УДК 159 . 9 . 07
DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52
возможности групповых и ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПСИХОКОРРЕКЦИИ поведенческих НАРУШЕНИЙ У подростков в условиях средней общеобразовательной школы
Бочанцева Л. И.
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
625003, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Республики, д. 7, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Выявить эффективность групповых и индивидуальных средств психокоррекции нарушений поведения у подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Процедура и методы. Выборка исследования - 44 подростка с разными уровнями нарушений поведения. В ходе проведения экспериментальной работы применялись: методика оценки степени выраженности дезадаптации подростков с разными видами девиантного поведения («Тест СДП» склонность к девиантному поведению) Э. В. Леус; опросник диагностики агрессивности Басса-Дарки (в адаптации А. К. Осницкого); методика склонности к отклоняющему поведению А. Н. Орел. Для определения направления сдвига значений исследуемого признака в сторону повышения (усиления) или понижения (ослабления) применялся критерий знаков G.
Результаты. Анализ полученных данных показал эффективность применения групповых (игротерапии) и индивидуальных (сказкотерапия, изотерапия, анализ метафор и притч) средств психокоррекции нарушений поведения у лиц подросткового возраста. Произошло снижение количества подростков с высоким уровнем нарушений поведения и увеличение числа подростков с низким уровнем (отсутствие нарушений).
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами для разработки и усовершенствования программ психокоррекции поведенческих нарушений в подростковой среде в условиях средней образовательной школы.
Ключевые слова: девиантное поведение, нарушения поведения, отклоняющееся поведение, подростки, психокоррекция, психологические средства коррекции
POSSIBILiTIES OF GROUP AND iNDiViDUAL MEANS
of psychocorrection of behavioral disorders in adolescents in the conditions of secondary school
L. Bochantseva
State Agrarian University of the Northern Trans-Urals ul. Republiki. 7, Tyumen, 625003, Russian Federation
Abstract
Aim. To identify the effectiveness of group and individual means of psychocorrection of behavior disorders in adolescents in secondary school conditions.
© CC BY Бочанцева Л . И . , 2023.
Methodology. The study sample consisted of 44 adolescents with different levels of behavioral disorders. In the course of the experimental work, the methodology for assessing the severity of maladaptation of adolescents with different types of deviant behavior ("SDP test" propensity to deviant behavior) E. V. Leus, the questionnaire for the diagnosis of aggressiveness of Bass-Darki (in the adaptation of A. K. Osnitsky), the methodology of the tendency to deviant behavior by A. N. Orel. To determine the direction of the shift of the values of the studied feature in the direction of increasing (strengthening) or decreasing (weakening), the criterion of G signs was applied.
Results. The analysis of the obtained data showed the effectiveness of the use of group (game therapy) and individual (fairy tale therapy, isotherapy, analysis of metaphors and parables) means of psychocorrection of behavior disorders in adolescents. There was a decrease in the number of adolescents with a high level of behavioral disorders and an increase in the number of adolescents with a low level (no violations).
Research implications. The results of the study can be used by school psychologists to develop and improve programs for psychocorrection of behavioral disorders in the adolescent environment in the conditions of secondary school.
Keywords: deviant behavior, behavioral disorders, deviant behavior, adolescents, psychocorrection, psychological means of correction
Введение
Появление нежелательного поведения в любом обществе является проблемой первостепенной важности . При этом особую значимость данная проблема приобретает в школьной среде. Проблема нарушения поведения у подростков в условиях образовательной школы является в последнее время злободневной . Её актуальность заключается в возрастании частоты проявлений нарушений в поведении у детей подросткового и юношеского возраста. В настоящий момент происходит увеличение количества детей, состоящих на профилактических учётах (внутришкольном, подразделении по делам несовершеннолетних, межведомственном банке «группы особого внимания»), требующих дополнительного психолого-педагогического и социального воздействия. Широкий круг специалистов - психологи, социальные педагоги, учителя, инспекторы ПДН отмечают, что среди наиболее распространённых нару-
шений у обучающихся, состоящих на профилактическом учёте, являются уходы из дома, воровство в супермаркетах, курение электронных сигарет (вейпов или «парилок»), систематические прогулы занятий в школе и невыполнение домашних заданий, преднамеренное нарушение дисциплины на уроке, совершение актов вандализма в общественных местах, проявление вспышек агрессии в виде нападений на сверстников, использование в речи нецензурных выражений и пр
Проблема нарушений поведения носит междисциплинарный характер и раскрывается в психологии, педагогике, социологии, психиатрии, криминалистике и других науках Изучением данной проблемы в зарубежных исследованиях занимались Дж. Уотсон, Э . Ферри, У Шелдон, Ч . Ломброзо, Э . Дюркгейм, З . Фрейд, А . Адлер и другие учёные . В криминологии Я . И . Гилинским был введён термин «девиантное поведение» В отечественных педагогических ис-
155Ы 2949-5113^
следованиях проблема нарушений поведения детей и подростков нашла отражение в трудах В . П . Кащенко, А . С. Макаренко, П . Г Бельского, В Н Никольского и др Проблема правонарушений несовершеннолетними детьми изучалась С А Беличевой Д М Зиновьевой, И А Фурмановым и Н В Фурмановой
Анализ исследований последних лет показал, что учёных интересуют различные аспекты рассматриваемой проблемы . Так, основные взгляды и подходы к объяснению причин возникновения девиантного поведения личности представлены в исследовании С . В . Прокуровой [12], Г. Б . Кошарной и Л . Н . Мордишевой [9]. Они отмечают, что абсолютно все теории возникновения девиаций в поведении личности имеют определённые несовершенства и в изучении данного феномена необходимо придерживаться междисциплинарного подхода к объяснению причин появления
Рядом учёных из Казахстана [14] изучались возрастные проявления де-виантного поведения личности Было установлено, что недостатки семейного воспитания препятствуют формированию самостоятельности и могут вызвать не только личностные проблемы, но и поведенческие В исследовании Т. М . Богданова, Е . В . Кобзева, В . В . Блинова, В . А. Семенова [20] отмечают, что низкий уровень педагогической культуры родителей и нарушения в семейном воспитании способствуют возникновению деви-антности у подростков и склонности к самоповреждающему поведению
В исследовании А С Рахимкуловой [13] представлено влияние различных форм рискованного поведения под-
| 2023 / № 4
ростков на их соматическое и психическое здоровье Автор исследования опирается лишь на анализ задокументированных последствий рискованных форм поведения К А Ильиченко рассматривает нарушение норм поведения младшими школьниками в качестве одного из проявлений школьной дезадаптации Подчеркивается, что в начальной школе начинают появляться дети группы риска и по отношению к их поведению возможно употребление такой категории, как «преддеви-антное поведение» [7].
В последние годы проведён ряд исследований по изучению особенностей нарушений поведения у подростков и поиску причин возникновения данного нарушения [3; 4; 5; 6; 15; 19]. Так, проблеме нарушений нравственных принципов и их влиянии на формирование девиантного поведения подростков посвящено исследование Н . Ю . Варгасовой [7]. Широкий анализ причин нарушения поведения у подростков и возникновение вредных привычек был представлен О . П . Ивановой [6]. Среди причин учёный описывает следующие: игнорирование особенностей пубертатного периода, различные интоксикации, хронические заболевания и органические поражения мозга, психические травмы из-за конфликтных ситуаций, неправильное воспитание и негармоничные семейные взаимоотношения [6] Изучая вандальное поведение подростков в образовательном пространстве, О В Гуровой выявлено наличие у них внутреннего конфликта при высоких уровнях активности и креативности . Подростки из-за неумения реали-зовывать себя прибегают к протестной форме поведения [5].
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
Изучением особенностей социальных групп подростков с отклоняющимся поведением занимались С. В . Гриднева, К . М . Гайдар, И . Ф . Бережная, О . П . Макушина, И . Г Кочетков [19]. Они выявили, что такие подростки обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые определяют не только проявление девиаций в их поведении, но и попадание в группы сверстников со сходными специфическими особенностями .
А . К. Аренс и другие исследователи [15] выявили взаимосвязь между дисциплинарными проблемами, которые присутствовали в поведении подростков в процессе их обучения в школе, с их успеваемостью и учебной мотивацией
Психолого-педагогической профилактикой отклоняющегося поведения школьников и вопросами психокоррекции занимались: И . А . Ахметшина [1], Л . Т. Миннахметова, Н . В . Шувалова, Н . В . Муратшина [10], Л . И . Бочанцева [3], Д . А . Оганнисян и Д . В . Фурсова [11] и др Так, Н В Калинина, В Б Сала-хова, Е . Г. Артамонова, О . И . Ефимова, И . В . Калинин [18] утверждают, что эффективными психологическими механизмами профилактики деви-антного поведения подростков в образовательных учреждениях является активизация личностных ресурсов и ответственности у подростков . В исследовании М . Б . Дусенко [16] представлены подходы к применению физической культуры в качестве метода коррекции девиантного поведения подростков . По мнению Е . Ю . Пономаревой, А. А. Береснева, О . А . Рудаковой [17], эффективность профилактики отклонений в поведении подростков может быть достигнута только через
комплексные программы, реализуемые на базе общеобразовательных организаций . Универсальность и продуктивность артерапевтических методов в коррекционной работе с проблемными подростками была доказана А . Б . Калениченко и Т. А . Родермель [8].
По мнению Л И Бочанцевой, проблема асоциального поведения подростков должна рассматриваться «в контексте комплексной психолого-педагогической проблемы, которую необходимо решать, осуществляя превентивную работу в образовательном учреждении» [2, с . 72].
Как справедливо отмечает К . А . Ильченко, «современные знания о нарушенном поведении школьников позволяют утверждать, что общественность имеет дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности» [7, с . 14].
Однако, несмотря на большой интерес учёных к данной проблеме и достаточную её разработанность в науке, проблема профилактики и коррекции нарушений поведения подростков в условиях СОШ остаётся недостаточно внедрённой на практике Психологи, социальные педагоги и учителя ежедневно сталкиваются с различными отклонениями в поведении подростков Как правило, работа специалистов с подобной проблемой осуществляется посредством воздействия на личность и её ближайшее социальное окружение В деятельности школьного психолога имеется широкий арсенал приёмов воздействия на личность - от элементарных методов убеждения до комплексных программ психокоррекции Несмотря на попытки предупреждения и коррекции подобных нарушений в поведении у подростков, данные
155Ы 2949-5113^
нарушения, тем не менее, появляются Поэтому необходимо осуществлять комплексную работу с применением эффективных средств психокоррекции нарушений поведения у подростков в условиях СОШ
Рассмотренное выше позволило выявить противоречие: между необходимостью применения эффективных средств психокоррекции нарушений поведения у подростков в СОШ и недостаточным внедрением этих средств в практике школы
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление эффективных средств психокоррекции нарушений поведения у подростков в СОШ
Целью исследования выступает выявление эффективности групповых и индивидуальных средств психокоррекции нарушений поведения у подростков в СОШ
Объект исследования - подростки с нарушениями поведения
Предмет исследования - индивидуальные и групповые средства в психокоррекции нарушений поведения у подростков в условиях СОШ
С опорой на цель, объект и предмет, была сформулирована гипотеза исследования: процесс преодоления нарушений поведения у подростков, обучающихся в СОШ, будет более успешным, если использовать индивидуальные и групповые средства психокоррекции, позволяющие осознать причины своего негативного поведения, подверженность влиянию окружающих и степень ведомости в поступках, снизить проявления агрессивных и враждебных реакции подростков, собственной раздражительности, негативизма, обид-
| Ю23 / № 4
чивости, подозрительности, а также склонности другим формам отклоняющегося поведения
Организация исследования
Выборка исследования представлена подростками, обучающимися в одной из школ г Тюмени в количестве 44 человек, состоящими на внутриш-кольном контроле и банке «группы особого внимания» Возрастной диапазон участников - 13-14 лет
Исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного
Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении степени выраженности показателей и уровней нарушения поведения у подростков посредством применения психодиагностических методик
Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СПД) Э В Леус позволила определить, насколько подростки осознают своё поведение, подвержены ли они влиянию окружающих и насколько они ведомы в поступках Данная методика определяет степень социально-психологической адаптации или дезадаптации подростков в социальной среде Высокие оценки по данной методике показывают на высокую степень дезадаптации и повышенный риск нарушений поведения Средние оценки говорят о наличии некоторой незначительной степени социально-психологической дезадаптации, слабая или средняя выраженность разного рода поведенческих девиаций у подростков Низкий уровень нарушений подтверждает отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
и признаков нарушений в поведении подростков
Опросник Басса-Дарки (в адаптации А . К . Осницкого) позволил определить агрессивные и враждебные реакции подростков (физическая, вербальная и косвенная агрессивность, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность) Так, негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим, активные внешние проявления реакции агрессии к конкретным лицам свойственны подросткам с высоким уровнем агрессии и враждебности Средний уровень агрессии имеет подросток, который периодически испытывает раздражение и гнев в ситуациях провокации, но старается их контролировать, хотя у него не всегда это получается Подростки с низким уровнем редко испытывают агрессивные и враждебные реакции, они контролируют своё поведение и решают конфликты приемлемым способом
Методика склонности к отклоняющему поведению А Н Орла (СОП) выявляет высокий, средний и низкий уровни готовности или предрасположенности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения . Подросток с высоким уровнем склонен к отклонениям от социальных норм и правил, подвержен негативным влияниям, склонен к риску, самоутверждается через асоциальные действия и поступки Подростки с таким уровнем проявляют некорректность в общении, недоброжелательны, у них низкий самоконтроль Имея средний уровень склонности, подросток может не всегда осуществлять самоконтроль за соблюдением социальных правил и норм поведения Периодически проявляется его интерес к осуществлению
асоциальных действий и поступков Средний уровень по данной методике может показывать и на потенциальный риск и вовлечение в асоциальные действия со стороны неблагоприятного окружения Подростки с низким уровнем склонности к отклоняющемуся поведению отличаются низкой готовностью к реализации подобных действий и поступков Они соблюдают общественные нормы и не проявляют интерес к их нарушению
С целью апробации групповых и индивидуальных средств психокоррекции нарушений поведения у подростков был организован формирующий этап эксперимента
Цель контрольного этапа заключалась в оценке эффективности применяемых индивидуальных и групповых средств психокоррекции нарушений поведения у подростков путём проведения повторной диагностики
Результаты исследования
Представим описание полученных результатов по трём методикам, используемым на констатирующем этапе для выявления показателей и уровня нарушений поведения у подростков
Применяя методику «Склонность к девиантному поведению» (Э . В . Леус), мы получили следующие результаты: высокий уровень социально-психологической дезадаптации был диагностирован у 16% подростков . Для них характерны следующие поведенческие девиации: у 2 подростков де-линквентность, зависимое поведение у 3 человек, у 2 - агрессивное и ауто-агрессивное поведение Лёгкая степень социально-психологической дезадаптации и слабая выраженность поведенческих девиаций обнаружена
ViV
155Ы 2949-5113^
у 25% подростков . Некоторые подростки из этого числа имеют ситуативную предрасположенность к зависимому (5 чел ), агрессивному (5 чел ) и делинквентному (1 чел ) поведению Низкий уровень социально-психологической дезадаптации был обнаружен у 59% подростков Для них характерно отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение (отсутствие признаков нарушений поведения), преобладание индивидуализации
Результаты по опроснику Басса-Дарки свидетельствуют о высоком уровне проявлений активных внешних реакций агрессии, негативной и недоверчивой позиции к окружающим у 28% подростков . Слабое присутствие агрессивных и враждебных реакций выявлено у 36% подростков (средний уровень) Низкий уровень (отсутствие агрессивных и враждебных реакций) был обнаружен у такого же количества подростков - 36% (16 чел . ) . У мальчиков-подростков, имеющих высокий уровень агрессивности, преобладает физическая агрессия и негативизм (10 чел ), а вербальная агрессия обнаружена у 2 девушек В ходе обследования были выявлены подростки, склонные к ситуативному проявлению раздражения (9 чел ), обиды (4 чел ) и косвенной агрессии (3 чел )
По результатам методики «СОП» А . Н . Орел высокий уровень склонности к отклоняющему поведению был обнаружен у 18% подростков Эти подростки имеют выраженную склонность к отклонениям от социальных норм и правил, их поведение подвержено негативному влиянию, они склонны к рискованным действиям и поступкам Чаще всего через асоциальные действия и поступки они само-
| 2023 / № 4
утверждаются в подростковой среде Средний уровень был обнаружен у 26% подростков Они не всегда соблюдают социальные правила и нормы, поэтому ими могут совершаться асоциальные действия и поступки . В некоторых ситуациях подростки с этим уровнем не всегда склонны к самоконтролю своего поведения Низкий уровень, отражающий мало выраженную готовность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения, обнаружен у большего числа подростков (25 чел ), что составляет 56% Эти подростки отличаются низкой готовностью к реализации ненормативных действий и поступков В большинстве случаев они соблюдают общественные нормы и не проявляют интереса к их нарушению
По результатам всех проведённых методик мы вывели средние значения у всей выборки испытуемых: высокий уровень нарушений поведения был обнаружен у 21% подростков Их поведение характеризуется выраженностью нарушений и проявлением серьёзных асоциальных действий, агрессии и враждебности Им свойственны поведенческие девиации 29% подростков со средним уровнем имеют некоторые поведенческие проблемы, но они не так серьёзны и ярко выражены, как у тех, что с высоким уровнем нарушений в поведении Для 50% подростков свойственен низкий уровень, который характеризуется отсутствием нарушений поведения . Подростки соблюдают общественные правила и нормы (рис 1)
Полученные результаты показывают, что подростки сталкиваются с серьёзными проблемами, такими как отношения с родителями, учителями
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
P^.1/Fig.1. Результатыдиагностикиуровня нарушенийповеденияуподростковна констатирующем этапе (средние значения по трём методикам, % от выборки) / Results of diagnostics of the level of behavioral disorders in adolescents at the ascertaining stage (average values according to three methods, % of sample)
Источник: данные автора.
и сверстниками . У них падает успеваемость в школе из-за слабой мотивации к обучению, они не придерживаются дисциплины в классе во время уроков и на перемене Отношения с родителями часто характеризуются как напряжённые и конфликтные . Крайнее недовольство и обеспокоенность у родителей возникают по причине постоянных жалоб и замечаний педагогов на поведение подростков в школе . Из-за конфликтов с родителями подростки отгораживаются и изолируются, создаётся непреодолимый барьер В связи с полученными результатами констатирующего этапа возникает необходимость в психокоррекции их поведения На формирующем этапе нами разработана и апробирована программа групповой психокоррекционной работы посредством применения игро-
терапии, направленной на коррекцию нарушений поведения подростков (табл 1)
Основные задачи программы заключаются в формировании социально одобряемого (нормативного) поведения, развитии навыков и умений противостояния негативному влиянию для свободного выражения аргументированного отказа оптимальными способами (развитие навыков эффективного общения), снижение агрессивности
Длительность реализации психо-коррекционной программы составляет один учебный год, количество занятий - 28 . Занятия проводились один раз в неделю, их продолжительность составляла 45 минут .
Психокоррекционная программа включает 4 этапа, реализация которых
пове
Таблица 1 / Table 1
Программа психокоррекции нарушений поведения у подростков / The program of correction of behavioral disorders in adolescents
Этапы программы № занятия Содержание занятия
I этап - развитие самопознания и рефлексии Занятие 1. Жизнь человека и его поведение Тест-игра «Мне с тобой приятно общаться» Упражнение «Цвет настроения»
Занятие 2 . Зачем нужно знать себя? Самоанализ «Кто я? Какой я?» Упражнение «Горячий стул»
Занятие 3 . Я глазами других Упражнение «Зеркало» Упражнение «Выражение чувств» . Упражнение «Я лучше всех умею делать»
Занятие 4. Самооценка Упражнение «Мафия» Упражнение «Ассоциации» . Упражнение «Стереотипы»
Занятие 5 . Мой внутренний мир (достоинства и недостатки) Упражнение «Слепец и поводырь» Упражнение «Путаница» . Упражнение «Холодный суп»
Занятие 6 . Ярмарка достоинств Упражнение «Групповое животное» Упражнение «Выражение чувств» . Упражнение «Передай по кругу»
Занятие 7 . Ищу друга Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Пантомима» . Упражнение «Зоопарк»
II этап - обучение навыкам позитивного общения Занятие 8 . Почему люди ссорятся? Упражнение «Мне сегодня» Упражнение «Автопортрет» . Упражнение «Зубы и мясо»
Занятие 9 . Барьеры общения Упражнение «Визитка» Упражнение «Клубок» . Упражнение «Воздушный шар»
Занятие 10 . Конфликтам -нет! Упражнение «Прогноз погоды» Упражнение «Камушек в ботинке» Упражнение «Причта о змее»
Занятие 11. Учимся слушать друг друга Упражнение «Спустить пар» или «Шутливое письмо» Упражнение «Я сообщение»
Занятие 12. Уверенное и неуверенное поведение Упражнение «Ковёр мира» Упражнение «Любовь и злость» Упражнение «Муха»
Занятие 13 . Нужна ли агрессия? Упражнение «Агрессивное поведение Упражнение «Толкалки без слов» Упражнение «Разожми кулак»
Окончание табл. 1
Этапы программы № занятия Содержание занятия
III этап — разрешение проблем при нарушении поведения Занятие 14. Пойми меня Упражнение «Я рад общаться с тобой» Упражнение «Самое-самое» Упражнение «Угадай эмоцию»
Занятие 15 . Мои проблемы Упражнение «Назови эмоцию» Упражнение «Изобрази эмоцию»
Занятие 16. Обиды Упражнение «Прогноз погоды» Упражнение «Диалог со своим мозгом» Упражнение «Беседа»
Занятие 17. Критика Упражнение «Довольный - сердитый» Упражнение «Агрессивность и гнев» . Упражнение «Карлсон сказал»
Занятие 18 . Комплименты или лесть? Упражнение «Волшебная лавка» Упражнение «Имя и качество» Упражнение «Цвет настроения»
Занятие 19 . Груз привычек Упражнение «Довольный - сердитый» Упражнение «Маски неуверенности» Упражнение «Дуэт»
Занятие 20 . Азбука перемен Упражнение «Комната» Упражнение «Это здорово!» Упражнение «Аукцион»
Занятие 21. Вежливость Упражнение «Прогноз погоды» Упражнение «Тропинка» Упражнение «Дерево ссор»
IV этап — обучение навыкам культуры поведения Занятие 22 . Зачем нужен этикет? Упражнение «Суд присяжных» Упражнение «Настойчивость -сопротивление» Упражнение «Выйти по числу пальцев»
Занятие 23 . Приветствия Упражнение «Довольный - сердитый» Упражнение «Агрессивность и гнев»
Занятие 24. Умение вести беседу Упражнение «Мне сегодня» Упражнение «Отдай предмет» Упражнение «Да и нет»
Занятие 25 . Телефонный разговор Упражнение «Горячий стул» Упражнение «Зеркало» . Упражнение «Способы выхода из конфликтной ситуации»
Занятие 26 . В театре Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Пантомима» . Упражнение «Разведчики»
Занятие 27 . Принимаем гостей Самоанализ «Кто я? Какой я?» Упражнение «Рад общению с тобой» Упражнение «Армреслинг» Упражнение «Сила власти»
Занятие 28 . Чаепитие (итоговое занятие) Упражнение «Это здорово!»
Источник: данные автора.
155Ы 2949-5113^
была соотнесена с учебными четвертями На первом этапе мы развивали у подростков навыки и умения к самопознанию своих возможностей и рефлексии На втором этапе посредством проигрывания ситуаций, специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие умений слушать партнёров по общению, а также решать конфликты, происходило обучение навыкам конструктивного общения На последующих этапах мы обучали подростков решать проблемы с помощью специальных упражнений, развивали умения и навыки культурного поведения, таким образом формируя нормативную модель их поведения .
В качестве индивидуальных средств психокоррекции нами применялась сказкотерапия и изотерапия В инди-ви дуальном консультировании методы сказкотерапии позволяли подросткам с нарушениями в поведении свободно выразить мысли и чувства В одном из упражнений «Сказка о моей проблеме» подросток, придумывая историю о своей проблеме, должен описать персонажа этой истории, который сталкивается с проблемой, и то, какие способы решения он выбирает В процессе создания историй и сказок подростки учились новым способам поведения и решению проблем В этой ситуации, когда подросток находился со специалистом, он мог обсудить разыгрываемую историю, задать психологу волнующие вопросы и получить компетентные ответы
В индивидуальной работе с подростками с нарушениями в поведении применялась изотерапия (предметно-тематические изображения) Рисунки на темы «Семья животных», «Я дома», «Моя семья» позволили изучить вну-
| Ю23 / № 4
трисемейные отношения подростка и выявить проблемы для последующей работы с ними Благодаря рисованию на заданные темы моделировались реальные ситуации, в которых подростки демонстрировали отношение к себе, членам своей семьи, складывающиеся отношения между ними, наличие конфликтов и пр Предлагая задание «Изобразить свою жизнь», состоящее из серии рисунков, они постепенно изображали значимые события своей жизни, меняя жизнь к лучшему В процессе рисования подростки обращались к своим мыслям и чувствам, снималось их внутреннее напряжение, помогая тем самым разрешить внутренние конфликты
На индивидуальных встречах подростки анализировали метафоры и притчи, позволяющие им справиться с проблемами, связанными с их поведением Приведём пример метафоры о реке: «Река течёт медленно и спокойно, но встречаясь с препятствием, становится бурной и опасной. Если попытаться бороться с этим течением, то могут возникнуть различного рода сложности Если позволить себе плыть по течению, используя его для своего движения, то чего можно достичь?»
После применения индивидуальных и групповых средств психокоррекции нарушений поведения подростков возникла необходимость в оценке эффективности их применения На контрольном этапе применялись те же психодиагностические методики, что и на констатирующем этапе Сравним результаты, полученные по трём методикам на констатирующем и контрольном этапах
Анализ результатов по методике «СДП» (Э . В . Леус) показал следую-
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
щее: произошло снижение числа подростков с высоким уровнем социально-психологической дезадаптации с 16% (констатирующий этап) до 7% (контрольный) У 3 подростков было выявлено зависимое и агрессивное поведение. Средний уровень социально-психологической дезадаптации или незначительная выраженность поведенческих девиаций снизилась по сравнению с констатирующим этапом (было у 25% подростков, стало - у 18%) . После участия подростков в пси-хокоррекционной программе лёгкую степень предрасположенности к зависимому поведению имеют 3 подростка и агрессивному - такое же число, к делинквентному поведению - 1 человек Низкий уровень социально-психологической дезадаптации на констатирующем этапе был обнаружен у 59% подростков, а после их участия в психокоррекции их число возросло до 75% . Для 33 подростков характерно отсутствие признаков нарушений поведения . Эти подростки не участвуют в асоциальных действиях, ими соблюдаются принятые нормы и правила
Сравним полученные результаты по опроснику Басса-Дарки констатирующего этапа с контрольным . Произошло снижение количества подростков с высоким и средним уровнями проявления агрессивности и враждебности . Так, с высоким уровнем и характерной негативной и недоверчивой позицией по отношению к окружающим, активным внешним проявлением агрессии на констатирующем этапе было 28% подростков, а после участия в психокоррекции стало - 15% Средний уровень или слабое присутствие агрессивных и враждебных реакций в поведении у подростков ранее было обнаружено
у 36% подростков, а на контрольном этапе - 28% Эти подростки периодически испытывают раздражение и гнев в ситуациях возможной провокации, но теперь стараются контролировать свои негативные эмоциональные проявления. Произошло увеличение количества подростков, имеющих низкий уровень агрессивного поведения: было 36%, стало - 57% Подростки с низким уровнем редко испытывают агрессивные и враждебные реакции, они стараются контролировать своё поведение и решают конфликты приемлемым способом Так, снижение агрессивности и враждебности у подростков способствовало улучшению их взаимоотношений с окружающими людьми - учителями, родителями и сверстниками
Результаты контрольного этапа по методике «СОП» (автор А . Н . Орел) мы сравнили с предыдущими, полученными на констатирующем этапе . На контрольном этапе произошло снижение количества детей, имеющих высокий уровень склонности к отклоняющему поведению . Высокий уровень выявлен у 9% подростков, а ранее этим уровнем обладало 18% Для них свойственна выраженная склонность к отклонениям от социальных норм и правил, их поведение подвержено негативному влиянию, они также склонны к рискованным действиям и поступкам Средний уровень был обнаружен у 16% подростков, это меньше, чем на констатирующем этапе - 26% С этим уровнем подростки не всегда соблюдают социальные правила и нормы, поэтому ими иногда могут совершаться какие-либо действия и поступки, не совсем одобряемые обществом Низкий уровень, отражающий мало выраженную готовность подростков
155Ы 2949-5113^
к реализации различных форм отклоняющегося поведения, обнаружен у ещё большего числа подростков - у 33, что составляет 75% . На констатирующем этапе с низким уровнем было выявлено 25 подростков (56%) . У них отсутствуетготовностькрсализации ненормативных действий и поступков . Подовстки чущевстго соУлюдатт общественные нормы и не проявляют иитереса емют-решению.
Графическое обобщённое представ-левил рееуиттаиов дитгнолтики ущцвия нарушений поведения у подростков на коистатиррющтм и комврольномэ тк-пах отражено на рисунке 2
зал, что после применения групповых
| 2023 / № 4
средств (игротерапии) и индивидуальных (сказкотерапия, изотерапия, анализ метафор и притч) произошло снижение количества подростков с высоким и средним уровнем нарушений поведения и увеличение чис-ту нодрнстклвс ЛИЗИОМ ТРовнем-Полученные результаты свидетельствуют о том.етоиртвевёинаорлиху-коррекционная работа способствовала
ведении подростков
Дтя проверки достоверности полученных результатов применялся непа-раюттричрлкиР мееод отатистмиасногт анализа - критерий знаков О. Данный крттертй цтзволлл оцределттт и— правление сдвига значений исследуе-
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
Рис. 2 / Fig. 2. Сравнениеуровнянарушенийповеденияу подростковдо и после формирующего этапа (средние значения по трем методикам, % от выборки) / Comparisonofthelevel ofbehavioraldisordersin adolescentsbefore and afterthe formative stage (average values according to three methods, % of sample)
Источник: данные автора.
мого признака в сторону повышения (усиления) или понижения (ослабления) .
Сформулируем гипотезы: Но - преобладание типичного (отрицательного) направления сдвига в исследуемом признаке у подростков является случайным;
Hi - преобладание типичного (отрицательного) направления сдвига не является случайным
Применяя алгоритм расчёта для критерия знаков G, мы определили количество нулевых сдвигов у всей выборки по результатам трёх методик и исключили их из рассмотрения (табл . 2) . В результате этого n уменьшается на количество нулевых сдвигов (реакций) . Анализ полученных результатов показал, что преобладающим направлением изменений являются отрицательные сдвиги . Данные сдвиги в преобладающем направлении бу-
Таблица 2 / Table 2
дут «типичными» (п) . «Нетипичными» сдвигами (О эмп) будут считаться положительные изменения исследуемого признака. По таблице критических значений критерия знаков О определим значения О кр для данного п . Сопоставим О эмп с О кр • При условии, если О эмп меньше О кр или по крайней мере равен ему (О эмп ^ О кр), сдвиг в типичную сторону может считаться достоверным . Полученный в результате эксперимента сдвиг показателей статистически значим (р=0,01) .
Психологические средства, применяемые нами на формирующем этапе, способствовали снижению уровня нарушений в поведении у подростков Обнаруженные сдвиги подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс преодоления нарушений поведения у подростков будет более успешным, если использовать индивидуальные и групповые средства
Результаты значимости изменений уровня нарушений поведения у подростков / Data on the assessment of the significance of changes in the level of behavioral disorders in adolescents
Данные для применения Тест СДП Опросник Методика СОП
критерия G Э. В. Леус Басса-Дарки А. Н. Орел
Общее число нулевых сдвигов 4 5 4
Общее число положительных 2 0 1
сдвигов
Общее число отрицательных 38 39 39
сдвигов
Типичный сдвиг, n 38 39 39
Нетипичный сдвиг (G эмп) 2 0 1
G кр p < 0,05 13 13 13
p < 0,01 11 11 11
G эмп=2; G эмп=0; G эмп=1;
G эмп < G кр G эмп < G кр G эмп < G кр
Вывод о гипотезе Но или Hi Н0 отклоняется . Н0 отклоняется . Н0 отклоняется.
Принимается Принимается Принимается
гипотеза Н1 гипотеза Н1 гипотеза Н1
155Ы 2949-5113^
психокоррекции, позволяющие осознать причины своего негативного поведения, подверженность влиянию окружающих и степень ведомости в поступках, снизить проявления агрессивных и враждебных реакции подростков, собственной раздражительности, негативизма, обидчивости, подозрительности, а также склонности другим формам отклоняющегося поведения
Заключение
В статье поднимается актуальная психолого-педагогическая проблема психокоррекции поведенческих нарушений у подростков Автором представлены результаты экспериментальной работы по внедрению групповых и индивидуальных средств психокоррекции нарушений в поведенческой сфере у лиц подросткового возраста, обучающихся в средней образовательной школе Подчёркивается важность применения комплекса средств пси-
| 2023 / № 4
хокоррекции, позволяющих осознать подросткам причины негативного поведения, подверженность влиянию окружающих, степень ведомости в поступках
В ходе осуществления групповых и индивидуальных форм работы происходит снижение проявлений агрессивности и враждебности, раздражительности, негативизма, свойственных подросткам с нарушениями в поведении . Значимость исследования обусловлена тем, что оно помогает лучше понять, как групповые и индивидуальные психологические средства при комплексном их использовании позволят эффективно снизить проявления поведенческих нарушений у подростков . Однако, несмотря на полученные результаты исследования, есть ещё аспекты данной проблемы, которые требуют дальнейшего изучения
Статья поступила в редакцию 11.10.2023
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
литература
1. Ахметшина И . А. , Юсупова Х. Г. , Озерова С. А. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования . 2022. № 74 (1). С . 21-24 .
2 . Бочанцева Л. И . Асоциальное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема // XXVIII Ершовские чтения: сборник научных статей, Ишим, 5 марта 2018 г. / под ред . С . А . Еланцевой . Ишим: Издательство Ишимского педагогического института им. П. П . Ершова, 2018 . С. 72-76.
3. Бочанцева Л. И . , Городилова М . А . Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019 . № 5 . С. 48-62.
4. Варгасова Н . Ю . Нарушения нравственных принципов как условие формирования девиантного поведения подростков // Вестник Барнаульского юридического института МВД России . 2022. № 1 (42). С 106-108.
5 Гурова О В Нарушения суверенности психологического пространства как детерминанта деструктивного поведения подростков // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки 2021 № 1 (55). С . 139-142.
6 Иванова О П Причины нарушения поведения и возникновение вредных привычек у подростков // Рефлексия 2022 № 5 С 30-34
7. Ильченко К. А. Нарушение норм поведения как проявление школьной дезадаптации // Педагогика: история, перспективы . 2021. Т. 4. № 4. С. 13-20 .
8 . Калениченко А. Б. , Родермель Т. А. Арттерапевтические методы в работе с подрост-
ками, имеющих девиантное поведение // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 57 (2). С. 62-65.
9 . Кошарная Г. Б . , Мордишева Л. Н . Основные подходы к изучению девиантного по-
ведения // Известия ВУЗов . Поволжский регион. Общественные науки. 2010 . № 1.
10 . Миннахметова Л . Т. , Шувалова Н . В. , Муратшина Н . Ю . Характерные особенности проявления различных форм агрессии и пути предупреждения ее развития у подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4.
11. Оганнисян Д . А . , Фурсова Д . В . Отклоняющееся поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Психология Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9 . № 5 (1). С . 50-58.
12. Прокурова С. В. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на проблему девиантного поведения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010 . № 3 (14). С . 82-89.
13. Рахимкулова А . С . Последствия рискованного поведения для физического и психического здоровья подростков // Девиантология. 2020. Т. 4. № 1 (6). С. 3-15 .
14. Age dynamics of deviant behavoir of teenagers / A. Musina, R. Tatayeva, S . Sarkulova, S . Zhantikeev, A . Idrisov // Georgian Medical News . 2020. Vol. 303. P. 148-155.
15 . Arens A. K. , Morin A. J. S . , Watermann R. Relations between classroom disciplinary
problems and student motivation: Achievement as a potential mediator? // Learning & Instruction. 2015 . № 39 . P. 184-193. DOI: 10 ,1016/j . learninstruc.2015. 07.001.
16 . Dusenko M . B . Methods of correction of deviant behavior of adolescents with the help of
physical culture // Postulat. 2019 . № 7 (45). P. 8 .
17 . Ponomareva E . Yu . , Beresnev A . A . , Rudakova O. A . Prevention of adolescents' deviant be-
haviour [Электронный ресурс] // SHS Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference, Yalta, 05-07 may 2021. URL: 10.1051/shsconf/202111300002 (дата обращения: 10 10 2023)
18 Psychological prevention mechanisms of minors' deviant behavior / N V Kalinina, V B Salakhova, E G Artamonova, O I Efimova, I V Kalinin // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5b. P. 663-672. DOI: 10,12973/ejac. 2017.00200a.
19 Specific features of social groups of teenagers with deviant orientation / S V Gridneva, K. M. Gaidar, I. F. Berezhnaya, O. P. Makushina, I. G. Kochetkov // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5b. P. 741-752. DOI: 10,12973/ejac.2017.00207a.
20 . The role of the family in preventing deviant adolescent behaviour / T. M . Bogdanova,
E . V. Kobzeva, V. V. Blinova, V. A. Semenova // European proceedings of social and behavioural sciences: International Scientific and Practical Conference «State and Law in the Context of Modern Challenges» (SLCMC 2021), Saratov, 17 June 2021 / ed. S . Afanasyev, A. Blinov, S . Belousov. Saratov: European Publisher, 2022. P. 119-124. DOI: 10,15405/eps-bs 2022 01 20
1. Ahmetshina I . A. , Yusupova H . G. , Ozerova S. A. [Psychological and pedagogical prevention of deviant behavior in schoolchildren]. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2022, no . 74 (1), pp . 21-24 .
С. 70-81.
С. 385-387.
references
2. Bochanceva L. I. [Antisocial behavior of a teenager as a psychological and pedagogical problem], In: Elanceva S . A., ed. XXVIII Ershovskie chteniya: sbornik nauchnyh statej, Ishim, 5 marta 2018g. [XXVIII Ershov Readings: collection of scientific articles, Ishim, March 5, 2018]. Ishim, Publishing house of the Ishim Pedagogical Institute named after. P. P. Ershov, 2018, pp. 72-76.
3. Bochanceva L. I . , Gorodilova M . A . [Psychological means for correcting aggressive behavior in adolescents brought up in problem families]. In: Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2019, no . 5, pp. 48-62.
4 . Vargasova N . Yu. [Violations of moral norms as conditions for the formation of deviant
behavior of adolescents]. In: Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Barnaul Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2022, no . 1 (42), pp. 106-108.
5 . Gurova O . V. [Violations of the sovereignty of psychological space as a determinant of de-
structive behavior of adolescents]. In: Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybo-promyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki [News of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: psychological and pedagogical sciences .], 2021, no. 1 (55), pp. 139-142.
6 . Ivanova O. P. [Causes of behavioral disorders and consequences of bad habits in adoles-
cents], In: Refleksiya [Reflection], 2022, no. 5, pp. 30-34.
7 . Il'chenko K. A . [Violation of norms of behavior as school maladjustment]. In: Pedagogika:
istoriya, perspektivy [Pedagogy: history, prospects], 2021, vol. 4, no. 4, pp. 13-20 .
8 . Kalenichenko A. B. , Rodermel T. A. [Art therapeutic methods in working with adoles-
cents showing deviant behavior]. In: Norwegian Journal of Development of the International Science, 2021, no . 57 (2), pp. 62-65.
9 . Kosharnaya G. B. , Mordisheva L. N. [Basic approaches to the study of deviant behavior].
In: Izvestiya VUZov. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki [Proceedings of universities . Volga region. Social Sciences], 2010, no. 1, pp. 70-81.
10 . Minnahmetova L. T. , Shuvalova N. V. , Muratshina N. Yu. [Characteristic features of the
manifestation of forms of various aggression and ways of its development in adolescents] In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2022, no. 76-4, pp. 385-387. 11. Ogannisyan D. A . , Fursova D. V. [Deviant behavior of junior schoolchildren as a psychological and pedagogical problem]. In: Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical-critical reviews and modern research], 2020, vol. 9, no . 5 (1), pp. 50-58.
12 Prokurova S V [Views of international and domestic views on the problem of deviant behavior]. In: Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2010, no. 3 (14), pp. 82-89.
13 Rahimkulova A S [Consequences of risky behavior for the physical and mental health of adolescents]. In: Deviantologiya [Deviantology], 2020, vol. 4, no. 1 (6), pp. 3-15 .
14 . Musina A . , Tatayeva R. , Sarkulova S . , Zhantikeev A . , Idrisov A . Age dynamics of deviant be-
havoir of teenagers . In: Georgian Medical News, 2020, vol. 303, pp. 148-155.
15 . Arens A. K. , Morin A. J. S . , Watermann R. Relations between classroom disciplinary
problems and student motivation: Achievement as a potential mediator? In: Learning & Instruction, 2015, no. 39, pp. 184-193. DOI: 10 ,1016/j.learninstruc. 2015.07. 001.
16 Dusenko M B Methods of correction of deviant behavior of adolescents with the help of physical culture. In: Postulat, 2019, no. 7 (45), p. 8 .
17. Ponomareva E . Yu. , Beresnev A. A. , Rudakova O. A. Prevention of adolescents' deviant behaviour. In: SHS Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference, Yalta, 05-07 may 2021. URL: 10 ,1051/shsconf/202111300002 (accessed: 10.10.2023).
18 . Kalinina N. V. , Salakhova V. B. , Artamonova E. G. , Efimova O. I . , Kalinin I. V. Psychological
prevention mechanisms of minors' deviant behavior. In: Eurasian Journal of Analytical Chemistry, 2017, vol. 12, no. 5b, pp. 663-672. DOI: 10,12973/ejac. 2017.00200a.
19 . Gridneva S . V. , Gaidar K. M. , Berezhnaya I. F., Makushina O. P. , Kochetkov I. G. Specific
features of social groups of teenagers with deviant orientation. In: Eurasian Journal of Analytical Chemistry, 2017, vol. 12, no. 5b, pp. 741-752. DOI: 10,12973/ejac.2017.00207a.
20 . Bogdanova T. M. , Kobzeva E . V. , Blinova V. V. , Semenova V. A. The role of the family in
preventing deviant adolescent behaviour In: Afanasyev S , Blinov A , Belousov S , eds European proceedings of social and behavioural sciences: International Scientific and Practical Conference «State and Law in the Context of Modern Challenges» (SLCMC 2021), Saratov, 17 June2021. Saratov, European Publisher, 2022, pp . 119-124 .DOI: 10. 15405/epsbs .2022.01.20.
информация об авторе
Бочанцева Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета Северного Зауралья;
e-mail: bochanceva.lyudmila@mail. ru; bochantseva. li@gausz. ru
information about the author
Lyudmila I. Bochantseva - Cand . Sci . (Psychology), Assoc. Prof, of Northern Trans-Ural State Agrarian University;
e-mail: bochanceva.lyudmila@mail. ru; bochantseva. li@gausz. ru
правильная ссылка на статью
Бочанцева Л. И . Возможности групповых и индивидуальных средств психокоррекции поведенческих нарушений у подростков в условиях средней общеобразовательной школы // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 4. С. 35-52. БО!: 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52
for citation
Bochanceva L. I. Possibilities of group and individual means of psychocorrection of behavioral disorders in adolescents in the conditions of secondary school. In: Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2023, no. 4, pp . 35-52. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52