Научная статья на тему 'Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку'

Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COGNITIVE INDEPENDENCE / SELF-EDUCATION / SELF-CONTROL / ACTIVATION OF TEACHING PROCESS / COGNITIVE INTEREST / INTERACTIVE METHODS / INFORMATION COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкина Наталия Александровна, Родионова Татьяна Елизаровна

Рассматривается проблема развития познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку. Анализируются существующие методы и технологии, позволяющие активизировать самостоятельную работу студентов с целью развития лингвистических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подкина Наталия Александровна, Родионова Татьяна Елизаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article deals with the problem of developing cognitive independence of students in the process of foreign language teaching. The existing methods and technologies which enable to activate students' independent work to develop their linguistic skills are analysed.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку»

УДК. 378.147

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Н.А. Подкина, Т.Е. Родионова

Рассматривается проблема развития познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку. Анализируются существующие методы и технологии, позволяющие активизировать самостоятельную работу студентов c целью развития лингвистических навыков.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность; самообучение; самоконтроль; активизация процесса обучения; познавательный интерес; интерактивные методы; информационно-коммуникативные технологии.

NA Podkina, T.E. Rodionova. THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article deals with the problem of developing cognitive independence of students in the process of foreign language teaching. The existing methods and technologies which enable to activate students' independent work to develop their linguistic skills are analysed.

Keywords: cognitive independence; self-education; self-control; activation of teaching process; cognitive interest; interactive methods; information communicative technologies.

Широкое распространение современных информационных технологий, все нарастающий поток информации фундаментально изменили традиционные представления о возможностях развития человеческого интеллекта и привели к разработке принципиально новых способов организации его образовательно-познавательной сферы. Современный человек вынужден постоянно обновлять свои знания, совершенствоваться. Кроме того, расширение международного сотрудничества, необходимость установления новых деловых контактов и эффективного поддержания уже имеющихся требуют от специалистов любого профиля активного владения, по крайней мере, одним иностранным языком.

В соответствии с международными стандартами образования студент должен иметь высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, быть способным и готовым к иноязычному общению. Перед преподавателями иностранного языка стоит сложная задача — активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для развития его творческой активности. Знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности. В этой связи важно помочь студентам стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоян-

ном поиске. Соответственно, стоит задача создать такую модель учебного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать их творческий потенциал.

Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активизации процесса обучения, формирования у учащихся интереса к изучаемому материалу. H.A. Половникова [2, с. 45-61] под познавательной самостоятельностью понимает такое качество личности, как «готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательную деятельность». Стремление к познавательной деятельности определяется наличием внутренних побуждений — соответствующих мотивов, составляющих побудительную сторону познавательной самостоятельности. Способность основывается на имеющихся знаниях и на владении методами проводимой деятельности. Опорные знания составляют содержательную сторону познавательной самостоятельности, а методы познавательной деятельности — ее техническую или процессуальную сторону.

Студенты неязыковых вузов, к сожалению, не всегда имеют хороший уровень владения языком. Отсутствие определенной базы и коммуникативных способностей вызывает у студентов определенные трудности и отсюда — нежелание учить язык. Поэтому главным, на наш взгляд, является создание такой атмосферы, которая позволит разви-

Человек и общество

139

ваться любому учащемуся с любым уровнем знаний. Еще Джон Локк [1, с. 238] подчеркивал, что высшей целью истинного образования является не приобретение определенной конечной суммы знаний, а создание таких учебных ситуаций, при которых учащиеся начинают ощущать «непреодолимое желание учиться». Познавательный интерес — это важнейший мотив учения. Именно интерес играет главную роль в формировании и развитии навыков интеллекта, обеспечивает трудоспособность человека и является обязательным элементом творчества.

Значение самостоятельной работы в современных условиях имеет тенденцию к возрастанию, исходя из требований к специалистам высшей квалификации, где большой удельный вес отводится умению самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации и необходимости постоянного повышения профессионального роста и самосовершенствования.

Современные методы обучения иностранному языку ориентированы на повышение уровня познавательной самостоятельности и активности студентов и позволяют им развивать свои лингвистические способности, приобрести уверенность и побороть страх сделать ошибку, побуждают к творческой переработке усвоенного материала. Преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

На современном этапе организация познавательной деятельности основывается на общении и диалоге. Ушли в прошлое времена, когда студенты вынуждены были часами сидеть неподвижно и впитывать сложные и непонятные факты. На наш взгляд, такие методы, как ролевые, деловые игры, различные виды дискуссий, творческие проекты, поисково-информационные задания развивают коммуникативные умения и навыки, снимают языковой барьер, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению других.

Различные творческие задания стимулируют развитие самостоятельности мышления и деятельности, познавательного интереса, творческого воображения, умения ориенти-

роваться в новых условиях, решать новые задачи. Все это дает возможность каждому студенту развиваться в ходе учебного процесса с учетом своих индивидуальных особенностей. В ходе выполнения творческих заданий за счет введения самоконтроля и анализа собственной деятельности качество материала, усваиваемого учащимися, значительно повышается, поскольку студенты работают в своем темпе, на посильном для себя уровне, не испытывают давления извне.

Частично-поисковый метод предполагает, что учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно добывают новые знания с помощью разнообразных видов учебно-познавательной активности (рассуждают, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают и т.д.) Преподаватель сам «придумывает» проблемы, «подсказки», «наводящие» вопросы, а также помогает студентам делать выводы. Уровень умственной деятельности обучаемых повышается. Его результатом выступают знания, дополненные собственными размышлениями, опытом и выводами.

Целью поисково-информационного задания является формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию по заданной тематике и анализировать и сопоставлять полученные данные. Если у студентов достаточно низкий уровень владения языком, то данный вид работы можно проводить на основе текста по теме. Группа делится на подгруппы, каждая из которой получает определенное задание. Студенты каждой подгруппы отвечают за свой блок информации. Далее полученная информация сообщается остальным участникам, анализируется и обобщается. По результатам работы студенты приходят к определенным выводам. Данный прием способствует не только овладению системой лингвистических знаний, но и развивает умение перерабатывать и анализировать материал, выделять главное и отбрасывать второстепенную и несущественную информацию, заставляет студентов самостоятельно мыслить. Более того, все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

При использовании исследовательского метода учащиеся самостоятельно или с помощью педагога формулируют проблему, самостоятельно выбирают средства ее решения и самостоятельно добывают знания. Деятельность преподавателя сводится к опе-

ративному управлению процессом решения проблемных задач. Характер учебной познавательной деятельности отличается высокой интенсивностью, интересом. Однако этот метод требует значительных затрат времени, усилий учащихся и преподавателей.

Формирование умений самообучения (т.е. приобретение способности учиться) — это составляющая часть всех целей обучения иностранному языку, а не нечто дополнительное. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию навыков самостоятельной учебной деятельности. Компьютерные средства и сеть Интернет, которые имеют громадный потенциал образовательных услуг, делают занятие привлекательным и по-настоящему современным. Каждое занятие вызывает эмоциональный подъем, даже отстающие учащиеся охотно работают с компьютером, а пробелы в знаниях побуждают часть из них обращаться за помощью к преподавателю или самостоятельно добиваться этих знаний. Организация самостоятельной деятельности обучаемых с использованием ресурсов Интернета стимулирует раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствует формированию социальных и психологических качеств личности (уверенность в себе и способность работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). При этом важно, чтобы языковой материал был эмоционально окрашен, имел целенаправленное значение, учитывались профессиональные интересы студентов. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы разной степени сложности;

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

- совершенствовать умения письменной речи: письменно составлять ответы партнерам, участвовать в подготовке рефератов, отчетов, других продуктов совместной деятельности партнеров;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности студентов на занятиях на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.

Кроме того, Интернет-ресурсы позволяют пополнять словарный запас лексикой современного английского языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социального, экономического и политического устройства общества, а также знакомиться с культуроведческими аспектами, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Таким образом, благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности, представляется возможным длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям. Использование информационных, коммуникативных, интерактивных технологий в учебном процессе способствует развитию у студентов новых познавательных возможностей, которые позволят без посторонней помощи ставить задачи и находить их решения.

Список литературы

1. Локк Д. Мысли о воспитании. 3-е изд. М.: Тихомиров, 1913. 238 с.

2. Половникова H.A. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников / / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1969. С. 45-61.

ПОДКИНА Наталия Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: natalipodkina@mail.ru

РОДИОНОВА Татьяна Елизаровна — старший преподаватель кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tanchik.r@rambler.ru

PODKINA, Natalia Aleksandrovna — Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natali podkina@mail.ru

RODIONOVA, Tatyana Elizarovna — Senior Lecturer of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tanchik.r@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.