ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Беличева Т. В., Сыкчина М. А. Развитие мелкой моторики рук у детей 912 лет с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202026. htm.
ART 202026 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12026 УДК 159.922.761
Беличева Татьяна Васильевна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспита ния ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Сыкчина Мария Алексеевна,
студентка факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Развитие мелкой моторики рук у детей 9-12 лет с детским церебральным параличом
Аннотация. В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа детей с диагнозом детский церебральный паралич. Важную роль в их реабилитации играет адаптивная физическая культура. Успешность этого процесса зависит от тяжести поражения центральной нервной системы ребенка, своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса, начиная с первых лет жизни. В то же время научно обоснованных данных по изучению особенностей развития мелкой моторики рук у детей с церебральным параличом в литературе практически не встречается. Исследование заключалось в применении экспериментальной методики, включающей в себя комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, в том числе с элементами игры Бочча, упражнения с мячами разного диаметра, средства массажа и самомассажа. Цель научного исследования - улучшение показателей координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. В результате эксперимента у 60% тестируемых детей уровень развития мелкой моторики повысился, а у остальных отмечена тенденция к улучшению показателей, у учащихся после проведенных занятий заметно улучшились двигательные навыки. Движения стали более точными, плавными. Увеличился объем движений в парализованных конечностях, в пальцах рук.
Ключевые слова: мелкая моторика, игра Бочча, детский церебральный паралич. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.
Введение
В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). Инвалидность детей с церебральной патологией занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями [1]. Согласно данным Росстата, в начале 2015 г. в России насчитывалось около 13 млн инвалидов, из них 993 тыс. чел. - инвалиды с детства и 600 тыс. чел. - дети-инвалиды. Численность инвалидов с ДЦП составляет около 165 тыс. чел. [2] Исходя из статистических данных распространённости инвалидности в России, можно сделать вывод, что проблема воспитания и обучения детей с церебральными параличами является одной из актуальных и социально значимых во всем мире.
Адаптивная физическая культура занимает важное место в физической реабилитации детей, имеющих церебральные параличи. Ее основные задачи заключаются в уменьшении гипертонуса мышц, улучшении координации движений, формировании двигательных навыков, подготовке человека к самостоятельной жизни [3]. Успешность
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Беличева Т. В., Сыкчина М. А. Развитие мелкой моторики рук у детей 912 лет с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202026. htm.
воспитания и обучения таких детей зависит от тяжести поражения центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса начиная с первых лет жизни [4].
Многие ученые и практики проводили научные исследования на тему коррекции двигательных расстройств у детей с диагнозом ДЦП [5-8]. Они рассматривали особенности развития сенсомоторных функций, познавательной деятельности и моторики рук у детей с ДЦП, применяя упражнения с предметами, мячами, используя элементы подвижных и малоподвижных игр. Очевидно, что двигательным действиям в детском возрасте следует уделять значительное внимание, чтобы лучше овладеть базовыми навыками движений, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции в современном обществе.
Проблема распространенности детского церебрального паралича актуальна в наше время, и заболевание нуждается в более глубоком изучении, а также в разработке новых методик для физической реабилитации больных. В том числе средствами для развития мелкой моторики рук могут стать игровые элементы игры Бочча.
При изучении современного состояния данной проблемы следует отметить, что к настоящему времени существует большое количество методик для коррекции двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом. Однако научно обоснованных данных по изучению особенностей развития мелкой моторики рук у детей с церебральным параличом, в том числе с применением элементов игры пара-лимпийского вида спорта Бочча, в литературе практически не найдено.
Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки экспериментальной методики применения элементов игры Бочча в процессе адаптивной физической реабилитации для развития мелкой моторики рук у детей 9-12 лет с диагнозом детский церебральный паралич.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые разработаны комплексы физических упражнений, включающие применение элементов игры Бочча, а также упражнения с мячами разного диаметра, используемые в процессе адаптивной физической реабилитации и направленные на развитие мелкой моторики рук у детей 9-12 лет с диагнозом детский церебральный паралич.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об использовании различных комплексов физических упражнений в области адаптивной физической реабилитации с целью развития мелкой моторики рук у детей 9-12 лет с диагнозом ДЦП.
Практическая значимость работы заключается в применении разработанных средств и методов игры Бочча, позволяющих интенсивнее воздействовать не только на развитие мелкой моторики рук, но и на улучшение координационных движений у ребенка в целом. Кроме того, игровые формы организации занятий с детьми с диагнозом детский церебральный паралич способствуют повышению коммуникативных способностей. Практикой доказано, что при систематическом лечении, начатом в раннем возрасте, можно получить благоприятный эффект в состоянии двигательной функции у детей с ДЦП [9].
Для решения данной проблемы было проведено научное исследование, которое заключалось в применении экспериментальной методики, включающей в себя комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, элементы игры Бочча, упражнения с мячами разного диаметра и использование средств массажа и самомассажа.
Цель научного исследования - улучшение показателей координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. В ходе исследования решали следующие задачи: ознакомление с классификацией и этиологией детского церебрального
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Беличева Т. В., Сыкчина М. А. Развитие мелкой моторики рук у детей 912 лет с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202026.htm.
паралича, изучение анатомо-физиологических особенностей детей с ДЦП, анализ существующих методик адаптивной физической реабилитации и разработка экспериментальной методики развития мелкой моторики рук у детей 9-12 лет с диагнозом ДЦП.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с классификацией и этиологией детского церебрального паралича.
2. Изучить анатомо-физиологические особенности детей с детским церебральным параличом.
3. Дать анализ существующим методикам адаптивной физической реабилитации детей с детским церебральным параличом.
4. Разработать экспериментальную методику развития мелкой моторики рук у детей 9-12 лет с диагнозом детский церебральный паралич.
Методология и результаты исследования
В работе применяли следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, методы математической статистики и педагогический эксперимент. Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в соответствии с поставленными целью и задачами и состояло из трёх этапов, включая научное исследование уровня развития мелкой моторики у экспериментальной группы, формирующий педагогический эксперимент и контрольное исследование, направленное на оценку эффективности разработанной экспериментальной методики.
Научное исследование проходило в три этапа:
1. Изучение научно-методической литературы по проблеме научного исследования.
2. Формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
3. Контрольное тестирование, направленное на оценку эффективности разработанной экспериментальной методики.
При восстановлении двигательных функций детей, больных церебральным параличом, мы придерживались принципов, которые рекомендуют специалисты [10]: как можно более раннее начало лечения; регулярность, систематичность, непрерывность, строгая индивидуализация согласно стадии заболевания, его тяжести, возраста ребенка, его психического развития, дозирование, постепенное увеличение нагрузки, комплексное применение различных средств и методов. Наибольший эффект при реабилитации достигается при комплексном применении различных средств и методов. Основными средствами в содержании экспериментальной методики стали массаж и самомассаж [11, 12], общеразвивающие упражнения, силовые упражнения и средства игры Бочча.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП начиналось с элементов самомассажа и пассивных упражнений кистей и пальцев рук. В основной части занятий применяли игровые формы и средства игры Бочча. Уделяли внимание общеразвивающей и силовой подготовке детей, что способствует развитию тонких движений пальцев рук у детей с двигательными нарушениями [13]. Занятие проводили в виде большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных или обособленных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач [14].
В ходе педагогического эксперимента для оценки эффективности разработанной методики мы провели начальное и конечное тестирование. Для обработки результатов и для сравнения был использован Т-критерий Вилкоксона [15]. Критерий рассчитывали для сопоставления показателей измерения на одной и той же выборке участников экспериментальной группы до начала и в конце педагогического эксперимента.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Беличева Т. В., Сыкчина М. А. Развитие мелкой моторики рук у детей 912 лет с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202026. htm.
Для установления начального и конечного уровней развития мелкой моторики рук у экспериментальной группы и сравнения этих показателей была использована методика С. Е. Гавриной [16]. Детям предлагали пройти ряд заданий, по результатам которых можно оценить мышечную активность кисти и пальцев, уровень развития точности, а также произвольности движений. Уровень оценивали по шкале: высокий уровень (средний балл равен 2,6-3); средний уровень (средний балл равен 2-2,5); низкий уровень (средний балл равен 1-1,9).
В процессе обследования детей были получены следующие результаты.
Уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей экспериментальной группы по методике С. Е. Гавриной
До измерения, После измерения, Разность (tdo - Абсолютное Ранговый номер
teü tnосле tnocnß) значение разности разности
2,1 2,5 0,4 0,4 8
1,9 2,2 0,3 0,3 6,5
2,3 2,6 0,3 0,3 6,5
2,5 2,3 -0,2 0,2 2,5
1,5 2,0 0,5 0,5 9,5
2,4 2,3 -0,1 0,1 1
2,1 2,6 0,5 0,5 9,5
1,8 2,1 0,3 0,3 5
2,3 2,5 0,2 0,2 2,5
2,5 2,8 0,3 0,3 4
Сумма: 55
Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т:
Тэмп = ^ = 2,5 + 1 = 3,5.
По таблице Приложения находим критические значения для Т-критерия Вилкок-сона для п = 10:
Ткр = 5 (р < 0,01).
Ткр = 10 (р < 0,05).
В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр. Показатели после проведения опыта превышают значения показателей до эксперимента (р < 0,01). В результате анализа данных у 70% детей (семь человек) уровень развития мелкой моторики является средним, у остальных 30% (три человека) - низким.
Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа, можно сформулировать следующий вывод. У детей 9-12 лет с диагнозом ДЦП наблюдается значительное нарушение двигательных функций. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных двигательных навыков.
В конце эксперимента у 60% тестируемых детей уровень развития мелкой моторики улучшился, а у 40% остался на среднем уровне, при этом отмечена тенденция к улучшению показателей.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Беличева Т. В., Сыкчина М. А. Развитие мелкой моторики рук у детей 912 лет с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202026. htm.
Заключение
Зарегистрированные данные свидетельствуют об эффективности предложенной экспериментальной методики. У учащихся экспериментальной группы после проведенных занятий заметно улучшились двигательные навыки. Движения стали более точными, плавными. Увеличился объем движений в парализованных конечностях, в пальцах рук.
Таким образом, экспериментальная методика, которая включает в себя сопряженные упражнения массажа, применение игровых форм занятий и использование специальных упражнений физической культуры, способствует повышению уровня развития координации движений и существенно ускоряет процесс физической реабилитации детей 9-12 с детским церебральным параличом. Внедрение в процесс физической реабилитации у детей с ДЦП элементов игры Бочча может стать верным направлением в процессе коррекции имеющихся двигательных нарушений.
Ссылки на источники
1. Савина М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом // Международный медицинский журнал. - 2010. - № 3. - С. 11-15.
2. Анализ реализации программы «Доступная среда» в г. о. Химки Московской области: проблемы и пути их минимизации / Е. В. Злотникова, П. А. Ладенко, А. Ю. Лябах, С. А. Мельков // Электронный научный журнал «ГосРег». - 2017. - № 2. - 42 с.
3. Масленникова А. С., Артепалихина Л. А. Методика физической реабилитации двигательных нарушений у детей с заболеванием детский церебральный паралич спастической формы на внеурочных формах занятий // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электрон. сб. ст. по материалам XLVII Студ. междунар. науч.-практ. конф. - 2018. -№ 12 (47). - 438 с.
4. Гросс Н. А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Сов. спорт, 2017. - 235 с.
5. Оценка степени влияния развития мелкой моторики на детей с детским церебральным параличом / О. В. Заяц, Л. В. Козлова, И. А. Любащенко, Е. В. Фадеева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. - СПб.: Изд. дом «Свое издательство», 2017. - 96 с.
6. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
7. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. - М.: Сов. спорт, 2017. - 464 с.
8. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. - СПб.: Дидактика-Плюс, 2003. - 230 с.
9. Савина М. В. Указ. соч.
10. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Сов. спорт, 2010. - 464 с.
11. Бортфельд С. А., Рогачева Е. И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. - М.: Медицина, 2014. - 169 с.
12. Ямщикова Н. А. Лечебная физкультура и массаж при прогрессивных мышечных атрофиях. - М.: Медицина, 2014. - 119 с.
13. Финни Н. Р. Ребенок с церебральным параличом. - М.: Теревинф, 2016. - 336 с.
14. Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. - М.: Сов. спорт, 1991. - 56 с.
15. Капилевич Л. В. Научные исследования в физической культуре: учеб. пособие. - Томск, 2012. - 144 с.
16. Книга тестов / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008. - 80 с.
Tatyana Belicheva,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Physical Training Chair, Vyatka State University, Kirov
Maria Sykchina,
Student, Faculty of Physical Culture and Sport, Vyatka State University, Kirov [email protected]
Development of fine motor skills in children aged 9-12 years with a diagnosis of cerebral palsy Abstract. Currently, there is a trend towards an increase in the number of children diagnosed with cerebral palsy in most countries. Adaptive physical education plays an important role in their rehabilitation. The success
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Беличева Т. В., Сыкчина М. А. Развитие мелкой моторики рук у детей 912 лет с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202026.htm.
of this process depends on the severity of the central nervous system impairment, timely diagnosis, and proper organization of the treatment process starting from the first years of life. At the same time, you can find practically no scientifically justified data related to the study of fine motor skills development in children with cerebral palsy in the literature. The study consists in the implementation of an experimental technique, which includes a set of exercises for the development of fine motor skills of fingers, together with elements of bocce game, exercises with balls of different diameters, massage and self-massage. The purpose of the research is to improve the coordination abilities in children with cerebral palsy. As a result of the experiment, the level of fine motor skills development improved by 60% of the tested children, and the rest of them showed a tendency to improvement. Their movements became more precise and smooth. The increased range of motion was noted in paralyzed limbs and in the fingers. Key words: fine motor skills, bocce, cerebral palsy. References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
Savina, M. V. (2010). "Problemy" psixicheskogo razvitiya detej i podrostkov s detskim cerebral"ny"m
paralichom", Mezhdunarodny'jmedicinskij zhurnal, № 3, pp. 11-15 (in Russian).
Zlotnikova, E. V. et al. (2017). "Analiz realizacii programmy" "Dostupnaya sreda" v g. o. Ximki Moskovskoj
oblasti: problemy" i puti ix minimizacii", E'lektronny'jnauchny'jzhurnal "GosReg", № 2, 42 p. (in Russian).
Maslennikova, A. S. & Artepalixina, L. A. (2018). "Metodika fizicheskoj reabilitacii dvigatel"ny"x narushenij
u detej s zabolevaniem detskij cerebral"ny"j paralich spasticheskoj formy" na vneurochny"x formax
zanyatij", Nauchnoe soobshhestvo studentov. Mezhdisciplinarny'e issledovaniya: e'lektron. sb. st. po ma-
terialamXLVII Stud. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., № 12 (47), 438 p. (in Russian).
Gross, N. A. (2017). Sovremenny'e metodiki fizicheskoj reabilitacii detej s narusheniem funkcij oporno-
dvigatel'nogo apparata, Sov. sport, Moscow, 235 p. (in Russian).
Zayacz, O. V. et al. (2017). "Ocenka stepeni vliyaniya razvitiya melkoj motoriki na detej s detskim cere-bral"ny"m paralichom", Aspekty' i tendenciipedagogicheskojnauki: materialy' III Mezhdunar. nauch. konf, Izd. dom "Svoe izdatel"stvo", St. Petersburg, 96 p. (in Russian).
Mastyukova, E. M. (2015). Fizicheskoe vospitanie detej s cerebral'ny'm paralichom: mladencheskij, rannij i doshkol'ny'j vozrast, Prosveshhenie, Moscow, 159 p. (in Russian).
Shapkova, L. V. (2017). Chastny'e metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury', Sov. sport, Moscow, 464 p. (in Russian).
Shipicyna, L. M. & Mamajchuk, I. I. (2003). Detskijcerebral'ny'jparalich, Didaktika-Plyus, St. Petersburg, 230 p. (in Russian). Savina, M. V. (2010). Op. cit.
Kuramshin, Yu. F. (2010). Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury', Sov. sport, Moscow, 464 p. (in Russian).
Bortfel"d, S. A. & Rogacheva, E. I. (2014). Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i massazh pri detskom cer-ebral'nom paraliche, Medicina, Moscow, 169 p. (in Russian).
Yamshhikova, N. A. (2014). Lechebnaya fizkurtura i massazh priprogressivny'x my'shechny'x atrofiyax, Medicina, Moscow, 119 p. (in Russian).
Finni, N. R. (2016). Rebenok s cerebral'ny'm paralichom, Terevinf, Moscow, 336 p. (in Russian). Efimenko, N. N. & Sermeev, B. V. (1991). Soderzhanie i metodika zanyatij fizkul'turoj s det'mi, stra-dayushhimi cerebral'ny'm paralichom, Sov. sport, Moscow, 56 p. (in Russian).
Kapileviyach, L. V. (2012). Nauchny'e issledovaniya v fizicheskojkul'ture: ucheb. posobie, Tomsk, 144 p. (in Russian).
Gavrina, S. E. et al. (2008). Kniga testov, ZAO "ROSME"N - PRESS", Moscow, 80 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 15.05.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.06.20
Принята к публикации Accepted for publication 10.06.20 Опубликована Published 27.07.20
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Беличева Т. В., Сыкчина М. А., 2020
977230412020307