НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цехановская Татьяна Петровна,
Дубникова Елена Александровна (elena dubnikova@mail.ru)
Средняя общеобразовательная школа №6, г. Йошкар-Ола
Данная работа посвящена вопросам использования информационно-
коммуникационных технологий в начальной школе на уроках математики. Необходимость применения современной компьютерной техники на этих уроках развивают познавательные и творческие способности учащихся.
В настоящее время просто впитывать факты и сведения - практически ничего не значит, еще меньше это будет значить в будущем. То, что всегда значимо и сегодня, и в будущем, - так это обучиться тому, как учиться. Следовательно, задача учителя очень тонкая и требует истинно высокого призвания. При истинном обучении нет места авторитарности,
нет места и учительскому эгоизму. К.
Роджерс
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Сейчас даже представить трудно, как еще пять-десять лет назад мы могли обходиться без него. Уже давно отгремели споры о целесообразности введения компьютеров в систему воспитания и обучения, и компьютер, из «смертельного врага» превратился в друга и помощника современного учителя и ученика. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет его образованность. Главное - грамотное использование уникальных возможностей, представляемых нам информационно-коммуникационными технологиями.
Освоение основ компьютерной грамотности - важно для будущих учеников средней школы. Вместе с тем не менее важное значение, на наш взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учебе, как инструмента творчества, самовьфажения и развития. Ведь не секрет, что компьютер у большинства детей ассоциируется, прежде всего, с досугом, возможностью поиграть, отдохнуть. Поэтому главным аргументом в использовании ИКТ, на наш взгляд, является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Потоки информации ежедневно обрушиваются на каждого человека современного общества через СМИ и Интернет. Эта информация может быть необходимой и ненужной, устаревшей и актуальной, вредной и полезной, правдивой и недостоверной. Ориентирование детей на поиск и использование достоверной, полезной, актуальной информации - необходимая составляющая воспитания информационной культуры.
Применение новых информационных технологий в начальной школе раскрывают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.
У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому преподавание в начальных классах нуждается в наглядно-иллюстративных средствах. Раньше бытовало мнение, что компьютер может быть использован только на уроках информатики. Но это не так. В начальной школе использовать компьютерные технологии можно буквально на всех уроках.
Целесообразно проводить интегрированные уроки математики. Эти уроки дают возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Такие уроки позволяют усилить межпредметные связи, снизить перегрузки учащихся, расширить сферы получаемой информации учеников, подкрепить мотивации обучения. Компьютерную технику мы используем в течение всего урока: демонстрируем презентацию, используем для решения задач, для объяснения нового материала, проведения и проверки самостоятельных работ.
Важным структурным элементом урока является организационный момент, на котором происходит целевая установка, мотивация и актуализация опорных знаний. Для этих целей мы предлагаем ученикам просмотреть слайды презентации и определить о чем пойдет речь на уроке. Таким образом, происходит настрой на восприятие определенного материала. Как правило, мы опираемся на знания, полученные учениками на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Формирование познавательной активности учащихся может происходить по двум основным каналам. С одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. На сегодняшний день - это использование ИКТ в учебной работе.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, является важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находиться в состоянии ожидания чего-то нового.
Учеников поражает факт, когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Невозможно формировать познавательный интерес без занимательного материала. В этом нам помогает Интернет. Ведь при подготовке к урокам, там мы можем найти много наглядноиллюстративного материала.
Занимательность - одно из средств формирования познавательного интереса. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходиться сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать новые инновационные средства.
Самостоятельная работа - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе ученики, которые с заданием не успели справиться, а ждать их - значит терять время. Поэтому учитель начинает проверять самостоятельную работу. Те, кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решение в тетради. В результате в классе появляется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать решение во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Вот здесь незаменимым помощником и является компьютер. Дифференцированные задания для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние ученики могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Например: предлагаем всем учащимся составить задачу на встречное движение, но задания продуманы таким образом, что создана возможность проявить творчество всем учащимся в меру своих способностей. На экране дана задача:
Из двух городов А и В навстречу друг другу вышли два поезда. Через сколько часов они встретятся? Для составления задачи на экране появляются следующие данные:
- между городами 1600 км
- первый поезд это расстояние проходит за 25 часов
- второй поезд это расстояние проходит за 20 часов
- скорость первого поезда 64 км/ч
- скорость второго поезда 80 км/ч
- скорость первого поезда на 24 км/ч меньше скорости второго поезда.
Комбинируя данные, можно составить задачу в два, три, четыре действия. Чем труднее решать задачу, тем она интереснее. При таком виде работы особенно большое поле деятельности открывается для сильных учащихся.
При объяснении нового материала, проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывают неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставиться вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Вот здесь то мы и не можем обойтись без применения ИКТ. Используя наглядно-иллюстративные средства, находим правильное решение и ответ на поставленный вопрос.
Приоритетной целью начального образования является развитие личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе.
Ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего не может быть. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, он, как сказано в Библии, «запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Наш педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность.
Сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут выпускники следующего десятилетия. Нас это касается непосредственно, ведь мы преподаем в начальных классах, и таким образом, все наши сегодняшние ученики будут выпускниками следующего десятилетия. Успешность будущих выпускников во многом зависит от качества знаний и умений, полученных ими в начальной школе. Чтобы уровень подготовки современного школьника соответствовал планке требований, предъявляемых жизнью, необходимо так строить образовательный процесс, чтобы каждый урок приносил детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе.
Необходимость применения ИКТ в начальной школе вытекает уже из особенностей современных детей. Для них это естественная среда, и не учитывать это, мы не имеем права. Ведь использование новых инновационных технологий помогают не только в обучении, но и в развитие творческих, нравственных, эстетических качеств детей.
Литература
1. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги // Начальная школа. - 1997 - №3
2. Волкова СИ., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. - 1990 - №7, 1991 - №7, 1992 - №7,8, 1993 - №7
3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. — 2005 - №11
4. Сафонова Н. За инновационными программами - будущее российского образования // Воспитание школьников. - 2008 - №3
5. http://wwwido.tsu.щMpk.php?proj=isupport_pk&sp=s2itog