КУРОРТОЛОГИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Дата публикации: 01.09.2021
001: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_1
УДК 616.8-009.1-085.851.8
РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУК ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ
Е.Ф. Легкая1, Е.В. Костенко2,3, Л.С. Ходасевич4,5 1 Сочинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский университет
Дружбы народов», г. Сочи, Россия 2ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента
здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия 3ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Министерства
здравоохранения РФ, г. Москва, Россия 4ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Краснодар, Россия 5Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации - ФФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» в г. Сочи, Россия Ключевые слова: детский церебральный паралич, физическая реабилитация, информационно-коммуникативные технологии, предметно-манипулятивная деятельность рук.
Аннотация. Важнейшей составляющей в реабилитации больных детским церебральным параличом считается развитие предметно-манипулятивной деятельности, содержанием которой являются предметные манипуляции рук ребенка. Целью настоящего исследования послужило изучение развития предметно-манипулятивной деятельности рук под влиянием информационно-коммуникативных технологий у больных с этим заболеванием. На основе информированного согласия родителей в исследование приняли участие 50 больных церебральным параличом в возрасте 6-10 лет, из которых половина в течение 6 месяцев дистанционно проходила физическую реабилитацию по компьютерной программе «Перст». Разработанная технология оказала положительное влияние на тактильно-кинестетические процессы пальцев рук и рече-двигательные расстройства. Улучшение подвижности пальцев рук и способности к выполнению
целенаправленных скоординированных двигательных актов были обусловлены улучшением предметно-манипулятивной деятельности рук у больных детским церебральным параличом.
DEVELOPMENT OF OBJECT-MANIPULATIVE ACTIVITY OF HANDS
UNDER INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PATIENTS WITH INFANTILE CEREBRAL PALSY
E.F. Legkaya1, E.V. Kostenko2,3, L.S. Khodasevich4,5 1 Sochi Institute (branch) of the FSBEI of HE "People's Friendship
University of Russia", Sochi, Russia 2SAHCI "Moscow Scientific and Practical Center for Medical Rehabilitation, Rehabilitation and Sports Medicine of the Moscow City Health
Department", Moscow, Russia 3N.I. Pirogov Russian National Research Medical University,
Moscow, Russia
4FSBEI of HE "Kuban State Medical University" of the Ministry of Health
of Russia, Krasnodar, Russia 5Research Center of Balneology and Rehabilitation - Federal State Budgetary Institution "North-Caucasian Federal Scientific and Clinical Center of
the Federal Medical and Biological Agency" in Sochi, Russia Key words: infantile cerebral palsy, physical rehabilitation, information and communication technologies, object-manipulative hand activity.
Annotation. The most important component in the rehabilitation of patients with infantile cerebral palsy is the development of object-manipulative activity, the content of which is object manipulation of the child's hands. The purpose of this work was to study the development of object-manipulative activity of hands under the influence of information and communication technologies in patients with this disease. Based on the informed consent from parents, 50 patients with cerebral palsy aged 6-10 years took part in the study, half of whom underwent remote physical rehabilitation within 6 months using the "Perst" ("Finger") computer program. The developed technology had a positive effect on the tactile-kinesthetic processes of fingers and speech-movement disorders. The improvement in the mobility of fingers and the ability to perform purposeful coordinated motor acts were due to the improvement in the object-manipulative activity of hands in patients with infantile cerebral palsy.
Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется многообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многих лет с разной степенью эффективности направлены усилия педагогов, психологов, неврологов, педиатров, инструкторов-методистов, массажистов и других специалистов. К сожалению, полностью излечить это заболевание невозможно, однако облегчить состояние части больных удается. Восстановление физического здоровья детей-инвалидов с данной патологией связано с формированием двигательных стереотипов, что достигается посредством совершенствования нервно-мышечного аппарата, улучшения согласованности и скоординированности точностных движений [1].
Основным направлением лечебно-педагогической работы с больными детьми является развитие предметно-манипулятивной деятельности (ПМД), содержанием которой являются предметные манипуляции ребенка [2]. ПМД часто сопутствуют нарушения психики, речи, зрения, слуха, мышечно-суставного чувства, что существенно сказывается на восприятии окружающего мира в целом, социально важных навыков, таких как умение самостоятельно обслуживать себя, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность [3-4].
В последние годы современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) успешно используются в системе традиционного школьного [5-7] и дополнительного профессионального образования [8]. У лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. с ДЦП, они стали одним из перспективных направлений применения как в образовании [9-12], так и в реабилитации [13-14]. В связи с этим, целью настоящего исследования явилось изучение развития ПМД рук у больных ДЦП под влиянием ИКТ.
Методы и организация исследования. На основании информированного согласия родителей в исследование приняли участие 50 больных ДЦП (46 мальчиков и 4 девочки) в возрасте от 6 до 10 лет (при среднем возрасте 8,3±1,3). Базами исследования послужили Сочинский реабилитационный центр «Виктория» (г. Сочи) и Опорно-экспериментальный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (г. Архангельск). Использование дистанционных технологий позволило привлечь к участию в исследовании детей, территориально проживающих в других регионах, а именно: в Краснодарском крае, Ростовской, Свердловской и Московской областях, Северо-западном федеральном округе, Республиках Татарстан и Тыва.
Все больные являлись инвалидами детства, с сохранным интеллектом. Они были осмотрены педиатром и неврологом, которые определили
соответствие их психического и физического здоровья возрастной норме, а также установили клиническую форму ДЦП. У больных имелись спастическая диплегия в 45 случаях (90%) и гемипаретическая форма - в 5 (10%). В соответствии с системой классификации больших моторных функций (GMFCS) [15] у них установили 4 уровня двигательных нарушений. I уровень отмечали у 38 детей (76 %), II - у 6 (12 %), III - у 4 (8 %), IV - у 2 (4%). Кроме того, выявили сенсорно-двигательные нарушения, а именно: нарушение праксиса - в 27 случаях (54 %), туловищную атаксию - в 30 (60 %), нарушение чувства положения или перемещения частей собственного тела - в 38 (76%), нарушение жевательной функции - в 11 (22 %), дисфагию - в 21 (42%), дизартрию - в 20 (40%), задержку речевого развития (ЗРР) - в 16 (32%). Отметили также сенсорные нарушения: косоглазие у 20 детей (40%), близорукость - у 6 (12%), нистагм - у 4 (8%), птоз - у 4 (8%), высокочастотную тугоухость - у 4 (8%), нарушение тактильной чувствительности - у 29 (58%), нарушение стереогноза - у 20 (40%).
При оценке физического развития у больных проводили кистевую динамометрию (КД), измеряли рост, массу тела, окружность грудной клетки. ПМД рук оценивали, используя тесты: «Подвижность пальцев», «Схват-тест», «Перекладывание кубиков», «Рабочие пальцы». Пространственный праксис определяли с помощью нейропсихологической методики оптико-кинестетической организации физиологических позовых тестов «Коза», «Ножницы», «Кольцо».
В зависимости от применения корректирующих воздействий больных ДЦП разделили на 2 группы (основную и контрольную), которые были сопоставимыми по частоте сенсорно-двигательных и сенсорных нарушений. Для коррекции механизмов сенсорного восприятия и организации движений путем развития ПМД дети основной группы проходили физическую реабилитацию для развития мелкой моторики рук и выполняли специализированные упражнения компьютерной программы «Перст» [16]. Физические упражнения, заложенные в компьютерную программу «Перст» оказывали комплексное воздействие на организм больного, включая в процесс тренировки эмоциональную, психическую и когнитивную деятельность, сенсорные системы, а механическое их выполнение способствовало развитию координации и точности движений кистей рук. Занятия по компьютерной программе «Перст» продолжительностью 15-20 мин в день проводили в течение 6-ти месяцев ежедневно. Дети контрольной группы находились под наблюдением и не выполняли специализированные упражнения компьютерной программы.
Диагностические упражнения компьютерной программы «Перст» были представлены в виде определенного клавиатурного набора, состоящего из 5 слов. Состав слов и их последовательность в каждом блоке программы были строго определены (5 блоков заданий, в каждый блок включены 5 диагностических упражнений). В процессе занятий компьютерная программа предлагала занимающимся выполнить определенными пальцами (по цвету) диагностические упражнения. Программные данные (контрольные упражнения) подвергались обработке с расчётом средней ошибки по диагностическому блоку и среднему времени его выполнения.
Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета программ MS Excel 2010, IBM SPSS Statistics 17. Рассчитывались: минимумы и максимумы, средние, непараметрические критерии U-Манна-Уитни, МакНемара и %2-Пирсона. Результаты считались статистически значимыми при р<0,05.
Результаты исследований и их обсуждение. При обследовании основной и контрольной групп в начале исследования антропометрические показатели детей соответствовали физиологическим проявлениям роста и развития, свойственных данному возрасту. При тестировании через 6 мес. отмечали незначительный их прирост (p>0,1) в обеих группах. Анализ изменчивости роста и массы тела, а также ОГК на начало и конец исследования позволили говорить об ожидаемом процессе роста и физического развития при отсутствии значимых различий (Таблица 1).
Сравнение результатов оценки сенсорно-двигательных нарушений у больных основной группы в начале исследования с данными полученными через 6 мес. выявило ряд значимых различий. Так, нарушение выполнения целенаправленных двигательных актов (праксис), наблюдавшееся в начале исследования у 13 детей (52%) в конце его отмечали только у 4 (16%); дизартрия и ЗРР, имевшие место исходно у 9 (36%) и 8 детей (32%), через 6 мес. наблюдали соответственно у 2 (8%) и 1 (4%). После проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у больных ДЦП с применением упражнений компьютерной программы «Перст», сравнение основной и контрольной групп показало достоверные отличия (р<0,05) по способности выполнения целенаправленных двигательных актов (праксис), дизартрии и ЗРР. Среди других сенсорно-двигательных нарушений достоверные различия отсутствовали (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика антропометрических показателей, сенсорных и сенсорно-двигательных
нарушений у больных ДЦ П основной и контрольной групп в начале и конце исследования
Показатели нарушения Основная группа(п=25) Контрольная группа(п=25)
Исходно Через 6 мес. Исходно Через 6 мес.
Антропометрия
Длина тела (см) 116,0±8,3 116,8±8,1 115,1±4,8 115,5±4,8
Масса тела (см) 23,5±4,3 24,4±4,3 22,3±3,8 22,5±3,6
Окружность грудной клетки (см) 59,8±2,0 60,3±2,0 60,2±2,3 60,7±2,3
Сенсорно-двигательные нарушения (абсолютное и относительное количество больных)
Нарушение выполнения целенаправленных двигательных актов (праксис) 14 (56%) 4 (16%)** 14 (56%) 14 (56%)
Туловищная атаксия 15 (60%) 13 (52%) 15 (60%) 15 (60%)
Нарушение чувства позы 19 (76%) 14 (56%) 19 (76%) 20 (80%)
Нарушение жевания 5 (20%) 5 (20%) 6 (24%) 6 (24%)
Дисфагия 10 (40%) 10 (40%) 11 (44%) 11 (44%)
Дизартрия 9 (36%) 2 (8%)** 11 (44%) 11 (44%)
Задержка речевого развития 8 (32%) 1 (4%)* 8 (32%) 8 (32%)
Сенсорные нарушения (абсолютное и относительное количество больных)
Косоглазие 10 (40%) 10 (40%) 10 (40%) 10 (40%)
Близорукость 3 (12%) 3 (12%) 3 (12%) 3 (12%)
Нистагм 2 (8%) 2 (8%) 2 (8%) 2 (8%)
Птоз 2 (8%) 2 (8%) 2 (8%) 2 (8%)
Высокочастотная тугоухость 2 (8%) 2 (8%) 2 (8%) 2 (8%)
Расстройства тактильной чувствительности 14 (56%) 11 (44%) 15 (60%) 15 (60%)
Расстройства стереогноза 10 (40%) 5 (20%) 10 (40%) 10 (40%)
Примечание: ** - р<0,01, * - р<0,05 уровни значимости х2 - значения критерия Пирсона по сравнению с исходными значениями
Влияние ИКТ на сенсорные системы больных ДЦП не было установлено. Однако при соблюдении предложенного режима выполнения специальных заданий компьютерной программы отметили положительную тенденцию воздействия на такие виды сенсорных расстройств, как тактильная чувствительность и нарушение стереогноза. В основной группе исходно было 14 (56 %) детей с искажением тактильной чувствительности и 11 (44%) с нарушением стереогноза, через 6 мес. данные расстройства отмечали соответственно у 11 (44%) и 5 (20%) (р>0,05). В контрольной группе через полгода количество детей с кинестетическими нарушениями не изменилось (Таблица 1).
Проба оптико-кинестетической организации показала, что из 25 больных ДЦП основной группы только 6% детей могли повторить позу «Коза» правой и 2% левой рукой; пальцевую позу «Ножницы» выполняли 9 % детей правой и 0% левой рукой; пальцевую позу «Кольцо» выполняли 18 % детей правой и 6% левой рукой. Через 6 мес. у детей основной группы по всем тестам наблюдали значимую положительную динамику (р<0,05) по тестам «Коза», «Ножницы», «Кольцо» правой и левой руки. В контрольной группе достоверных отличий по всем этим тестам не выявили. После проведенного исследования сравнение основной и контрольной групп показало значимые отличия (р<0,01) по всем позовым тестам для обеих рук (Таблица 2).
Таблица 2
Динамика показателей физиологических позовых тестов пальцев рук основной и
контрольной групп у больных ДЦП (абсолютное и относительное количество больных)
Тесты Основная группа(п=25) Контрольная группа (п=25)
Исходно Через 6 мес. Исходно Через 6 мес.
Тест "Коза" правая рука 6 (24%) 18 (72%)** 8 (32%) 8(32%)
левая рука 2 (8%) 11 (44%)** 3 (12%) 3(12%)
Тест "Ножницы правая рука 9 (36%) 24 (96%)** 3 (12%) 3(12%)
левая рука 0 (0%) 11 (44%)** 2 (8%) 2 (8%)
Тест "Кольцо" правая рука 18 (72%) 24 (96%)* 14 (56%) 14(56%)
левая рука 6 (24%) 17 (68%)** 5 (20%) 5(20%)
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01 уровни значимости различий критерия Мак-Немара по сравнению с исходными значениями
По результатам теста «Рабочие пальцы» подвижность пальцев правой и левой рук детей основной группы улучшилась. Наибольшее улучшение
15
подвижности на правой руке отметили у среднего пальца, подвижность которого у 5 (20%) детей стала лучше, чем до работы с компьютерной программой «Перст». Лучше стали владеть безымянным пальцем 4 (16%) ребенка, большим - 3 (12%), указательным - 2 (8%), мизинцем - 1 (3%). Подвижность пальцев левой руки максимально повысилась в среднем пальце у 7 (28 %) больных ДЦП, в безымянным - у 3 (12%), в указательном - у 2 (8%), в мизинце - у 1 (4%). При оценке подвижности рук больных контрольной группы в начале и конце исследования значимых различий в суммарной подвижности пальцев как правой, так и левой руки установлено не было (Таблица 3).
Таблица 3
Динамика подвижности пальцев рук в основной и контрольной группах больных ДЦП в _начале и конце исследования (в %)_
Пальцы рук Основная группа(п=25) Контрольная группа(п=25)
Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука
Мизинец 32/36* 40/48* 28/28 28/28
Безымянный 20/36* 32/44* 24/24 16/16
Средний 52/72* 48/76* 4/4 36/40
Указательный 80/88* 76/88* 84/84 72/72
Большой 80/92* 84/88* 8/8 76/76
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01 уровни значимости различий критерия Мак-Немара по сравнению с исходными значениями; в числителе начало исследования, в знаменателе -конец
Анализ результатов кистевой динамометрии больных ДЦП основной группы в конце исследовании показал увеличение силы мышц правой кисти с 6,5±4,0 до 8,1±3,7 кг (р<0,01) после выполнения упражнений в течение 6 мес.; в левой кисти сила мышц увеличилась соответственно с 4,1±3,5 до 6,4±3,1 кг (р<0,01). При тестировании детей контрольной группы в динамике было отмечено положительное изменение тестируемых показателей, что могло быть связано с общим ростом и развитием детей. Однако различия были статистически незначимы. Так при исходной кистевой динамометрии мышечная сила правой руки составила 6,9±3,9 кг, а левой руки - 5,6±3,8 кг; при измерении мышечной силы через 6 мес. значимых различий не выявили, она равнялась 7,0±3,9 и 5,6±3,8 кг соответственно (Таблица 4).
Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) на программно-аппаратном комплексе «Нейрософт-психотест» сократилось на 172,59 мс, так до начала тренировок среднее значение времени реакции составило 883,3±73,2 мс, по их завершении - 710,7±67,6 мс (р<0,01), что свидетельствовало о повышении внимания и сосредоточенности (Таблица 4).
Выполнение теста «Подвижность пальцев» улучшилось с 1,7±0,9 до 2,2±0,8 баллов (р<0,01), теста «Перекладывание кубиков» с 9,7±5,6 до 17,2±10,2 баллов (р<0,01). «Схват-тест» левой руки до начала тренировок составил 2,8±1,3 баллов, а правой - 2,6±1,2 баллов; по завершении тренировок выполнение теста улучшилось соответственно до 4,2±0,6 баллов (р<0,01) и 4,2±0,9 баллов (р<0,01). Тестовая оценка мелкой моторики, ПЗМР и подвижности пальцев контрольной группы детей с ДЦП в начале и конце периода наблюдения не показала достоверных различий между анализируемыми признаками. Сравнение основной и контрольной группы через 6 месяцев показало достоверные отличия в показателях кистевой динамометрии (сила мышц кисти) правой и левой руки, ПЗМР, «Схват-тесту» на обеих руках, и по тесту «Кубики» при р<0,01 и подвижности пальцев при р<0,05 (Таблица 4).
Таблица 4
Тестовая оценка мелкой моторики кистей рук у больных ДЦП основной и контрольной _групп в начале и конце исследования_
Тесты Основная группа(п=25) Контрольная группа (п=25)
Исходно Через 6 мес. Исходно Через 6 мес.
КД правой руки (кг) 6,5±4,97 8,1±3,6** 6,9±3,9 7,0±3,9
левой руки (кг) 4,1±3,5 6,4±3,1** 5,6±3,8 5,6±3,8
Простая зрительно-моторная реакция (мс) 883,3±73,2 710,7±67,6** 886,5±38,9 886,4±36,4
Подвижность пальцев (баллы) 1,7±0,9 2,2±0,8* 1,5±1,1 1,50±1,1
«Перекладывание кубиков» (баллы) 9,7±5,6 17,2±10,2** 10,6±11,2 10,8±11,2
"Схват-тест" правой руки (баллы) 2,8±1,3 4,2±0,6** 2,2±1,6 2,5±1,6
левой руки (баллы) 2,6±1,2 4,2±0,9** 2,5±1,2 2,6±1,2
Примечание: ** - р<0,0 , * - р<0,05 уровень значимости И-критерия М У1анна-Уитни
сравнения основной группы через 6 месяцев; КД - кистевая динамометрия
Результаты оценки скорости выполнения упражнений и частоты допущения ошибок при выполнении заданий в проверочных блоках компьютерной программы основной подгруппы детей с ДЦП показали достоверное улучшение навыков воспроизведения печатного текста, в т.ч. за счёт улучшения мелкой моторики, к пятому упражнению первого блока (при р<0,01). Время выполнения данного упражнения составило 3,37±0,96, а также
формирование устойчивого навыка к четвёртому упражнению второго блока (при р<0,01), время выполнения данного упражнения составило 3,30±0,53. С 4-го задания первого уровня сложности дети с ДЦП совершали значительно меньше ошибок при выполнении упражнений (при высоком уровне достоверности р<0,01). Количество ошибок в следующих проверочных блоках снижается во всех упражнениях, в сравнении с первым, что указывает на формирование устойчивого навыка воспроизведения печатного текста.
Родители 22 больных ДЦП из основной группы отметили, что дети стали проявлять самостоятельность в выполнении бытовых дел, таких как наведение порядка в своей комнате, удержания столовых приборов. Родители 8 детей, принимающих участие в выполнении специальных упражнений по программе «Перст», сообщили, что после 3-х месяцев регулярных занятий дети научились читать по слогам и писать, т.е. составлять слова из карточек с буквами.
Таким образом, улучшение подвижности пальцев рук и способности к выполнению целенаправленных скоординированных двигательных актов были обусловлены развитием манипулятивной деятельности рук у больных ДЦП. Манипуляция с предметами - основная функция руки, особенно при коррекции мелкой моторики и манипулятивной деятельности функции рук [17]. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, ПМД включает: состояние сенсорных функций, речевое и предметно-действенное общение с окружающими, начальные формы социального поведения и самостоятельности, ощущение артикуляционных поз и движений [16]. Основными показателями уровня развития ПМД по С.Ю. Мещеряковой являются: количество видов действий; численность действий; живость (количество действий, совершаемых ребенком в единицу времени); уровень развития предметных манипуляций; эмоциональная окраска; степень включенности ПМД в общение со взрослыми [8].
Заключение.
1. Полученные результаты показали эффективность компьютерной программы «Перст» для повышения предметно-манипулятивной деятельности рук больных ДЦП. Предложенные физические упражнения в режиме - 1 занятие в день (по 15-20 мин) в течение 6 месяцев были оптимальны для детей-инвалидов и способствовали развитию целенаправленных точных движений пальцев рук.
2. Компьютерная программа «Перст» оказала влияние на тактильно -кинестетические процессы пальцев рук и рече-двигательные расстройства за счет повышения обратной кинестетической афферентации. Это выражалось в
достоверном улучшении подвижности пальцев рук и способности к выполнению целенаправленных скоординированных двигательных актов, о чем свидетельствуют полученные результаты улучшения предметно -манипулятивной деятельности и уменьшения числа пациентов с дизартрией и задержкой речевого развития среди больных ДЦП в основной группе.
3. Программную реализацию разработанной технологии на основе компьютерной программы «Перст» можно рекомендовать для развития мелкой моторики рук у больных детским церебральным параличом, задержкой психического и речевого развития, другими ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Шишкина В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников / В.А. Шишкина // Мозырь, ООО ИД «Белый ветер». - 2005. - 34 с.
2. Венгер А.Л. Психология развития. Словарь / А.Л. Венгер, Л.А. Карпенко, А.В. Петровский / Ред.-сост. М.: ПЕР СЭ. - 2005. - 176 с.
3. Голубева Н.В. Роль развития координационных способностей у дошкольников с детским церебральным параличом / Н.В. Голубева, В.Г. Калюжин // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 3. - С. 107-116.
4. Мамедова Л.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом / Л.В. Мамедова, М.В. Мингазова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-1. - С. 76-78.
5. Генералова М.Д. Интеграция игровых информационно -коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку в современной начальной школе / М.Д. Генералова, М.В. Даричева // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. -№ 2 (29). - С. 867-872.
6. Зенина Л.В. Обучение студентов деловой переписке на английском языке через систему дистанционного обучения / Л.В. Зенина, Н.А. Каменева // Открытое образование. - 2013. - № 6 (101). - С. 76-79.
7. Суворова Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе / Н.В. Суворова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 10-3 (26). - С. 110-111.
8. Пугачева Л.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в системе дополнительного профессионального образования / Л.В. Пугачева // Экономика и социум. - 2018. - № 9 (52). - С. 495-498.
9. Бутахина Л.А. Дистанционное образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования / Л.А. Бутахина // Запад-Россия-Восток. - 2016. - № 10. - С. 130-133.
10. Легкая Е.Ф. Эффективность использования компьютерной программы «Перст» для повышения манипулятивной деятельности рук у детей школьного возраста / Е.Ф. Легкая, Л.С. Ходасевич // Современные вопросы биомедицины. - 2019. - Т. 3. - № 2 (7). - С. 39-52.
11. Мелешкина, М.С. Дистанционные технологии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как социальный фактор / М.С. Мелешкина // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2017. - № Т35. - С. 95-99.
12. Наджарян А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А.Г. Наджарян, Ф.К. Тубеева, И.А. Юрловская // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. - 2020. - № 8. - С. 118-123.
13. Криницына Е.Б. Информационные технологии в обучении и реабилитации больных детским церебральным параличом / Е.Б. Криницына // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2002. - Т. 7. - № 1. - С. 81-83.
14. Легкая Е.Ф. Информационные технологии в комплексной реабилитации пациентов с детским церебральным параличом (обзор) / Е.Ф. Легкая, Л.С. Ходасевич, А.В. Полякова // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2016. - Т. 93. - № 2. -С. 53-58.
15. Classification system of large motor functions in cerebral palsy [Electronic resource] / R. Palisano, P. Rosenbaum., D. Bartlett, M. Livingston // Access mode: https://www.invalidnost.com/ MSE / DETY / GMFCS_DCP.pdf (Accessed on 20.07.2021).
16. Легкая Е.Ф. Компьютерная программа «Перст». Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2017611787, 09.02.2017 / Е.Ф. Легкая // Заявка № 2016662010 от 08.11.2016.
17. Гросс Н.А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно -двигательного аппарата / Н.А. Гросс // Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. - 2005. - №2. - С. 26-34.
References
1. Shishkina V.A. Journal of health monitoring, physical and motor development of preschoolers / V.A. Shishkin // Mozyr, LLC Publishing House
"White Wind". - 2005. - 34 p.
2. Venger A.L. Developmental psychology. Dictionary / A.L. Venger, L.A. Karpenko, A.V. Petrovskij / Moscow: PER SE. - 2005. - 176 p.
3. Golubeva N.V. The role of the development of coordination abilities in preschoolers with cerebral palsy / N.V. Golubeva, V.G. Kalyuzhin // Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and pedagogical sciences. - 2016. -No. 3. - P. 107-116.
4. Mamedova L.V. Psychological and pedagogical aspect of the development of fine motor skills in children with infantile cerebral palsy / L.V. Mamedova, M.V. Mingazova // International Journal of Applied and Fundamental Research. -2015. - No. 12-1. - P. 76-78.
5. Generalova M.D. Integration of game information and communication technologies in the process of teaching a foreign language in a modern elementary school / M.D. Generalova, M.V. Daricheva // Science Alley. - 2019. - Vol. 1. -No. 2 (29). - P. 867-872.
6. Zenina L.V. Teaching students business correspondence in English through a distance learning system / L.V. Zenina, N.A. Kameneva // Open education. - 2013. - No. 6 (101). - P. 76-79.
7. Suvorova N.V. Use of information and communication technologies in elementary school / N.V. Suvorov // Bulletin of scientific conferences. - 2017. - No. 10-3 (26). - P. 110-111.
8. Pugacheva L.V. The use of information and communication technologies in the system of additional professional education / L.V. Pugacheva // Economy and Society. - 2018. - No. 9 (52). - P. 495-498.
9. Butakhina L.A. Distance education of persons with disabilities in vocational education institutions / L.A. Butakhina // West-Russia-East. - 2016. -No. 10. - P. 130-133.
10. Legkaya E.F. The effectiveness of using the computer program "Finger" for increasing the manipulative activity of hands in schoolchildren / E.F. Legkaya, L.S. Khodasevich // Modern issues of biomedicine. - 2019. - Vol. 3. - No. 2 (7). -P. 39-52.
11. Meleshkina M.S. Distance education technologies for persons with disabilities as a social factor / M.S. Meleshkina // Scientific-methodical electronic journal Concept. - 2017. - No. T35. - S. 95-99.
12. Nadzharyan A.G. Information and communication technologies in correctional work with children with disabilities / A.G. Najaryan, F.K. Tubeeva, I.A. Yurlovskaya // Multilingual education as the basis for preserving the linguistic heritage and cultural diversity of mankind. - 2020. - No. 8. - P. 118-123.
13. Krinitsyna E.B. Information technologies in training and rehabilitation of patients with infantile cerebral palsy / E.B. Krinitsyna // Bulletin of the Tambov University. Series: Natural and technical sciences. - 2002. - Vol. 7. - No. 1. -P. 81-83.
14. Legkaya E.F. Information technologies in the complex rehabilitation of patients with infantile cerebral palsy (review) / E.F. Legkaya, L.S. Khodasevich, A.V. Polyakova // Questions of balneology, physiotherapy and medical physical culture. - 2016. - Vol. 93. - No. 2. - P. 53-58.
15. Classification system of large motor functions in cerebral palsy. [Electronic resource] / R. Palisano, P. Rosenbaum., D. Bartlett, M. Livingston // Access mode: https://www.invalidnost.com/ MSE / DETY / GMFCS_DCP.pdf (Accessed on 20.07.2021).
16. Legkaya E.F. Computer program "Finger". Certificate of registration of the computer program RU 2017611787, 09.02.2017 / Legkaya E.F. // Request No. 2016662010 from 08.11.2016.
17. Gross N.A. Application of physical exercises taking into account the functional state of children with dysfunction of the musculoskeletal system. Gross // Physiotherapy for preschoolers and younger students. - 2005. - No. 2. - P. 26-34.
Spisok literatury
1. Shishkina V.A. Zhurnal monitoringa zdorov'ya, fizicheskogo i dvigatel'nogo razvitiya doshkol'nikov / V.A. Shishkina // Mozyr', OOO ID «Belyj veter». - 2005. - 34 s.
2. Venger A.L. Psikhologiya razvitiya. Slovar' / A.L. Venger, L.A. Karpenko, A.V. Petrovskogij // M.: PER SE. - 2005. - 176 s.
3. Golubeva N.V. Rol' razvitiya koordinatsionnykh sposobnostej u doshkol'nikov s detskim tserebral'nym paralichom / N.V. Golubeva, V.G. Kalyuzhin // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. - 2016. - № 3. - S. 107-116.
4. Mamedova L.V. Psikhologo-pedagogicheskij aspekt razvitiya melkoj motoriki u detej s detskim tserebral'nym paralichom / L.V. Mamedova, M.V. Mingazova // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. - 2015. - № 12-1. - S. 76-78.
5. Generalova M.D. Integratsiya igrovykh informatsionno-kommunikativnykh tekhnologij v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku v sovremennoj nachal'noj shkole / M.D. Generalova, M.V. Daricheva // Alleya nauki. - 2019. - T. 1. - № 2 (29). - S. 867-872.
6. Zenina L.V. Obuchenie studentov delovoj perepiske na anglijskom yazyke cherez sistemu distantsionnogo obucheniya / L.V. Zenina, N.A Kameneva //
Otkrytoe obrazovanie. - 2013. - № 6 (101). - S. 76-79.
7. Suvorova N.V. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikativnykh tekhnologij v nachal'noj shkole / N.V. Suvorova // Vestnik nauchnykh konferentsij. - 2017. - № 10-3 (26). - S. 110-111.
8. Pugacheva L.V. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikativnykh tekhnologij v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / L.V. Pugacheva // Ekonomika i sotsium. - 2018. - № 9 (52). - S. 495-498.
9. Butakhina L.A. Distantsionnoe obrazovanie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v uchrezhdeniyakh professional'nogo obrazovaniya / L.A. Butakhina // Zapad-Rossiya-Vostok. - 2016. - № 10. - S. 130-133.
10. Legkaya E.F. Effektivnost' ispol'zovaniya komp'yuternoj programmy «Perst» dlya povysheniya manipulyativnoj deyatel'nosti ruk u detej shkol'nogo vozrasta / E.F. Legkaya, L.S. Khodasevich // Sovremennye voprosy biomeditsiny. -2019. - T. 3. - № 2 (7). - S. 39-52.
11. Meleshkina M.S. Distantsionnye tekhnologii obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak sotsial'nyj faktor / M.S. Meleshkina // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal Kontsept. - 2017. -№ T35. - S. 95-99.
12. Nadzharyan A.G. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v korrektsionnoj rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / A.G. Nadzharyan, F.K. Tubeeva, I.A. Yurlovskaya // Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sokhraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva. - 2020. - № 8. - S. 118-123.
13. Krinitsyna E.B. Informatsionnye tekhnologii v obuchenii i reabilitatsii bol'nykh detskim tserebral'nym paralichom / E.B. Krinitsyna // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. - 2002. -T. 7. - № 1. - S. 81-83.
14. Legkaya E.F. Informatsionnye tekhnologii v kompleksnoj reabilitatsii patsientov s detskim tserebral'nym paralichom (obzor) / E.F. Legkaya, L.S. Khodasevich, A.V. Polyakova // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul'tury. - 2016. - T. 93. - № 2. - S. 53-58.
15. Classification system of large motor functions in cerebral palsy [Electronic resource] / R. Palisano, P. Rosenbaum., D. Bartlett, M. Livingston // Access mode: https://www.invalidnost.com/ MSE / DETY / GMFCS_DCP.pdf (Accessed on 20.07.2021).
16. Legkaya E.F. Komp'yuternaya programma «Perst». Svidetel'stvo o registratsii programmy dlya EVM RU 2017611787, 09.02.2017 / Legkaya E.F. // Zayavka № 2016662010 ot 08.11.2016.
17. Gross N.A. Primenenie fizicheskikh uprazhnenij s uchetom funktsional'nogo sostoyaniya detej s narusheniem funktsij oporno-dvigatel'nogo apparata / N.A. Gross // Lechebnaya fizkul'tura dlya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov. - 2005. - №2. - S. 26-34.
Сведения об авторах: Елена Федоровна Легкая - преподаватель Сочинского института (филиал) ФГАОУ ВО «Российский университет Дружбы народов», Сочи, e-mail: [email protected]; Елена Владимировна Костенко - доктор медицинских наук, заведующая филиалом 7, главный научный сотрудник отдела медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы»; профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, e-mail: [email protected]; Леонид Сергеевич Ходасевич - доктор медицинских наук, профессор, заместитель руководителя по науке Научно-исследовательского центра курортологии и реабилитации - ФФГБУ «СевероКавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» в городе Сочи; профессор кафедры медицинской реабилитации ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России», e-mail: [email protected].
Information about the authors: Elena Fedorovna Legkaya - Lecturer of the Sochi Institute (branch) of the FSBEI of HE "People's Friendship University of Russia", Sochi, e-mail: [email protected]; Elena Vladimirovna Kostenko -Doctor of Medical Sciences, Head of the 7th branch, Leading Researcher of the Department of Medical Rehabilitation of Patients with the Nervous System Diseased of the Moscow Scientific and Practical Center for Medical Rehabilitation, Rehabilitation and Sports Medicine of the Moscow City Health Department, Professor of the Department of Neurology, Neurosurgery and Medical Generics of the Faculty of General Medicine of the FSBEI of HE "N.I. Pirogov Russian National Research Medical University" of the Ministry of Health of Russia, e-mail: [email protected]; Leonid Sergeevich Khodasevich - Doctor of Medical Sciences, Head Deputy for Science of the Scientific and Research Center of the Balneology and Rehabilitation - the branch of the FSBI "North-Caucasian Federal Scientific and Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency" in Sochi, Professor of the Department of Medical Rehabilitation of the FSBEI of HE "Kuban State Medical University of the Ministry of Health of Russia", e-mail: [email protected].