Научная статья на тему 'Развитие пожарной техники в 1918-1991 годах'

Развитие пожарной техники в 1918-1991 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головач Д. Ю., Нестеров И. А.

Пожарная техника прошла достаточно долгий путь эволюции от простейшего парового насоса до совершенного пожарного автомобиля с бензиновым двигателем. И этот путь измерялся не одним десятилетием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие пожарной техники в 1918-1991 годах»

Осуществляется своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.

Экологически чистое производство - это основополагающий подход к предотвращению и уменьшению риска чрезвычайных экологических ситуаций, особенно техногенных чрезвычайных ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования».

4. Воробьев Ю.Л. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы / Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И.; Под общ. ред. Воробьева Ю. Л.; МЧС России. — М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2004. — 312 с. ISBN 5-9517-0008-6.

5. Сенчихин Ю.Н., Гузенко В.А. Тушение лесных пожаров направленными взрывами. // Крупные пожары: предупреждение и тушение. Материалы XVI научно-практической конференции. - М., 2001.

6. Катастрофы конца XX века/Под общ. ред. доктора техн. Наук Владимирова В. А. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. — М.: УРСС, 1998. — 400 с. — ISBN 5-88417-167-6.

7. Киселев А.Н. Ядерное топливо разрушенного реактора / «Москва — Чернобылю», книга 2, Москва, Воениздат, 1998.

8. Предотвращение развития аварии и уменьшение её последствий. Борьба с пожаром на АЭС из Доклада INSAG-1, 1986 год.

9. Экологическая доктрина Российской Федерации, М., 2001.

10. БринчукМ.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 1998.

11. Азимов Б.В., Навитний А.М. Проблемы ликвидации экологических последствий при чрезвычайных экологических ситуациях / Экологическое регулирование хозяйственной деятельности предприятий: технические, правовые, налоговые. Инвестиционные вопросы. Сборник статей. - Пермь, 2000.

12. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями / Аюбов Э.Н. и др. /МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 200 с. ил. ISBN 978-5-93970-178-5.

13. Пожары и взрывы / Аюбов Э.Н. и др. /МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 148 с. ил. ISBN 978-5-93970-141-6.

14. Техногенные угрозы. Радиационные и химические аварии / Аюбов Э.Н. и др. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 124 с. ил. ISBN 978-5-93970-181-5.

УДК 351.865:614.849:614.842

Д.Ю. Головач, И.А. Нестеров ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

РАЗВИТИЕ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ В 1918-1991 ГОДАХ

Пожарная техника прошла достаточно долгий путь эволюции — от простейшего парового насоса до совершенного пожарного автомобиля с бензиновым двигателем. И этот путь измерялся не одним десятилетием.

Ключевые слова: пожарная техника, пожарная охрана, безопасность, пожарный автомобиль.

D. Y. Golovach, I.A. Nesterov

DEVELOPMENT OF FIRE-FIGHTING EQUIPMENT IN 1918-1991

Fire engineering has gone through a long evolutionary path - from a simple steam pump to a perfect fire engine with a gasoline engine. And this way was measured not by one decade. Keywords: fire equipment, fire protection, safety, fire truck.

Москва. Лето 1907 года. По Мясницкой в сторону Лубянки на «бешеной» скорости — 20 верст в час — мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в бронзовых касках. Рядом с шофером гордо восседает усатый брандмейстер. Он, не переставая, бьет в начищенную до блеска корабельную рынду. Примерно так выглядел первый выезд «безлошадного» экипажа на пожар в Москве.

Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на Санкт-Петербургской фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.е., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек (рис. 1).

Рис. 1. Первый пожарный автомобиль «ЛЕССНЕР». 1904 г.

К 1917 году во всей стране осталось не более десятка пожарных машин, так что молодая республика Советов, с точки зрения средств пожаротушения, оказалась отброшена в XVIII век, во времена конной тяги и ручных помп. Страна в буквальном смысле горела в огне Гражданской войны, в пожарах и поджогах. К началу 1918 г. в стране не было ни одного промышленного предприятия, производившего пожарную технику и пожарный инвентарь. Энтузиасты приспосабливали для перевозки боевых расчетов и пожарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», «Паккард» и др. Это были автомобили с мощностью двигателей 25-30 кВт.

17 апреля 1918 г. был обнародован декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление контроля над производством противопожарного оборудования и снаряжения, разработку пожарных инструментов и машин. В мае 1919 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности». В 1921 г. В.И. Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряжений по вопросам борьбы с пожарами и

улучшению организации пожарной охраны.

В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной техники за границей. Принимались меры к производству пожарной техники в стране. Выделение валютных средств на импорт пожарных машин неуклонно сокращалось и в 1927 г. прекратилось вовсе.

В 1929 г. советское правительство утвердило план строительства в Нижнем Новгороде автомобильного завода (НАЗ) с нормой ежегодного выпуска не менее 100 тыс. автомобилей. Ожидать первых автомобилей от еще недостроенного НАЗа представлялось непростительным бездействием. Поэтому решили восстанавливать отработавшие ресурс грузовики и оснащать их пожарным оборудованием. Такие машины выпускали с 1924 г. Ленинградский гидромеханический завод и столичный Миусский.

В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в стране начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15. Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Ее запас на машине был равен 350 л, боевой расчет составлял 8 человек (рис.2).

Рис. 2. Пожарный АМО-Ф-15

Рис. 3. ГАЗ-АА ПМГ-1

Именно с этой модели началась история отечественных пожарных машин. Пожарные AMO строили до конца 1929 г. только на ленинградском «Промете» и московском Миусском заводах. Всего выпустили 308 машин.

В конце 1932 года была выпущена пожарная машина ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. Она оснащалась 50-сильным двигателем, позволяющим развивать скорость до 70 км/ч с полной нагрузкой (рис.3).

В период 1932-1937 гг. была создана серия пожарных автоцистерн на базе отечественных автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Грузоподъемность их равнялась 5 и 10 т, а запас воды составлял соответственно 3400 и 4500 л. Боевой расчет - 4 человека (рис. 4).

Рис. 4. Пожарная линейка на шасси грузовика ЯГ-6, 1936 год

Рис.5. Блокадный Ленинград. ПМЗ-1, повреждённая осколками

В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) выпускались пожарные автомобили с передним расположением насосов ПД-10, а также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове для личного состава боевых расчетов (рис. 5).

После окончания Великой Отечественной войны, советские инженеры позаимствовали многие элементы конструкции у зарубежных машин. Модель ЗИЛ-157 отличалась крайне высокой проходимостью и удобством, благодаря двойной отапливаемой кабине для пожарного расчета. Существовало несколько модификаций машины для тушения пожаров разной сложности. Несколько моделей ПМЗ-27 и поныне находятся в полностью рабочем состоянии (рис. 6).

Рис. 6. Послевоенные годы: ЗИЛ-157

Рис. 7. Автомобиль комбинированного тушения

В период восстановления народного хозяйства (1946-1958 гг.) осуществлялось техническое перевооружение пожарной охраны страны. Для пожарных автомобилей серий ПМГ, а также ПМЗ были разработаны закрытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос ПН-25 (впоследствии замененный ПН-30 и ПН-40), модифицированные трансмиссии. Вместимость цистерны пожарных автомобилей достигла 1500-2000 л воды, напор, создаваемый насосами, был 90 м; максимальная скорость движения ПА составила 80 км/ч, мощность двигателей 58-66 кВт (ГАЗ и ЗИЛ). В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появились пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.

Начиная с 1959 г. была создана серия новых более совершенных автомобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137, автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131. Промышленность стала производить пожарные автомобили тяжелого

типа, например АЦ-40(375н)Ц1А, с запасом воды 4000 л и пенообразователя 180 л, на большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с (рис.7).

С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40 на шасси Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310.

Новым является пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ-0,50,5(66), модель 207. Он создан на шасси автомобиля ГАЗ-66, мощность двигателя около 85 кВт, запас порошка и пенообразователя по 500 кг, боевой расчет 2 человека. Конструкция автомобиля позволяет подавать одновременно или последовательно пену и порошок. Автомобиль АКТ используют для тушения пожаров на машиностроительных заводах, аэродромах, объектах нефтехимической промышленности.

Был разработан порошковый автомобиль АП-5(53213), модель 196 на базе грузового автомобиля КамАЗ. Запас порошка на нем 5000 кг, подача лафетным стволом достигает 35 кг/с. Пожарный автомобиль предназначен для тушения разлитых легковоспламеняющихся жидкостей, электроустановок, сжиженных газов и т.д.

Освоен также выпуск специальных автомобилей, таких, как пожарный рукавный автомобиль АР-1,8(131), дымосос АД(66), автомобиль газодымозащитной службы ГДЗС-12(130), а также коленчатый подъемник на шасси MA3-7310.

Ученые, инженеры, энтузиасты и обычные рядовые граждане внесли свою лепту в развитие противопожарной службы СССР. С 1918 по 1991 наша техника пожаротушения догнала по развитию страны ведущих мировых производителей данной отрасли и показала себя конкурентоспособной на специализированных международных выставках. Конечно же, без ложки дегтя не обошлось. Были абсурдные, нелепые и малопродуманные экземпляры.

Вот на мой взгляд пример «первых блинчиков».

Рис. 8. Пожарный танк Байконура. Один из двух. Во времена запуска «Бурана»

Пожарный танк - шасси Т-55, сверху квадратная огромная цистерна. Бронированная зачем-то. И один лафетный ствол. И все! Места внутри - на двоих. Есть совсем немного мест для хранения, например, дембельской парадной формы, альбома, ну и фляжки спирта. Всё.

Основное преимущество пожарного танка перед пожарной машиной - он может ударом разметать горящий объект, гусеницами раздавить обломки и залить сверху горящие остатки. Но если пожар сильный - то экипаж внутри окажется как в консервной банке. И, конечно, вы сами понимаете, какой пожар может быть на космодроме!

С годами технику для тушения сильных пожаров начали разрабатывать с использованием наработанного опыта, навыков и умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Пожарные команды//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.)—СПб., 1890—1907.

3. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об организации государственных мер борьбы с огнём.

4. Декреты Советской власти.—М.: «Эдиториал УРСС», 1999.— Т.XV.— С.5-6.— 432 с — ISBN 5-901006-78-Х.

5. Приказ НКПС СССР от 24.07.1930 № 1668 «О порядке проведения военизации личного состава пожарной охраны транспорта с 1 августа 1930 г.»

6. Постановление ЦИК и СНК СССР от 03.01.1930 «О службе в пожарных организациях» (СЗ СССР 1930 г. № 3, ст. 35).

7. Правительство Российской Федерации. Постановление от 30 августа 2007 года N 548. «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» (с изменениями на 21 января 2016 года).

8. ГОСТ Р 53248—2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей -М.: Стандартинформ,2009 с.1.

9. Пожарная охрана — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).

10. «От истории к современности», журнал «Гражданская защита», апрель 2011 г.

11. Организация пожарной охраны в СССР и Российской Федерации. Справка / Справки/Лента новостей «РИА Новости».

12. Постановление Совмина РСФСР от 06.07.1966 № 588 «Об улучшении организации пожарной охраны в РСФСР — Законодательство СССР».

13. Савельев П.С. Противопожарный щит Москвы — М.: Инфра-М. — С.196.

14. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. — Санкт-Петербург, 2006. с.31.

15. Баловнев В.И. Автомобили и тракторы: краткий справочник. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 с. 309.

16. Богословский М.М. МОСКВА В 1870-1890-х гг. // Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия / Общ. ред., предисл. и прим. Ю. Н. Александрова. —М.: Правда, 1989. — С. 411. — 544 с. — 510 000 экз.

УДК 614.8

A.B. Головцова, С. О Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

В статье рассмотрены пути и причины, способствующие распространению пожара при технологическом процессе на автозаправочных станциях. Представлены потенциально опасные источники зажигания, которые могут иметь место на АЗС. Рассмотрены основные причины повреждения технологического оборудования, которые могут привести к аварии с последующим возникновением пожара или взрыва.

Ключевые слова: автозаправочная станция, технологический процесс, причины возникновения, пути распространения, потенциальные источники зажигания, пожар.

А. V. Golovtsova, S. О. Potapova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.