призван выяснить, являются ли различные последствия результата действия в целом достаточно важными для того, чтобы затрачивать усилия для их достижения. Если это не так и последствия не обладают позитивной побудительно-

стью, будущий предприниматель не станет готовиться к открытию бизнеса, даже если подготовка и гарантирует ему успешный результат. Если же последствия важны для него, то останется еще последний вопрос об ожидании «результат - последствия» (то есть об инст-рументальности) по отношению к желательным последствиям, то есть о том, повлечет ли за собой открытие собственного бизнеса желательные последствия.

Первый вопрос лай!

Второй вопрос лай!

Третий вопрос

лай!

Четвертый вопро лай!

► Не де-

Не де-

Не де-

Не де-

ДА

Т

Делай!

Рис. 3. Алгоритм принятия решения о старте бизнеса

(Разработано автором)

Таким образом, данная модель отражает процессы целенаправленного действия.

После того как выяснится, предпримет ли человек какие-либо усилия для открытия собственного бизнеса или нет, будущий предприниматель задума-

Поотраслевая структура, представленная в таблице 2, отражает ситуацию, которая может сложиться. Менее всего будет развита промышленность, сельское хозяйство, которые имеют от общего массива по 2,6%, и здравоохранение - 2,4%.

ется над сферой деятельности своего предприятия. В результате исследования, проведенного автором, были определены наиболее предпочтительные сферы (отрасли) деятельности для старта малого бизнеса в Ростовской области (см. таблицу 2).

Значительная часть ранней предпринимательской активности финансируется из внутренних источников. В то же время начинающие предприниматели активно привлекают и внешние источники финансирования (см. табл. 3).

Таблица 2. Отрасли, которые являются наиболее предпочтительными

(Разработано автором по результатам исследования)

Отрасли В % от числа потенциальных предпринимателей (N=109)

1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промышленность 2,6

Строительство 7,7

Транспорт 3,8

Оптовая торговля 10,3

Розничная торговля 14,1

Бытовое обслуживание 5,1

Общественное питание 5,1

Интеллектуальные услуги (включая образование), консалтинг 10,3

Сельское хозяйство 2,6

Посредническая деятельность 7,7

Финансовые услуги 9,0

Научно-техническая деятельность 3,8

Туризм, спорт, культура 4,9

Здравоохранение 2,4

Затрудняюсь ответить 2,4

Таблица 3 Выбор источников финансирования бизнеса начинающими предпринимателями

(Разработано автором по результатам исследования)

Источники внешнего финансирования Всего по начинающим предпринимателям, %

Родственники 29,62

Продолжение таблицы 3

Знакомые и друзья 26,09

Банки 27,87

Государственные программы 16,39

Возможность открытия собственного дела, во-первых, может быть ограничена некоторыми внешними и внутренними рамками - например, законодательством, отсутствием определенных видов капитала и т.д. Во-вторых, она определяется неким набором присущих предпринимателю личных свойств и качеств, а также наличием у него некоторых ресурсов.

В первую очередь, следует различать объективные и субъективные предпосылки, делающие в принципе возможным для того или иного лица открытие собственного дела, с одной стороны, и его субъективную склонность, либо неготовность к предпринимательскому старту, с другой стороны. Если первое - наличие соответствующих ресурсов - является необходимым условием для того, чтобы начать свое дело и быть успешным в предпринимательстве, то второе - наличие соответствующей мотивации -является, скорее, достаточным условием.

Во многом набор и интенсивность индивидуальных характеристик, благоприятствующих вовлечению в предпринимательство и успешности бизнеса, зависят от наличия возможностей для предпринимательского старта. В литературе предпринимательские возможности определяют как «ситуации, в которых новые товары, услуги, ресурсы, рынки, способы организации могут быть представлены через формирование новых средств, целей или средства-цели модели». Иначе говоря, предпринимательские возможности - нечто, что при умелых действиях предпринимателя способно принести успех и высокую прибыль.

Предприниматель, с одной стороны, может сам создавать эти цели и средства; они создают или распознают ранее не замеченные, ранее не существовавшие на рынке. С другой стороны, на рынке могут присутствовать возможности, более или менее доступные многим; так, например, отрасли могут различаться в зависимости от наличия в них потенциальных возможностей (например, биотехнологии признаются более перспективным направлением с точки зрения быстрого развития, получения большей прибыли, чем, например, розничная торговля).

Другими словами, есть объективные возможности, которые признаются большинством и видны многим (различия между отраслями), а есть те, которые не столь очевидны - именно здесь предприниматель наиболее подвержен риску неудачи, но вместе с тем они содержат больший потенциал прибыли (так, например, предприниматель способен обнаружить, создать новую нишу на уже сформировавшемся рынке, например, розничной торговли).

Успешный предприниматель обладает уверенностью в том, что он может организовывать собственные усилия и предпринимать эффективные действия для достижения целей, а также способностью видеть предпринимательские возможности.

Таким образом, мотивация может выступать тем сложным механизмом соотношения внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Трудно изолироваться от воздействия одного из факторов - они взаимопереплетены, в чем-то

дополняют, а в чем-то нейтрализуют действия друг друга.

Оценивая положительно всю совокупность мотивационных факторов, предприниматель может спокойно открывать свое дело, успех ему будет обеспечен. Однако стопроцентной удачи трудно ожидать, поэтому приходится тщательно взвешивать все составляющие экономики бизнеса, его положительные и отрицательные стороны; оценивать, насколько будут удовлетворены мотивационные ожидания.

Библиографический список

1.Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860с., стр. 737-738 2.Чепуренко А.Ю. Раннее предпринимательство в России. // Мир России, 2008, №2, с. 116-145.

Bibliographic list

1.H. Hekhauzen Motivation and activity. 2d edition. - St. Petersburg.: Piter; М.: Smysl, 2003 - 860 p., p. 737 - 738

2.Chepurenko A. Yu. Early business undertakings in Russia. // Mir Rossii, 2008, №2, p. 116-145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.