Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ У ПОДРОСТКОВ С ДИСТИМИЧНОСТЬЮ ХАРАКТЕРА'

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ У ПОДРОСТКОВ С ДИСТИМИЧНОСТЬЮ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иппотерапия / девиантное поведение / акцентуированный характер / дистимичность характера / hippotherapy / deviant behavior / accentuated character / dysthymic character

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Печников Антон Александрович

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы развития позитивных эмоций в процессе психотерапии у подростков с акцентуацией (дистимичностью) характера. Основываясь на теоретическом анализе, характеризующим дистимический тип акцентуированного характера, было выдвинуто предположение, что психокоррекцию девиантного поведения у подростков можно будет осуществить через развитие базовых позитивных эмоций в процессе проведения иппотерапии. Материалы и методы. Для диагностики типа акцентуации при отборе подростков с девиантным поведением в экспериментальную выборку применялась методика Х. Смишека. Были сформированы две группы подростков с девиантным поведением: экспериментальная (ЭГ) в составе 20 подростков, куда вошли 6 подростков с дистимическим типом акцентуации и контрольной группы (КГ) в составе 17 подростков. Всего в иследовании приняли участие 37 подростков с девиантным поведением. Исследование включало 3 этапа. На констатирующем и контрольном этапах для оценивания эмоциональных переживаний подростков использовалась «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард). На формирующем этапе для ребят экспериментальной группы (ЭГ) была разработана программа иппотерапии, в которую помимо верховой езды включались контакты с животным (дополнительный канал взаимодействия подростка с внешним окружением), забота о животном (кормление, уборка продуктов жизнедеятельности, контроль за состоянием здоровья и т.д.), распознавание эмоций животного и др. Результаты исследования. Взаимодействие подростков с акцентуированным характером (дистимичность) с лошадьми способствовало статистически значимому (≤0.001) повышению индекса позитивных эмоций (интереса, радости, удивления), статистически значимому (≤0.05) снижению показателя индекса острых негативных эмоций (горе, гнев, отвращение), статистически значимому (≤0.001) снижению индекса тревожно-депрессивных эмоций. Обсуждение и заключения. Результаты проведенного исследования убедительно демонстрируют позитивное влияние иппотерапии (коммуникации с лошадьми, уход за лошадьми, управление лошадью при верховой езде) на развитие позитивных эмоций у подростков с дистимичностью характера. На наш взгляд, иппотерапия может стать действенным методом психокоррекции девиантного поведения подростков, особенно с дистимичностью характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Печников Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF POSITIVE EMOTIONS IN THE PROCESS OF HIPPOTHERAPY IN ADOLESCENTS WITH DYSTHYMIC CHARACTER

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of the development of positive emotions in the process of psychotherapy in adolescents with accentuation (dysthymicity) of character. Based on the theoretical analysis characterizing the dysthymic type of accentuated character, it was suggested that the psychocorrection of deviant behavior in adolescents can be carried out through the development of basic positive emotions in the process of hippotherapy. Materials and methods. To diagnose the type of accentuation in the selection of adolescents with deviant behavior in the experimental sample, the method of H. Smishek was used. Two groups of adolescents with deviant behavior were formed: an experimental (EG) group consisting of 20 adolescents, which included 6 adolescents with a dysthymic type of accentuation and a control group (KG) consisting of 17 adolescents. A total of 37 adolescents with deviant behavior participated in the study. The study included 3 stages. At the ascertaining and control stages, the "Scale of Differential Emotions" was used to assess the emotional experiences of adolescents. Izard). At the formative stage, a hippotherapy program was developed for the children of the experimental group (EG), which, in addition to riding, included contacts with an animal (an additional channel of interaction between a teenager and the external environment), animal care (feeding, cleaning of waste products, health monitoring, etc.), recognition of animal emotions, etc. The results of the study. The interaction of adolescents with an accentuated character (dysthymicity) with horses contributed to a statistically significant (≤0.001) an increase in the index of positive emotions (interest, joy, surprise), a statistically significant (≤0.05) decrease in the index of acute negative emotions (grief, anger, disgust), a statistically significant (≤0.001) decrease in the index of anxiety-depressive emotions. Discussion and conclusions. The results of the study convincingly demonstrate the positive effect of hippotherapy (communication with horses, horse care, horse riding management) on the development of positive emotions in adolescents with dysthymic character. In our opinion, hippotherapy can become an effective method of psychocorrection of deviant behavior of adolescents, especially with dysthymic character.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ У ПОДРОСТКОВ С ДИСТИМИЧНОСТЬЮ ХАРАКТЕРА»

9. Pronina, E.N., Psihologija i pedagogika: uchebnik [Psychology and pedagogy: textbook]. Moscow: Knorus, 2019. p. 294 - ISBN 978-5-406-07149-6. - URL:https:// book.ru/book/932192

10. Frindlender T.K. Per. s nem. Satjel' Je. Put' k pokupatelju [Translated from German. Satel E. The way to the customer]. - M.-L.: All-union scientific and technical council of the ussr, 1926. p. 138. https://search.rsl.ru/ru/record/01009177665

11. Psihologicheskaja bezopasnost' i korrektnost' reklamy [Psychological safety and correctness of advertising] https://studbooks.net/902067/psihologiya/analiz_inter-pretatsiya_rezultatov_issledovaniya

12. Psihologija reklamnoj dejatel'nosti: istorija, teorija, jeksperiment, praktika [Psychology of advertising: history, theory, experiment, practice] https://studopedia. ru/20_8242_psihologiya-reklamnoy-deyatelnosti-istoriya-teoriya-eksperiment-praktika. html

13. Jevoljucija reklamy: ot samoj pervoj do sovremennyh [The evolution of advertising: from the very first to modern]. https://pikabu.ru/story/yevolyutsiya_reklamyi_ ot_samoy_pervoy_do_sovremennyikh_55.

14. Jemocional'nyj aspekt reklamnogo vozdejstvija Psihologija: lichnost' i biznes [The Emotional aspect of advertising Psychology: personality and business] https:// hr-portal.ru/article/emocionalnyy-aspekt-reklamnogo-vozdeystviya

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ У ПОДРОСТКОВ С ДИСТИМИЧНОСТЬЮ ХАРАКТЕРА

Сорокоумова Галина Вениаминовна

Доктор психологических наук, профессор, Международный инновационный университет (г.Сочи), e-mail: galsors@mail.ru

Печников Антон Александрович

Аспирант, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: v1022 775@yandex.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-11-21

Аннотация:

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы развития позитивных эмоций в процессе психотерапии у подростков с акцентуацией (дистимичностью) характера. Основываясь на теоретическом анализе, характеризующим дистимический тип акцентуированного характера, было выдвинуто предположение, что психокоррекцию девиантного поведения у подростков можно будет осуществить через развитие базовых позитивных эмоций в процессе проведения иппотерапии.

Материалы и методы. Для диагностики типа акцентуации при отборе подростков с девиантным поведением в экспериментальную выборку применялась методика Х. Смишека. Были сформированы две группы подростков с девиантным поведением: экспериментальная (ЭГ) в составе 20 подростков, куда вошли 6 подростков с дистимическим типом акцентуации и контрольной группы (КГ) в составе 17 подростков. Всего в иследовании приняли участие 37 подростков с девиантным поведением. Исследование включало 3 этапа. На констатирующем и контрольном этапах для оценивания эмоциональных переживаний подростков использовалась «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард). На формирующем этапе для ребят экспериментальной группы (ЭГ) была разработана программа иппотерапии, в которую помимо верховой езды включались контакты с животным (дополнительный канал взаимодействия подростка с внешним окружением), забота о животном (кормление, уборка продуктов жизнедеятельности, контроль за состоянием здоровья и т.д.), распознавание эмоций животного и др.

Результаты исследования. Взаимодействие подростков с акцентуированным характером (дистимичность) с лошадьми способствовало статистически значимому (<0.001) повышению индекса позитивных эмоций (интереса, радости, удивления), статистически значимому (<0.05) снижению показателя индекса острых негативных эмоций (горе, гнев, отвращение), статистически значимому (<0.001) снижению индекса тревожно-депрессивных эмоций.

Обсуждение и заключения. Результаты проведенного исследования убедительно демонстрируют позитивное влияние иппотерапии (коммуникации с лошадьми, уход за лошадьми, управление лошадью при верховой езде) на развитие позитивных эмоций у подростков с дистимичностью характера. На наш взгляд, иппотерапия может стать действенным методом психокоррекции девиантного поведения подростков, особенно с дистимичностью характера.

Ключевые слова: иппотерапия, девиантное поведение, акцентуированный характер, дистимичность характера.

THE DEVELOPMENT OF POSITIVE EMOTIONS IN THE PROCESS OF HIPPOTHERAPY IN ADOLESCENTS WITH DYSTHYMIC CHARACTER

Sorokoumova Galina Venyaminovna

Doctor of Psychology, Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: galsors@mail.ru

Pechnikov Anton Alexandrovich

Postraduate student, International Innovative University (Sochi), e-mail: v1022 775@ yandex.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-11-21

Annotation:

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of the development of positive emotions in the process of psychotherapy in adolescents with accentuation (dysthymicity) of character. Based on the theoretical analysis characterizing the dysthymic type of accentuated character, it was suggested that the psychocorrection of deviant behavior in adolescents can be carried out through the development of basic positive emotions in the process of hippotherapy.

Materials and methods. To diagnose the type of accentuation in the selection of adolescents with deviant behavior in the experimental sample, the method of H. Smishek was used. Two groups of adolescents with deviant behavior were formed: an experimental (EG) group consisting of 20 adolescents, which included 6 adolescents with a dysthymic type of accentuation and a control group (KG) consisting of 17 adolescents. A total of 37 adolescents with deviant behavior participated in the study. The study included 3 stages. At the ascertaining and control stages, the "Scale of Differential Emotions" was used to assess the emotional experiences of adolescents. Izard). At the formative stage, a hippotherapy program was developed for the children of the experimental group (EG), which, in addition to riding, included contacts with an animal (an additional channel of interaction between a teenager and the external environment), animal care (feeding, cleaning of waste products, health monitoring, etc.), recognition of animal emotions, etc.

The results of the study. The interaction of adolescents with an accentuated character (dysthymicity) with horses contributed to a statistically significant (<0.001) an increase in the index of positive emotions (interest, joy, surprise), a statistically significant (<0.05) decrease in the index of acute negative emotions (grief, anger, disgust), a statistically significant (<0.001) decrease in the index of anxiety-depressive emotions.

Discussion and conclusions. The results of the study convincingly demonstrate the positive effect of hippotherapy (communication with horses, horse care, horse riding management) on the development of positive emotions in adolescents with dysthymic character. In our opinion, hippotherapy can become an effective method of psychocorrection of deviant behavior of adolescents, especially with dysthymic character.

Key words: hippotherapy, deviant behavior, accentuated character, dysthymic character.

Введение.

Значительное место среди психокоррекционных практик принадлежит иппотерапии. Иппотерапия характеризуется тем, что в ходе интерактивного взаимодействия с лошадьми под руководством тренеров происходит реабилитация, психокорреция и оздоровление человека любого возраста. В настоящее время иппотерапия повсеместно признана эффективным коррекционным средством, способствующим физическому и психическому развитию личности. Определенное признание иппотерапия получила и в Российской Федерации, где по данным М.В. Максимовой М.В. создано около 100 иппотерапевтических центров [7]. В проведенных ранее исследованиях уже доказано положительное влияние

иппотерапии на психокоррекцию агрессивного поведения подростков [11], на лечение различных психических заболеваний [12], на психопрофилактику и психокоррекцию патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте [5], на психокоррекцию эмоциональных состояний подростков [10]. Целью данного исследования является определение возможности психокоррекции девиантного поведения подростков с дистимичностью характера через развитие позитивных эмоций в процессе прохождения иппотерапии.

Обзор литературы.

Становлению и развитию иппотерапевтической практики за рубежом и в России посвящено достаточное количество работ [1; 2; 3; 5; 7; 10; 11 и др.] Тем не менее, сохраняется недостаточная изученность воздействия иппотерапевтических средств на подростков с девиантным поведением, обусловленным акцентуацией характера. В настоящее время используются разнообразные психотерапевтические практики для работы с акцентуированными подростками [1; 5].

«Дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях» - так развертывает смысл акцентуации А.А. Реан, давая определение этому понятию [9. С. 113]. При этом, подчеркивает А.А. Реан, «...избирательная уязвимость, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям» [9. С. 114]. Поэтому неслучайно в работах К. Леонгарда намеренно подчеркивается, что акцентуация характера является не патологией, а экстраординарным вариантом нормы [6].

Известно, что личность является следствием взаимного влияния шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, когнитивной и моторной. «Для организации личности, для ее социального взаимодействия и для человеческого бытия в высшем смысле этого слова принципиально важны четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Их взаимодействие формирует основу истинно человеческого поведения» -утверждает Кэррол Э. Изард [4. С. 56]. По мнению авторов теории эмоциональной дифференциации, эмоция является многоступенчатым процессом, включающим нейрофизиологическую, нервно-мышечную и чувственно-переживательную составляющие. Важно учитывать, что эмоцию не следует рассматривать в фокусе действия, совершаемого в ответ на некоторый стимул (событие, болевое ощущение, атрибуция и т.д.), ибо она сама по себе является причиной человеческих поступков. Эмоции подвижно, но вместе с тем, относительно стабильно связаны между собой. Наряду с этим, существуют наблюдения, показывающие, что многие эмоции имеют иерархическую организацию. В частности, по мнению С.С. Томкинса стимулы, обусловливающие эмоции интереса, страха и ужаса иерархически организованы, поскольку стимул незначительной силы приводит к появлению интереса, а стимул максимальной силы вызывает ужас, например, звук умеренной силы вызывает любопытство, а чрезмерно громкий звук становится причиной

страха [13]. Поэтому принято считать, что эмоции имеют системную организацию, а, следовательно, и определенную структуру, позволяющую им сопрягаться с когнитивными процессами и, таким образом, оказывать регулирующее влияние на поведенческие проявления личности. Материалы многих исследований свидетельствуют о возможности классификации эмоций. Для проведения настоящего исследования важно знать критерии, по которым выделяются базовые эмоции. Эталонными показателями базовой эмоции ученые считают: отчетливые и специфические нервные субстраты; выразительную и специфическую мимику; отчетливое и специфическое переживание, осознаваемое индивидом; возникают в результате эволюционно-биологических процессов; оказывают организующее и мотивирующее влияние на индивида, обеспечивают его адаптацию [4. С. 63 - 64].

Основываясь на теоретическом анализе, характеризующим дистимический тип акцентуированного характера, нами было выдвинуто предположение, что психокоррекцию девиантного поведения у подростков можно будет осуществить через развитие базовых позитивных эмоций в процессе проведения иппотерапии.

Материалы и методы.

При проведении настоящего исследования использовалась классификация акцентуации характера, разработанная К. Леонгардом [6]. В таксономии К. Леонгарда дифференцируется 10 типов акцентуации характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, циклотомический, экзальтированный, эмотивный, тревожный. Для диагностики типа акцентуации при отборе подростков с девиантным поведением в экспериментальную выборку применялась методика Х. Смишека1. Выбор в пользу опросника Х. Смишека был сделан в связи с тем, что он основан на концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда.

При обработке результатов опросника, у 6 респондентов из 37 подростков с девиантным поведением были обнаружены высокие показатели (14- и 15-бальные) по дистимическому типу акцентуации характера. Дистимический тип акцентуации отличается тем, что у обладателей такой акцентуации характера превалирует привычка концентрироваться на мрачных аспектах жизни. Особенно ярко это выражается в общении с другими людьми. Они немногословны, не любят шумные кампании и редко с кем сходятся близко. Равнодушно относятся к событиям, происходящим в окружающем мире. Наряду с этим у них превалирует пониженное настроение.

Исследование включало 3 этапа. Было сформировано две группы: экспериментальная (ЭГ) в составе 20 подростков, куда вошли 6 подростков с дистимическим типом акцентуации и контрольной группы (КГ) в составе 17 подростков. На констатирующем и контрольном этапах для оценивания эмоциональных переживаний использовалась методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард)2.

Данная методика включает 30 шкал, представленных различными оттенками

1 Опросник Смишека [Электронный ресурс]/ URL:https://psylab.info (Дата обращения 10.09.2023)

2 Методы изучения личности учащегося: методическое пособие / автор-составитель Г.В. Сороко-умова. - Н. Новгород, Изд-во НГЛУ 2019.- 300 с.

эмоциональных переживаний. Для оценки каждой из 10 базовых эмоций используются три частные шкалы, расположенные в следующем порядке: 1. Интерес (п. 1-3); 2. Радость (п. 4-6); 3. Удивление (п. 7-9); 4. Горе (п.10-12); 5. Гнев (п. 13-15); 6. Отвращение (п. 16-18); 7. Презрение (п. 19-21); 8. Страх (п. 22-24); 9. Стыд (п. 25-27); 10. Вина (п. 28-30).

Обработка данных по «Шкале дифференциальных эмоций» в нашем случае (определение уровня позитивных эмоций) включала два этапа. На первом подсчитывались оценки по каждой из 3 (трех) позитивных базовых эмоций. Это осуществлялось путем суммации баллов по трем шкалам, описывающим проявления соответствующих эмоций. В результате получалось 3 (три) показателя, значение каждого из которых может варьировать в диапазоне от 3 до 15 баллов. Совокупность баллов, отражающих динамику 3 базовых эмоций (интерес, радость, удивление) указывает на индекс позитивных эмоций (ПЭМ)

Степень эмоциональных переживаний ПЭМ

Слабая < 19 балллов

Умеренная 20-28 баллов

Выраженная 29-36 баллов

Сильная > 37 баллов

На формирующем этапе для ребят экспериментальной группы (ЭГ) была разработана программа психокоррекционной работы, в которую помимо верховой езды включались, контакты с животным (еще один канал взаимодействия подростка с внешним окружением), забота о животном (кормление, уборка продуктов жизнедеятельности, контроль за состоянием здоровья и т.д.), распознавание эмоций животного и др. Именно расширение приемов взаимодействия акцентуированных подростков с лошадьми способствует, на наш взгляд, развитию у них позитивных эмоций, которые участвуют в формировании навыков самовыражения и преодолении негативных проявлений, обусловленных акцентуацией характера.

В программе было предложено три задания.

Задание 1. У подростков с дистимической акцентуацией характера ярко выражены нарушения в общении с другими людьми. Они негативно относятся к иной точке зрения, а также к ярким эмоциональным проявлениям, возникающим в процессе коммуникации. Неохотно подчиняются при работе в команде. Более того, стараются избегать подобных форм деятельности.

Первые поручения подросткам ЭГ были связаны с выгулом лошадей и расчесыванием гривы. Известно, что все животные, и лошади в этом смысле не исключение, коммуницируют друг с другом при помощи системы различных сигналов. В частности, это могут быть определенные звуки, выразительные позы, телодвижения, прикосновения и др. Причем различные группы животных более или менее специализированы по типам используемых сигналов в зависимости от степени развития у них тех или иных органов чувств. У лошадей такими сигналами являются ржание, битье копытом, удовлетворительное фырканье и

т.д. Приоритет на осуществление расчесывания гривы и прогулки с лошадью как первой практики взаимодействия акцентуированного подростка с животным был выбран не случайно. Лошади очень ценят свежий воздух и тактильные ощущения от расчесывания гривы.

Перед расчесыванием гривы подростки были проинструктированы о реакциях лошадей на прикосновения: если уши лошадей направлены назад, это свидетельствует о неприятных ощущениях животного; в том случае, если уши направлены вперёд или вбок, то это явная демонстрация положительных эмоций. Поскольку данная коммуникация имела не вербальный характер и осуществлялась в интерактивном взаимодействии акцентуированного подростка с животным, а, кроме того, не сопровождалась отрицательной реакцией лошади, то испытуемые отнеслись к ней с мимически подтвержденным любопытством. Особое любопытство акцентуированные подростки проявили к выгулу лошади после сообщения инструктора о том, что если лошади удовлетворены прогулкой, то подтверждают полученное удовольствие фырканьем. Более того, испытуемые устроили негласное соревнование: у кого из них во время прогулки лошадь чаще фыркает. Спонтанно возникшее соревнование между подростками с отчетливо выраженной дистимичностью характера явилось ярким подтверждением их заинтересованности в коммуникативном взаимодействии с лошадью.

Задание 2. Очень часто у лошадей тускнеет шерсть, а в районе холки появляется подобие пыли. На самом деле, это отмершие частички кожи, которые называются перхотью. Появление перхоти является отклонением от нормы. Для избавления лошади от этой проблемы нужно изменить ее рацион питания. В частности, помимо скармливания основного корма (сено, овес), необходимо дополнительное питание концентрированными кормами, содержащими витаминно-минеральные смеси, а также льняное семя или масло. Поскольку льняное масло подвержено быстрому окислению, снижающим лечебный эффект, то желательно использовать льняное семя. Для его лучшего усвоения в процессе пищеварения льняное семя дробят. Подросткам с акцентуированным характером (дистимичность) была предложена работа по обогащению корма дробленым льняным семенем. Важно отметить, что они с недоверием отнеслись к данному поручению. Тем не менее, в течение двух с половиной недель тинейджеры самостоятельно, под контролем зоотехника, выполняли все процедуры по подготовке лечебной кормосмеси и скармливанию ее лошадям. В конце третьей недели, когда появление перхоти прекратилось, подростки проявили неподдельный интерес к произошедшему событию. После этого процедура кормления стала для них не рутинным делом, которое они выполняли без особого энтузиазма, а важной работой, от качественного выполнения которой зависит внешний вид лошади.

Задание 3. У подростков с акцентуированным характером (дистимичность), не имевших ранее опыта взаимодействия с лошадьми, существовало мнение, что лошадь управляется только поводом. Наряду с этим взглядом, они высказывали предположение, что повод нужен также и для удержания равновесия при езде верхом. Беседуя с этими подростками, тренер по иппотерапии указал на

ошибочность данной позиции. Равновесие на лошади всадник должен держать себя сам, не обращаясь ни к каким средствам. Иными словами, для сохранения баланса всадник не должен хвататься за повод, луку седла или гриву. Поводом показывают только желаемое направление движения лошади. Сам же поворот осуществляется шенкелем (ногами и телом всадника). Остановка лошади также осуществляется с помощью шенкеля, шлюсса (внутренней части бедра) и корпуса. Т.е. для остановки лошади повод тоже не используется. Данная информация вызвала у подростков явное замешательство, отразившееся в мимике и восклицаниях, выражающих недоверие. После демонстрации тренером правил сохранения равновесия на лошади и управления ею шенкелем и шлюссом у них появился интерес к самостоятельной апробации этих приемов. Важно отметить, что фиаско, сопровождавшее их первые неудачные попытки удержать равновесие без дополнительных средств, не привело к угасанию эмоции интереса. Более того, дальнейшее овладение приемами верховой езды способствовало их раскрепощению и появлению уверенности в себе.

После завершения заданий подводились итоги оценивания эмоциональных переживаний, отражающих динамику проявления базовых эмоций: интереса, радости и удивления.

Результаты исследования.

Результаты методики «Шкала дифференциальных эмоций» у подростков с девиантным поведением экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования К. Изарда представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Средние показатели дифференциальных эмоций у подростков с девиантным поведением экспериментальной (ЭГ) группы на констатирующем и контрольном этапах исследования по опроснику К. Изард 20)

Шкала Конст. этап Контрол.этап Тэмп Р

ПЭМ 22.5 ± 5.5 29.5 ± 4.5 14 <0.001

НЭМ 30.5 ± 6.0 22.0 ± 2.5 45 <0.05

ТДЭМ 25.0 ± 5.5 16.5 ± 3.0 6 <0.001

Как мы видим (таблица 1), средний показатель индекса позитивных эмоций в экспериментальной группе подростков с девиантным поведением на констатирующем этапе составил 22.6±5.5, то на контрольном этапе этот показатель составил 29.5±4.5 балла (р<0.001). При этом если средний показатель индекса острых негативных эмоций в этой группе на констатирующем этапе составил 30.58±6.0, то на контрольном этапе этот показатель составил 22.0±2.5 балла (р<0.001). Средний показатель индекса тревожно-депрессивных эмоций на констатирующем этапе составил 25.0±5.5, то на контрольном этапе этот показатель составил 16.5±3.0 балла (р<0.001).

Обсуждение и заключение

Таким образом, взаимодействие подростков с акцентуированным характером (дистимичность) с лошадьми способствовало статистически значимому (<0.001) повышению индекса позитивных эмоций, развитию позитивных эмоций (интереса, радости, удивления), статистически значимому (<0.05) снижению показателя индекса острых негативных эмоций (горе, гнев, отвращение), статистически значимому (<0.001) снижению индекса тревожно-депрессивных эмоций, функционирование которых является активирующим фактором в психокоррекции дистимичности характера. Количественные показатели подтверждают частично освоенными элементами новой модели поведения, которая выражается следующим образом: снижением мрачного настроения и чувства настороженности, повышением качества взаимодействия со сверстниками и людьми старшими по возрасту, частичным преодолением пессимистичного взгляда на происходящие события, улучшением коммуникации, движением в сторону гармонизации отношений с окружающим миром, появлением потребности быть значимым для других.

Результаты проведенного исследования убедительно демонстрируют позитивное влияние иппотерапии (коммуникации с лошадьми, уход за лошадьми, управление лошадью при верховой езде) на развитие позитивных эмоций у подростков с дистимичностью характера. На наш взгляд, иппотерапия может стать действенным методом психокоррекции девиантного поведения подростков, особенно с дистимичностью характера.

Литература

1. Арнольд О. Хвостатые психотерапевты. М.: Эксима, 2001. 210 с.

2. Баймудов Р. С., Амонов М. К. Иппотерапия как метод лечебной физической культуры // Биология и интегративная медицина. 2017. № 3 / [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.m/artide/n/ippoterapiya-kak-metod-lechebnoy-fi-zicheskoy-kultury-obzor-literatury (дата обращения: 23.03.2024).

3. Джосвик Ф., Киттрейдж М., Макковен Л., Макпарлэнд К., Вудз Ф. Пособие по терапевтической верховой езде. М.: РБОО «МККИ», 2000. 232 с.

4. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 464 с.

5. Карпович Т.Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте: учебно-методического пособие. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. 176 с.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В.М. Лещинская; под ред. В. М. Блейхера. 2-е изд., стер. Киев: Выща шк., 1989. 374 с.

7. Максимова М.В. Иппотерапия как средство коррекции психического

развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03: Москва, 2005. 183 с.

8. Омельченко И.К. Влияние иппотерапии на эмоциональную сферу личности подростка // Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна», 2014. С. 211-216.

9. Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие. СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.

10. Сорокоумова Г.В., Печников А.А. Влияние иппотерапии на психокоррекцию эмоциональных состояний подростков // Развитие образования, 2021. Том 4. № 2. С.38-44.

11. Сорокоумова Г.В., Печников А.А. Нетрадиционные методы психокоррекции агрессивного поведения подростков (на примере иппотерапии)// Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 25 июня 2021 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С.271-275.

12. Шайдхакер М. Особенное значение лечебной верховой езды при лечении разных психических заболеваний // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике: учебные материалы и исследования. М. Шайдхакер. М.: МККИ, 2004. 93 с.

13. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects. New York, Springer, 1963.

References

1. Arnold O. (2001) Hvostatye psihoterapevty [Tailed psychotherapists]. M.: Exima, 210 p. (In Russian).

2. Baimudov R.S., Amonov M.K. (2017) Ippoterapija kak metod lechebnoj fi-zicheskoj kul'tury [Hippotherapy as a method of therapeutic physical culture]. Biology and integrative medicine. No. 3. [Electronic resource] Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/ippoterapiya-kak-metod-lechebnoy-fizicheskoy-kultury-obzor-literatury (accessed 03.23.2024). (In Russian).

3. Josvik F., Kittrage M., McCowen L., McParland K., Woods F. (2000) Poso-bie po terapevticheskoj verhovoj ezde [A manual for therapeutic riding]. M.: RBOO "MKKI", 232 p. (In Russian).

4. Izard K.E. (1999) Psihologija jemocij [Psychology of emotions]. Transl. from English St. Petersburg: Publishing house "Peter", 464 p. (In Russian).

5. Karpovich T.N. (2018) Psihoprofilaktika i psihokorrekcija patologicheskih chert haraktera uchashhihsja v podrostkovom i junosheskom vozraste: uchebno-metodichesko-go posobie [Psychoprophylaxis and psychocorrection of pathological character traits of

students in adolescence and adolescence: an educational and methodological manual]. Minsk: Republican Institute of Vocational Education (RIPO), 176 p. (In Russian).

6. Leonhard K. (1989) Akcentuirovannye lichnosti [Accented personalities]. Per. with him. V.M. Leshchinskaya; edited by V. M. Bleicher. 2nd ed., erased. Kyiv: Vyshcha school, 374 p. (In Russian).

7. Maksimova M.V. (2005) Ippoterapija kak sredstvo korrekcii psihicheskogo razvitija umstvenno otstalyh uchashhihsja mladshego shkol'nogo vozrasta [Hippother-apy as a means of correcting the mental development of mentally retarded students of primary school age] Dis. Ph.D. ped. Sciences: 13.00.03: Moscow, 183 p. (In Russian).

8. Omelchenko I.K. (2014) Vlijanie ippoterapii na jemocional'nuju sferu lichnosti podrostka [The influence of hippotherapy on the emotional sphere of a teenager's personality]. Actual problems of modern science: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Aeterna Scientific Center, pp. 211-216. (In Russian).

9. Rean A.A. (1999) Psihologija izuchenija lichnosti: uchebnoe posobie [Psychology of personality study]. Textbook Benefit. St. Petersburg, V.A. Mikhailov Publishing House, 288 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sorokoumova G.V., Pechnikov A.A. (2021) Vlijanie ippoterapii na psihoko-rrekciju jemocional'nyh sostojanij podrostkov [The influence of hippotherapy on the psychocorrection of emotional states of adolescents ]. Development of education, V. 4. No. 2. pp.38-44. (In Russian).

11.Sorokoumova G.V., Pechnikov A.A. (2021) Netradicionnye metody psihoko-rrekcii agressivnogo povedenija podrostkov (na primere ippoterapii) [Non-traditional methods of psychocorrection of aggressive behavior of adolescents (on the example of hippotherapy)]. Socio-pedagogical issues of education and upbringing: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Cheboksary, June 25, 2021). editorial board: J.V. Murzina [et al.]. Cheboksary: Publishing house "Wednesday", pp.271-275. (In Russian).

12. Shaidhaker M. (2024) Osobennoe znachenie lechebnoj verhovoj ezdy pri lechenii raznyh psihicheskih zabolevanij [The special importance of therapeutic riding in the treatment of various mental diseases] . Horse in psychotherapy, hippotherapy and therapeutic pedagogy: educational materials and research. M. Shaidhaker. M.: MKKI, 93 p. (In Russian).

13. Tomkins S.S. (1963) Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects. New York, Springer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.