Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми и необходимое средство развития аналитических умений обучающихся
О.Е. Гринько, МОУ СОШ№ 23 г. Воронеж, заместитель директора по УВР, [email protected]
В докладе рассматривается метод проектов и его использование в преподавании информатики и ИКТ, в школе. Освещена поэтапная работа над проектом, с конкретными примерами. Отмечены отличительные черты проектного обучения и его влияние на развитие аналитических умений школьников.
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, -это умное руководство со стороны взрослых.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В образовательной практике школам наряду с традиционными формами обучения необходимо активно использовать проектную деятельность учащихся. Потому что выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для креативного развития учащихся. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по предмету, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ. Любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении и воспитании.
В результате многолетней практики я для себя решила, что необходимо активно использовать проектную деятельность учащихся и на уроках, и во внеурочное время. Я не утверждаю, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это очень эффективное средство при изучении многих тем по информатике и ИКТ. Мои выпускники, которые активно участвовали в проектной деятельности в школе, потом продолжали заниматься научно-исследовательской деятельностью будучи студентами ВУЗов, пополняя ряды студенческих научных обществ.
Человек от природы одарен способностью открытия нового. В современных условиях при обучении недостаточно ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, накопленного человечеством, как это было обозначено ранее в дидактике. Современному ученику важно привить умение самостоятельно приобретать знания. Умение работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Задачи интеллектуального и нравственного развития приобрели особую актуальность. Не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления, аналитических навыков — вот новый ориентир образования, который воплотился в компетентностном подходе. Аналитическая деятельность становится важнейшей характеристикой современного общества.
Почему же метод проектов является эффективным средством развития аналитических умений учащихся? Потому что в основе метода лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов позволяет организовать деятельность учеников таким образом, чтобы условия для развития аналитических умений были благоприятными.
Внедрение метода проектов в практику образования позволяет развивать аналитические умения обучающегося, к которым относятся следующие умения:
• производить диалектический анализ и синтез изучаемого материала;
• выделять главное и существенное,
• сравнивать объекты, факты, явления, сопоставлять их;
• классифицировать материал;
• выявлять причину и определять следствие, устанавливать связи;
• выделять главное, существенное;
• систематизировать, делать выводы и обобщения, резюме;
• аргументировать свои утверждения;
• анализировать (расчленять явления на составляющие элементы) результаты наблюдений;
• проводить самоанализ, накапливать, отбирать и обрабатывать материал;
• оформлять свои наблюдения и выводы определенным образом (в определенной форме);
• выявлять основную задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения;
• пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).
Поэтому формами организации занятий по некоторым темам информатики и ИКТ, на мой взгляд, и следует выбирать исследовательские проектные работы.
Так как современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, применению знаний на практике, очевидно, что необходимым условием развития этих процессов является активизация проектно-исследовательской деятельности школьников.
Метод проектов можно представить в виде шести ключевых моментов:
I этап. Организационный.
II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.
III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов..
V этап. Работа над проектом.
VI этап. Подведение итогов.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так мне как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Стремиться развивать партнёрские отношения с учащимися, уважать позицию каждого ребёнка, предоставлять ему самостоятельность и разрешать ему рисковать, проявляя при этом справедливость и понимание.
Работу с учениками над проектом, распределяю на несколько этапов.
1. Подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, определение целей и задач.
2. Организационный этап. Организую разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы ребята, в
соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность. Ученики по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.
3. Исследовательский этап. Ученики на этом этапе очень активны. Осуществляется поиск материала в справочной литературе, проводят систематизацию собранной информации, оформляют результаты.
4. Реализация проекта. На этом этапе ученики оформляют проект с помощью ПК, готовятся к защите проекта.
5. Защита проекта. Группы по очереди выходят к экрану, защищают проект. Участники других групп задают вопросы. Идет живое обсуждение проблемы.
6. Оценка результатов.
Для оценки проектных работ использую общие критерии.
1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и важность темы проекта.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность предложенных решений.
5. Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта.
6. Артистизм и выразительность выступления.
7. Использование средств наглядности, новых информационных технологий.
Источниками данных для работы над проектом могут быть:
• ресурсы Интернет для школ, подключенных к сети, с помощью которой ученики также учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;
• вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);
• лекционный и практический материал уроков.
Для реализации метода проектов на уроках информатики использую активные методы обучения: проблемная, эвристическая беседа, диспут, совместный поиск, методы активизации творческого мышления.
Для организации занятия использую групповые и индивидуальные формы: самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, мозговой штурм, консультация.
Представлю данную технологию на примерах конкретных тем - «Базы данных» (11 класс) и «Графическая информация и компьютер» (9 класс).
Базы данных (11 класс)
При изучении этой темы в курсе информатики рассматриваются следующие темы: «Понятие базы данных», «База данных Access», «Обработка данных», «Создание отчетов», «Установка связей», «Создание реляционной базы данных», зачет по теме «Базы данных».
На первом уроке при постановке целей и актуализации изучения данной темы учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов - баз данных, созданных по любой теме, выбранной самими учениками, исходя из их интересов и требований к данной работе. На первых уроках ребятам рассказывается об этапах создания БД, которые они должны пройти для создания своих проектов. Можно заметить, что на последующих уроках процесс изучения нового материала и получения новых умений происходит с большим интересом и активностью, т.к. ребятам предстоит применить все это при реализации собственного продукта. В процессе изучения данного раздела контролирую, координирую и оцениваю промежуточные этапы работы над проектом (структура БД, БД на бумажном носителе, связанные таблицы, возможные запросы, отчеты и т.д.).
Важным шагом при работе с проектом является выбор темы. Учащиеся должны выбрать не только интересную себе тему, они также должны предположить интерес других учащихся или возможность заинтересовать учащихся при защите своей работы. Кроме того, ребята должны учитывать специфику программы и подобрать материал, на основе которого проект будет удовлетворять всем предъявляемым требованиям (количество связанных по ключевым полям таблиц, количество полей, записей, наличие числовых, текстовых, логических и OLE полей, количество созданных отчетов, запросов и т.д.).
Другим важным этапом создания проекта является его реализация на ПК, благодаря этому этапу ребята закрепляют все то, что было изучено на уроках, а некоторые из них изучают и дополнительный материал. Они приобретают опыт работы с программой, закрепленный интересом к создаваемому программному продукту.
При защите учащиеся рассказывают о причинах и актуальности выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученную БД. Выслушивается мнения и рекомендации одноклассников, учителя. Выставляется оценка. Учащиеся тем самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.
Графическая информация и компьютер (9 класс)
На изучение темы «Графическая информация и компьютер» в базовом курсе информатики отводится 7 часов. За это время учащиеся должны познакомиться с прошлым и настоящим компьютерной графики, изучить способы представления графической информации в компьютере, получить начальные сведения о назначении и основных возможностях графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе.
В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала («Технические средства компьютерной графики», «Кодирование изображения», «Основные приемы работы с графическим редактором MS Paint» по которым имеются сборники заданий и видеофайлы), учащимся предлагается выполнить два проекта: «Чертеж дома вашей мечты» и «Поздравительная открытка». Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.
На таких уроках целесообразно использовать групповую форму работы. В связи с этим кроме образовательной ученикам приходится решать коммуникативную задачу: необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.
В изучении темы «Графическая информация и компьютер» применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.
При изучении тем информатики, не имеющих компьютерной поддержки, проектная деятельность учащихся как раз может быть использована на подобных уроках. Это позволит более полно, всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении данных тем.
Подводя итог, можно сказать, что применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в различных программах с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями. Именно
на уроках информатики и ИКТ метод проектов может быть использован в полной мере, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используется метод дифференцированного и индивидуального обучения. Учащиеся всех возрастов с интересом знакомятся с работами других и с помощью преподавателя учатся оценивать их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта.
Собственные наблюдения показали, что
• в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность и общее интеллектуальное развитие;
• в ходе проектной деятельности развиваются основные компетенции:
• информационные (способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию);
• коммуникативные (владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе);
• учебно-познавательные (владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем).
Развиваются творческие способности учащихся и возможность для самовыражения.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться, но и продолжать исследование.
В заключение необходимо отметить, что метод проектов позволяет эффективно формировать умения учащихся, но, к сожалению, в настоящий момент можно говорить лишь о фрагментарной его интеграции с существующей классно-урочной формой организации учебного процесса, в то время как систематическое применение метода проектов создаст оптимальные условия для формирования аналитических умений обучающихся.
Литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2007.
3. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / Народное образование. - 2002. - №10.