Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРОАГРЕГАТОРОВ, А ТАКЖЕ СОЗДАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ'

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРОАГРЕГАТОРОВ, А ТАКЖЕ СОЗДАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
сельскохозяйственные кооперативы / потребительский рынок / сельское хозяйство / фермеры / кооперативное развитие / потребительское развитие / развитие рынка / agricultural cooperatives / consumer market / agriculture / farmers / cooperative development / consumer development / market developmentP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмыкова А.В., Евстратова Т.А.

Статья обсуждает перспективы развития потребительского рынка через создание и развитие агроагрегаторов, а также формирование потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Описывается, как данные структуры могут способствовать увеличению доступности качественных и свежих продуктов для потребителей, а также обеспечить сельскохозяйственным производителям более прямой и эффективный канал сбыта своей продукции. Автор статьи подчеркивает важность сотрудничества между производителями и потребителями на уровне агроагрегаторов и кооперативов для устойчивого развития сельского хозяйства и снижения издержек на доставку и реализацию продукции. Главной идеей статьи является важность создания инфраструктуры, которая обеспечит прямые отношения между производителями и потребителями, способствуя развитию территориальных рынков и повышению качества сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калмыкова А.В., Евстратова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONSUMER MARKET VIA CREATION AND DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL AGGREGATORS, ASWELL AS CREATION OF CONSUMER AGRICULTURAL COOPERATIVES

The article discusses the prospects for the development of the consumer market through the creation and development of agricultural aggregators, as well as the formation of consumer agricultural cooperatives. It describes how these structures can help increase the availability of high-quality and fresh products to consumers, as well as provide agricultural producers with a more direct and effective sales channel for their products. The author of the article emphasizes the importance of cooperation between producers and consumers at the level of agricultural aggregators and cooperatives for the sustainable development of agriculture and reducing the cost of delivery and sale of products. The main idea of the article is the importance of creating an infrastructure that will ensure direct relations between producers and consumers, contributing to the development of territorial markets and improving the quality of agricultural products.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРОАГРЕГАТОРОВ, А ТАКЖЕ СОЗДАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ»

УДК 33 Калмыкова А.В., Евстратова Т.А.

Калмыкова А.В.

студент факультета экономики и управления Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

Евстратова Т.А.

к.с.н., доцент факультета экономики и управления Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРОАГРЕГАТОРОВ,

А ТАКЖЕ СОЗДАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Аннотация: статья обсуждает перспективы развития потребительского рынка через создание и развитие агроагрегаторов, а также формирование потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Описывается, как данные структуры могут способствовать увеличению доступности качественных и свежих продуктов для потребителей, а также обеспечить сельскохозяйственным производителям более прямой и эффективный канал сбыта своей продукции. Автор статьи подчеркивает важность сотрудничества между производителями и потребителями на уровне агроагрегаторов и кооперативов для устойчивого развития сельского хозяйства и снижения издержек на доставку и реализацию продукции. Главной идеей статьи является важность создания инфраструктуры, которая обеспечит прямые отношения между производителями и потребителями, способствуя развитию территориальных рынков и повышению качества сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: сельскохозяйственные кооперативы, потребительский рынок, сельское хозяйство, фермеры, кооперативное развитие, потребительское развитие, развитие рынка.

В городском округе Щёлково, как и во многих других округах, работает и развивается множество фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств. В Московской области ввиду особенностей климатических условий особенно развито молочное животноводство, выращивание овощей и ягод. Многие поколения фермеров имеют свои небольшие хозяйства с содержанием крупного рогатого скота, занимаются переработкой молока с получением конечной продукции в виде йогуртов, сметаны, кефира, масла и сыра. Но малые формы хозяйств столкнулись с одной большой проблемой - это отсутствие возможности сбыта продукции, так как содержать собственные магазины затратно и объемы выпускаемой ими продукции не позволяют этого сделать.

Для решения данной проблемы, органам потребительского рынка и сферы услуг администраций городских округов и Правительству Московской области необходимо организовать работу по привлечению в регион агроагрегаторов и созданию потребительских кооперативов, которые возьмут на себя функцию реализации фермерской продукции. Далее, я расскажу, как это будет выглядеть на практике.

Итак, агроагрегатор. Существенной проблемой малых форм фермерских хозяйств является невозможность входа для реализации своей продукции в торговые сети, в связи с малыми объемами производства продукции. Простыми словами, фермер просто не сможет обеспечить минимальный объем поставок своей продукции в торговую сеть. На помощь в решении проблем сбыта малых фермерских хозяйств приходит Агроагрегатор. Агроагрегатор — это новая модель каналов дистрибуции продукции. Агроагрегатор — это оператор по сбору фермерской продукции, в котором формируются партии из продукции небольших предприятий для их централизованных поставок в торговую сеть.

Как же работает агроагрегатор на практике? В городском округе Щёлково создается распределительный центр агроагрегатора, в котором осуществляется сбор и складирование фермерской продукции, т.е. представители агроагрегатора скупают продукцию у малых фермерских хозяйств городского округа. Далее, продукция собирается в распределительном

центре агроагрегатора, распределяется по партиям и видам продукции, и отгружается сформированными партиями в торговые сети, с соответствующей наценкой агроагрегатора. Фактически, агроагрегатор является связующим звеном между торговой сетью и фермерами.

Для развития рынка натуральной продукции фермерских хозяйств, Управлению потребительского рынка, рекламы и сферы услуг Администрации городского округа Щёлково необходимо предусмотреть наличие в округе агроагрегатора, который поможет развитию фермерских хозяйств, обеспечивая их регулярным сбытом продукции, а также позволит конечным потребителям получить качественную фермерскую продукцию не выезжая непосредственно к фермерам, а приобретая её в сетевых торговых магазинах возле дома.

Схема взаимодействия агроагрегатора.

Фермер

Фермер

Фермер

Малые фермерские хозяйства

РЦ

Централи зованная партия

Агроагрегатор

Торговая сеть

Вторым элементом развития потребительского рынка фермерской продукции является создание потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Сельскохозяйственный потребительский кооператив — это некоммерческая организация, членами которой являются сельскохозяйственные товаропроизводители (сельскохозяйственные организации, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств). Вопросы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [1]. Что из себя представляет СПоК?

Это объединение малых фермеров, которое им позволяет формировать общую партию отгрузки готовой продукции и последующее распределение выручки от реализации готовой продукции между членами кооператива, в зависимости от доли отгрузки готовой продукции каждого участника. Такая форма участия фермеров позволяет им сформировать большую партию продукции, что позволит им реализовать ее в торговые сети. Отличие от модели агроагрегатора в том, что агроагрегатор закладывает свою торговую наценку на продукцию, а СПоК, являясь юридическим объединением фермеров, не используя торговую наценку может отгружать по более выгодной цене, нежели они бы реализовывали продукцию агроагрегатору. То есть, исключается посредник в канале реализации продукции.

Схема взаимодействия сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Фермер

Фермер

Малые фермерские хозяйства

Централизов анная партия

СПоК

Торговая сеть

Для развития СПоК государство предусмотрело широкий спектр государственной финансовой поддержки. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14 сентября 2023 г. № 730 утвержден перечень мер государственной поддержки, а именно:

> Возмещение части затрат приобретаемого оборудования членами кооператива.

> Возмещение части затрат на приобретение поголовья сельскохозяйственных животных, кроме свиней, членами кооператива.

> Возмещение части затрат на приобретение многолетних насаждений членами кооператива [2].

Таким образом городские округа имеют все необходимые инструменты для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Подводя итог всего вышесказанного, районным администрациям и администрациям городских округов необходимо проводить активную работу по развитию в своих округах агроагрегаторов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это позволит заполнить полки качественной фермерской продукцией и наладить сбыт готовой продукции малым формам хозяйств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

2. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 14 сентября 2023 г. № 730

Kalmykova A. V., Evstratova T.A.

Kalmykova A.V.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

Evstratova T.A.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

DEVELOPMENT OF CONSUMER MARKET VIA CREATION AND DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL AGGREGATORS, AS WELL AS CREATION OF CONSUMER AGRICULTURAL COOPERATIVES

Abstract: the article discusses the prospects for the development of the consumer market through the creation and development of agricultural aggregators, as well as the formation of consumer agricultural cooperatives. It describes how these structures can help increase the availability of high-quality and fresh products to consumers, as well as provide agricultural producers with a more direct and effective sales channel for their products. The author of the article emphasizes the importance of cooperation between producers and consumers at the level of agricultural aggregators and cooperatives for the sustainable development of agriculture and reducing the cost of delivery and sale ofproducts. The main idea of the article is the importance of creating an infrastructure that will ensure direct relations between producers and consumers, contributing to the development of territorial markets and improving the quality of agricultural products.

Keywords: agricultural cooperatives, consumer market, agriculture, farmers, cooperative development, consumer development, market development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.