Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА'

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОГРАММЫ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ / РЫНОК ТРУДА / ПРОАКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Наиде Сефтеровна

Актуальность выбранной автором темы обусловлена тем, что на протяжении длительного периода времени в РФ представители практически всех уровней государственной власти заявляют о важности рассмотрения малых форм бизнеса в качестве инновационной среды, в которую по заявлению управленцев необходимо все более активно вовлекать молодежь. В публикации представлен обзор нормативно-правовых оснований молодежной предпринимательской деятельности в РФ, уточнена дефиниция «предпринимательского потенциала», а также представлены программы поддержки малого и среднего предпринимательства как общероссийского, так и регионального уровня. Также автором проанализированы результаты авторского исследования, направленного на выявление отношения предпринимателей к существующим мерам поддержки малого бизнеса на региональном уровне (в Ярославской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышева Наиде Сефтеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING ENTREPRENEURIAL CAPACITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT: STATE SUPPORT AND REGIONAL SPECIFICS

The relevance of the topic chosen by the author is due to the fact that over a long period of time in the Russian Federation, representatives of almost all levels of government declare the importance of considering small forms of business as an innovative environment, in which, according to managers, it is necessary to involve young people more and more actively. The publication provides an overview of the regulatory framework for youth entrepreneurial activity in the Russian Federation, clarifies the definition of «entrepreneurial potential», and also presents programs to support small and medium-sized enterprises at both the all-Russian and regional levels. The author also analyzed the results of an author's study aimed at identifying the attitude of entrepreneurs to existing measures to support small businesses at the regional level (in the Yaroslavl region).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА»

УДК 316.4

Чернышева Наиде Сефтеровна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной политики, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова naide27@mail.ru

Naide S. Chernysheva

Сandidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Social Policy, Yaroslavl State University named after P.G. Demidova naide27@mail.ru

Развитие

предпринимательского потенциала в молодежной среде: государственная поддержка и региональная специфика

Developing entrepreneurial

capacity in the youth environment: state support and regional specifics

Аннотация. Актуальность выбранной автором темы обусловлена тем, что на протяжении длительного периода времени в РФ представители практически всех уровней государственной власти заявляют о важности рассмотрения малых форм бизнеса в качестве инновационной среды, в которую по заявлению управленцев необходимо все более активно вовлекать молодежь. В публикации представлен обзор нормативно-правовых оснований молодежной предпринимательской деятельности в РФ, уточнена дефиниция «предпринимательского потенциала», а также представлены программы поддержки малого и среднего предпринимательства как общероссийского, так и регионального уровня. Также автором проанализированы результаты авторского исследования, направленного на выявление отношения предпринимателей к существующим мерам поддержки малого бизнеса на региональном уровне (в Ярославской области).

Ключевые слова: предпринимательский потенциал, молодежь, программы и меры поддержки, уровень информированности, рынок труда, проактивная позиция, инновационная деятельность.

Annotation. The relevance of the topic chosen by the author is due to the fact that over a long period of time in the Russian Federation, representatives of almost all levels of government declare the importance of considering small forms of business as an innovative environment, in which, according to managers, it is necessary to involve young people more and more actively. The publication provides an overview of the regulatory framework for youth entrepreneurial activity in the Russian Federation, clarifies the definition of «entrepreneurial potential», and also presents programs to support small and medium-sized enterprises at both the all-Russian and regional levels. The author also analyzed the results of an author's study aimed at identifying the attitude of entrepreneurs to existing measures to support small businesses at the regional level (in the Yaroslavl region).

Keywords: entrepreneurial potential, youth, programs and support measures, level of awareness, labor market, proactive position, innovative activity.

Молодежное предпринимательство для экономики нашей страны не является принципиально новым феноменом, однако в период пандемии COVID-19 вопросы развития предпринимательского потенциала, возможности активизации практик вхождения молодежи в бизнес приобретают особую актуальность. В этой связи вполне ожидаемо, что в числе поручений Президента РФ от 02.05.2021 г., адресованному Правительству, присутствует указание на своевременность «в каждом национальном проекте предусмотреть специальный раздел, направленный на поддержку молодых людей, молодежи» [1].

Стоит иметь ввиду, что развитие предпринимательства первоочередно определяется нормативно-правовыми основами деятельности в сфере предпринимательства на государственном

уровне. Источники права, регулирующие ведение хозяйственной деятельности в условиях российской бизнес-среды (в т.ч. распространяющиеся и на представителей молодежи, желающих начать собственное дело), включают соответствующие положения и нормы Гражданского, Налогового и Уголовного кодексов РФ, а также Кодекса РФ об административных правонарушениях [2]. Вместе с тем, необходимо отметить, что в 2016 г. в РФ был разработан законопроект «О государственной поддержке молодежного предпринимательства» № 1171716-6 (внесен на рассмотрение в ГД РФ 12.09.2016 депутатами А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым), с целью законодательного закрепления инструментов и механизмов поддержки деловой активности молодежи, однако на этапе предварительного рассмотрения был отклонен [3].

В числе критериев гарантии трудоустройства молодежи (в т.ч. возможности организации ее самозанятости) выступает формирование и поддержание на соответствующем уровне предпринимательского потенциала среди представителей молодежных когорт. Сам факт существования такого потенциала свидетельствует о том, что при определенных обстоятельствах молодой человек имеет возможность либо способности не только стремиться к классическому, традиционному формату занятости (в качестве наемного работника по договору), но и собственными усилиями обеспечивать рабочим местом как себя, так и других лиц (в том числе сверстников).

Формирование предпосылок институционализа-ции категории «предпринимательский потенциал» своими корнями уходит в научные изыскания А. Маршалла. В частности, ученый отмечал, что «...не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается в природе согласно естественному отбору.» [4, с. 44]. На сегодняшний день наиболее обстоятельно становление категории «предпринимательский потенциал» как самостоятельной дефиниции отражено в работах Логачевой Е. С. и др. [4]

Инициативная поддержка молодежного предпринимательства в обществе представляет собой один из основополагающих факторов продуктивного функционирования рынка труда, так как содействует обеспечению занятости населения в самых разнообразных сегментах экономики страны. Вследствие этого, к числу достоинств молодежного предпринимательства относятся: возможность развивать инновационность в мышлении, высокие показатели адаптируемости молодых людей и их возможности реагировать на запрос по освоению ранее неизвестных рынков; способность молодых людей выдерживать интенсивные трудовое и психоэмоциальное напряжение, сопровождающие предпринимательскую деятельность, а также более высокая подготовленность молодежи к факту, что в развитии бизнес-стратегии возможна неудача.

Дефиниция предпринимательского потенциала, применимая и к молодежным когортам, дает в определенной степени возможность охарактеризовать: с одной стороны - личностные черты, которыми необходимо обладать выпускнику любого учебного заведения (будь то вуза / ссуза), выходя на рынок рабочей силы, с целью конкурентоспособности в качестве предпринимателя, а с другой -подразумевает существование независимых от человека социальных обстоятельств (ресурсов), наличие которых у молодого человека оценивается достаточно перспективно с точки зрения успешной реализации возможности занятия коммерческой деятельностью. С целью выявления в молодом человеке скрытых индивидуальных свойств, которые к возрасту совершеннолетия будут выступать для него основой формирования индивидуального потенциала в сфере предпринимательства, а также содействовать предпринимательской активности в перспективе, необходимо уделять внимание личностному росту. В этой связи, отдельные исследователи считают,

что в нынешних условиях формирование и поддержание предпринимательского потенциала личности наиболее оптимально осуществить в рамках экосистемы бизнес-образования, которое может быть встроено как в систему образовательной организации, где получают основное вузовское либо средне-специальное образование представители молодежных когорт, так и быть дополнительным элементом их индивидуальной образовательной траектории [5, 6]. Так, с 2007 г. в России действует некоммерческая организация -Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia), целью которой выступает не только наращивание молодежного предпринимательства, но и усиление финансовой компетентности/грамотности. На данный момент организация курирует реализацию таких программ как: Наставничество в предпринимательстве, Программу поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодежный бизнес России».

Кроме того, с 1994 г. в стране образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) для: а) осуществления государственной политики с целью содействия развитию научно-технической сферы; б) вовлечения проак-тивной молодежи в инновационную деятельность. На сегодняшний день для молодежи Фонд реализует ряд программ, которые одновременно нацелены как на создание новых, современных высокотехнологичных компаний, так на поддержку действующих фирм, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности: «УМНИК»; «Старт»; ИнноШкольник.

Кроме того, с целью обеспечения гарантий по реализации молодежной политики на уровне государства в рамках поддержки, развития предпринимательства в стране в 2011 г. было создано и функционировало ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству», которое в 2020 г. переименовано в ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам» и руководствуется новой целью - выполнение работ, предоставление услуг в части создания атмосферы, направленной на поддержку проектной активности молодежи и сообществ молодых специалистов. Однако несмотря на реорганизационные мероприятия, одним из центральных проектов продолжает оставаться федеральная программа «Ты - предприниматель», осуществляемая в более чем половине субъектов РФ в отношении молодых людей.

В целом, молодежное предпринимательство как на федеральном, так и на региональном уровнях как правило выступает объектом двух направлений государственного регулирования: 1) молодежной политики и 2) развития предпринимательства в регионе. Если в контексте первого направления в Ярославской области действует Стратегия по развитию молодежи для модернизации Ярославского региона на период 2015-2025 гг.» [7], то в рамках второго - Закон ЯО «О развитии малого и среднего предпринимательства», Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г., Региональная целевая программа «Развитие субъектов малого и

среднего предпринимательства ЯО» на 20202024 гг. и др. [8, 9, 10].

При этом, немаловажный вклад в обеспечении самозанятости молодежи на региональном рынке труда принадлежит наличию жизнеспособной инфраструктуры поддержки малого и среднего (в т.ч. молодежного) предпринимательства, которая в Ярославской области представлена следующими организациями:

- АО «Региональная лизинговая компания Ярославской области»,

- ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП (бизнес-инкубатор)»;

- Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства ЯО;

- Центр развития поставщиков;

- АНО «Центр экспорта Ярославской области», Информационно-консультационные центры поддержки предпринимательства в муниципальных районах и городских округах ЯО.

Вместе с тем, с целью оценки региональной поддержки предпринимательского потенциала в молодежной среде весьма информативны результаты эмпирического исследования «Развитие молодежного предпринимательства: опыт регионов» (Ы = 80 предпринимателей, 2020), выполненного под руководством автора в ЯрГУ [11], где в числе задач выступило выявление отношения молодых предпринимателей к существующим мерам поддержки малого бизнеса на региональном уровне, а также уровень их информированности о возможных направлениях поддержки в Ярославской области.

При ответе на вопрос: «Как бы Вы в целом оценили экономическую ситуацию в части развития предпринимательства в Вашем населенном пункте?» доля респондентов, высказавших противоположные точки зрения, оказалась практически равной: одна треть считают, что в регионе благоприятная для развития предпринимательства обстановка (35,7 %), тогда как другая треть разделяет мнение, что экономическая ситуация не стимулирует никаких изменений в сфере предпринимательства (33,3 %). И только четверть считает, что ситуацию в населенном пункте можно рассматривать как благоприятную в анализируемом аспекте (24,3 %). Вместе с тем, уточнение мнения предпринимателей о том, как они могли бы охарактеризовать существующие меры поддержки малого, среднего предпринимательства позволяет нам сделать вывод, что данное направление деятельности большинство опрошенных оценивает, как неудовлетворительное -так как 74,1 % ответов в пользу варианта «недостаточный уровень поддержки малого бизнеса». В числе доминирующих факторов, затрудняющих развитие предпринимательской среды в Ярославской области, участники опроса выделили: наличие административных барьеров (19,3 %), противоречивость, неясность процедуры государственной финансовой поддержки (19,2 %) либо недоступность объективной

информации о ней (8,1 %), а также несовершенство законодательной базы (16,4 %).

С целью изучить наиболее перспективные методы привлечения молодежи в сферу малого бизнеса в инструментарий эмпирического исследования был включен вопрос «Что, на ваш взгляд, может стимулировать активное вовлечение молодежи в бизнес сегодня?» представлено следующим образом: четверть респондентов считают стимулирующим фактором «льготное налогообложение, налоговые каникулы» (24,6 %), тогда как 22,3 % молодых людей выбрали вариант «гранты для начинающих предпринимателей, предоставляемые на конкурсной основе». На третьем месте вариант: предоставление начинающим предпринимателям в аренду муниципальной недвижимости по стоимости ниже рыночной (18,9 %). Отмечают, что с целью активного вовлечения молодежи в бизнес государственным структурам необходимо организовать бесплатные тренинги, консультации, курсы повышения квалификации 16,8 % опрошенных. Льготное кредитование считают важным направлением вовлечения 12,6 % респондентов, и лишь 1,9 % молодых людей отметили, что стимулировать активное вовлечение молодежи в бизнес может создание площадок для поиска инвесторов, партнеров и клиентов.

Задача по выявлению уровня информированности среди предпринимателей о существующих мерах поддержки малого бизнеса обнаружила, что только треть участников исследования знают о том, что в стране имеются меры поддержки молодежного предпринимательства (35,4 %), тогда как более половины опрошенных ничего об этом не знают (55,6 %). У осведомленных респондентов дополнительно уточнялось какие каналы явились для них источниками информирования о мерах поддержки: более четверти опрошенных назвали социальные сети (25,9 %), тогда как сайты государственных структур были упомянуты в 7,4 % ответах. Лишь незначительная доля ответов о том, что источниками информации выступило либо неформальное общение с партнерами, коллегами по бизнесу в ходе мероприятий (7,4 %) либо телевидение (3,7 %).

Уточнение, направленное на получение информации о том, обращались ли предприниматели за мерами поддержки в своем регионе, также обнаружило: только 17,4 % представителей малого бизнеса пользовались мерами поддержки в своем регионе, тогда как 77,3 % опрошенных ответили отрицательно. Причины, в связи с которыми молодые предприниматели не обращались за мерами поддержки, следующие: в практически половине ответов есть указание на отсутствие информации о проводимых мероприятиях, вариантах и направлениях поддержки (48,0 %), в 32,0 % случаях - психологический фактор, проявляющийся в высоком уровне недоверия к возможности такой помощи и 20,0 % мнений - о том, что у самих предпринимателей не имеется свободного времени на изучение данного вопроса.

Таким образом, проведенное исследование фиксирует две тенденции: с одной стороны - только

треть предпринимателей оценивают региональную экономическую ситуацию как благоприятно располагающую к развитию предпринимательства, а с другой - среди молодых предпринимателей Ярославской области невысокий уровень информированности о существующих мерах

Литература:

1. Поручение Президента РФ от 02.05.2021 № Пр-753 «Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию». Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL : https://base.garant.ru/400725145/ (дата обращения 08.07.2021).

2. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1.) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) СПС «Консультант-Плюс». URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 22.06.2021).

3. Законопроект № 1171716-6 «О государственной поддержке молодежного предпринимательства»: Система обеспечения законодательной деятельности ГАС «Законотворчество». URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/1171716-6 (дата обращения 23.06.2021).

4. Логачёва Е.С. Эволюция понятия «предпринимательский потенциал» / Е.С. Логачёва, Э.А. Фи-яксель, Н.Г. Шубнякова // Инновации. 2016. № 9 (215). С. 42-49. URL : https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/evolyutsiya-ponyatiya-predprinimatelskiy-po-tentsial (дата обращения14.06.2021).

5. Зайцева А.С. Поддержка малого и среднего предпринимательства средствами развития предпринимательского образования : дис. ... на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. URL : http://ords. rea.ru/wp-content/uploads/2020/06/ZAYTSEVA-A.-S..pdf (дата обращения 15.06.2021).

6. Малинин В.А. Формирование предпринимательских способностей у обучающихся в системе «Школа - вуз» / В.А. Малинин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1. С. 125-131. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predprinimatelskih-sposobnostey-u-obuchayuschih sya-v-sisteme-shkola-vuz (дата обращения 15.06. 2021).

7. Постановление Правительства ЯО от 05.10.2015 № 1075-п «Об утверждении стратегии по развитию молодежи для модернизации Ярославского региона на период 2015-2025 гг.» электр. фонд правов. и нормат.-технич. докум. URL : http://docs.cntd.ru/document/432800287 (дата обращения 03.07.2021).

8. Закон ЯО «О развитии малого и среднего предпринимательства» (от 06.05.2008 № 20-з, в ред. Законов ЯО от 07.04.2020 № 20-з) - [электр. фонд правов. и нормат.-технич. докум.]. URL : http://docs.cntd.ru/document/934021890 (дата обращения 06.07.2021).

поддержки малого бизнеса. Проведенное исследование также позволило выявить наиболее перспективные методы привлечения молодежи в сферу малого бизнеса (согласно представлениям самой молодежи).

Literature:

1. Instruction of the President of the Russian Federation of 05/02/2021 № Pr-753 «List of instructions for the implementation of the President's Address to the Federal Assembly». Garant.ru: information and legal portal. URL : https://base.garant.ru/400725145/ (date of application 08.07.2021).

2. Civil Code of the Russian Federation (Part 1.) from 30.11.1994 № 51-FZ (ed. from 09.03.2021) SPS «ConsultantPlus». URL : http://www.consult-ant.ru (date of application 22.06.2021).

3. Bill № 1171716-6 «On State Support for Youth Entrepreneurship»: Legislative Support System of the GAS «Lawmaking». URL : https://sozd.duma. gov.ru/bill/1171716-6 (date of application 23.06. 2021).

4. Logachova Ye.S. Evolution of the concept of «entrepreneurial potential» / Ye.S. Logachova, E.A. Fi-yaksel', Shubnyakova N.G. // Innovation. 2016. № 9 (215). P. 42-49. URL : https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/evolyutsiya-ponyatiya-predprinimatelskiy-po-tentsial (date of application 14.06.2021).

5. Zaytseva A.S. Support for small and medium-sized businesses by means of developing entrepreneurial education: dis. for candidate of Economics sciences. URL : http://ords.rea.ru/wp-content/up-loads/2020/06/ZAYTSEVA-A.-S.pdf (date of application 15.06.2021).

6. Malinin V.A. Formation of entrepreneurial abilities of students in the «School - University» system / V.A. Malinin // Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2019. № 1. P. 125-131. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/formirovanie-predprinimatelskih-sposobnostey-u-obuchayuschihsya-v-sisteme-shkola-vuz (date of application 15.06.2021).

7. Decree of the Government of the Yaroslavl Region dated 05.10.2015 № 1075-p «On the approval of a strategy for the development of youth for the modernization of the Yaroslavl region for the period 2015-2025» - [electronic fund of legal and regulatory documents]. URL : http://docs.cntd.ru/document/432 800287 (date of application 03.07.2021).

8. Law of the Yaroslavl Region «On the Development of Small and Medium-Sized Enterprises» (dated 06.05.2008 № 20-z, as amended by Laws YR dated 07.04.2020 № 20-z) - [electronic fund of legal and regulatory documents]. URL : http://docs.cntd.ru/ document/934021890 (date of application 06.07.2021).

9. Постановление Правительства ЯО от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г.» (с изм. на 04.02.2021) -[Электр. фонд правов. и нормат.-технич. докум.]. URL : http://docs.cntd.ru/document/412703993 (дата обращения 03.07.2021).

10. Постановление Правительства ЯО от 06.02. 2020 № 91 -п «Об утверждении региональной ЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области» на 20202024 гг.» (с изм. на 28.12.2020) - [электр. фонд правов. и нормат.-технич. докум.]. URL http://docs.cntd.ru/document/561745982 (дата обращения 04.07.2021).

11. Мазалева М.С. Цифровая экономика в развитии и формировании молодежного предпринимательства: опыт регионов (на примере Вологодской и Ярославской областей) / М.С. Мазалева, Н.С. Чернышева; Ред: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асоча-ков // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: Матер. Всерос. науч. конф. XIV Ковалевские чтения 12-14 ноября 2020. СПб. : Скифия-принт, 2020. С. 314-315.

9. Decree of the Government of the Yaroslavl Region dated 06.03.2014 № 188-p «On the approval of the Strategy for the socio-economic development of the Yaroslavl region until 2025» (with a change to 04.02.2021) - [electronic fund of legal and regulatory documents]. URL : http://docs.cntd.ru/document/ 412703993 (date of application 03.07.2021)

10. Decree of the Government of the Yaroslavl Region dated 06.02.2020 № 91 -p On the approval of the regional CPU «Development of small and medium-sized enterprises of the Yaroslavl region for 20202024» (with a change to 28.12.2020) - [electronic fund of legal and regulatory documents]. URL : http://docs.cntd.ru/document/561745982 (date of application 04.07.2021).

11. Mazaleva M.S. Digital economy in the development and formation of youth entrepreneurship: regional experience (using the example of the Vologda and Yaroslavl regions) / M.S. Mazaleva, N.S. Cher-nysheva // Digital society - a new format of social reality: structures, processes and development trends: materials of the All-Russian Scientific Conference XIV Kovalev Readings on November 12-14, 2020. / Ed. N.G. Skvortsov, YU.V. Asochakov. SPb. : Skifiya-print, 2020. P. 314-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.