Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса школьников в обучении экологии'

Развитие познавательного интереса школьников в обучении экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Н. В.

Развития познавательного интереса в обучении экологии Ульянова Н.В. В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. Наиболее существенными элементами его являются создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи, игровые ситуации и игры. Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека. Экологические задачи и игры вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Cognitive Interest in Ecology Training Ul-yanova_N._V. The author considers the problem training as the most important in the system of school ecological training and emphasizes its essential components: problem situations, cognitive objectives, game situations, plays. The problems, which appear and prompt to cognitive action, are not only the methods to stir up thinking, but often define the development of person's inclinations and abilities. Ecological objectives and plays provoke huge interests, make auspicious emotional conditions, and promote stirring up of schoolchildren thinking, develop logic and cognitive self-dependence.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса школьников в обучении экологии»

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА

денту - модель сотрудничества и поддержки, по преобладающему методу - диалогическая и игровая, по направлению модернизации - на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, по категории обучаемых - массовая.

Целевой ориентацией технологии является развитие креативных способностей студентов, которое подразумевает развитие способности рефлектировать, понимать современные приоритеты, проектировать инновационную деятельность через создание оригинальных программ элективных курсов.

Концептуальными положениями при этом являются следующие: создание программ элективных курсов реализуется в рамках любого предмета; гуманистический подход определяет свободу студента в проявлении своей позиции как автора программы, тема элективного курса выбирается в соответствии с приоритетными интересами студента; создаваемые программы классифицируются как творческая работа и могут быть оценены преподавателем.

Практика работы показывает, что продуцирование оригинальных программ элективных курсов способствует развитию креативных способностей студентов, необходимых для проектирования образовательного процесса, направленного на максимальную индивидуализацию обучения. При этом у студентов развивается умение отбирать учебный материал для программы элективного курса, которое формируется за счет усиления самостоятельного творческого начала в деятельности будущих педагогов, тем самым совершенствуется умение организовывать исследовательскую деятельность учащихся, стимулируя их самостоятельную работу, закрепляя опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Подобные выводы были сделаны после опроса и анкетирования, проведенного среди учащихся и учителей базовых школ, в которые пришли на педагогическую практику студенты-филологи. Будущие учителя смогли на практике реализовать созданные ими программы элективных курсов. Будущим педагогам предстояло презентовать свой курс таким образом, чтобы ученики захотели прослушать его. Все студенты справились с задачей. Занятия посещали не менее 65 % присутствовавших на презентации курса (самый большой процент - 94 %, т.е. практически все, кто был на первом занятии - МОУ СОШ № 53 г. Томска). Число обучающихся по программам, предлагаемым студентами, оставалось постоянным до конца. На вопрос «Что нового Вы для себя открыли, увидели, сформулировали?» учащиеся отвечали: «узнал большое количество информации, ранее мне неизвестной», «увидела, как мало я знаю», «понял, что совершенствованию нет предела», «доброжелательность по отношению к учащимся способствует тому, что хочется узнавать новое», «саморазвитие - это здорово» и т.д. Учителя отвечали: «освоила технологию критического мышления как одну из возможных форм работы», «увидела атмосферу творчества, сотрудничества, соавторства», «узнала о возможности использования рефлексии как средства самопознания» и т.д. Мы считаем это доказательством успешности предлагаемой нами технологии.

Как показал наш опыт, развитие креативных способностей является одной из основных задач высшей школы. Опыт подготовки специалистов ТГПУ позволяет утверждать, что такие формы организации практических занятий, как диалог с использованием технологии проектирования элективных курсов, успешно решает эту задачу.

Литература

1. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Ed. M.C. Wittrock. Handbook of research on teaching. N.Y., 1986.

Н.В. Ульянова

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ

Томским государственный

Для школьников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д. Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. Наиболее существенными элементами его являются:

педагогическии университет

- создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;

- возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;

Б.М. Игошев, Б.А. Середа. Педагогическая модель патриотического воспитания..

- расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе выполнения творческих упражнений;

- осознание учащимися и овладение приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе выполнения творческих упражнений;

- игровые ситуации.

Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но и нередко определяют развитие склонностей и способностей человека.

Познавательная проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний, требуя поиска, мыслительной деятельности.

Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся нетрудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление при этом может остаться «невключенным». Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д., с тем чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

Постановка проблемных задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвига-

ют различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к экологии. В практике работы школы используются следующие типы задач:

1. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2. Задачи, способствующие развитию логического мышления.

3. Задачи на распознавание натуральных объектов.

4. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

5. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

6. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

7. Задачи, связанные с наблюдением.

8. Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Экологические проблемные задачи и игры различного характера вызывают у школьников живой интерес и создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к экологии.

Б.М. Игошев, В.А. Середа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

На современном этапе развития российского общества как никогда остро встала проблема преодоления духовного кризиса нации. Для этого необходимо иметь объединяющую идею, включающую в себя ценности, приемлемые большинством россиян. Такими ценностями вновь должны стать «общее отечество», «достоинство своей страны», «гражданственность» и «патриотизм».

В современных условиях возрастает роль патриотического воспитания. На основе контекстуального анализа патриотическое воспитание мы рассматриваем как процесс и результат формирования у студентов знаний о патриотизме и нравственных отношений, которые реализуются в процессе патриотической деятельности. Процесс патриотичес-

кого воспитания должен быть комплексным и непрерывным.

Нами выделены основные принципы построения системы патриотического воспитания студентов педагогического вуза: преемственность (обеспечение связи основных форм и методов воспитания в историческом аспекте и развитие содержания патриотического воспитания); толерантности (формирование мировоззренческих ценностей у студентов, воспитание терпимости по отношению к другим культурам и народам и их влияние на будущую профессиональную деятельность педагога); альтруизма (формирование у студентов нравственных качеств личности, позволяющих оказывать безвозмездную помощь всем тем, кто в ней нуждается).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.