Научная статья на тему 'Развитие правовой грамотности и правосознания граждан в сфере противодействия экстремизму'

Развитие правовой грамотности и правосознания граждан в сфере противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2225
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / LAW KNOWLEDGE / LAW RECOGNITION / STATE POLICY / ADMINISTRATIVE EXTREMISM / LIBERAL EXTREMISM / ETHNIC EXTREMISM / YOUTH EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов Михаил Петрович, Сейбол Екатерина Михайловна

На основе согласования целей, направлений и мер государственной политики по развитию правовой грамотности и правосознания граждан определены комплексы, которые являются приоритетами в противодействии экстремистской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY AND SENSE OF JUSTICE CITIZENS IN SPHERE OF COUNTERACTION TO EXTREMISM

In paper on base of coordination purposes, directions and measures of state policy to develop law knowledge and law recognition the author describes complexs, wich are priorities in antiextremist activity.

Текст научной работы на тему «Развитие правовой грамотности и правосознания граждан в сфере противодействия экстремизму»

УДК 343

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ1

DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY AND SENSE OF JUSTICE CITIZENS IN SPHERE OF COUNTERACTION TO EXTREMISM

М. П. КЛЕЙМЁНОВ, Е. М. СЕЙБОЛ (M. P. KLEYMENOV, E. M. SEYBOL)

На основе согласования целей, направлений и мер государственной политики по развитию правовой грамотности и правосознания граждан определены комплексы, которые являются приоритетами в противодействии экстремистской деятельности.

Ключевые слова: правовая грамотность, правосознание, государственная политика, административный экстремизм, либеральный экстремизм, этнический экстремизм, молодежный экстремизм.

In paper on base of coordination purposes, directions and measures of state policy to develop law knowledge and law recognition the author describes complexs, wich are priorities in antiextremist activity.

Key words: law knowledge, law recognition, state policy, administrative extremism, liberal extremism, ethnic extremism, youth extremism.

4 мая 2011 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев утвердил важный документ «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [1]. Этот документ имеет стратегическое значение для организации деятельности государственных и муниципальных органов, профессиональных юридических сообществ и общественных объединений юристов, структур гражданского общества по различным направлениям, включая противодействие экстремизму.

Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства. Государственная политика осуществляется в

отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого её гражданина. Важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путём принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Исследование проблемы противодействия религиозному, этническому и молодежному экстремизму»), проект № 11-03-00158а.

© Клеймёнов М. П., Сейбол Е. М., 2011

В Основах установлены цели и направления государственной политики, сформулированы конкретные меры по её реализации. В этой триаде (цели-направления-меры) следует выделить те комплексы, которые являются приоритетами в противодействии экстремистской деятельности.

Комплекс 1. Противодействие административному экстремизму.

Цель: формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма. Направление: совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов. Меры: совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, повышение их квалификации и дополнительное обучение, направленное на совершенствование правовой культуры; устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга; расширение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной деятельности и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.

Административный экстремизм выражается в действиях государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, работодателей, совершаемых по мотивам ненависти либо вражды идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной, в отношении какой-либо социальной группы. Анализ Перечня преступлений экстремистской направленности позволяет отнести к административно-

му экстремизму преступления, предусмотренные ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них».

Административный экстремизм в настоящее время чаще всего проявляется в трудовой дискриминации (женщин, инвалидов, пожилых людей, мигрантов). Количество таких случаев исчисляется многими тысячами. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что основной темой ежегодного доклада по ситуации с правами человека в России в 2011 г. признан вопрос дискриминации. Что касается воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, то здесь, по свидетельству Уполномоченного по правам человека, разработана целая система администрирования. На Северном Кавказе практикуют неожиданное объявление места проведения публичного мероприятия зоной контртеррористической операции, где публичные мероприятия могут быть по закону ограничены. Публичное мероприятие могут не «согласовать» со ссылкой на то, что оно направлено на «насильственное изменение конституционного строя». (Именно так городская администрация г. Новокузнецка Кемеровской области квалифицировала намерение группы граждан провести митинг протеста против неэффективной, по их мнению, политики по выводу страны из кризиса.) В Москве публичные мероприятия часто не «согласовываются» под любыми, в том числе и откровенно абсурдными предлогами, например, со ссылкой на «несоответствие заявленной цели форме мероприятия». Ставка в таком случае делается не на убедительность «отказной» формулировки, а на выигрыш времени: пока организаторы мероприятия будут ходить по судам, само мероприятие не состоится. Повторив тот же приём несколько раз, мероприятие можно сорвать окончательно. Складывается впечатление, что уполномоченные должностные лица прибегают к таким уловкам без особых колебаний. Между тем в их действиях усматриваются признаки воспрепятствования проведению публичного мероприятия с использованием своего служебного положения, что

должно повлечь за собой уголовную или административную ответственность. Факты привлечения должностных лиц к ответственности за подобные деяния, к сожалению, единичны [2].

Административный экстремизм в настоящее время находится за пределами уголовно-правового контроля. Так, в 2009 г. по ст. 136 УК в суд было направлено 1 уголовное дело, по нему вынесен оправдательный приговор. В 2010 г. такие дела не возбуждались и не расследовались. По ст. 149 УК РФ уголовных дел в 2009-2010 гг. в суд не поступало.

Устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих, целесообразно начать с внесения корректив в Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в части изменения редакции п. 10 ст. 17, который запрещает допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. Запрету, на наш взгляд, должны подлежать только необоснованные критические высказывания. Запрет конструктивной критики противоречит элементарным принципам управления, поскольку блокирует обратную связь и неизбежно ведет к деградации управленческой системы. Создаются по-настоящему тепличные условия для процветания безответственности и правового нигилизма.

Более того, следует дополнить УК РФ статьей об ответственности за преследование граждан за критику. Такая норма содержалась в УК РСФСР (ст. 139.1), она включена в УК Республики Беларусь (ст. 197). В настоящее время даже обоснованная, справедливая, разумная критика начальства чревата увольнением от должности, а подчас и уголовным преследованием. Всё это создаёт в обществе атмосферу административного произвола и утрату веры граждан в позитивную мотива-

цию деятельности органов власти. По материалам проведенного нами панельного опроса граждан (376 человек по репрезентативной выборке, май 2011 г., г. Омск) на вопрос «Чьи проблемы решают люди, пришедшие во власть?» только 8,9 % из них ответили - своих избирателей, народа. Остальные ответы распределились следующим образом:

- тех, кто привел их к власти - 28,7 %;

- тех, кто платит им деньги - 37,4 %;

- свои личные и своих близких родственников - 25,0 %.

Как видим, респонденты убеждены в том, что люди стремятся попасть в структуры власти отнюдь не из благородных мотивов, а из меркантильных, чаще корыстных интересов. Такая убежденность, подтверждаемая ежегодными замерами коррупционной ситуации в регионе, указывает на крайне низкий уровень доверия населения к органам государственного и муниципального управления.

Граждане чрезвычайно критически настроены по отношению к судебным и правоохранительным органам. Так, на вопрос «Все ли равны перед законом?» респонденты ответили:

- бесспорно да, ведь так провозглашает Конституция России - 8,8 %;

- скорее да, если быть упорным, то можно добиться справедливости - 7,7 %;

- затрудняюсь ответить - 11,6 %;

- скорее нет, закон часто избирателен -38, 8 %;

- бесспорно нет, такая декларация не подтверждается на практике - 33,1 %.

Большая часть опрошенных не верят в реализацию конституционного положения о равенстве всех перед законом. Очевидно, что их жизненный опыт и опыт знакомых им людей чаще убеждает в обратном.

Следовательно, фундаментальное значение для преодоления правового нигилизма в обществе имеет поднятие авторитета государственных и муниципальных органов власти, судебных и правоохранительных органов. Конечно, здесь невозможно ограничиться имиджевыми акциями. Нужна терпеливая кропотливая работа, направленная на повышение доверия граждан к этим органам, перед каждым из которых должна быть поставлена соответствующая цель. Доверие граж-

дан к органам власти следует включить в число критериев оценки их деятельности.

Существенную роль в укреплении доверия населения к органам власти призван сыграть мониторинг правоприменения. 20 мая 2011 г. Президент РФ подписал Указ «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Указ предусматривает участие в мониторинге правоприменения Правительства, судов, органов прокуратуры, а также других государственных органов, институтов гражданского общества и средств массовой информации. Мониторинг правоприменения будет осуществляться на основании плана мониторинга правоприменения, утверждаемого Правительством. Доклад об итогах проведения мониторинга будет ежегодно представляться Президенту [3].

Комплекс 2. Противодействие либеральному экстремизму.

Цель: повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности. Направление: правовое просвещение и правовое информирование граждан. Меры: содействие приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности; обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.

В настоящее время типичны проявления либерального экстремизма в виде возбуждения ненависти или вражды, а равно унижения человеческого достоинства по признаку принадлежности к социальной группе бедных людей. Так, известный российский либерал Г. Х. Попов предлагает установить жесткие предельные нормативы рождаемости с учётом уровня производительности и размеров накопленного каждой страной богатства. Он утверждает, что пора выйти из тупика, на который указывал ещё Мальтус: нельзя, чтобы быстрее всех плодились нищие. Эти меры создадут базу для принятия действенной про-

граммы выравнивания уровня приходящихся на каждого жителя планеты благ, размеров его потребления и уровня производительности его труда. Г. Х. Попов предлагает установить генетический контроль ещё на стадии зародыша и осуществлять постоянную очистку генофонда человечества [4]. Совершенно верно отмечено в критических публикациях, что подобные вопросы формулировались в третьем рейхе и радикальные ответы на них давала практика обеспечения чистоты «арийской расы». В рамках политики «расовой гигиены» нацистский режим расправлялся и с теми немцами, кто, по его мнению, занимался «порчей расы» или «выродился» - «асоциальными» элементами и душевнобольными. Уже в 1933 г. были приняты законы о принудительной стерилизации «асоциальных» лиц и людей, которые, как опасались нацисты, могли дать «потомство, страдающее наследственными заболеваниями». В 1935 г. был введен аборт по генетическим и наследственным показаниям тем, кого признали больными, запрещалось вступать в брак. В 1937-1938 гг. «антисоциальных» стали в массовом порядке отправлять в концлагеря. В 1939 г. власти ввели программу эвтаназии для душевнобольных и наследственно-больных детей, в 1940 г. распространили её на взрослых и на «антиобщественные» элементы, а в 1942 г. заключенных, принадлежавших к этой последней категории, передали СС для «уничтожения посредством труда» [5].

Публичное выступление Г. Х. Попова требует правовой оценки с точки зрения положений Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» и наличия в его действиях признаков преступления ст. 282 УК РФ. Аналогичной оценки требуют действия составителей Государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Первой и главной целью программы заявлена «модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима», а также «обеспечение поддержки программы модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения». Предлагается дать «политико-правовую оценку преступлений тоталитарного режима в СССР, для

того, чтобы нынешнее государство нельзя было отождествлять с «коммунистической диктатурой, существовавшей в Советском Союзе в течение многих десятилетий». Авторами предлагается легализовать «запрет на профессии»: принять официальное постановление о том, что публичные выступления государственных служащих любого ранга, содержащие отрицание или оправдание преступлений тоталитарного режима, несовместимы с пребыванием на государственной службе [6].

Программа реально угрожает гражданскому миру в России и способствует разжиганию социальной розни. Далеко не случайно её называют проявлением либерального фашизма [7]. Подавляющая часть населения России (около 90 %) против её реализации. По мнению нескольких тысяч граждан России, обратившихся с открытым письмо к Президенту Д. А. Медведеву, предложения Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России по учреждению общенациональной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» нельзя расценить иначе как действия, направленные на раскол общества и провокацию начала гражданской войны в России [8].

На вопрос о наиболее вероятных последствиях реализации «программы детота-лиризации» опрошенные нами респонденты дали следующие оценки:

- возрождение подлинного патриотизма

- 10,1 %;

- укрепление международного престижа страны - 11,7 %;

- забвение памяти предков и искажение истории - 37,1 %;

- разжигание социальной розни - 21,6 %;

- формирование нового тоталитаризма -19,5 %.

Как видим, граждане в целом негативно оценивают содержание предложений Программы, причём 40 % из них рассматривают их как явно экстремистские.

Либеральный экстремизм чрезвычайно опасен. Однако правоохранительные органы этого совершенно не замечают и не дают никаких правовых оценок действиям, катастрофический характер последствий которых трудно не заметить. Объяснение такой «правовой интертности» в известной степени на-

ходится в том, что Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» создавался для борьбы с «красно-коричневыми» (левой оппозицией), о чём довольно откровенно пишет один из его создателей М. А. Краснов [9]. В настоящее время требуется «развернуть» его в направлении противодействия либеральному экстремизму, который в условиях безнаказанности становится всё более агрессивным и перестает скрывать свою социал-дарвинистскую сущность. Самое поразительное, что для борьбы с тоталитаризмом предлагаются тоталитарные методы в виде «промывания мозгов» и «запрета на профессию».

В этой связи в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, следует уделять особое внимание правовой оценке либеральных проектов, содержащих экстремистские идеи и предложения, указывать не противоправность публичных высказываний, унижающих честь и достоинство людей, оказавшихся за порогом бедности, ветеранов, членов оппозиционных партий и т. д.

Комплекс 3. Противодействие этническому экстремизму.

Цель: создание системы стимулов к за-конопослушанию как основной модели социального поведения. Направления: развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение

знаний в области права; совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права. Меры: включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи

тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностносмысловой сферы личности; развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; поддержка институтов гражданского общества.

Этнический экстремизм чаще всего связан с проявлениями ксенофобии. Ксенофобия

- неприязнь, ненависть к чужим народам. В современной России чаще всего идентифицируются следующие виды ксенофобии: кав-казофобия, азиатофобия, антисемитизм и русофобия. По результатам проведенных нами панельных опросов в г. Омске в этнической психологии населения кавказофобия наиболее заметна - на это стабильно обращают внимание 40-50 % респондентов. Так, ответы респондентов на вопрос о наиболее опасных проявлениях ксенофобии, данные ими в мае 2011 г., распределились следующим образом:

- антисемитизм - 11,2 %;

- кавказофобия - 51,4 %;

- русофобия - 19,1 %;

- азиатофобия - 18,3 %.

Неприязнь к представителям кавказских этносов мотивируется убежденностью в их высокой криминальной активности, а также их низкой культурой, определяющей пренебрежительное отношение к коренным жителям, циничные высказывания, грубость. Это, можно сказать, утвердившиеся стереотипы общественного мнения. В подтверждение сказанного сошлемся на результаты проведенных нами опросов. Большая часть респондентов (73,6 %) высказала согласие с суждением: «Негативное отношение к представителям кавказских этносов определяется их некорректным (вызывающим, дерзким и т. п.) поведением».

С точки зрения реализации государственной политики Российской Федерации по развитию правовой грамотности и правосознания граждан следует обратить внимание на актуальность двух аспектов: 1) социализацию представителей кавказских этносов в учебных заведениях России; 2) поддержку

этнических диаспор как институтов гражданского общества.

Первый аспект связан с тенденцией увеличения представителей кавказских этносов в составе населения России практически во всех регионах России, в особенности тех, которые характеризуются концентрацией капитала, интенсивным или стабильным экономическим развитием. На фоне отрицательного сальдо движения русского населения рождаемость в республиках Северного Кавказа остаётся стабильно высокой. Жители этих республик предпочитают, чтобы их дети получали образование в крупных городах Российской Федерации. Во всех регионах страны сложились этнические диаспоры азербайджанцев и армян, получивших российское гражданство. Рождаемость внутри этих диаспор также характеризуется высокими показателями. В результате доля лиц, принадлежащих к кавказским этносам, среди учащихся в образовательных учреждениях России различного уровня возрастает все последние годы. Даже в Сибири этот процесс становится всё более заметным, включая высшие учебные заведения.

Образовательные учреждения, в особенности вузы, обладают существенным педагогическим потенциалом в плане социализации представителей кавказских этносов, которые на первоначальной стадии обучения нередко демонстрируют дерзкое, вызывающее поведение, склонность к пропускам занятий, плохое прилежание и низкие результаты успеваемости. Здесь чрезвычайно важно с самого начала обеспечить соблюдение всеми без исключений учащимися учебной дисциплины и справедливость (без всяких поблажек) в оценке их усилий по овладению получаемыми знаниями. Здесь должно формироваться фундаментальное качество правосознания: уважение к законным требованиям и недопустимость их нарушений. В этом процессе не бывает мелочей: опоздание на занятия без уважительных причин следует рассматривать как их пропуск, а отсутствие на них - как повод к переэкзаменовке. Наш педагогический опыт свидетельствует, что строгость и справедливость обеспечивают позитивные сдвиги в формировании правосознания всех без исключения обучаемых.

Второй аспект реализации государственной политики Российской Федерации по

развитию правовой грамотности и правосознания граждан имеет отношение к организации деятельности этнических диаспор. Его значимость уместно проиллюстрировать на примере Омской региональной организации азербайджанцев. Она зарегистрирована в 1997 г. и объединяет около 70 тыс. человек.

Совет диаспоры активно сотрудничает с государственными, муниципальными и правоохранительными органами в деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений, по предотвращению межнациональных конфликтов, в розыскных мероприятиях и оказании помощи в проведении следственных действий. Особое место занимает сотрудничество с ФСБ и Госнаркоконтролем. Бесспорным достижением эффективности работы Совета азербайджанской диаспоры является то, что в Омской области ни разу не были задержаны и обвинены в причастности к экстремистским и террористическим организациям лица азербайджанской национальности.

В организации работают высококвалифицированные юристы, которые оказывают её членам квалифицированную правовую помощь в суде, в следственных органах и в других областях. Важную роль община играет в легализации азербайджанских мигрантов: получении разрешения на временное проживание, разрешения на работу, вида на жительство. В этой сфере руководитель общины взаимодействует с УФМС по Омской области и консульством Азербайджанской Республики в Москве.

Деятельность общины нацелена на сохранение культурной идентичности и воспроизведение этнических традиций азербайджанцев при одновременном поддержании механизмов конструктивного сотрудничества с обществом-реципиентом. Совет диаспоры в организации деятельности различных структур (воскресных школ, культурных центров, спортивных команд, женских клубов) и проведении мероприятий стремится формировать уважение к законам Российской Федерации, органам власти и другим этносам.

Комплекс 4. Противодействие молодежному экстремизму.

Цель: повышение уровня правовой

культуры граждан. Направление: преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельно-

сти, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан. Меры: распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий; создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов; введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду.

В сфере противодействия молодежному экстремизму обычно обращается внимание на создание и функционирование молодежных организаций националистического толка. Сотрудниками Департамента по противодействию экстремизма установлены, в частности, участники молодежной профашистской группировки «Фолькс-штурм», которые в 2006-2008 гг. в Екатеринбурге систематически нападали на людей. Задержаны 18 человек. Расследуется более 40 преступных эпизодов. А в Нижегородской области обезвредили преступную молодежную группировку «Общество Белых-88», члены которой причастны к нападениям на граждан. У них изъято большое количество оружия, боеприпасов. В том же регионе раскрыта глубоко законспирированная преступная группа про-

фашистской направленности, так называемая «БТО» - боевая террористическая организация. Она провозгласила своей целью ни много ни мало - вооруженную борьбу с органами власти. Её участники совершили шесть вооруженных нападений. На их счету и вызвавшее большой общественный резонанс убийство в декабре прошлого года профессора Волжской государственной академии водного транспорта. При задержании изъяты компоненты для изготовления взрывных устройств, националистическая литература, оружие, списки граждан, «приговоренных» к «ликвидации» [10].

В настоящее время высока опасность экстремистских выступлений молодежи, в основе которых сетевые технологии, о чем свидетельствуют события на Манежной площади в Москве в конце 2010 г. Однако такие события невозможны без серьёзных поводов, что следует учитывать в разработке стратегии противодействия массовым экстремистским выступлениям молодежи. Опрошенные нами респонденты дали следующие оценки событиям на Манежной площади:

а) выступление молодежи является проявлением этнического экстремизма и требует правовой оценки - 20,5 %;

б) это естественная реакция молодежи на произвол и беззаконие со стороны правоохранительных органов - 35,1 %;

в) это массовый протест против национально-этнической политики в стране - 20,7 %;

г) это начало массового протеста против несправедливой социальной политики -23,7 %.

Вывод очевиден: вины молодежи без вины старшего поколения (представленного во властных структурах) не бывает. Поэтому важно при осуществлении мер по противодействию экстремизму создавать для них нравственно-политические основания. Власть должна иметь моральное право упрекать молодежь. Она получает это право тогда, когда стремится сделать всё для того, что устранить причины и поводы для массовых экстремистских выступлений.

В противодействии молодежному экстремизму чрезвычайно важно обеспечить контроль над информационным пространством, которое в настоящее время насыщено сайтами экстремистского характера, в кото-

рых пропагандируется сепаратизм, оккультизм, язычество, сатанизм, насилие, аморализм, осуществляется публичное оправдание терроризма. Контроль над информационным пространством предполагает разработку и реализацию соответствующих стратегий, в частности, создания института сетевых модераторов, управляющих информационными потоками в позитивном направлении.

Реализация государственной политики Российской Федерации по развитию правовой грамотности и правосознания граждан в сфере противодействия молодежному экстремизму должна осуществляться в тесной связи с положениями Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. В Стратегии предусмотрено совершенствование системы гражданского воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей; формирование таких качеств молодых россиян, как гражданственность и патриотизм, толерантность и уважение к культуре, историческому наследию народов России, формирование прочных духовных и нравственных начал личности, а также межличностных отношений [11].

В этой связи особо актуальным представляется пресечение деятельности экстремистских хулиганствующих группировок, именующих себя арт-группами. Арт-группа «Война» организовала целый ряд экстремистских вылазок, в числе которых:

- акция «Мордовский час» в ресторане «Макдоналдс» на Серпуховской площади в Москве 1 мая 2007 г. Участники акции подарили работницам ресторана быстрого питания летающих котов. Активисты арт-группы с криками «Свободная касса!» забросали прилавки ресторана живыми бездомными кошками, что явилось «подарком низкооплачиваемой рабсиле фастфуда, лишенной в праздник отдыха и наслаждения современным радикальным искусством»;

- в ноябре 2007 г. активисты группы участвовали в Саратове в «Марше несогласных» с лозунгом «Я хочу халву есть, я хочу на Путьку сесть»;

- групповая сексуальная оргия в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. Акция состоялась в канун выборов президента Российской Фе-

дерации 2008 г., в которых основным кандидатом являлся Дмитрий Медведев. По словам организаторов акции, она «была приурочена к предстоящим президентским выборам. Массовое совокупление в публичном пространстве - напутствие молодому руководителю, посильная художественная поддержка Медвежонка в начале длинной тропы»;

- акция «Унижение мента в его доме» -захват отделения милиции в поселке Болшево. 6 мая 2008 г. была проведена акция «Унижение мента в его доме» (УМВЕД). Зайдя внутрь отделения, арт-группа повесила на решетке помещения для задержанных портрет недавно избранного Дмитрия Медведева и выстроилась перед ним в акробатическую фигуру «пирамиду». Также в отделении были повешены плакаты: «Убей иммигранта» и «Оставь надежду, всяк сюда входящий / Не стоит под невинного косить / Здесь не помогут всхлипы, взор молящий / Здесь и немые будут говорить!!!»;

- в ночь на 14 июня 2010 г. активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту Санкт-Петербурга. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ. Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть из канистр. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин. Акция была включена 10 февраля 2011 г. в шорт-лист VI всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства». 7 апреля ей присудили премию в размере 400 тыс. рублей [12].

В особенности поразителен последний факт - поощрение экстремистов со стороны организаторов конкурса, представляющих Министерство культуры РФ. В условиях государственного поощрения преступных акций со стороны экстремистских групп молодежи политика Российской Федерации по развитию правовой грамотности и правосознания граж-

дан в сфере противодействия молодежному

экстремизму обречена оставаться фикцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Основы государственной политики Россий-

ской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 04.05.2011 г.). - иКЬ : Шр:\\президент.рф (дата обращения

20.05.2011).

2. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17.02.2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год» // Российская газета.

- 2010. - 28 мая.

3. Указ Президента от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». - иЯЬ: Шр://президент.рф (дата обращения 21.05.2011).

4. Попов Г. X. Кризис и глобальные проблемы // Московский комсомолец. - 2009. - 25 марта.

5. Клеймёнов И. М. Либеральный экстремизм //

Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы. - М. : Российская криминологическая ассоциация, 2010. -

С. 103-105.

6. Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» // Российская газета. - 2011. - 4 апр.

7. Программа десталинизации Караганова. -иКЬ : http://onoplev.net > index.php?newsid= 1423 (дата обращения 21.05.2011).

8. Они провоцируют гражданскую войну в России. - иЯЬ : http://kprf.ru (дата обращения

21.05.2011).

9. Краснов М. А. Экстремизм до востребования // Российская газета. - 2002. - 1 окт.

10. Интервью «Российской газете» начальника Департамента по противодействию экстремизму МВД России генерал-лейтенанта милиции Юрия Кокова. - иКЬ : http://mvd.ru (дата обращения 22.05.2011).

11. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р (ред. от 16.07.2009 г.) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (ч. III). - Ст. 5622.

12. Война (арт-группа). - иКЬ :

http://ru.wikipedia.org (дата обращения

22.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.