Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской деятельности в организациях розничной торговли'

Развитие предпринимательской деятельности в организациях розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
903
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова Ю.В.

Основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности, как известно, является экономический интерес, заключающийся в получении прибыли. Частный экономический интерес предпринимателя может быть реализован практически во всех секторах экономики. Торговля является одним из основных видов экономической деятельности, где получило развитие предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской деятельности в организациях розничной торговли»

щупальца рынка

развитие предпринимательской деятельности

в организациях розничной торговли

(Основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности, как известно, является экономический интерес, заключающийся в получении прибыли. Частный экономический интерес предпринимателя может быть реализован практически во всех секторах экономики. Торговля является одним из основных видов экономической деятельности, где получило развитие предпринимательство.

Внутренняя торговля - это самостоятельная отраслевая система. Она представлена совокупностью субъектов торговой деятельности, которые занимаются на территории России куплей-продажей потребительских товаров и оказанием иных торговых услуг, основанных на коммерческих и других договорных отношениях, и осуществляют свою деятельность в условиях общих целенаправленных мер государственного регулирования и саморегулирования. Происходящие перемены в социально-экономическом развитии страны предопределяют изменения в рамках розничной торговли. На первый план выходят управление магазинами и обслуживание покупателей. Одной из важных тенденций в отрасли является снижение затрат на торговлю и предложение покупателям товара по более низким ценам. Сегодня первостепенно управление магазином, завоевание конкурентного преимущества на основе предложения высококлассного сервиса и привлекательной атмосферы. На современном этапе темпы и пропорции развития экономики определяются в значительной мере расширением ёмкости потребительского рынка, развитием его основного звена - розничной торговли.

ское предпринимательство

Рассмотрим основные показатели развития розничной торговли страны за 1992-2004 годы. Изменения большинства показателей можно оценить положительно. Рост объемов и изменение структуры реализации товаров и услуг приобретают все более устойчивый и положительный характер. За период рыночных преобразований доля внутренней торговли возросла с 5 до 17% ВВП. Торговая отрасль (оптовая, розничная, общественное питание и заготовки) непрерывно развивается. Она занимает 2-3 место среди отраслей, формирующих региональные бюджеты, доля которых составляет 30-50%. В 2004 году вклад отрасли «Торговля и общественное питание» в бюджетную систему России составил 10,7% от общего объёма ее доходов. По этому показателю торговля уступает промышленности и транспорту, однако значительно превосходит сельское хозяйство и строительство. За период рыночных преобразований произошли следующие изменения:

- по формам собственности доля государственных и муниципальных предприятий в 1990 году составляла 70%, в 2004 году - 2,7%; число негосударственных предприятий выросло соответственно с 30% до 97,3% (из них частных - 86,4%, входящих в систему потребительской кооперации - 1,4%);

- по формам торговли оборот торгующих организаций за период с 1990 г. по 2004 г. снизился с 91,7% до 77,9%, а доля продаж на вещевых, смешанных и продовольственных рынках увеличилась с 8,3% до 22,1%.

Предпринимательская и инвестиционная активность в торговле является одной из самых развитых в стране. В торговой отрасли работает более 2 млн. самостоятельных хозяйствующих субъектов (в дореформенный период - 5 тысяч), в которых занято на постоянной основе около 9,4 млн. человек. Процесс функционирования торговли как отраслевой системы включает в себя участников, имеющих различные интересы (потребителей, предпринимателей торговой сферы, государство и отечественных товаропроизводителей), каждый из которых сталкивается с определенным кругом проблем ее развития на современ-

на первый план

выходят

управление

магазинами

и обслуживание

покупателей

пр

предпринимательская и инвестицион-

ная активность _в торговле является одной из самых развитых в стране

'ЩУЧ Я

ном этапе. Основные проблемы развития розничной торговли были обсуждены на коллегии Министерства экономического развития и торговли в декабре 2002 года при рассмотрении мер по совершенствованию действующей Концепции развития внутренней торговли _ Ныне в рыночной экономической среде сложилась такая инфраструктура потребительского рынка, при которой приблизительно 70% оборота розничной торговли формируется за счет предпринимательской деятельности малых предприятий и физических лиц на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В соответ-

_ ствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г.

_ №88-ФЗ «О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации» субъектам малого предпринимательства отне-ены коммерческие организации (юридические ставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, средняя численность работников в них за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или годовом объёме прибыли. К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Необходимо отметить, что сектор малого предпринимательства является стержнем любой развитой хозяйственной системы, без непосредственной помощи которого современная рыночная экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малому предпринимательству в России присущи некоторые особенности:

- совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности;

- стремление малых предприятий к полной самостоятельности;

- рисковый характер данного сектора экономики;

- небольшой объём капитала на первой стадии жизненного цикла;

- низкая доходность и высокая интенсивность труда;

- поддержка малых предприятий в основном является государственной прерогативой (здесь пока отсутствует действенный механизм). Малый бизнес в России поставлен в трудные условия существования. На сегодняшний момент малые предприятия розничной торговли сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с высоким уровнем налогов, недостаточным платежеспособным спросом, недостатком финансовых средств, высокой арендной платой, высокими транспортными расходами, высоким процентом коммерческого кредита, нехваткой торговых и складских помещений и т.д. Сюда же относятся административные барьеры и чиновничий произвол.

В целом, сектор малого предпринимательства играет важную роль в развитии производства товаров и услуг, занятости населения, то есть создает новые рабочие места, а, следовательно, и снижает уровень безработицы, решает многие другие вопросы развития экономики. Высокая гибкость и приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры позволяет малым предприятиям заполнять товарные рынки продукцией повышенного спроса, налаживать выпуск товаров малыми сериями, а руководителям малого бизнеса успешно использовать инновационный тип мышления.

сектор малого предпринимательства является стержнем любой

системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.