ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
готовки пожарных специалистов, устройство конкурсов, выставок, соревнований, пожарных и спасательных станций, приобретение новой техники, обеспечение пожарной безопасности дворцов, музеев, театров и т.п.5
Причины высокой промышленной горимости в России были не столько в недостатке техники и знаний противопожарной охраны, сколько в неправильной постановке пожарного страхования, выражен-
ной в отсутствии правильного тарифа и в подготовке кадров страховых агентов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Щаблов Н.И., Дюжев Г.А. Огненный крест. СПб., 1996. С. 280.
2 См.: Борьба с огнем и страхование. 1916. № 1. С. 27-34.
3 Там же.
4 Там же. 1915. № 6-7. С. 25-26.
5 См.: Бородин Д.Н. Пожарная реформа. СПб., 1914. С. З.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ
А.В. Малыхин,
начальник кафедры пожарной техники, автоматики и связи ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, канд. тех. наук, доц.
Статья представляет краткую историю развития отечественного пожарного автомобиля, а также рассматривает некоторые проблемы и перспективы развития пожарной техники в современных условиях России.
Article represents short history of development of the domestic fire-engine vehicle and as considers some problems and prospects of development offire techniques in modern conditions of Russia*.
*
Malyhin A.V. History of development of fire techniques.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
65
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Потребность людей в необходимости ускоренного перемещения привела человечество к созданию различных машин и механизмов, наиболее удобным и любимым из которых стал автомобиль.
Слово «автомобиль» означает «самодвижущаяся повозка», хотя в современном понимании автомобилями принято называть только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями (внутреннего сгорания, электрическими, паровыми).
Российские автомобилисты в 2006 г. отмечали 110-летие отечественного автотранспорта, отсчитывающего свое рождение с 11 сентября 1896 г. В целом же начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г. Даймлер и К. Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имевшие двигатели внутреннего сгорания с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия.
Самодвижущийся экипаж
Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах и паровыми пожарными насосами.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
66
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
17 апреля 1918 г. в России был обнародован Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление контроля над производством противопожарного оборудования и снаряжения, разработку пожарных инструментов и машин.
В мае 1919 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой
готовности». В 1921 г. В.И. Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряжений по вопросам борьбы с пожарами и улучшению организации пожарной охраны.
В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в 19261932 гг. в стране начато планомерное производство пожарных автонасосов.
Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15.
В 1931-1932 гг. вступили в строй Горьковский и Московский автозаводы. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато проектирование и создание пожарных машин ПМГ (горьковского завода) и ПМЗ (московского завода ЗИС). С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечественных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц.
Промышленность страны начала выпускать пожарные автонасосы и автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-3.
Для пожарной охраны впервые было разработано специальное шасси ЗИС. На его базе была создана автоцистерна ЗИС-11 (грузоподъемность 3 т, запас воды 340 л, центробежный насос подавал 1340 л/мин воды, боевой расчет 12 человек) и пожарный автонасос на базе шасси ЗИС-5.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
67
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Пожарный автонасос ПМЗ-2
Пожарная автоцистерна ПМЗ-6
Пожарная автоцистерна ЗИС-11
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
68
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Пожарный автонасос ЗИС-5
В годы Великой Отечественной войны выпускались пожарные автомобили с передним расположением насосов ПД-10, а также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове для личного состава боевых расчетов. В период восстановления народного хозяйства в 1946-1958 гг. осуществлялось техническое перевооружение пожарной охраны страны. В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появи-
лись пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.
Начиная с 1959 г., была создана серия новых более совершенных автомобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40 (130) 63Б, АЦ-40 (131) 137, автомобиль порошкового тушения АП-3 (130) 148, автомобили пожарные аэродромные АА-60 (7310) 16001 и АА-40 (131) 139, ПНС-110 (131).
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
69
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Пожарная автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б
Промышленность стала производить пожарные автомобили тяжелого типа, например АЦ-40 (375н) Ц1А, с запасом воды 4000 л и пенообразователя 180 л, на большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с.
Были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигателями. Серийно выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40 (133 ГЯ), модель 101А, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-133 ГЯ. Она имеет запас воды 5000 л и пенообразователя 360 л. С 1985 г. выпуска-
ется пожарная автоцистерна АЦ-40 (7310) на шасси Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310.
Сейчас выпускается много новых пожарных автомобилей, выполненных на различных базовых шасси: комбинированного тушения; порошковый автомобиль; пожарный рукавный автомобиль; дымосос; автомобиль газодымозащитной службы; пожарные автомобили газоводяного тушения; мощные аэродромные пожарные автомобили; автомобиль быстрого реагирования, а также автолестницы пожарные и автоподъемники коленчатые.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
70
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Автомобиль комбинированного тушения АКТ-10/750-80 (КамАЗ-6460)
Автомобиль порошкового тушения АП 5000 (КамАЗ-43118-10)
Пожарный автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150 (КамАЗ 43114)
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
71
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Рукавный автомобиль АР-2 (КамАЗ-43114)
Аэродромный пожарный автомобиль АА 12/70 КамАЗ-63501
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
72
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Пожарный автомобиль быстрого реагирования (АБР) «ГАЗель»
ГАЗ-32590
Автолестница пожарная АЛ-50 (КамАЗ-53229)
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
73
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Автоподъемник коленчатый пожарный АКП-50 (КамАЗ-6540)
С переходом пожарной охраны из МВД в МЧС России и приданием ей функций пожарноспасательной службы возникли проблемы, связанные с необходимостью модернизации парка пожарных автомобилей. На сегодняшний день главная из многих проблем -развитие функциональности пожарных машин, поступающих на вооружение оперативных подразделений.
Функциональность пожарных автомобилей как технических средств тушения во многом определяется возможностями пожарной надстройки, состоящей из стационарных агрегатов (насосной установки, электросилового блока, подъемной стрелы) и из съемного оборудования - ПТВ, аварийноспасательного инструмента, защитных средств. Причем значимость оптимальной комплектации съемным оборудованием в связи с но-
выми функциями пожарной охраны возросла многократно.
В настоящее время число пожарных автоцистерн в общем парке пожарной техники страны составляет более 75 % и участвуют они в тушении практически всех пожаров. Пожарная автоцистерна не аварийно-спасательный автомобиль, а прежде всего боевая тактическая единица первого выезда. И насколько близка комплектация автоцистерны к оптимальной во многом будет зависеть эффективность действий пожарных в первые минуты тушения. Функциональные возможности пожарных автоцистерн при оперативном использовании во многом определяются их комплектацией.
Приказом МЧС России № 425 от 25 июля 2006 г. утверждены Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудо-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
74
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
вания для основных и специальных пожарных автомобилей.
Они предусматривают существенное расширение номенклатуры оборудования на автоцистернах и пожарно-спасательных автомобилях.
Функциональные возможности классических автолестниц и автоподъемников коленчатых с принятием нового типажа пожарных
автомобилей и норм табельной по-ложенности также существенно расширяются.
На сегодняшний день в мировой практике успешно реализуется тенденция придания монофункциональным автолестницам и автоподъемникам коленчатым свойств автомобилей тушения и аварийноспасательных работ.
Автомобиль пожарно-спасательный с лестницей АПС (Л)-1,25-0,8 МАЗ-5337
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ-3-40/17 (КамАЗ-43253)
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
75
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ-4-40/22 (КамАЗ-43118)
Автоцистерна с коленчатым подъемником АКП-30 (133)
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
76