Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / универсальные учебные действия / познавательный интерес / межпредметные связи.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Земфира Васильевна

статья посвящена особенностям организации учебного процесса на уроке математики. Особое внимание уделено роли математических задач в формировании и развитии познавательных универсальных учебных действий. Приведены примеры задач практического содержания, темы проектов для учащихся по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкина Земфира Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Пушкина З.В.

Пушкина Земфира Васильевна - учитель математики и физики, г. Йошкар-Ола

Аннотация: статья посвящена особенностям организации учебного процесса на уроке математики. Особое внимание уделено роли математических задач в формировании и развитии познавательных универсальных учебных действий. Приведены примеры задач практического содержания, темы проектов для учащихся по математике.

Ключевые слова: математика, универсальные учебные действия, познавательный интерес, межпредметные связи.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Главная цель образования - не сообщать готовые знания, а создание обстановки, обеспечивающей развитие учащихся. Развитие личности учащихся обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Системно-деятельностный подход к обучению предусматривает:

наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

У каждого учебного предмета есть свои особенности в организации учебного процесса, в математике системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории и ранее изученного материала. При решении математических задач ученики учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, строить логическую цепь рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

В ходе решения задачи учащимся необходимо: осмыслить проблему, которая ставится условием задачи, наметить способ решения, решить задачу оптимальным способом, проанализировать полученный результат. Любая задача содержит ряд исходных данных. Часто их недостаточно для получения мгновенного ответа. Возникает новая задача: получить дополнительные, вспомогательные данные. С учетом анализа новых данных и обобщения их с исходными, получаем другую задачу, решение которой ближе к намеченной цели. Итогом решения задачи является познание нового. Самостоятельные решения учащимися познавательных задач - лучшая школа для развития. Навыки самостоятельной деятельности не является чем-то данным человеку от рождения, выработка происходит постепенно в течение всех лет обучения. Функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие.

Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач — развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой. В системе задач школьного курса математики используются задачи, направленные на отработку того или иного математического навыка, задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, выполняемые по образцу. А так же задачи, направленные на воспитание у школьников устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера.

Научить учащихся решать задачи (в том числе и нестандартные) можно только в том случае, если у учащихся будет желание их решать, то есть если задачи будут содержательными и интересными с точки зрения ученика. Наибольший интерес вызывают у учащихся задачи, взятые из окружающей их жизни, задачи, естественным образом связанные со знакомыми учащимся вещами, опытом.

Математика тем и полезна, что ее понятия, формулы, методы, алгоритмы могут использовать физики, химики, биологи и представители других наук. На уроках математики используются задачи с физическим, химическим содержанием, для показа практической значимости вводимого понятия, формулы. При решении задач на формулы длины окружности, площади круга можно предложить учащимся задачи с физическим содержанием:

Задача. С какой скоростью и с каким ускорением движутся точки экватора Земли при ее вращении вокруг своей оси? Экваториальный радиус Земли 6378 км.

При рассмотрении свойств арифметического квадратного корня можно предложить следующую задачу:

Задача. Чему равна скорость автомобиля, движущегося по закруглению дороги радиусом 1000 метров с ускорением 0,225 м/с2.

Предлагая задачу прикладного характера нужно учитывать ее посильность, связь с изученным материалом и тем, который предстоит изучить. Учет межпредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формирование навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности.

Задача (экономика). Оборот продукции в городе увеличивается на 20% от первоначального ежегодно, а по всей России - в 1,2 раза. Начальный оборот год назад составил 200 у.е. Где будет более выгодно продавать нашу продукцию через год?

Задача (химия). Установите зависимость плотности золота массой 50 г от его объема. Если говорить об актуальности использования межпредметных связей, то это:

- смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;

- расширение возможностей иллюстративного сопровождения урока;

- организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся.

Проведение практических работ на местности позволяет связать математику с жизнью. Например, такие задания:

1) Измерить длину своего шага. Выразить эту длину в см; мм; дм; м; км.

2) Измерить площадь дна своей любимой чашки.

3) Найти расстояние между городами (г. Йошкар-Ола и г. Волжск) с помощью географической карты. Такие измерительные работы выполняются с большим интересом и уже хороши потому, что

заставляют задуматься и задать вопрос: «Как это сделать!?»

В настоящее время в школе сильнее развита у учащихся самостоятельность практическая. Запоминание и упражнения - основные способы, применяемые ими для усвоения учебного материала. Этот вид деятельности учащихся, конечно, необходим, так как ведет к отработке ряда умений и навыков, но он недостаточно активный, не требует от ученика творческого мышления, не ведет к серьезному уровню понимания пройденного материала и развития самостоятельности.

Включение учащихся в проектную деятельность предоставляет возможность для собственного творчества.

Несколько тем для проектов учащихся: «Великие и знаменитые люди Древней Греции», «Простые числа. Решето Эратосфена», «Цифры различных народов» (6 класс); «Математика в природе», «Приемы устных вычислений» (7 класс); «Пифагор и его теорема», «Исторические задачи на составление квадратных уравнений». «Значение математики» (8 класс).

Список литературы

1. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении-основа ФГОС.- М.: Эйдос, 2012г.

2. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий как деятельностного компонета метапредметного содержания образования.- М.: УЦ «Перспектива», 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.