Научная статья на тему 'Развитие познавательной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС'

Развитие познавательной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлиталиева Гульнара Фатиховна

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС»

недисциплинированность отдельных учеников. Их число пополняется в широких пределах, увеличиваясь в старших классах. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне него, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное время определяет успех борьбы с недисциплинированностью [2, с. 108].

К числу субъективных причин неуспеваемости относят иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождают неуспеваемость. Жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить и исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Всякая неискренность только ухудшит взаимоотношения [3, с. 67].

Часто встречающаяся причина неуспеваемости - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие двойки скапливаются, то они, как правило, перерастают в личном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Неуспеваемость может быть связана с проблемой улицы. Отдых, игры на свежем воздухе, конечно, необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащегося так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. Поскольку учебная программа предполагает систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.

Список литературы

1. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе // Издательство Знание. № 5, 1983. 134 с.

2. БезрукихМ.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Издательство Москва, 1991. 347 с.

3. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1988. 335 с.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Давлиталиева Г.Ф.

Давлиталиева Гульнара Фатиховна—учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер. Ключевые слова: развитие познавательной и исследовательской деятельности, творческие методы обучения, умения и навыки учебной работы.

УДК 373.31

Учеба в начальных классах напоминает плавание в открытом океане на парусном корабле, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и ему нужно так организовать обучение, чтобы курс был правильным, а результаты - доплыть до страны знаний. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся [1, с. 86].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учашдхся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д. [2, с. 45].

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, но конечно средствами ИКТ, учит детей работать не только самостоятельно, но и в группе, уметь находить самое главное и важное, одновременно при такой работе у детей развивается чувство коллективизма и дружбы, дети учатся дискутировать, свободно высказывать свое мнение.

Использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1) исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера;

2) при исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

При применении исследовательского метода в учебном процессе учитель не дает готовых знаний, он организует самостоятельную, творческую, поисковую деятельность обучающихся. Только в процессе такой деятельности можно развить творческие способности ребенка.

Список литературы

1. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся:

формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников,

2007. № 4. 118 с.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум. М., 2003. 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.