Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к изучению английского языка
Мамедова Лариса Викторовна,
канд. педагогических наук, доцент, зав. кафедры ПиМНО ТИ
(ф) СВФУ (г. Нерюнгри)
E-mail: [email protected]
Перебоева Алёна Сергеевна
студент кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ (г. Нерюнгри) E-mail: [email protected]
Английский язык развивает референтивную культуру воспитанника, формирует общее речевое его развитие, следовательно расширяет и кругозор. В связи с этим, овладение иностранным языком в современном мире становится необходимым средством социализации ребенка. От начального уровня его знаний и заинтересованности в изучении английского языка зависит дальнейшее его обучение не только в школе, но и на других ступенях системы образования. В наше время знание иностранного языка может влиять и на дальнейшее трудоустройство во взрослой жизни. Таким образом, не стоит забывать о том, что язык становится средством для определённых достижений в жизни.
Именно поэтому одной из основных функций иноязычного образования является его непрерывное изучение, сфокусированное на овладение иностранным языком как средством опосредованного и непосредственного общения с носителями языка, путем познания другой и своей собственной национальных культур.
В современном мире часто встречается проблема заинтересованности детей в изучении иностранных языков, для решения данной проблемы, нами было проведено исследование на базе центра психологического развития детей «Импульс» в городе Нерюнгри. Исследование было направлено на выявление интереса детей к изучению английского языка в центре психологического развития и организации детского досуга детей «Импульс». Для исследования нами был использованы диагностические методики. В исследовании приняли участие дети с 1 по 4 классы. В данной статье приводятся результаты проведенного исследования и описываются эффективные пути и методы развития познавательного интереса у детей к изучению английского языка.
Ключевые слова: компетенция, интерактивные методы, познавательный интерес, познавательная активность, иноязычное общение, фонетическая разминка, игра, воспитанники, учащиеся начальных классов, английский язык.
о с
CJ
см см
Анализ психологических трудов Ильина Е.П., Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Немова А.Ю., Сьюзан Х., Энн Рэннингера, Г.И. Щукиной и других показал, что понятие познавательный интерес является многозначительным, следовательно, и на процессы развития может влиять различными своими сторонами.
В основе мотивации лежит процесс возбуждения или толчка воспитанников к выполнению продуктивной познавательной деятельности, к «активному освоению содержания образования» [2, 3].
Многие психологи также указывают, что это также процесс физиологический и психологический влияющий на поведение человека, определяющий его «направленность, организованность, активность и устойчивость; способность удовлетворять свои потребности» [4, 6, 7, 8].
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно отметить, что мотивация включает в себя совокупность факторов, определяющих активность личности. К таким факторам можно отнести: «интерес, мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека» [1, 5]. Поэтому очень важно при обучении младших школьников английскому языку на первой ступени его изучения замотиви-ровать их на его изучение, показать роль английского языка в жизни человека, продумать методы стимулирования воспитанников в период изучения на первой ступени, проанализировать факторы, влияющие на эффективное изучение языка в рамках дополнительного образования и т.д.
Без заинтересованности детей к процессу развития иноязычной коммуникативной компетенции у них не будет и положительного результата. Чем выше заинтересованность воспитанников, тем выше будет и процесс познания и развития коммуникации в области языка.
Необходимо также отметить, что уровень владения английским языком полностью проявляется лишь в устной форме. Естественно, что такой процесс не может протекать сам по себе, им должен управлять педагог, который благодаря своему практическому опыту и знаниям будет преобразовывать свое занятие в мини спектакль для детей, где они и будут в ненавязчивой форме знакомится с правилами английского языка, алфавитом, грамматикой, с помощью метода игры и других интерактивных методов знакомится с диалоговой формой разной степени сложности и т.д.
В ходе изучения иноязычного языка, школьникам необходимо научиться свободно, обращаться
со всеми формами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением, письмом - как естественным средством общения, при этом соблюдая языковые и стилистические нормы этого языка.
Следовательно, исходя из вышесказанного, перед нами появилась основная задача, не только обучить детей английскому языку, но и показать его значимость в дальнейшей их жизни, повысить уровень развития познавательного интереса к изучению данного предмета в школе, развить иноязычную компетенцию и т.д. Поэтому на первом этапе своей работы нами была проведена диагностика со школьниками 2 классов, направленная на изучение их интересов, предпочтение к школьным предметам, а также уровень развития познавательного интереса к урокам английского языка.
Для выявления уровня развития познавательного интереса школьников, нами был проведена на первом этапе исследования диагностика, которая включала в себя три методики: методика «Цветные лепестки», методика оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся, диагностика познавательного интереса (Г.И. Щукиной).
Результаты проведенного исследования показали, что из 15 респондентов только 2 школьника по методике «Цветные лепестки» и методики «Оценка предметной направленности познавательных интересов учащихся» отдали предпочтение предмету английского языка, 6 воспитанников выбрали русский язык, пятеро детей предпочитают изучать математику и отставшая часть школьников свой выбор сделала в пользу рисования, литературного чтения.
На наш вопрос с какой целью пришли в студию английского языка ответы неоднозначные: кто-то хочет его выучить и повысить свои баллы в школе, кто-то с родителями поедет летом за границу и хочет немного научиться общаться на этом языке, но большая часть воспитанников пришли потому что заставили родители, которые не знают языка и помочь детям в его овладении не могут. У многих школьников наблюдается страх, тревожность в изучении языка.
После проведения экскурса по англоязычным странам нами была проведена методика Г.И. Щукиной, которая показала отсутствие проявлений в изучении языка у 70% детей, 30% проявили все же свою заинтересованность в его изучении.
Также нами был проведен метод опроса и с другими школьниками.
В процессе опроса мы выяснили, какие предметы являются наиболее занимательными на разных этапах обучения. Так же ученикам 3 и 4 классов было предложено ответить на ряд вопросов: Нравится ли урок иностранного языка и какая форма работы на этом уроке больше всего привлекает?
Результаты получились следующие: 55% опрошенных третьеклассников ответили, что нравится английский язык; в четвертом классе уже происходит снижение интереса к изучению иностранно-
го языка. Так в 4 классе данный предмет назвали в качестве любимого урока 25% учеников. Фаворитом по сравнению с другими предметами оказался урок физкультуры, затем окружающий мир, математика и технология.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что необходимо привлекать к изучению языка на первых этапах работы с ним, повышать интерес к предмету, а именно увеличивать познавательную активность на уроках.
В данной статье мы рассматриваем развитие познавательного интереса в рамках студии английского языка у второклассников, которые только начнут изучать английский язык. Главная цель не навредить, заинтересовать, снять страх и напряжение у школьников.
Для этого нами в ходе анализа методической литературы по теме исследования были подобраны интерактивные методы работы для развития иноязычной компетенции у школьников: применение интересных и игровых моделей занятий; проектная деятельность; игры-путешествия по англоязычным странам с изучением и культуры этих стран; использование наглядного материала с дозированной помощью и образцами выполнения задач; вторичное представление информации в виде опорных знаков; организация состояния победы; применение коллективного творческого дела;
применение заданий по взаимоконтролю и взаимопомощи обучащихся; использование сочетания разных форм совместной работы; моделирование ситуаций; проигрывание ролей; мозговые штурмы; деловая игра, дидактические игры и т.д..
Наш опыт работы показал, что использование интерактивных методов при изучении английского языка в неформальной обстановке снимает нервное напряжение у детей, дает возможность менять формы работы на занятии, обучает заниматься с большим объемом информации, работать в группе, считаться с мнением других учащихся. Это предоставляет возможность повышать качество подачи учебного материала и способствует его продуктивному усвоению, а также формирует внутреннюю мотивацию у детей к обучению английского языка.
Необходимо обозначить, что главное правило при использовании игры на уроке это то, что она не должна быть только ради игры. Суть данного метода заключается во влечении, развитии памяти, внимания и мышления воспитанников. Именно это и является фундаментом овладения английским языком.
Рассмотрим некоторые варианты игр применяемых нами при развитии у детей познавательного интереса к изучению языка и развитию иноязычной компетенции. При выборе учебного пособия для игры, необходимо следовать цели обучения для каждой возрастной ступени. Так, на первом этапе обучения делаем акцент на развитие языковых возможностей, а также формируем положительное отношения к изучению языка в целом. Сюда входят пособия на отработку и закрепление
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
a.
b.
c.
d.
о с
u
см
CM
речевых способностей, лексики и грамматических навыков. Например:
Игра "Reporter" - дети учатся задавать вопросы (What is your name? How old are you? What are you? Are you Russian?)
Игра "Guessing game" - обучает детей воспринимать маленькие тексты на слух (She is a girl. She is a Russian girl. She is 7. She is tall. She has blue eyes. Her hair is fair. Her dress is red. - Who is she?)
Игра "I draw and talk" - ребёнок рисует, к примеру, жирафа, в это время задаем вопросы (I.What is this? 2.What colour is it? 3. Is it big? 4. Can it fly?)
Игра "Clap" - называем предметы на английском, каждый раз вставляя новое слово, дети должны хлопнуть в ладоши, когда его услышат. Каждое занятие начинается с проведения фонетической разминки. Повторяем короткие считалки, песенки и стишки для развития речевых навыков. Это так же помогает создать благоприятный эмоциональный фон на уроке: How do you do, kids? How do you do? I hope you are well, kids. We hope, you are too.
Фонетическая разминка заставляет артикуляционный аппарат работать в рамках изучаемого языка, так как всем языкам свойственно свое произношение, своя система звуков. Например:
Red and yellow and pink and green, Purple and orange and blue. I can see a rainbow See a rainbow, See a rainbow too.
Современный образовательный процесс предполагает выполнение заданий, цель которых не только развить речевые навыки, но и создать доверительную атмосферу и научить детей работать в команде. Опираясь на свой опыт, с уверенностью можем сказать, что подобные упражнения лучше всего выполнять в неформальной обстановке.
В течение первого года работы все занятия проводились в игровой форме. Игры остаются обязательным компонентом занятий и на 2-ой год обучения в студии. Для того чтобы дети познакомились, лучше узнали друг друга, в первый день им предложили следующие игры:
1. Search for someone who Search for someone who: likes to garden; owns a bicycle; plays the piano; has two brothers and a sister; dislikes chocolate.
2. The best product for me is...
3. Think about yourself and what makes you so unique. Then design a brochure selling your product to readers. You can use coloured paper on tag board.
Branching out Draw a tree. Draw it any way that pleases you. Think about the positive ways you can describe it. What kind of tree are you? Say it with music.
4.
5. Form a circle. Listen to music. Move into and around the circle. You can dance. When you are in the circle, tell us about yourself. Return to your place in the circle.
На занятиях в первый год использовали такие игры:
1. Give the Plural. The teacher gives a noun in singular and throws the ball to a pupil. The pupil says it in plural and returns the ball.
2. Draw the picture. The teacher describes the picture he has. The pupils do not see it. The pupils draw. Then drawings of the pupils are compared with the picture.
3. At the Doctors. Students make dialogues. Patterns are given.
На второй год упражнения были более усложненными:
1. Find the differences.
Children are given pictures where there are some differences. The group which is the first to find all of them wins but students should use only English for discussion.
2. Associations.
Start by suggesting an evocative word: storm, for example. A student says, for example, dark. The next student suggests an association with the word dark, and so on.
3. Abstract picture.
Draw a big rectangle on the board. Draw in the rectangle a variety of squiggles, doodles, shapes. Ask the class what they think the picture represents.
За учебный год учащиеся подготовили представления и записали видео с ними, выучили много песен и стишков на английском языке, с которыми выступили на праздники перед родителями, детьми из других групп и коллективом центра, рисовали совместно поздравительные плакаты. В качестве примера можно привести работу с песнями «Hello! Nice day!», «We Wish You A Merry Christmas», «Jingle bells».
1. (Warm up.) Stand up if you like to read comics (to go to museums, the theatre and the cinema, to watch video, to visit friends, to listen to music).
Sit down if you like classic music (pop music, rock music, listen to songs, sing songs).
2. Read the expressions written on the board and guess what the song is about.
3. Listen to the song and put the same words and expressions in the right order according to the song.
4. Who is singing the song?
5. Read the song and say what it is about.
6. Listen to the song and put the lines in the correct order.
7. Fill in the gaps.
8. Let's play the game Disappearing words. (The children read the song written on the chalk-board in chorus. Then the teacher wipes out one word from every line. children should reproduce the text during the second reading. After that the teacher wipes out some more words and asks children to read the song again. The game goes on till there are no words on the board.)
9. Think of some other titles of the song.
10.Let s sing the song and see which group can do it
better.
You need pencils, pens, erasers, paper, glue sticks. Most of the tasks they do in groups. Children make groups according to the shape, colour, or number of the cards given to them.
Раз в две недели для детей были организованы просмотры детских фильмов и мультфильмов на английском языке. В течении урока мы старались говорить с детьми на английском языке как можно больше. По завершении учебы каждый ребенок получил сертификат об окончании ступени обучения, грамоту за успехи в изучении английского языка, раздаточные материалы, с которыми он работал на занятиях и листы с пожеланиями от преподавателей и друзей. Такие листы, на каждом из которых была наклеена фотография учащегося, были развешены на стенах кабинета. К концу года все они были заполнены. В первый год пожелания писали на английском и русском языках, на второй год только на английском языке. Успехи детей записывали на плакатах ракетами. На них после каждого занятия записывали имена отличившихся детей. В последний день все ракеты были «отправлены в космос», в галактику английского языка.
Проведенная диагностика в конце года с этими же второклассниками показала, что из 15 детей уровень заинтересованности в изучении языка выявлен у всех воспитанников. Как отмечают педагоги, отметки детей тоже улучшились, ребята на занятия в студию идут с большим желанием. Одним из лучших предметов на ряду с другими предметами они ставят английский язык. Для них даже не являлась помехой эпидемиологическая ситуация (COVID-19) в городе в частности и в целом по России, которая настигла нас в марте 2020 года и до сих пор остается напряженной. Как только эта болезнь охватила весь мир, мы приостановили свои занятия в очном режиме, но дети через родителей попросили их возобновить через дистанционную форму (ZOOM, Skype). Мы решили попробовать, но волнения по этому поводу конечно были, мучали вопросы: Получится или нет, ведь при очном его изучении возникает много сложностей? Какие методы и приемы применить, чтобы не заглушить их интерес и развить знания? А смогут ли ребята не отвлекаться на домашние дела во время занятия ведь они еще маленькие? И т.д. К радости наши опасения были напрасны. Все ребята с удовольствием подключались, работали в таком режиме три месяца, выполняя при этом и проекты, работая в паре и т.д. Вместе с детьми даже некоторые родители начали изучать английский язык, подключаясь к нашим занятиям. Такая форма работы не повлияла и на обучение детей приемам чтения, что является довольно сложным этапом в английском языке. И все это стало возможным только потому, что мы смогли в самом начале работы заинтересовать детей, показать красоту языка, снять эмоциональное напряжение и страх у воспитанников.
Таким образом, проведенная нами работа позволяет нам сделать вывод о том, что использование разнообразных методов и форм работы при изучении языка на первой ступени содействуют как поддержанию заинтересованности детей, так и обеспечению высокого уровня познания.
Литература
1. Andrew Wright. Picture for Language Learning. Cambridge University Press. 2012.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 2010.
3. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 3.
4. David Betteridge and Michael Buckby. Games for Language Learning. Cambridge University Press. - 2016.
5. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. - 2002. - № 9. -С.123-130.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 2017.
7. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / Под ред. Микулинского С.Р. - М.: Академия, 2009.
8. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника [Текст] / Г.И. Щукина, д-р пед. наук. - Москва: Знание, 1972.
9. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологии / И.В. Ларионова. - СПб.: 2011.
10. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовский; Москва КНОРУС, 2011.
DEVELOPING THE INTEREST OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN LEARNING ENGLISH
Mamedova L.V., Pereboeva A.S.
North -Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova in Neryungri
The English language develops the referential culture of the pupil, forms his general speech development, and therefore expands his horizons. In this regard, mastering a foreign language in the modern world becomes a necessary means of socialization of a child. His further education depends on the initial level of his knowledge and interest in learning English, not only at school, but also at other levels of the education system. Nowadays, knowledge of a foreign language can also affect future employment in adulthood. Thus, one should not forget that language becomes a means for certain achievements in life.
That is why one of the main functions of a foreign language education is its continuous study, focused on mastering a foreign language as a means of indirect and direct communication with native speakers, by learning about another and one's own national cultures.
In the modern world, the problem of children's interest in learning foreign languages is often encountered, to solve this problem, we conducted a study on the basis of the center for psychological development of children "Impulse" in the city of Neryungri. The study was aimed at identifying the interest of children in learning English at the center of psychological development and organization of children's leisure time for children "Impulse". For the study, we used diagnostic techniques. The study involved children from 1 to 4 grades.
СЭ
о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
This article presents the results of the study and describes the effective ways and methods of developing children's cognitive interest in learning English.
Keywords: competence, interactive methods, cognitive interest, cognitive activity, foreign language communication, phonetic warm-up, game, pupils, primary school students, English.
References
1. Andrew Wright. Picture for Language Learning. Cambridge University Press. 2012.
2. Amonashvili Sh.A. Personal and humane basis of the pedagogical process. - M.: Universitetskoe, 2010.
3. Borisenkov V.P., Kraevsky V.V., Kutyev V.O., Turbovsky Ya.S. Philosophy of Education // Pedagogy. - 2015. - No. 4. -P. 3.
4. David Betteridge and Michael Buckby. Games for Language Learning. Cambridge University Press. - 2016.
5. Zhuravlev D. Motivation and problems in teaching // Public education. - 2002. - No. 9. - P. 123-130.
6. Kulagina I. Yu. Age-related psychology. - M.: URAO, 2017.
7. Lerner I. Ya. Search tasks in teaching as a means of developing creative abilities / Ed. Mikulinsky S.R. - M.: Academy, 2009.
8. Cognitive interest in the educational activity of the student [Text] / GI Shchukina, Dr. ped. sciences. - Moscow: Knowledge, 1972.
9. Speech-thinking aspect of language acquisition. Problems of methodology and technology / I.V. Larionov. - SPb.: 2011.
10. Modern educational technologies / ed. N.V. Bordovsky; Moscow KNORUS, 2011.
o d
u
CM CM