(Statistica, StatGraphics, Stadia и др.). Указанные программы могут быть с успехом применены для решения математических задач (простейшие вычисления, задачи оптимизации, уравнения с частными производными), проведения статистических расчетов, компьютерного моделирования и др.
Таким образом, на современном этапе применения информационных технологий в обучении математике актуальным является освоение и использование широкого спектра соответствующего про -граммного обеспечения. Интеграция возможностей технического средства обучения (компьютера) и обучающего программного обеспечения позволит говорить об информатизации образования, как о полноценном процессе.
Учиться надо весело
Селезнева Светлана Геннадьевна, ([email protected])
Муниципальное образовательное учреждение лицей г. Арзамаса Нижегородской области
Аннотация
Основная цель современной школы состоит не только в том, чтобы дать школьнику определенный набор знаний, но и в том, чтобы научить учиться, т. е. самостоятельно приобретать знания. Следовательно, изучение предмета «Информатика и ИКТ» на современном этапе должно быть направлено на развитие стремления к самообразованию и реализацию творческих способностей детей. Для этого необходимо с самых ранних этапов обучения пробуждать в каждом ученике интерес к учебе, повышать его мотивацию.
Конечно, в первую очередь мотивом для изучения информатики выступает интерес к компьютеру. Но с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свою мотивационную силу. Поэтому интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Для того чтобы ученик на уроках работал активно и увлеченно, необходимо повышать его интерес к предмету, используя различные эффективные методы обучения. Одним из таких методов является дидактическая игра. Изучением игры как метода воспитания и обучения занимались многие отечественные и зарубежные психологи: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Г.В. Плеханов, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, А. Адлер, К. Гросс, З. Фрейд, Г.С. Холл и другие.
В настоящее время педагоги и психологи по-разному подходят к трактовке понятия «игра».
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [2, с. 182].
Игра - форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации. Игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию [3, с. 114].
Цель игры - сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.
Функции дидактической игры различны:
- обучающие (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.);
- развивающие (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса);
- воспитывающие (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре);
- мотивационные (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
Использование дидактических игр на уроке, в частности и на информатике, способствует лучшему усвоению программного материала, развитию наблюдательности, внимания и интереса к предмету, позволяет улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным. Игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать больше количество информации. К.Д. Ушинский советовал «включать элементы занимательности, игровые
Информационные технологии в обучении
183
моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным». И действительно, как показывает практика, игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.
При изучении информатики игровая деятельность применима ко всем типам и ко всем этапам урока. Играть можно и целый урок, и использовать отдельные игровые фрагменты.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, снимает напряжение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. По мнению В.А. Сухомлинского, «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игровой ситуации учащиеся проявляют максимум находчивости, изобретательности, мобилизируют все свои знания, творчески подходят к выполнению задания. Таким образом, дидактическая игра развивает активность и самостоя -тельность учащихся.
Рассмотрим пример использования дидактической игры на уроке информатики в 5 классе при изучении темы «Построение из мозаики в графическом редакторе Paint».
Этот урок является уроком закрепления знаний и умений учащихся по работе с графическим редактором.
На этапе повторение вспоминаем определение графического редактора, алгоритмы выполнения действий: Выделение, Копирование, Вставка, Перенос, Поворот и Отражение фрагмента рисунка.
Повторению отводится особое внимание, т. к. это способствует более успешной работе при выполнении ребятами практического задания.
На следующем этапе - мотивации учебной деятельности - используется аналогия между работой с обычной мозаикой и конструированием из мозаики в графическом редакторе Paint. Это облегчает восприятие материала и позволяет лучшему усвоению нужных для выполнения работы действий.
Учитель Ученик
1 2
Сегодня мы продолжим изучение возможностей графического редактора Paint, но прежде чем к этому приступить, немного отвлечемся и вернемся в ваше более раннее детство. Все вы, наверняка, любите играть. И у многих из вас было много игрушек. А у некоторых среди них была мозаика. Что собой представляет мозаика? Мозаика - это набор различных фигурок, из которых можно складывать различные картинки
Верно. А какие виды мозаичных наборов вам встречались? Есть наборы, в которых все фигурки имеют одинаковую форму и отличаются только цветом, а есть такие, в которых фигурки разного цвета и разной формы
Значит, главное отличие одного вида мозаичных наборов от другого состоит в форме и цвете фигурок. Но какими бы ни были мозаичные наборы, все они имеют следующие особенности: 1) любая мозаика состоит из ограниченного числа деталей, которые называются готовыми формами; 2) эти детали должны хорошо совмещаться друг с другом.
Давайте вспомним, как мы раньше играли мозаикой и попробуем составить изображение на рисунке Работа учащихся с мозаикой по построению предложенного на листке с заданиями рисунку
Молодцы, хорошо поработали! Какие основные действия можно выделить в этой работе? 1. Выбор нужной формы и цвета детали из имеющегося набора деталей. 2. Выбор нужного расположения детали, ее поворот (при необходимости). 3. Размещение детали в нужной части доски, на которой строится изображение. (Записать на доске)
Продолжение табл.
1 2
Правильно. А как называется процесс составления изображения из мозаики? Конструирование
Конструирование из мозаики - это не только детское занятие. Где еще используется мозаика? Из мозаики в древности составлялись картины, украшались стены зданий, в архитектуре
Действительно, конструирование из мозаики - это одно из направлений искусства. Существуют различные виды мозаик, используемых в архитектуре. Особенно знаменитой являются итальянские мозаики. Возрождение мозаичного искусства в России является заслугой великого русского ученого М.В. Ломоносова. Ему удалось открыть секрет изготовления специальных стекол, из которых составлялись мозаичные полотна. (Мультимедийная презентация, слайды с портретом М.В. Ломоносова, эпиграфом и его работами)
Мозаики для украшения зданий использовались не только в древности, но и в современной архитектуре. Где вы еще встречались с мозаикой? (Мультимедийная презентация, слайды с изображениями мозаичных стен в метро) В метро в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге и др.)
Верно. Некоторые станции метро украшены изображениями из мозаики.
Кто из вас может привести еще какие-нибудь свои примеры использования мозаики в жизни людей? Игра «Тетрис» - в ней из различных готовых форм строятся стены
Молодцы! Хороший пример. Построение из готовых форм действительно прочно вошло в нашу жизнь. Готовыми формами пользуются и модельеры, изготавливая различную одежду, и девочки при рисовании одежды для бумажных кукол, и милиционеры для составления фоторобота преступника, парикмахеры для выбора более подходящей прически клиентам и во многих других областях. Если мозаика так широко используется в различных областях жизни людей, то, наверняка, она не обошла стороной и компьютер. Вернемся к изучаемому нами графическому редактору и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Конструирование из мозаики в графическом редакторе Paint
Совершенно верно. Молодцы!
Далее, в содержательной части начинаем работу по построению Меню готовых форм (совместная работа учителя с учениками с использованием проектора), а затем переходим к практической работе учащихся по построению различных изображений с использованием построенных деталей.
В рефлексивно-оценочной части подводим итоги урока - выясняем, что понравилось на уроке, чему научились, в чем были трудности, что удивило, а также проводится оценка своей работы с помощью смайлов.
В завершение урока выдается домашнее задание - придумать свое бумажное меню готовых форм и построить изображение с его использованием (это задание направлено на развитие творческих способностей учащихся) и выставляем оценки за урок.
=W0- Литература
1. Зубрилин А.А. Игровой компонент на уроках информатики // Информатика и образование. 2001. № 8. С. 45-52
2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2005. 720 с.
3. Словарь-справочник по педагогике / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 448 с.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенинна. 6-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 576 с.
5. http://www.allbest.ru/