УДК.502.72
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ
THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES OF FEDERAL SIGNIFICANCE
Тарасова В.В., Гукова А.А., Брезинская Л.В. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ) Tarasova V.V., Gukova A.A., Brezinsky L.V. (SIBGTU, Krasnoyarsk, Russian Federation)
В статье анализируются изменения нормативно - правовой базы в части развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
The article analyzes the regulatory changes in the development of tourism in specially protected natural territories of Federal value.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, туризм
Keywords: specially protected natural territories, tourism
Особо охраняемые природные территории (ООПТ), полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Важность создания и развития сети ООПТ подчеркивается Экологической доктриной Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.
Система государственных природных заповедников России начала формироваться с 1916 года, национальных парков - значительно позже, с 1983 года. В настоящее время основу системы ООПТ федерального значения составляют 102 государственных природных заповедника, 42 национальных парка и 70 государственных природных заказников, общая площадь которых, без учета ООПТ регионального значения, составляет 2,7% общей площади территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 ООПТ федерального значения организационно подчинены Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В 2011 году принят Федеральный закон от 30.11.2011 № 365-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В частности, эти изменения касаются развития познавательного туризма на территориях заповедников. До изменения законодательства на заповедники была возложена задача экологического просвещения.
Развитие познавательного туризма является традиционной формой эко-лого-просветительской деятельности на ООПТ. На основании ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, создание условий для регулируемого туризма и отдыха - это одна из основных задач для каждого национального
парка. В то же время это направление не было обязательным для заповедников.
Для реализации развития познавательного туризма была разработана и утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 2322-р Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (далее - Концепция). Если ранее в нормативно-правовой базе для заповедников не было акцента на предоставление туристических услуг, то сейчас в Концепции определено, что основным предназначением ООПТ является предоставление востребованных обществом услуг в области:
- поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;
- воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;
- поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
- реализации эколого-просветительских программ;
- проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.
Для устойчивого экономического и финансового обеспечения системы ООПТ, Концепцией предусматривается решение таких задач как увеличение базовых показателей бюджетного финансирования ООПТ, развитие и внедрение позитивного опыта получения заповедниками и национальными парками собственных средств, в том числе за счет оказания платных услуг; совершенствование системы арендных отношений в национальных парках в целях повышения их привлекательности для потенциальных инвесторов, разработка и реализация комплекса мер по стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях и др.
В то же время, Концепцией определено, что основной целью развития познавательного туризма на ООПТ федерального значения является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями. Отмечено, что в заповедниках эта деятельность должна ограничиваться и осуществляться с учетом их размеров, ландшафтной и природоохранной специфики на конкретных участках, определенных индивидуальными положениями об ООПТ.
Для обеспечения развития познавательного туризма на ООПТ федерального значения предусматривается:
- совершенствование системы планирования, контроля и мониторинга деятельности в сфере познавательного туризма на ООПТ;
- разработка комплекса экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде;
- обеспечение обустройства (в том числе информационного) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
- создание новых и модернизация существующих музеев и информационных центров для посетителей;
- проведение оценки предельно допустимых нагрузок и определение пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;
- разработка и внедрение системы добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов на ООПТ;
- создание инфраструктуры для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов;
- разработка серии типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом;
- разработка предложений по формированию и совершенствованию экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта;
- содействие развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.);
- разработка правил, регулирующих поведение посетителей на ООПТ, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
- содействие налаживанию партнерских связей заповедников и национальных парков с крупными российскими и иностранными туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
Ключевые вопросы развития экологического туризма в России были рассмотрены на международной Интернет-конференции «Особо охраняемые природные территории, как стратегический элемент для развития экологического туризма в Российской Федерации», организованной Минприроды России 26 февраля 2015 г. (http://www.mnr.gov.ru Пресс-служба Минприроды России, опубликовано: 26.02.2015).
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Дмитрий Беланович, выступая на пленарном заседании интернет-конференции, сообщил, что развитие познавательного туризма на ООПТ - одна из приоритетных задач для Минприроды России на ближайшие годы. Он отметил, что для каждой ООПТ должны быть внедрены конкретные методические подходы, направленные на минимизацию антропогенного воздействия на природные комплексы и объекты, а также регулирующие порядок посещения, правила поведения посетителей. Среди первостепенных задач при развитии познавательного туризма на ООПТ - внедрение системы стратегического планирования, создание и модернизация современной инфраструктуры познавательного туризма, разра-
ботка и реализация маркетинговой стратегии, продвижение туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках.
Помимо этого, по мнению Д. Белановича, нужна оптимизация нормативно-правовой и методической базы познавательного туризма, совершенствование системы планирования, контроля и мониторинга последствий эколого-экскурсионной деятельности и познавательного туризма на ООПТ.
Таким образом, в дальнейшем ожидается изменение законодательства об ООПТ, что обусловлено необходимостью обеспечения оптимальных условий для осуществления познавательного туризма на территориях государственных природных заповедников и национальных парков.
В то же время познавательный туризм на территориях заповедников должен быть именно экологическим туризмом, направленным на экологическое просвещение, строго регламентированным, с предварительным изучением путей минимизации негативного воздействия на природные экосистемы в условиях рекреационного использования.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях».
2. Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2015 № 19) «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
5. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 2322-р об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.
6. Приказ МПР России от 22.04.2003 № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года».