Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / студент / иностранный язык / дидактические игры / деловая игра / cognitive interest / student / foreign language / didactic games / business game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж.А. Хашегульгова, А.О. Плиева, Б.Я. Цурова

В статье изучен процесс развития познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка посредством применения дидактических игр. Познавательный интерес увеличивает ценность педагогических методов и приемов, так как мотивирует физиологическую и умственную активность, способствует возникновению дополнительного поиска информации. Целью изучения иностранных языков является способность к коммуникации на иностранном языке, а моделирование жизненных ситуаций в формате игр своевременно поможет обучающимся приблизиться к ее достижению. Среди способов активизации познавательного интереса студентов на занятиях по иностранному языку дидактические игры занимают особое место. Педагог здесь выступает в роли инструктора, ведущего, наставника. Он распределяет роли, следит за ходом игры, определяет и озвучивает правила, контролирует их соблюдение. Авторы делают выводы о том, что проведение учебной или ролевой игры позволяет преподавателю вовлечь каждого студента в работу, дает возможность подобрать роли в связи с интересами и возможностями обучающегося. Игровой процесс дает новые впечатления обучающимся, позволяет более обширно использовать свой словарный запас, помогает творчески подойти к решению поставленных задач. С их помощью можно совершенствовать грамматические, лексические навыки или формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание и творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж.А. Хашегульгова, А.О. Плиева, Б.Я. Цурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITIVE INTEREST IN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE THROUGH THE APPLICATION OF DIDACTICAL GAMES

The article examines the process of developing students’ cognitive interest in learning a foreign language through the use of didactic games. Cognitive interest increases the value of pedagogical methods and techniques, as it motivates physiological and mental activity and contributes to the emergence of additional information search. The goal of learning foreign languages is the ability to communicate in a foreign language, and modeling life situations in the format of games will promptly help students get closer to achieving it. Among the ways to activate students’ cognitive interest in foreign language classes, didactic games occupy a special place. The teacher here acts as an instructor, presenter, and mentor. He distributes roles, monitors the progress of the game, defines and voices the rules, and monitors their compliance. The authors conclude that conducting an educational or role-playing game allows the teacher to involve each student in the work, makes it possible to choose roles in connection with the interests and capabilities of the student. The gameplay gives new impressions to students, allows to use their vocabulary more extensively, and helps them to creatively approach the solution of problems. With their help, one can improve grammar, lexical skills or form speech skills, develop observation, attention and creativity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Достаточно эффективным представляется такой творческий метод обучения, как «думай и слушай». При его применении слово предоставляется каждому студенту, дается некоторое время, за которое он высказывает свои идеи, связанные с решением предложенной проблемы. Выступающего докладчика не перебивают. О.В. Попова пишет о том, что «после того, как он выступит, все должны участвовать в решении его проблемы» [6, с. 78-79].

Ещё одним весьма эффективным методом активизации творческой деятельности студентов является «мозговая атака» или «мозговой штурм». Группа, принимающая участие в обсуждении проблемы, делится на две части: генераторы творческих идей и их критики. Одновременно, помимо прямых «мозговых атак», применяются также так называемые обратные «мозговые атаки и двойные «мозговые атаки». Обратная «мозговая атака» предполагает выявление

Библиографический список

как можно большего количества недостатков объекта. В свою очередь, двойная «мозговая атака» объединяет в себе две «мозговые атаки», каждая из которых содержит одну проблему. Между этими «мозговыми атаками» выдерживается перерыв от нескольких часов до нескольких дней. На практических занятиях студентам предлагается пройти лабиринт действий. В ходе него учащимся даётся детальное описание проблемы или ситуации, распечатанное на отдельных листах.

Таким образом, можно сделать выводы, что рассмотренные нами творческие методы и формы активизации учебного процесса студентов организаций высшего специального образования способствуют формированию и закреплению у них профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы по специальности.

1. Гайнеев Э.Р Дуальный подход в подготовке студентов к чемпионату профессий WorldSkills. Среднее профессиональное образование. 2018; № 10: 89-90.

2. Астаева С.С. Профессиональная адаптация студентов СПО в условиях студенческого самоуправления. Ишим, 2017.

3. Ольховикова О.В. Конкурсная деятельность как система повышения престижа рабочих профессий студентов СПО. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017; Выпуск 56, Ч. 1: 182-188.

4. Бабочкин П.И. Студент как субъект учебно-воспитательного процесса в вузе. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2018; № 1: 23-29.

5. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Москва: Издательство Юрайт, 2014.

6. Попова О.В. Использование активных методов обучения как средство формирования профессиональной компетентности студента колледжа. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2016; Т. 46: 78-79.

7. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования. Педагогика: традиции и инновации. 2016; № 5: 57-58.

References

1. Gajneev 'E.R. Dual'nyj podhod v podgotovke studentov k chempionatu professij WorldSkills. Srednee professional'noe obrazovanie. 2018; № 10: 89-90.

2. Astaeva S.S. Professional'naya adaptaciya studentov SPO v usloviyah studencheskogo samoupravleniya. Ishim, 2017.

3. Ol'hovikova O.V. Konkursnaya deyatel'nost' kak sistema povysheniya prestizha rabochih professij studentov SPO. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2017; Vypusk 56, Ch. 1: 182-188.

4. Babochkin P.I. Student kak sub'ekt uchebno-vospitatel'nogo processa v vuze. 'Elektronnyjzhurnal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2018; № 1: 23-29.

5. Blinov V.l., Vinenko V.G., Sergeev I.S. Metodika prepodavaniya v vysshejshkole. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2014.

6. Popova O.V. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti studenta kolledzha. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2016; T. 46: 78-79.

7. Shumova I.V. Aktivnye metody obucheniya kak sposob povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Pedagogika: tradiciiiinnovacii. 2016; № 5: 57-58.

Статья поступила в редакцию 25.03.24

УДК 378

Khashegulgova Zh.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: zhanna.hash@mail.ru

Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: aseko1978@gmail.com

Tsurova B.Ya., senior teacher, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: bikisa7@mail.ru

DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE INTEREST IN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE THROUGH THE APPLICATION OF DIDACTICAL GAMES.

The article examines the process of developing students' cognitive interest in learning a foreign language through the use of didactic games. Cognitive interest increases the value of pedagogical methods and techniques, as it motivates physiological and mental activity and contributes to the emergence of additional information search. The goal of learning foreign languages is the ability to communicate in a foreign language, and modeling life situations in the format of games will promptly help students get closer to achieving it. Among the ways to activate students' cognitive interest in foreign language classes, didactic games occupy a special place. The teacher here acts as an instructor, presenter, and mentor. He distributes roles, monitors the progress of the game, defines and voices the rules, and monitors their compliance. The authors conclude that conducting an educational or role-playing game allows the teacher to involve each student in the work, makes it possible to choose roles in connection with the interests and capabilities of the student. The gameplay gives new impressions to students, allows to use their vocabulary more extensively, and helps them to creatively approach the solution of problems. With their help, one can improve grammar, lexical skills or form speech skills, develop observation, attention and creativity.

Key words: cognitive interest, student, foreign language, didactic games, business game

Ж.А. Хашегульгоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: zhanna.hash@mail.ru

А.О. Плиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: aseko1978@gmail.com

Б.Я. Цуроеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: bikisa7@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье изучен процесс развития познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка посредством применения дидактических игр. Познавательный интерес увеличивает ценность педагогических методов и приемов, так как мотивирует физиологическую и умственную активность, способствует возникновению дополнительного поиска информации. Целью изучения иностранных языков является способность к коммуникации на иностранном языке, а моделирование жизненных ситуаций в формате игр своевременно поможет обучающимся приблизиться к ее достижению. Среди способов активизации познавательного интереса студентов на занятиях по иностранному языку дидактические игры занимают особое место. Педагог здесь выступает в роли инструктора, ведущего, наставника. Он распределяет роли, следит за ходом игры, определяет и озвучивает правила, контролирует их соблюдение. Авторы делают выводы о том, что проведение учебной или ролевой игры позволяет преподавателю вовлечь каждого студента в работу, дает возможность подобрать роли в связи с интересами и возможностями обучающегося. Игровой процесс дает новые впечатления обучающимся, позволяет более обширно использовать свой словарный запас, помогает творчески подойти к решению поставленных задач. С их помощью можно совершенствовать грамматические, лексические навыки или формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание и творческие способности.

Ключевые слова: познавательный интерес, студент, иностранный язык, дидактические игры, деловая игра

Актуальность темы связана с тем, что сегодня, когда наблюдается повсеместная гуманизация образовательного процесса, необходимо создавать такие условия, которые направлены на раскрытие и развитие личности обучающегося. В процессе организации образовательного процесса педагог должен развивать интересы обучающихся, формировать такие личностные качества, которые будут полезны им в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимо формировать именно познавательный интерес во время обучения.

Особенностью ФГОС является ориентация как на получение предметных образовательных результатов, так и на формирование и развитие личности студентов, их активной познавательной деятельности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В данной статье мы ставим целью изучить процесс развития познавательного интереса студентов к освоению иностранного языка посредством применения дидактических игр.

Основные задачи статьи видятся в следующем:

- изучить сущность познавательного интереса студентов;

- охарактеризовать дидактическую игру как средство развития познавательного интереса студентов; выявить виды и функции дидактических игр,

- изучить их особенности в изучении иностранного языка студентами.

Методы исследования: анализ научной и педагогической литературы по

проблеме исследования.

Научная новизна статьи состоит в изучении процесса развития познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка посредством применения дидактических игр.

Теоретическая значимость статьи состоит в характеристике дидактической игры как средства развития познавательного интереса студентов; выявлении видов и функций дидактических игр, рассмотрении их особенностей в изучении иностранного языка студентами.

Практическая значимость заключается в изучении процесса развития познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка посредством применения дидактических игр.

В отечественной педагогике проблема возникновения интереса к учению стала осмысляться со второй половины XVIII в. такими просветителями и общественными деятелями, как И.И. Бецкий, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков.

В XIX эти изыскания продолжили В.Ф. Одоевский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушин-ский, Л.Н. Толстой и др.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности. Он помогает преодолевать все препятствия на пути к своей цели, раскрывать скрытые способности человека и многое другое.

В.Н. Максимова понимала под «познавательным интересом» направленность личности на процесс понимания, при этом в какой-то конкретной области знаний, в которую человек целиком и полностью пытается проникнуть, дабы овладеть её ценностями [1, с. 36].

П.Ф. Каптерев определил понятие как некий познавательный интерес к какой-то конкретной деятельности, а также им было подмечено, что в игровой деятельности ребёнок всегда активен [2, с. 6].

Итак, что познавательный интерес формируется из следующих элементов:

- мотивации обучающегося как в выборе формы, так и предметного поля. Формализуется в качестве интервью, становится отправной точкой для оценки эффективности реализации познавательного интереса;

- деятельности, направленной на достижения поставленных целей. Показателем эффективной деятельности является количество поставленных целей и достигнутых к намеченному сроку;

- обученности, выражающейся в уровнях систематизации информации по конкретной теме, способности формулировать дальнейший познавательный интерес в проработанном или ином предметном поле или сфере деятельности;

- поиска информации. Формально контролируется ведением конспекта или выписок из каждой прочитанной книги, статьи, формирование банка иллюстраций, инфографики в том или ином предметном поле или по теме проекта;

- предпочтений студента, участника проекта. Оценка изменений предпочтений школьника по ходу изучения дисциплины или реализации проекта происходит в рамках интервью, путём постановки целей;

- активности студента или участника проекта. Данный элемент формализуется в рамках его саморефлексии или участника проекта.

В большинстве случаев для обучающихся интерес к знаниям является ведущим мотивом учения. Для эффективного обучения же необходимо, чтобы учащиеся являлись активными участниками образовательного процесса. При отсутствии познавательного интереса и, как следствие, познавательной активности это невозможно: студенты лишь формально находятся на занятии, но их мысли далеки от предмета изучения, они слышат, но не вникают в тему занятия, а задания выполняют автоматически. В такой ситуации не происходит развития личности студента [3, с. 28].

Для повышения познавательного интереса студентов более комфортной и продуктивной будет являться в наибольшей мере самостоятельная работа, при которой педагог выступает лишь наставником, который помогает направлять деятельность учащихся в правильное русло. Деятельность может иметь как творческий, так и исследовательский характер.

Необходимо также перейти на процесс обучения, который будет ориентирован на то, чтобы учащиеся сами ставили перед собой учебные задачи и сами же их решали. Организовывать самостоятельную деятельность учащихся так, чтобы им предоставлялась возможность самостоятельно выбирать пути решения поставленных учебных задач, давать возможность делать самостоятельные открытия. Преподаватель должен уметь создать такую ситуацию, в которой студентам будет легче раскрыть себя, осознать свои возможности и то, на что они способны [4, с. 33].

Также для того, чтобы получение знаний стало для студентов более привлекательным, и у них появился интерес к получению соответствующих знаний, стоит использовать не только стандартные формы проведения занятий, где учащиеся занимают пассивную позицию, но и те, где студент сможет более активно и полно себя проявить. Тогда занятия будут проходить в хорошей, рабочей атмосфере и с положительным результатом.

В истории педагогической мысли обучающие игры занимают значительное место, и игровые методы обучения оказались весьма сложной проблемой для науки, так как различные игровые теории часто являлись взаимоисключающими по отношению друг к другу.

Иностранный язык является такой дисциплиной, целью обучения которой выступает свободное общение. Самым сложным для обучающихся является налаживание контакта друг с другом для выстраивания диалога. Им необходимо находиться в более свободной психологической обстановке для развития своих навыков общения. Для создания данных условий используют такую инновационную технологию, как метод дидактической игры. Нестандартный подход к проведению занятий позволяет раскрыть скрытые таланты учащихся, позволить им использовать весь накопленный багаж знаний.

На таких занятиях преподаватель получает наиболее полную картину об уровне владения материалом учащимися. Совместный творческий подход позволяет углубиться в изучение материала, здесь необязательно регулярно выставлять отметки, нужно научиться обсуждать ошибки и показать студенту, как такие сложные ситуации можно решить в дальнейшем.

Основа метода дидактических игр обусловлена наличием игровой ситуации, которая направлена на усвоение материала, а не в качестве развлечения. Педагог формализует деятельность студентов во время игры, соответственно предполагается наличие правил, четко установленный порядок игры и обговоренные условия выигрыша. Здесь нет такой четкой и регулярной цепочки действий, как в деловой игре, но это не делает ее менее увлекательной. Дидактическая игра дает педагогу возможность проводить с детьми анализ конкретных действий и жизненных ситуаций, проектировать достижение успехов и примерять на себя роль руководителя коллектива. [5, с. 209].

Роль педагога в рамках дидактической игры довольно разнообразна. Педагог может выступать в роли игрока, наблюдателя, организатора. Любое положение педагога во время игры является важной частью процесса, поскольку дидактическая игра предполагает быть спонтанной и творческой, несмотря на ограничения в виде правил, тем более если игра организуется вне класса.

Таким образом, роль педагога в дидактической игре можно определить следующими задачами: вовлечение абсолютно всех участников образовательного процесса в игру, стимулирование интереса, контроль над действиями игроков, пробуждение творческой активности и духа здоровой конкуренции.

Соответственно, дидактическая игра - это не готовый инструмент для работы с учащимися, а лишь один из способов, который педагог может применить, чтобы достигнуть своих педагогических целей.

Базой дидактических игр является учебная деятельность, а игровой формат - это способ ее осуществления.

Необходимо рассмотреть функции дидактических игр, применяемых в педагогической практике.

Образовательная функция дидактической игры связана с получением новой информации на каждом этапе об обществе и общественных отношениях, окружающем мире и новых событиях, фактах. Таким образом усваивается народная культура, традиции старших поколений, различный общественный опыт. Игра дает возможность глубже вникнуть в различные аспекты изучаемой дисциплины и в общечеловеческие ценности.

Развивающая функция дает возможность проявить интрогенное поведение, которое заложено внутри, влияет на мотивы поведения студента. Здесь важен индивидуальный выбор каждого участника игры, не происходит насильственное принуждение к определенному решению, поэтому у студентов пропадает внутренний страх к подобной деятельности.

Дидактические игры на учебных занятиях принесут пользу, они определяют новые рамки дозволенного и заставляют преодолевать разнообразные трудности, чтобы пройти игру и победить. К тому же студенты всегда стремятся к самостоятельности во всем, роль педагога смещается на регулирование учебного процесса со стороны, корректируя сложные моменты познания нового материала.

Функция эмоционального стимулирования считается важной и ведущей в подобной деятельности, потому что она ведет к тесному контакту между педагогом и учащимися.

При проявлении самостоятельности личность студента станет на шаг ближе к самореализации. Студент осознанно выстраивает личную стратегию игры,

ведет свои индивидуальные цели. Педагог успевает присматривать за обучающимся с целью диагностики, ведь в такие моменты студенты могут раскрыться совершенно с другой стороны.

Педагог должен всегда помнить о коррекционной функции игры. Речь идет о внесении положительных изменений и о дополнении личностных показателей индивида различными приобретенными навыками. В процессе игры педагог диагностирует поведение студентов, выявляет особенности каждого обучающегося, которые нуждаются в коррекции. Особое внимание педагог должен уделить методам, которые использует, чтобы не навредить играющим студентам.

Для студентов игры должны быть направлены на социализацию, профориентацию, моделировать различные жизненные ситуации, которые, возможно, им предстоит пережить в будущем.

Итак, дидактические игры имеют множество преимуществ, но также они довольно непросты в использовании. Взаимодействие со сверстниками развивает все коммуникативные навыки. Происходит больше коллективного взаимодействия, дети учатся слышать отличное от своего мнение и аргументировать свою точку зрения. Подобные игры помогут любому ребенку быстрее вливаться в общественные процессы и легко примерять социальные роли.

Преподавателю нужно принимать во внимание большое количество моментов для организации дидактической игры в рамках занятия: игра должна четко определять собственные функции, тогда она будет нести в себе практическую пользу.

Проведение нетрадиционных занятий не требует изменения программы, удобнее всего их проводить при завершении изучения темы для закрепления материала, когда все студенты уже владеют определенными знаниями и навыками и готовы применить их на практике. Подобные занятия, в зависимости от выбранного направления игровой деятельности, объединяют ребят в группе, развивают чувство сопереживания, обостряют чувство ответственности перед всей группой.

Проведение учебной или ролевой игры позволяет преподавателю вовлечь каждого студента в работу, дает возможность подобрать роли в связи с интересами и возможностями обучающегося. Игровой процесс дает новые впечатления обучающимся, позволяет более обширно использовать свой словарный запас, помогает творчески подойти к решению поставленных задач. С их помощью можно совершенствовать грамматические, лексические навыки или формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание и творческие способности.

Очень часто на практике применяются обучающие имитационные игры, игры поискового характера, которые в конечном результате позволяют подготовить научный проект, провести исследование или подготовить аргументированные выводы по поставленной проблеме.

Групповая работа в поиске самых оптимальных решений и здоровая конкуренция, полная эмоциональная включенность учащихся в ситуацию, развитие фантазии, применение новых методов в практической деятельности, в ходе делового общения, быстрое реагирование на изменяющиеся обстоятельства, необходимость использования импровизационных возможностей - все это способствует стремительному росту популярности метода обучающих игр.

Игра считается достаточно мощным стимулом к овладению иностранным языком и эффективным приемом среди имеющихся у преподавателя. Способность создавать в ходе игры речевые ситуации формирует у детей желание, готовность играть и общаться. Старшеклассники благодаря игре получают возможность выразить себя, переживать и сопереживать.

Игровая форма помогает провести занятие более интересно, оживить его, облегчить процесс усвоения материала, помогает выстроить общение в более комфортных условиях, раскрепостить стеснительных учащихся.

Игра от всех участников требует активного участия в процессе совместной деятельности. Обучающиеся должны получать удовольствие от возможности свободного диалога на иностранном языке. Необходимо выстроить игровую деятельность так, чтобы на фоне нагрузки, в том числе по другим дисциплинам, студентам хотелось снова поучаствовать в игровой деятельности.

Игры можно разделить на языковые и коммуникативные, на взаимодействие и игры на соревнование, на лексические, грамматические, фонетические и орфографические.

Библиографический список

Особое внимание хотелось бы уделить коммуникативным играм. Ведущей целью коммуникативной игры считается организация неподготовленной коммуникации. Удачным результатом подобной игры считается выполнение конкретной задачи, а не верное внедрение языка. Эти игры применяются для большей наглядности, они дают возможность применить изучаемый материал в речевых обстановках, имитируют настоящий процесс общения.

В таких проектах коммуникативная игра соединяет всевозможные функции, о которых говорилось ранее. Язык помогает научиться грамотно выражать свое мнение.

Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между членами игры в процессе общей речевой работы. Деятельностная задача моделирует метод общей работы участников речевого взаимодействия.

Коммуникативная игра - одно из самых весомых средств становления коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка для повышения мотивации к исследованию иностранного языка, а также для уничтожения языкового барьера между учащимися старших классов.

Компьютерная и визуальная грамотность (применяются информационно-коммуникационные технологии) - это жизненно важно, так как мы живем в таком мире, в котором правят инновации. Школьники, играя, развивают навыки компьютерной и визуальной грамотности (она подготавливает обучающихся к работе).

В основе игровых упражнений лежат определенные правилам, и им необходимо четко следовать для возможности получения высокого балла, а также для перехода к следующему этапу.

Любая игра всегда начинается с разработки сценария будущих событий, под которыми понимается не только обозначение формальных условий происходящего, но и определение связей между игроками, которые должны быть четко обоснованы и понятны. Иногда чтение сценария доверяют не преподавателю, а ведущему из числа студентов, что помогает развить устную речь на английском языке [6].

Впоследствии происходит анализ игры, в котором может принять участие группа экспертов. Специалисты рассматривают работу каждой группы, ориентируясь на подтверждения и очередность высказанных мнений. В конце основной части обобщают выводы игры, рассматривает игровую атмосферу, умение прислушиваться к себе, уровень понимания трудностей в процессе ее проведения.

Затем отводится большая часть времени именно на групповую работу. Здесь происходит основное действие, где школьники обмениваются своими мнениями, обсуждают их в коллективе и делают итоговое заключение. Эксперты должны внимательно следить за всем происходящим, учитывая роль каждого обучающегося. Например, можно ввести четкую шкалу оценивания, обговорив ее предварительно с комиссией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тщательная предварительная подготовка важна тем, что в ней принимают участие все заинтересованные лица. Этот процесс не может быть закрытым -только открытое непрерывное совещание и обсуждение. Все игровые группы должны успеть представить свое мнение на обсуждение экспертов, приняв критику от других групп. Можно вести открытое обсуждение, задавать вопросы, требовать подтверждение мыслей и представленных выводов.

Педагог же делает общий обзор по итогам игры, обобщает сказанное или корректирует условия игры, поддерживая мнения игровых групп. Затем включается в обсуждение совместно с экспертами. Они вместе должны определить победителей игры и обосновать свою точку зрения.

Среди способов активизации познавательного интереса студентов на занятиях по иностранному языку дидактические игры занимают особое место. Они способствуют интенсивному развитию личности обучаемых [6] Педагог здесь выступает в роли инструктора, ведущего, наставника. Он распределяет роли, следит за ходом игры, определяет и озвучивает правила, контролирует их соблюдение. Как отмечают современные исследователи (Н.В. Гусева [8; 9] Л.П. Гадзаова [10]), ведущей целью изучения иностранных языков является способность к коммуникации на иностранном языке, а моделирование жизненных ситуаций в формате игр своевременно поможет обучающимся приблизиться к ее достижению.

1. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва: Просвещение, 2017.

2. Мачинская Н.И. Педагогическое образование магистрантов высших учебных заведений непедагогического профиля: монография. Москва: НПФ, 2013.

3. Вещагина П.В. Интерес как фактор развития познавательной деятельности подростка. Психологический и педагогический подходы к образованию в цифровом обществе: сборник статей. Уфа: Аэтерна, 2021.

4. Дмитриенко А.Н. Проблема формирования познавательного интереса у подростков в современном мире. Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей МНПК. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2021.

5. Алиева РР, Бочуев М.Г Игра как средство получения знаний. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: материалы межвузовской студенческой (18.04.2020 г.) и международной (26.04.2020 г) научно-практических конференций. Москва - Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2020: 208-211.

6. Жданова С.Н., Чиркова А.А. Интерактивная игра как средство формирования созидательной позиции подростка. Чебоксары, 2019.

7. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория освоения мира личностью. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012; № 10: 125-129.

8. Гусева Н.В. Цифровые технологии как эффективное средство мотивации в процессе иноязычной подготовки курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 125-128.

9. Гусева Н.В. Диагностика сформированное™ иноязычной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 72-74.

10. Гадзаова Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 52-55.

References

1. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 2017.

2. Machinskaya N.I. Pedagogicheskoe obrazovaniemagistrantov vysshih uchebnyh zavedenijnepedagogicheskogoprofiiya: monografiya. Moskva: NPF, 2013.

3. Veschagina P.V. Interes kak faktor razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti podrostka. Psihologicheskij i pedagogicheskij podhody k obrazovaniyu v cifrovom obschestve: sbornik statej. Ufa: A'eterna, 2021.

4. Dmitrienko A.N. Problema formirovaniya poznavatel'nogo interesa u podrostkov v sovremennom mire. Proryvnye nauchnye issledovaniya kak dvigatel' nauki: sbornik statej MNPK. Ufa: OMEGA SAJNS, 2021.

5. Alieva R.R., Bochuev M.G. Igra kak sredstvo polucheniya znanij. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie iperspektivy: materialy mezhvuzovskoj studencheskoj (18.04.2020 g.) i mezhdunarodnoj (26.04.2020 g.) nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva - Berlin: OOO «Direktmedia Pablishing», 2020: 208-211.

6. Zhdanova S.N., Chirkova A.A. Interakíivnaya igra kak sredstvo formirovaniya sozidatel'noj poziciipodrostka. Cheboksary, 2019.

7. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya osvoeniya mira lichnost'yu. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2012; № 10: 125-129.

8. Guseva N.V. Cifrovye tehnologii kak 'effektivnoe sredstvo motivacii v processe inoyazychnoj podgotovki kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 125-128.

9. Guseva N.V. Diagnostika sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov 'ekonomicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 72-74.

10. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

Статья поступила в редакцию 22.03.24

УДК 378

Chupanov A.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Educaton, Dagestan State Pedagogical

University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: achu-68@mail.ru

Gasanova D.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

THE SPECIFICS OF THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF DISTANCE AND BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION PROGRAMS. The article studies an urgent problem of effective modern pedagogical technologies and their use in distance and blended learning in higher education programs. The authors examine the current state of modern society and, in particular, the education system. On this basis, the necessity of implementing pedagogical activities in the above-mentioned formats is demonstrated. The authors interpret the terms "distance learning" and "blended learning" that are most appropriate for the purpose of this study. They define the basic principles of the educational process implementation in such formats and identify which educational technologies can be most successfully used in such conditions. The work demonstrates differences that exist between the course of their application in a distance format on the one hand, and in a mixed format on the other hand. The researchers consider some digital resources, the widespread use of which contributes to such technologies successful implementation.

Key words: university, distance learning, blended learning, educational technologies, digital educational resources

А.Х. Чупанов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: achu-68@mail.ru

Д.И. Гасанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена такой актуальной на сегодняшний день проблеме, как эффективное применение современных педагогических технологий при реализации элементов дистанционного и смешанного обучения по программам высшего образования. Авторами исследуется текущее состояние современного общества, в частности системы образования. На этом основании демонстрируется необходимость реализации педагогической деятельности в означенных выше форматах. Далее авторы дают определения терминам «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», наиболее соответствующие цели настоящего исследования. Выявляют основные принципы реализации образовательного процесса в таких форматах, образовательные технологии, которые могут быть с наибольшим успехом использованы в таких условиях. Демонстрируются различия, существующие между ходом их применения в дистанционном формате, с одной стороны, в смешанном - с другой. Рассматриваются некоторые цифровые ресурсы, широкое использование которых способствует успешной реализации подобных технологий.

Ключевые слова: вуз, дистанционное обучение, смешанное обучение, образовательные технологии, цифровые образовательные ресурсы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью существенных модернизаций в сфере высшего образования (Б. Бердиев, А.Г. Бер-мус М.А. Махкамова, ГФ. Ткач, В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов). Последние должны быть направлены на повышение эффективности профессионального и личностного развития студентов [1, с. 11]. Необходимо, таким образом, чтобы современный вуз обеспечивал эффективную подготовку студентов не только к успешной реализации их будущих обязанностей как представителей своей профессии, но и к иной социально значимой деятельности в условиях современного общества с его непредсказуемой динамикой (РА. Амиров, М.Е. Вайндорф-Сысо-ева, Н.А. Ефимова, Е.Е. Прушковская, Е.Е. Тарасова, Е.В. Чанкова, Е.И. Чанков).

Это, в свою очередь, обусловливает необходимость расширения применения инновационных технологий в образовательном процессе, реализуемом в среде современных организаций высшего образования [2, с. 19]. Улучшению системы профессиональных и личностных компетенций их выпускников может способствовать активизация применения технологий дистанционного и смешанного обучения [3, с. 120].

Их использование в перспективе позволит вузам полностью удовлетворить актуальные потребности современного рынка труда [1, с. 14]. Последнему, как известно, требуются специалисты, характеризующиеся наличием не только предметных, но и надпредметных компетенций. К таковым относятся: - навыки селф- и тайм-менеджмента;

- умение решать конкретные, в том числе нестандартные, задачи в профессиональной и иных сферах;

- способность к эффективному деловому и цифровому общению [4, с. 331].

Вузы же, активно применяющие дистанционные технологии в образовательном процессе, реализуют важные организационно-педагогические условия развития подобных черт профессионального портрета у своих обучающихся (О.У. Гогицаева, Л.М. Кубалова, Ю.Б. Хаблиева). Кроме того, интересующие нас форматы реализации образовательной деятельности позволяют эффективно разрабатывать и претворять в жизнь индивидуальные образовательные траектории учащихся [5, с. 44]. Следовательно, они служат максимальной индивидуализации учебно-воспитательного процесса [6, с. 49].

При этом массовый переход российских вузов к дистанционному и смешанному обучению, имевший место в связи с принятием мер по профилактике и борьбе с пандемией COVID-19, способствовал обострению ряда вопросов. В частности, определённый исследовательский интерес вызывают возможности, существующие в таких условиях для использования тех или иных образовательных технологий (А.А. Андреев, А.Г Асмолов, А.П. Семенов, А.Ю. Уваров, В.Н. Фокина). Попытка решения данной проблемы осуществлена на страницах нашей статьи.

Её цель, таким образом, - раскрыть специфику использования образовательных технологий при реализации элементов дистанционного и смешанного обучения по программам высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.