Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЕ / САМОРАЗВИТИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Динара Загировна, Соломенникова Вера Анатольевна

Цель данной статьи - выявление и обоснование педагогических условий развития познавательной самостоятельности подростков в рамках основной школы. В связи с этим одной из основных задач современной школы является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Личность, как известно, формируется и проявляется через самостоятельную познавательную деятельность, готовность к умственной деятельности и умение осуществлять интеллектуальную деятельность. Как интегративное качество личности, деятельность является важным условием и средством развития не только общества в целом, но и основополагающей ступенькой для развития школьника в современном обществе. При этом важную роль играет деятельностный подход, который проявляет себя в процессе развития и функционирования всех качеств личности. Кроме того, ключевой фактор при организации учебного процесса - это познавательная самостоятельность ученика. В наши дни на учителя возлагается задача формирования самостоятельности учащихся школы как полноценного качества, а не как часть отдельных компетенций. Познавательная самостоятельность в современной структуре имеет совокупность нескольких компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного и деятельностного, ее развитие не рассматривается при отрыве этих составляющих друг от друга, без взаимопонимания учителя и ученика. Для этого настоящий педагог является еще и наставником, который располагает условиями для успешных наработок умений и знаний, форм школьной работы, дающим разнообразие ее приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалова Динара Загировна, Соломенникова Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF GRADES 5-9 WHEN STUDYING MATHEMATICS BASING ON EDUCATIONAL TASKS

The purpose of this study is to identify and substantiate the pedagogical conditions for the development of cognitive independence of adolescents in the framework of the basic school. In this regard, one of the main tasks of the modern school is the continuous increase in the level of cognitive independence of students. It is a common fact that personality is formed and manifested through an independent cognitive activity, readiness for mental activity and the ability to carry out intellectual activity. As an integrative quality of a person, activity is an important condition and means for the development of not only society as a whole, but also a fundamental step for the development of a student in modern society. Also, the activity approach plays an important role, which manifests itself in the process of development and functioning of all personality traits. In addition, a key factor in the organization of the educational process is the cognitive independence of the student. Today, teachers are entrusted with the task of forming the independence of school students as a full-fledged quality, and not as part of individual competencies. The cognitive independence in the modern structure comprises several components: emotional-value, cognitive and activity; its development is not considered when these components are separated from each other, without mutual understanding between the teacher and the student. To do this, a real teacher is also a mentor who has the conditions for the successful development of skills and knowledge, forms of schoolwork, giving a variety of its techniques.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ»

УДК 372.851 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-191-200

ББК 74.262.21

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF GRADES 5-9 WHEN STUDYING MATHEMATICS BASING ON EDUCATIONAL TASKS

Камалова Динара Загировна

Аспирант кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет E-mail: nardochka@mail.ru

Kamalova Dinara Z.

PhD postgraduate student at the Department of Theory and Methods of Teaching Natural Science, Mathematics and Informatics in Childhood, Institute of Pedagogy and Childhood Psychology, Ural State Pedagogical University E-mail: nardochka@mail.ru

Соломенникова Вера Анатольевна

Аспирант кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет E-mail: solomennikova.vera@inbox.ru

Solomennikova Vera A.

PhD postgraduate student at the Department of Theory and Methods of Teaching Natural Science, Mathematics and Informatics in Childhood, Institute of Pedagogy and Childhood Psychology, Ural State Pedagogical University E-mail: solomennikova.vera@inbox.ru

Аннотация. Цель данной статьи - выявление и обоснование педагогических условий развития познавательной самостоятельности подростков в рамках основной школы. В связи с этим одной

Abstract. The purpose of this study is to identify and substantiate the pedagogical conditions for the development of cognitive independence of adolescents in the framework

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Камалова Д. З., Соломенникова В. А., 2023

из основных задач современной школы является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Личность, как известно, формируется и проявляется через самостоятельную познавательную деятельность, готовность к умственной деятельности и умение осуществлять интеллектуальную деятельность. Как интегративное качество личности, деятельность является важным условием и средством развития не только общества в целом, но и основополагающей ступенькой для развития школьника в современном обществе. При этом важную роль играет деятельностный подход, который проявляет себя в процессе развития и функционирования всех качеств личности. Кроме того, ключевой фактор при организации учебного процесса - это познавательная самостоятельность ученика. В наши дни на учителя возлагается задача формирования самостоятельности учащихся школы как полноценного качества, а не как часть отдельных компетенций. Познавательная самостоятельность в современной структуре имеет совокупность нескольких компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного и деятельностного, ее развитие не рассматривается при отрыве этих составляющих друг от друга, без взаимопонимания учителя и ученика. Для этого настоящий педагог является еще и наставником, который располагает условиями для успешных наработок умений и знаний, форм школьной работы, дающим разнообразие ее приемов.

of the basic school. In this regard, one of the main tasks of the modern school is the continuous increase in the level of cognitive independence of students. It is a common fact that personality is formed and manifested through an independent cognitive activity, readiness for mental activity and the ability to carry out intellectual activity. As an integrative quality of a person, activity is an important condition and means for the development of not only society as a whole, but also a fundamental step for the development of a student in modern society. Also, the activity approach plays an important role, which manifests itself in the process of development and functioning of all personality traits. In addition, a key factor in the organization of the educational process is the cognitive independence of the student. Today, teachers are entrusted with the task of forming the independence of school students as a full-fledged quality, and not as part of individual competencies. The cognitive independence in the modern structure comprises several components: emotional-value, cognitive and activity; its development is not considered when these components are separated from each other, without mutual understanding between the teacher and the student. To do this, a real teacher is also a mentor who has the conditions for the successful development of skills and knowledge, forms of schoolwork, giving a variety of its techniques.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, изучение математики, средняя школа, развитие самостоятельности, проблемы в школе, саморазвитие, учебные задачи.

Keywords: cognitive independence, studying mathematics, secondary school, development of independence, problems at school, self-development, learning tasks.

Для цитирования: Камалова Д. З., Соломенникова В. А. Развитие познавательной самостоятельности учащихся 5-9 классов при

Cite as: Kamalova D. Z., Solomennikova V. A. Development of cognitive independence of students of grades 5-9 when studying

изучении математики на основе учебных задач // mathematics basing on educational tasks. Проблемы современного образования. 2023. № 2. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, С. 191-200. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-191- No. 2, pp. 191-200. doi: 10.31862/2218200. 8711-2023-2-191-200.

В условиях высокой конкуренции на рынке труда всегда востребованы выпускники общеобразовательных учреждений, которые владеют навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, готовые к самостоятельному нахождению и использованию разнообразных методов самопознания. Указанные нормативные требования к результатам обучения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования [1] в блоке познавательных универсальных учебных действий, которые настоятельно обосновывают необходимость развития познавательной самостоятельности учащихся школ. Этот процесс наилучшим образом будет осуществляться преимущественно через обучение математике, как точной и дисциплинирующей ум науке.

Учащиеся основной школы испытывают затруднения в самостоятельном поиске методов решения практических задач и применении различных методов познания, что негативно влияет на показатели эффективности учебно-исследовательской и проектной деятельности учеников. Об этом свидетельствуют педагогические исследования, проведенные на практике обучения математике, результаты диагностических контрольных работ и контрольно-измерительных материалов (ВПР, ОГЭ). Перечисленные затруднения возникают у учащихся 5-9-х классов и при изучении математики (табл. 1).

Таблица 1

Показатели результатов ОГЭ по математике

Год Оценка 2019 2020 2021

чел. % чел. %

«2» 1273 4,39 В связи с пандемией экзамен на территории РФ не проводился 2971 10,78

«3» 7847 27,09 13 848 50,25

«4» 16 429 56,72 10 005 36,31

«5» 3418 11,80 734 2,66

Как видно из таблицы, за последний год в процентном отношении количество «пятерок» уменьшилось, количество «двоек» увеличилось и 50% всех учеников 9-х классов «троечники». Результаты являются показательными, поскольку первые пять задач экзамена являются практическими. В них необходимо рассчитывать такие показатели, которые применимы в реальной жизни.

Тогда проблема в том, как в процессе обучения математике обеспечить развитие познавательной самостоятельности учащихся 5-9-х классов, чтобы повысить уровень решения практических заданий.

Цель исследования: рассмотреть, как учебные задачи развивают познавательную самостоятельность учеников 5-9-х классов школы.

Развитие познавательной самостоятельности всегда было проблематичным, как и средства ее организации. В ее теоретическом освещении и практической реализации основных положений познавательная самостоятельность имеет свою историю и ветки развития, которые образовались в разные периоды и имели различное философское и психолого-педагогическое обоснование. Анализ путей становления идей по проблеме развития познавательной самостоятельности позволяет выделить некоторые ветки развития, в которых на протяжении нескольких веков данная проблема активно изучается философами и представителями педагогической мысли.

Первая ветка развития проблемы формирования познавательной самостоятельности сформирована в Новое время и эпоху Просвещения, когда достойный вклад сделали такие известные философы, педагоги-мыслители, как Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо. Они разработали ряд теоретических рекомендаций, касающихся развития у субъектов обучения стремления к самостоятельному усвоению учебного материала: «развивать естественную тягу детей к знаниям, использовать игру как дидактичное средство развития интереса к познанию; индивидуализировать учебный процесс с учетом возраста, естественных задатков и определенных особенностей отдельных учеников» [2]. Ж.-Ж. Руссо настаивал, что «наилучшее воспитание - это самостоятельное накопление жизненного опыта в процессе непосредственных наблюдений». Он полагал, что «внутренней мотивацией становится стремление ребенка к самосовершенствованию, в приобретении знаний большое значение имеют наглядность и самодеятельность» [3].

Вторая ветка в рассмотрении проблемы развития познавательной самостоятельности положила свое начало в трудах Я. А. Коменского, в которых он первый поставил целью образования воспитание самостоятельности детей, признавая при этом их ключевым звеном в цепи объектов воспитания. Так начинается подробная разработка содержания познавательной самостоятельности, форм ее успешной организации и эффективного осуществления.

Благодаря Я. А. Коменскому, при всем разнообразии социальных условий, установок и этических идеалов, основой философской и педагогической мысли в период Нового времени и Просвещения стало представление о свободной, самостоятельной личности, наделенной здравым смыслом. Он всегда старался отстоять право человека на всестороннее развитие [4].

Третья ветка развития характеризуется тем, что в качестве предмета исследования выступает сама познавательная самостоятельность. Яркими представителями этого течения выступают А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. В их трудах просматриваются новые идеи об изменениях функционала преподавателя, о необходимости обеспечения им педагогических условий для активного развития познавательной самостоятельности детей [5].

А. Дистервег, который ввел в дидактику понятие развивающего обучения, считал, что «развитие духовных сил и способностей человека невозможно без усилий с его стороны, самодеятельности, которая является основой развития ума, воли, памяти,

мышления и других качеств» [6]. Именно поэтому он отдавал преимущество индуктивному методу учебной деятельности, при котором учитель создает условия для привлечения учащегося к активному познавательному поиску решения проблемы, преимущественно учитель мотивирует ученика, чтобы он сам проходил познавательный процесс от незнания к знанию.

Л. Н. Толстой обозначил понятие «критериум свободы», применив философские рассуждения. Он включает в это понятие, прежде всего, свободу мысли человека, свободу воли личности и самостоятельности, которую он выделял как одно из важнейших качеств человека, считал основой его духовного развития и самосовершенствования, опираясь на эти мысли, он и формировал свою концепцию в педагогике [7].

Четвертая ветка развития идей познавательной самостоятельной деятельности отличается принятием педагогами того факта, что есть необходимость внедрять педагогические условия познавательной самостоятельной деятельности в массовой практике на уроках.

В научных трудах И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скатки-на «проблема развития самостоятельности рассматривается в контексте познавательной деятельности, и самостоятельной считается такая деятельность, которую обучающиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы» [8; 9].

Этими учеными разработаны приемы исследовательской деятельности, которые можно применять на уроках для решения школьниками учебных задач:

• «приемы самостоятельного осуществления внутрисистемного и межличностного переноса знаний и умений в новую ситуацию;

• приемы видения новой проблемы в знакомой ситуации;

• приемы построения и видения структуры деятельности;

• приемы видения вариативности решения и его хода, то есть возможных различных решений данной проблемы, способов решения;

• приемы построения принципиально нового способа решения, отличного от ранее известных способов» [10; 11].

Чтобы понимать, что же конкретно означает понятие «познавательная самостоятельность», обратимся к «Краткому словарю современной педагогики», согласно которому «познавательная самостоятельность - интегративное свойство личности, характеризующееся саморегуляцией познавательной деятельности, синтезом познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивым положительным отношением к познанию» [12].

Самостоятельная работа на уроках математики всегда ограничена во времени, занимает некоторую часть урока либо урок целиком. В это время школьники решают поставленные дидактические задачи, а их психологические функции памяти, мышления, творческого воображения должны активно работать. Благодаря этой работе происходит поиск информации, осмысление, структуризация, формирование умений и навыков. В итоге ученики получают какие-то ранее неизвестные знания или, что даже лучше, расширяют область применения уже имеющейся информации, углубляя ее.

Выделяются следующие основные этапы подготовки и проведения самостоятельной работы:

«1. Постановка и раскрытие сущности познавательной задачи.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Повторение, обобщение, систематизация пройденного материала, связанная с предстоящей работой. Получение новых знаний с помощью педагога или путем самостоятельной работы.

4. Инструктирование школьников о последовательности выполнения заданий.

5. Планирование учениками выполняемой работы. Поиск новых способов на основе ранее усвоенных знаний, самоконтроль планирования.

6. Выполнение ребятами работы в соответствии с намеченным планом на основе имеющихся у них теоретических и практических знаний, личного интереса, убеждений.

7. Самопроверка и анализ конечного результата» [13].

Таким образом, в условиях совершенствования современного образования процесс активизации учебно-познавательной деятельности школьников опирается на деятельность учителя, который активно направляет свои знания и умения на усиление мотивации учеников в сфере познания, компетенций познавательной активности и самостоятельности как необходимых школьнику для освоения наук.

В своем исследовании будем использовать деятельностный подход и покажем, что учебные задачи активно развивают познавательную самостоятельность на уроках математики. Для этого напомним определение термина «учебная задача».

А. С. Воронин в своем словаре терминов по общей и социальной педагогике дает такое определение «Учебная задача - задача, требующая от учащегося открытия и освоения в учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач» [14].

Необходимость и желательность использования учебных задач-ситуаций обусловлено проблемами личностно-ориентированного характера. Таких как целеполагание, смысловая ориентация и мотивация. Для каждого типа ситуации приведены пути решения, опираясь на которые учащиеся научатся ставить перед собой проблему данной ситуации, анализировать данные условия задачи, составлять план решения, видеть конечную цель.

Выделим и конкретно рассмотрим в таблице пути самостоятельного решения на примере учебных задач по математике (табл. 2).

Учитель математики, как мотиватор и куратор, является внешним фактором, благодаря которому ученики 5-9-х классов понимают важность получения информации для изучения дальнейших тем по этой дисциплине. Как видно из таблицы, отвечая по приведенному сценарию школьники нарабатывают свои компетенции в области планирования своей деятельности в соответствии с поставленной проблемой, учатся переводить информацию с одного языка на другой, искать новые источники информации, отбирать информацию по данной задаче, рассматривают варианты применения информации. К тому же они делают выводы и умозаключения, грамотно формулируют мысли, могут презентовать результаты своей

Таблица 2

Пути решения учебных задач по математике, направленных на развитие познавательной

самостоятельности учеников средней школы

Пути решения практических задач по математике Примеры ответов на практические задачи по математике

Путь постановки сути проблемы 1. Исходя из этих данных можно найти... 2. К данному условию я могу задать вопрос. 3. К каждой задаче могу сформулировать условие по-другому. 4. Я понимаю, что из данных условий можно найти. 5. Разбейте условие на предложения и выделите для каждого проблему

Путь выдвижения идей, гипотезы 1. Разбейте предложенные задачи на группы по признаку, докажите, если не получится, почему. 2. Я нашел закономерность в последовательности чисел, могу доказать. 3. Для данного условия верно утверждение, что., могу доказать. 4. Предложенный способ решения применим для данной задачи, могу доказать. 5. Проанализировать несколько решений задачи, насколько они аналогичны

Путь подробного построения плана 1. Подготовьте план ответа показывающего, что от перестановки выполняемых действий не зависит результат решения. 2. Составьте схему доказательства актуальности предложенной последовательности действий. 3. Приведите план доказательства, что из предложенных выражений нельзя доказать тождество. 4. Подготовьте план, показывающий, что предложенный алгоритм решения задачи подходит для данной группы. 5. Приведите план, показывающий, что результат решения зависит от порядка вычислительных действий

Путь переноса знаний и умений в новую ситуацию для ее актуализации 1. Проверить, все ли предложенные равенства верные. 2. Чтобы получить правильное решение, необходимо добавить некоторые данные. 3. Выяснить, применимы ли известные схемы решения в новых условиях задачи. 4. Проследить за изменениями задачи, если произошло добавление условия. 5. Выяснить, является ли выделенное понятие лишним либо необходимым

Путь поиска и обработки информации в различных источниках 1. Представить полученную информацию в виде схемы, рисунка, таблицы. 2. Представить условие математического текста в виде формулы, теоремы, определения, схемы, плана решения задачи. 3. Выяснить недостающие данные и найти их в других источниках информации. 4. Проверить основную мысль, заключенную в теореме, формуле, является ли она главной. 5. Поищите нужные теоремы и свойства в учебнике, необходимые для решения этой задачи

Путь предложения и доказательства гипотезы, суждения 1. Проверить все предложенные утверждения на правдивость. 2. Разглядеть, и попробовать применить данную схему доказательства для другой теоремы. 3. Проанализировать содержание и структуру теорем на общую их часть и найти отличие. 4. Попробовать доказать противоположную данной теорему, проверить ее на истинность

Окончание таблицы 2

Путь видения разных вариантов и ходов решения 1. Выяснить влияние всех компонентов условия на решение задачи. 2. Увидеть, является ли предложенное дополнительное условие избыточным или необходимым. 3. Если применить эту теорему или формулу, то я смогу найти... 4. Заметить, идентичность приведенных формулировок теорем, понятий, свойств. 5. Проанализировать изменения в условии одного показателя, как влияет на решение задачи, будет ли оно неизменным. 6. Попробовать решить задачу несколькими обоснованными способами, дающими один и тот же ответ

Путь презентации продукта 1. Найти связь предложенной задачи с решенной раннее, попробовать составить схему для наглядности связей. 2. Уметь доказать, что предложенное решение задачи является верным, привести аргументы. 3. Необходимо выписать трудности, возникающие при решении задачи, после ее анализа. 4. Объяснить причину возникновения ошибки, обосновать вероятность ее появления в процессе решения. 5. Представьте схему внутренней структуры связей понятий, теорем изучаемой темы. 6. Необходимо составить подробный план для изучения новой темы, указав несколько источников информации

деятельности. И если все получается, то возникает личностно-значимый интерес к учебному процессу.

При решении задач-ситуации можно экспериментировать, проявлять гибкость и вариативность к изучаемому материалу. Решать математическую задачу путем установления причинно-следственных не только внутри предметных связей, а также проводить аналогию в межпредметных связях. Целесообразность его использования обоснованно тем, что с 5-го класса появляются дополнительные предметы в расписании учеников, в которых можно уже проследить эти связи между одними темами различных предметов вплоть до 9-го класса.

Сделаем вывод, что лучше всего познавательная деятельность школьников развивается, когда есть выбор способов решения учебной задачи и у обучающегося появляется возможность самому сделать выбор в пользу какого-то способа решения, потому что в ней приводятся операции, понятные для данного ученика и информация для ее решения уже знакома, либо ему понятно, где нужную формулу, теорему и свойство можно посмотреть. Так же формируется творческая составляющая, проявляющаяся в презентации своего решения проблемы в виде схемы, таблицы, структуры, графического рисунка. Учебные задачи очень хорошо помогают учителю организовать самостоятельную работу для эффективного формирования у учеников умений и навыков с целью вовлечения их в познавательную деятельность.

Список литературы

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 07.06.2012. URL: https://docs.cntd.m/document/902350579?ysdid=l5 ckqz0rxg768375588 (дата обращения: 20.07.2022).

2. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.

3. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1: Эмиль, или о воспитании / под ред. Г. Н. Джибладзе, сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 656 с. (Педагогическая б-ка).

4. Коменский Я. А. Большая дидактика // Коменский Я. А. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 2002. 656 с.

5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.

6. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1996. 374 с.

7. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 544 с.

8. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 340 с.

9. Скаткин М. Н. В творческом поиске // Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. 2-е изд., с испр. и доп. М.: Педагогика, 1990. С. 3-8.

10. Лернер И. Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. 1971. № 4. С. 34-39.

11. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

12. Краткий словарь современной педагогики / под ред. Л. Н. Юмсуновой. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госун-та, 2001. 100 с.

13. ЛунгуК. Н. Систематизация приемов учебной деятельности студентов при обучении математике. М.: URSS, 2010. 187 c.

14. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.

15. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Московский междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.

16. Кабанкова Е. Н. Феноменология развития познавательной самостоятельности учащихся: теоретические аспекты // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 7. С. 109-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Каменский А. А. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности школьников // Человек и образование. 2012. № 4. С. 139-141.

18. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2014. 189 с.

19. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Дрофа, 2014. 328 с.

20. Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб.: Питер, 2016. 187 с.

21. Орлов В. Н. Активность и самостоятельность учащихся. М.: Логос, 2014. 357 с.

22. Якунин В. А. Изучение мотивов учебной деятельности. М.: Знание, 2014. 212 с.

References

1. Federalnyy Gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. 07.06.2012. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902350579?ysclid= I5ckqz0rxg768375588 (accessed: 20.07.2022).

2. Lock J. Pedagogicheskie sochineniya. Moscow: Uchpedgiz, 1939. 320 p.

3. Rousseau J.-J. Pedagogicheskie sochineniya. In 2 vols. Vol. 1: Emil, ili o vospitanii. Ed. G. N. Dzhibladze, comp. A. N. Dzhurinskiy. Moscow: Pedagogika, 1981. 656 p. (Pedagogicheskaya b-ka).

4. Komensky J. A. Bolshaya didaktika. In: Komenskiy J. A. Izbr. ped. soch. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 2002. 656 p.

5. Ushinskiy K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii. Moscow: Fair-Press, 2004. 574 p.

6. Diesterweg A. Rukovodstvo k obrazovaniyu nemetskikh uchiteley. In: Diesterweg A. Izbr. ped. soch. Moscow: Uchpedgiz, 1996. 374 p.

7. Tolstoy L. N. Pedagogicheskie sochineniya. Moscow: Pedagogika, 1989. 544 p.

8. Makhmutov M. I. Organizatsiya problemnogo obucheniya v shkole. Kniga dlya uchiteley. Moscow: Prosveshchenie, 1977. 340 p.

9. Skatkin M. N. V tvorcheskom poiske. In: Bazhenova I. N. Pedagogicheskiy poisk. Moscow: Pedagogika, 1990. Pp. 3-8.

10. Lerner I. Ya. Kriterii urovney poznavatelnoy samostoyatelnosti uchashchikhsya. Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. 1971, No. 4, pp. 34-39.

11. Pidkasistyy P. I. Samostoyatelnaya deyatelnost uchashchikhsya. Moscow: Pedagogika, 1980. 240 p.

12. Kratkiy slovar sovremennoy pedagogiki. Ed. L. N. Yumsunova. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosun-ta, 2001. 100 p.

13. Lungu K. N. Sistematizatsiya priemov uchebnoy deyatelnosti studentov pri obuchenii matematike. Moscow: URSS, 2010. 187 p.

14. Voronin A. S. Slovar terminov po obshchey i sotsialnoy pedagogike. Ekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI, 2006. 135 p.

15. Andreev A. A. Pedagogika vysshey shkoly. Novyy kurs. Moscow: Moskovskiy mezhdunar. in-t ekonometriki, informatiki, finansov i prava, 2002. 264 p.

16. Kabankova E. N. Fenomenologiya razvitiya poznavatelnoy samostoyatelnosti uchashchikhsya: teoreticheskie aspekty. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2015, No. 7, pp. 109-113.

17. Kamenskiy A. A. K voprosu o razvitii poznavatelnoy samostoyatelnosti shkolnikov. Chelovek i obrazovanie. 2012, No. 4, pp. 139-141.

18. Ananiev B. G. Problemy vozrastnoy psikhologii. Moscow: DirektMedia Pablishing, 2014. 189 p.

19. Davydov V. V. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. Moscow: Drofa, 2014. 328 p.

20. Nikolaeva E. I. Psikhologiya detskogo tvorchestva. St. Petersburg: Piter, 2016. 187 p.

21. Orlov V. N. Aktivnost i samostoyatelnost uchashchikhsya. Moscow: Logos, 2014. 357 p.

22. Yakunin V. A. Izuchenie motivov uchebnoy deyatelnosti. Moscow: Znanie, 2014. 212 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 2

Статья поступила в редакцию 28.07.2022 The article was received on 28.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.