М.: Просвещение, 2006. - 191 с.
5. Селевко Г.А. Современные образовательные технологии. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); аспирант Кротов Дмитрий Петрович
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ-ТРЕНАЖЕРОВ
Аннотация. Данная научная статья посвящена актуальной проблеме, связанной с формированием познавательного обучающихся интереса к учебным предметам в современной школе. Авторами статьи проведен научно-методический анализ интерактивных тренажеров, представляющих собой комплекс технических средств обучения, реализующий компьютерные и физические модели, специальные методики обеспечивающее контроль качества деятельности учащегося и предназначенный для формирования и совершенствования у него навыков и умений к принятию качественных и быстрых решений. Разработан комплекс заданий с использованием интерактивных заданий-тренажеров. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность разработанного комплекса. Представлены и проанализированы результаты диагностики школьников развитие познавательного интереса (на примере учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»).
Ключевые слова: познавательный интерес, образовательный процесс в школе, обучающиеся, средства обучения, интерактивные задания тренажеры, педагогический эксперимент.
Annotation. this scientific article is devoted to an urgent problem related to the formation of students' cognitive interest in academic subjects in a modern school. The authors of the article conducted a scientific and methodological analysis of interactive simulators, which are a set of technical training tools that implement computer and physical models, special techniques that ensure quality control of student activity and are designed to form and improve his skills and abilities to make high-quality and quick decisions. A set of tasks has been developed using interactive simulator tasks. The effectiveness of the developed complex has been proved experimentally. The results of diagnostics of schoolchildren development of cognitive interest are presented and analyzed (on the example of the educational subject "Fundamentals of life safety").
Keywords: cognitive interest, educational process at school, students, learning tools, interactive tasks simulators, pedagogical experiment.
Введение. Одним из важнейших и традиционно неизменных компонентов учебной деятельности является познавательный интерес. Со времен Яна Амоса Каменского педагогов интересовали вопросы, связанные с поиском средств, способствующих привлечения и поддержания интереса к изучаемому предмету. Различные аспекты познавательного интереса рассмотрены в трудах таких исследователей, как: Ш.А. Амоношвили, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Н.Р. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др. Познавательный интерес представляет собой активную, избирательную направленность личности к окружающему миру. Динамика познавательного интереса включает в себя ряд сменяющихся стадий: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. В общеобразовательной школе развитие интереса осуществляется по двум основным направлениям: первое связано с отбором дидактического содержания, а второе - непосредственная организация познавательной деятельности обучающихся на уроках. На познавательный интерес школьников влияют такие факторы: заинтересованность педагога, проблемное обучение, творческий подход, эффекты новизны, связь обучения с жизнью и практикой, связь изучаемого учебного материала с различными аспектами профессиональной и т.д. Традиционные средства обучения не всегда способствуют решению основных образовательных задач, в связи с этим вопросы поиска и апробации эффективных современных дидактических средств на всех этапах школьного обучения являются приоритетными.
Изложения основного материала статьи. Под средствами обучения понимаются материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся (К.Ю Коджаспиров). Средства как дидактическая единица существует независимо от учебного процесса, и в учебном процессе могут участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции (Т.И. Долгая, А.А. Журин, Е.О. Иванова, Т.В. Ильясов, В.В. Красильников, А.В. Осин, Н. Савченко, В.А. Сластенин, В.С. Тоискин, К.Д. Ушинский, А.В. Хуторской и др.). В современной системе образования, наряду с традиционными стали широко использоваться инновационные средства обучения, к которым можно отнести интерактивные тренажеры. Интерактивный тренажер - это комплекс технических средств обучения, реализующий компьютерные и физические модели, специальные методики обеспечивающее контроль качества деятельности учащегося и предназначенный для формирования и совершенствования у него навыков и умений к принятию качественных и быстрых решений [1]. Применение данных средств актуально в связи с глобальной информатизацией и цифровизации современного образования на всех этапах образования. Ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет навыки работы с различными гаджетами, накоплен опыт поиска необходимой информации и ее переработки. Тренажеры позволяют сформировать у школьников навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понимать сущность протекающих процессов, видеть их структуру и взаимосвязь. Эффективность применения интерактивных тренажеров способствует значительному уменьшению количества ошибок, увеличивая скорость манипуляций и принятия решений, также сокращению времени обучения и адекватной оценке уровня полученных знаний и навыков (В.А. Векслер, И.Г., Дровникова, В.Е. Поляк, Л.Б. Рейдель и др.).
Нами был проведен анализ некоторых сервисов, применимых для организации учебной деятельности на этапе основного общего образования. Для организации деятельности обучающихся педагог может использовать следующие сервисы, которые позволяют создавать задания-тренажеры [2, 3]:
«Edmodo» - сервис для организации учебного процесса и проведения дискуссий по определенным направлениям, в которых могут участвовать все обучающиеся. Данный сервис адекватен для организации совместной коллективной деятельности обучающихся.
«Bubble.us» - сервис для построения ментальных карт или карт знаний с возможностью совместного редактирования и различных вариаций шаблонов разработанных готовых карт. При помощи данного сервиса можно составлять схемы, выполнять задание ученикам совместно, строить ментальную карту.
«Questbase» - сервис для проектирования педагогических тестов, опросов, викторин. При проектировании теста предусмотрены разные типы вопросов. Сервис можно применять для дистанционных викторин, олимпиад, для проверки усвоения.
«Каноот». Обучающиеся могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с различных устройств, имеющих доступ к Интернету. Созданные в Каноот задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. При желании учитель может использовать баллы за ответы на задаваемые вопросы, правильность ответов и скорость выполнения. Использование данного сервиса может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от учащихся. Одной из особенностей Каноот является возможность дублировать и редактировать тесты, что позволяет учителю сэкономить много времени.
Онлайн сервис «Фабрика кроссвордов» позволяет в максимально короткие сроки создавать кроссворды с использованием «собственных» слов или используя словари сервиса. Форму кроссворда можно задать с помощью мышки. Данный сервис предоставляет возможность создания тематических кроссвордов, организации внеурочной деятельности, конкурсов кроссвордов и др., для изучения сервисов.
«StudyStack» - сервис для создания различных дидактических материалов. Можно создавать карточки для самоконтроля, а также использовать готовые карточки.
«BrainFlips» - сервис создания карточек для любого учебного предмета. По принципу выполнения схоже с игрой «детское домино». Карточки могут содержать изображения, текст, видео и звуковое сопровождение.
«CoboCards» - сервис для создания дидактических карточек и перфокарт.
«Ediscio» - сервис создания флеш-карт с использованием формул, картинок, текста и видео. Коллекции карт можно упорядочить.
«ProProfs» - сервис для обучения в онлайн режиме. Можно создавать интерактивные карты, тесты и опросы.
«WordLearner» - сервис позволяет создавать головоломки, упражнения, карточки, игры и рабочие листы.
Остановимся более подробно на интерактивном сервисе LearningApps.org, так как в нашей работе мы будем использовать именное его.
«LearningApps.org» с помощью интерактивных модулей является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания. Существующие модули могут быть интегрированы в содержание обучения, а также их можно модифицировать или создавать в оперативном режиме. В данном случае целью является также собрание интерактивных блоков и возможность их общедоступности для остальных участников образовательного процесса. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии.
Кроме того, данный сервис помогает организовать работу коллектива учащихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов. На сайте представлено более 30 различных интерактивных видов упражнений, 5 из них в форме игры для 2-4 участников. Есть русскоязычная версия сайта. Все задания выполнены в одном варианте [2, 3].
«Сервис» представляет собой конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в разных режимах - «Пазлы», «Найди пару», «Найди соответствия», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа», «Кроссворд» и другие. Основная дидактическая задача приложений заключается в том, что ученики способствуют проверке и закреплению свои в нестандартной, игровой форме. Условно имеющееся разнообразие интерактивных модулей можно разделить на два блока: шаблоны и инструменты.
Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и четко определенных действий со стороны ученика. Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку.
- «Selection» - упражнения на выбор правильного ответа.
- «Assignment» - задания на установление соответствия.
- «Sequence» - на определение правильной последовательности.
- «Hot Potatoes».
- Онлайн-игры - упражнения-соревнования, предназначены для того, чтобы обучающиеся участвовали в соревновательной деятельности с компьютером или другими учениками. Инструменты используются для подготовки и применения демонстрационного материала, для организации взаимодействия с учениками. В сервисе LearningApps.org имеются следующие инструменты, позволяющие готовить качественные электронные наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы, а также дистанционно общаться с обучающимися и коллегами.
- «Notebook» (Блокнот) - элементарный текстовый редактор, предназначенный для выполнения типичных заданий репродуктивного типа.
- «Pinboard» («Пробковая доска») - предназначен для выполнения текстовых заметок и загрузки файлов с эффектом имитацией прикрепления канцелярскими кнопками к пробковой доске.
- «Etherpad» - онлайн-редактор, в котором может совместно работать несколько интернет-пользователей.
- «Mindmap» (Ментальная карта) - наглядный графический редактор ментальных карт. Его можно применять как для демонстрации заранее составленных карт, так и для составления ментальной карты на учебном занятии.
- Аудио- и видеоконтент - инструмент, позволяющий не только загружать аудио- и видеофайлы, но и встраивать их в приложения. В сервисе LearningApps.org можно создавать приложения, в которых надо отгадать музыкальный инструмент по звучанию, географический объект по видеофрагменту, можно добавить к видеоролику вопросы, на которые ученики должны ответить после просмотра.
- Календарь для составления расписания в виде таблицы.
- Сетка приложений - инструмент создания коллекции из нескольких приложений.
- Чат для общения в сети.
Преимущество приложений сервера LearningAppa.org заключается и в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной игровой форме. Как показал опыт, применение сервиса LearningApps помогает решать образовательные задачи урока, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них познавательный интерес к учебному материалу.
Считаем, что использование интернет-сервисов для работы на уроках в современной школе дает возможность:
1. повысить у обучающихся мотивацию к предмету;
2. подготовить к самостоятельному усвоению материала;
3. овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
4. интеллектуально развивать обучающихся;
5. получить обучающимся коммуникативный опыт; повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля над деятельностью обучающихся.
Использование интерактивных тренажеров в процессе обучения дает такие возможности, как выполнение различных учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов, обеспечение открытости и доступности учебных материалов.
Таким образом, проведенный нами научно-методический анализ позволяет сделать вывод о том, что интерактивные тренажеры позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для обучающихся, а, следовательно, повышают интерес к обучению. Школьники могут работать не только на уроке, выполняя задания. Педагогу интерактивные тренажеры позволяют использовать творческий подход к процессу обучения.
Для определения целесообразности применения интерактивных заданий-тренажеров на уроках, нами было проведено анкетирование среди обучающихся 6-х классов. Цель анкетирование - выявление познавательного интереса к учебным предметам, а также определение основных факторов, которые по мнению школьников «делают уроки интересными». Так, согласно полученным данным опроса 47% школьникам «не интересно» на уроках. Основную причину они назвали «не интересное преподавание уроков». Средствами, способствующими повышению интереса к школьным предметам, обучающиеся назвали следующие: «больше интересных примеров», «использовать увлекательные задания», «применять компьютерные технологии» и т.д.
Результаты проведенного анкетирования подтвердили актуальность выбранной нами темы. Нами был разработан комплекс заданий с использований заданий-тренажеров. Для выявления эффективности разработанного комплекса был проведен педагогический эксперимент. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 93» г. Барнаула Алтайского края. В качестве учебного предмета мы использовали «Основы безопасности жизнедеятельности». К основным задачам данного учебного относят формирование личности безопасного типа и воспитание культуры безопасного поведения. Нами был осуществлен сравнительный анализ программ и учебников ОБЖ В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова и А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова с точки зрения формирования безопасного поведения обучающихся во время активного отдыха на природе. На основании анализа можно сделать следующие выводы: процесс обучения безопасному поведению во время активного отдыха на природе выстраивается индивидуально, авторы учебников акцентируют внимание на психологической или теоретической подготовке формирования безопасного поведения, в учебниках недостаточное количество заданий, направленных на формирование алгоритмов безопасного поведения в условиях активного отдыха.
В педагогическом эксперименте принимали участие 48 человек - учащиеся 6-х классов. Экспериментальная группа - 3 человека, контрольная - 25. На момент начала эксперимента выборки были однородны по составу и уровню подготовленности (по результатам педагогического тестирования по предыдущему изученному учебному разделу). Школа работала по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов, под редакцией. Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Было сформировано две группы участников эксперимента: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа занималась на базе МБОУ «СОШ № 93» г. Барнаула, с учителем ОБЖ по школьной программе, без каких-либо изменений. Экспериментальная группа занималась на той же базе, по разработанной нами программе, которая содержала интерактивные задания-тренажеры.
Для достижения поставленной цели в соответствии с результатами констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс заданий-тренажеров, которые были реализованы на уроках ОБЖ при изучении тем разделов «Подготовка к активному отдыху на природе», «Активный отдых на природе и безопасность». Нами взята за основу программа по ОБЖ за 6 класс А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Были составлены задания-тренажеры для каждого параграфа разделов «Подготовка к активному отдыху на природе», «Активный отдых на природе и безопасность» учебника. Чтобы пользователю получить доступ к какому-либо заданию, достаточно зайти на сайт LearningApps.org, перейдя по ссылке.
Разработанные задания-тренажеры применялись на уроках на этапе закрепления изученного материала, с целью контроля или организации самостоятельной работы на уроке. После знакомства с теорией ученикам предлагалось пройти задания-тренажеры, в которых есть возможность проверить ответ, или повторить теорию. Ученики работали в своем темпе, у них не было ограничений по времени.
Задания-тренажеры учащиеся выполняли как на уроках ОБЖ, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из разработанных заданий, например «Скачки», которое использовалось на уроке при изучении темы «Природа и человек», позволили организовать парную работу на уроке.
Для того чтобы разработанные задания-тренажеры, учитель смог использовать на уроках ОБЖ необходимо подготовиться к проведению такого урока заранее:
• Ознакомится с шаблонами заданий-тренажеров, посмотреть и понять, как они работают.
• Протестировать задания-тренажеры с учетом технических возможностей компьютерных классов.
• При работе с заданиями-тренажерами важно, чтобы имелась возможность выхода в интернет и доступ к сайту. Разработанные задания-тренажеры применялись на уроках на этапе закрепления изученного материала, с целью контроля или организации самостоятельной работы на уроке. После знакомства с теорией ученикам предлагалось пройти задания-тренажеры, в которых есть возможность проверить ответ, или повторить теорию. Ученики работали в своем темпе, у них не было ограничений по времени.
• Задания-тренажеры учащиеся выполняли как на уроках ОБЖ, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из разработанных заданий, например «Скачки», которое использовалось на уроке при изучении темы «Природа и человек», позволили организовать парную работу на уроке.
С целью диагностики познавательного интереса учащихся экспериментальной группы к предмету ОБЖ мы использовали анкетирование по (модифицированной) методике Г.И. Щукиной. Данная анкета позволяет оценить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся [4, 5].
В соответствии с инструкцией, учащимся необходимо было ответить на 5 вопросов, каждый из которых раскрывал один из критериев уровня сформированности познавательного интереса. Выбирали один из трех вариантов ответа. Ответы учащихся оценивались в баллах: ответы группы «А» - Збалла; ответы группы «Б» - 2 балла; ответы группы «В» - 1 балл.
В соответствии с количеством баллов выделяются три уровня развития познавательного интереса:
Высокий уровень - 15-18 баллов: высокий познавательный интерес, увлеченность процессом самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.
Средний уровень - 10-14 баллов: познавательный интерес, требующий побуждений учителя; зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи.
Низкий уровень - 6-9 баллов: познавательная инертность; мнимая самостоятельность действий; полная бездеятельность при затруднениях.
Представим сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования по данной методике (Таблица 1).
Таблица 1
Уровни познавательного интереса (констатирующий и контрольный этапы)
Группа Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
учеников учеников учеников
Констатирующий этап 4 17 8 35 11 48
Контрольный этап 9 39 11 48 3 13
Анализ результатов диагностики по методике Г.И. Щукиной показывает, что после проведения уроков с использованием интерактивных заданий - тренажеров, на 22% увеличилось количество детей, у которых высокий уровень познавательного интереса. У этих ребят устойчиво проявляется самостоятельность в выполнении заданий; появилось желание выполнить задание любой сложности. У значительной части детей (48%) по-прежнему средний уровень познавательного интереса. Те ребята, которые на констатирующем этапе не проявляли интереса при выполнении заданий, при любой трудности испытывали разочарование, стали выполнять задания хоть и при помощи учителя, но появилась заинтересованность к учебному процессу. Поэтому сократилось число учеников с низким уровнем познавательного интереса (с 48% до 13%). В целом, можно оценить изменения в уровне познавательного интереса детей в классе как положительные.
С целью оценки достоверности количественных характеристик экспериментального материала и сдвигов результатов тестирования, полученных в ходе эксперимента, использовался критерий достоверности различия t (критерий Стьюдента).
Критерий достоверности различия (^ рассчитывался по формуле
и
М п =, где - знак суммирования; Vi - числовое значения; п - число вариаций.
Средне квадратическое отклонение
Ммак.- Ммин.
q= К , где К - коэффициент Ермолаева; М макс. - максимальный результат; М мин. - минимальный
результат.
Ошибка среднеарифметической (т)
т= п— 1 где, q- среднее квадратическое отклонение, а количество испытуемых минус 1 (при п менее 30 в знаменателе будет п-1, а более 30 просто п).
Л/] - ЛЬ
£ = —.
/-7-7
у тт — 1Щ
~ где, I -; - т1 - исходные данные; т2- конечные данные.
Представим полученные данные в таблице 2.
Таблица 2
Математическая обработка результатов сформированности познавательного интереса у учащихся
экспериментальной группы
Группа Средняя арифметическая (М) Стандартное квадратичное отклонение (о) Средняя ошибка средней арифметической (т)
Констатирующий этап 11.26 4.14 0.88
Контрольный этап 14.39 3.35 0.72
1 = 11 26— 14.39= 2 75 \0.882+0.722 '
Число степеней свободы f = 23+23-2=44
Определяем по таблице критических значений ^Стьюдента уровень значимости: критическое значение ^критерия Стьюдента = 2.015, при уровне значимости р = 0,05.Значение 2.75>2.015, следовательно уровень значимости меньше 0,05, что говорит о достоверности различий между показателями познавательного интереса учащихся экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Выводы. По данным контрольной диагностики можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных заданий-тренажеров, направленных на освоение знаниевого компонента, а также формирование познавательного интереса учащихся является эффективным и практически значимым. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости и целесообразности применения различных современных средств обучения, в том числе и интерактивных.
Литература:
1. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под и ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
2. Технология интерактивного обучения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/statya-tehnologiya-
interaktivnogo-obucheniya1075798.html (Дата обращения 28.009.2021)
3. LearningApps.org [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://learningapps.org/ (Дата обращения: 23.09.2021)
4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1986. - 190 с.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина -Москва: Просвещение, 1979. - 178 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); кандидат исторических наук Гордиенко Оксана Николаевна
Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул)
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ОСНОВАМ САМООРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Аннотация. Данная научная статья посвящена проблеме формирования основ самоорганизации студентов первого курса в условиях перехода на новые образовательные стандарты высшего образования. Авторами статьи систематизированы имеющиеся научные подходы к определению понятия «самоорганизация», выделаны структурные компоненты данного явления. Представлены и проанализированы результаты диагностики студентов первого курса на предмет сформированности основ самоорганизации собственной деятельности. В ходе проблемного анализа раскрываются структурные компоненты общей компетентности самоорганизации. Характеризуется содержание компетенций самоорганизации как набора определенных действий, осуществляемых в соответствии с поставленной целью на основе имеющихся знаний, умений, навыков, способностей и накопленного опыта деятельности.
Ключевые слова: самоорганизация, учебная и профессиональная деятельность, студенты, научное исследование, образовательный процесс вуза, профессиональное становление, саморазвитие, управление деятельностью.
Annotation. This scientific article deals with the problem of forming the foundations of self-organization of first-year students in the conditions of transition to new educational standards of higher professional education. The authors analyzed the available scientific approaches to the definition of the concept of "self-organization", identified the structural components of this phenomenon. The results of diagnostics of first-year students are presented and analyzed in order to identify the basics of self-organization of activity. Based on the problem analysis, the structure of the general competence of self-organization is revealed. The content of the competence of self-organization is characterized as a set of certain actions carried out in accordance with the set goal on the basis of existing knowledge, skills, abilities and accumulated experience of activity.
Keywords: pedagogical culture, professionalism, distance learning, quality of education, distance education, internationalization, socialization, specialist, innovative technologies.
Введение. В настоящее время наблюдаются изменения требований к целям, содержанию образования, уровню профессиональной подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования. Базовым подходом в профессиональной подготовке является системно-деятельностный подход (П.К. Анохина, А.Г. Асмолов, Н.А. Бернштейн, А.М. Каплуненко, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.). В парадигме данного подхода на первый план выдвигается проблема самоорганаизации учебной и профессиональной деятельности студентов. В связи с этим особое значение приобретает освоение обучающимися компетенции самоорганизации. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования данная компетенция трактуется как «способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» [1].
Изложения основного материала статьи. Актуальность теоретического осмысления данной проблемы обусловлена современным социально-экономическим заказом общества на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, творческих, мобильных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, обладающих способностью к самообразованию, саморазвитию, самосовершенстованию, поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности (Д.П. Бушмелева, И.Н. Ким, В.Л. Крайник, С.В. Лисиенко, И.А. Степанова, В.П. Черданцев и др.). Овладение на высоком уровне компетенциями самоорганизации позволит будущему специалисту успешно анализировать свою деятельность, осмысливать условия и задачи обучения, рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс, а также результаты своей учебной и будущей профессиональной деятельности. Однако, для достижения данной цели необходима целенаправленная работа по созданию педагогических условий, способствующих в максимальной степени овладению студентами навыками самоорганизации, начиная с первого курса.
Процесс обучения в высшем учебном заведении для большинства студентов совпадает с юношеским возрастом и началом периода молодости. Для данного возрастного периода характерно завершение процессов физиологического и психологического созревания, на первый план выступают вопросы, связанные с личностной и профессиональной идентичностью, самоопределением и самореализацией. Ведущим видом деятельности выступает учебно-профессиональная (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Лутошкин, А.В. Мудрик, Ж. Пиаже и др.). Учебный процесс в вузе значительно отличается от обучения в школе, студентам приходится усваивать качественно и количественно больший, по сравнению со школой, объем информации, что требует увеличения временных затрат, усилий и терпения. Условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в системе высшего образования [2]. Это обусловливает необходимость адаптации бывшего школьника к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса. Первокурснику необходимо проявлять самостоятельность, инициативность и активность в освоении знаний, а это, в свою очередь, требует большей ответственности за свою деятельность. Студентам приходится по-иному планировать свое время, проявляя гибкость и необходимость оперативной переориентации. Кроме того, в период социально-психологической адаптации у студентов первого курса происходит смена деятельности и окружения, целевые установки претерпевают значительные трансформации. У первокурсников осуществляется смена ценностей, освоение новых социальных ролей, изменение референтной группы, студенты по-другому