Научная статья на тему 'Развитие послевоенной массовой культуры в Чкаловской области в 1945— 1953 гг. (на материалах газеты «Чкаловская коммуна»)'

Развитие послевоенной массовой культуры в Чкаловской области в 1945— 1953 гг. (на материалах газеты «Чкаловская коммуна») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
652
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА / САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / CULTURAL POLICY / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ART / AMATEUR ART / THE POST-WAR DECADE / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рубин Владимир Александрович

В статье рассматриваются основные направления развития массовой культуры Чкаловской области (ныне Оренбургская область) в послевоенный период. Данное время характеризуется тем, что в регионе отмечался значительный культурный подъем: проводилось капитальное строительство новых культурных объектов, памятников, улучшалось обслуживание посетителей библиотек и выставок; театры регулярно демонстрировали новые постановки. В целом, на развитие региональной культуры в рассматриваемые годы наложил отпечаток ряд факторов: война и достигнутая в ней победа, энтузиазм в восстановлении народного хозяйства, государственная социальная политика развития культуры и искусства. В работе предпринята попытка исследовать вопрос на основе материалов областной газеты «Чкаловская коммуна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of postwar mass culture in the region of Chkalov in 1945 — 1953 (on materials of newspapers «Chkalovskaya kommuna»)

The article considers the main directions of development of mass culture in Chkalov region (now Orenburg region) in the post-war period. This period is characterized by the fact that the region had experienced considerable cultural elevation: conducted capital construction of new cultural objects, monuments, improved public services for visitors of exhibitions, libraries and theatres showed regularly new performances. In general, the development of regional culture in the years number of factors has left an imprint: war and achieved victory, enthusiasm for restoring the national economy, state social policy is the development of culture and art. An attempt to investigate the matter on the basis of materials of the regional newspaper «Chkalovskaya kommuna» is done.

Текст научной работы на тему «Развитие послевоенной массовой культуры в Чкаловской области в 1945— 1953 гг. (на материалах газеты «Чкаловская коммуна»)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

стандарта. Постановление Правительства от 31 июля 2003 г. // Вестник Госстандарта России. — 2003. — № 9. — С. 6.

5. О реализации постановления Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 458 «Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта». Приказ Госстандарта России от 21 октября 2003 г. № 1054 // Вестник Госстандарта России. — 2003. — № 11. - С. 22?23.

6. О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. // Вестник Госстандарта России. — 2003. — № 9. — С. 11?16.

7. Об обеспечении соблюдения требований публичного обсуждения проектов национальных стандартов РФ при подготовке их к утверждению и регистрации. Приказ Федераль-

ного агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 декабря 2004 г. № 458 // Вестник Госстандарта России. — 2005. — № 1. — С. 20—21.

ГУЛИЕВ Новруз Амирханович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма.

Адрес для переписки: Guliev_omgis@mail.ru СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма.

Адрес для переписки: Bolat_alemdar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2011 г.

© Н. А. Гулиев, Б. К. Смагулов

УДК 930.85 : 008 В. А. РУБИН

Оренбургский государственный аграрный университет

РАЗВИТИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЧКАЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945 - 1953 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ «ЧКАЛОВСКАЯ КОММУНА»)

В статье рассматриваются основные направления развития массовой культуры Чкаловской области (ныне Оренбургская область) в послевоенный период. Данное время характеризуется тем, что в регионе отмечался значительный культурный подъем: проводилось капитальное строительство новых культурных объектов, памятников, улучшалось обслуживание посетителей библиотек и выставок; театры регулярно демонстрировали новые постановки. В целом, на развитие региональной культуры в рассматриваемые годы наложил отпечаток ряд факторов: война и достигнутая в ней победа, энтузиазм в восстановлении народного хозяйства, государственная социальная политика развития культуры и искусства. В работе предпринята попытка исследовать вопрос на основе материалов областной газеты «Чкаловская коммуна».

Ключевые слова: культурная политика, развитие профессионального искусства, самодеятельность, послевоенное десятилетие, Оренбургская область.

Великая Отечественная война — одна из самых ярких и скорбных страниц в истории России. Она нанесла колоссальный ущерб отечественной культуре. Война уничтожила многие памятники культуры, тысячи музеев, кинотеатров, библиотек, выставочных и концертных залов. Темы войны и труда советского человека и в послевоенные годы были определяющими в творчестве художников, кинодокументалистов, театральных деятелей, музыкантов, писателей и т.д.

Важным очагом культурной сферы являлись театры. В области существовали Оренбургский, Ор-ский и Бугурусланский драматические театры, театр музыкальной комедии, театр кукол, чкаловский театр юного зрителя; действовали также 12 народных театров, музыкальные и танцевальные коллективы. При областной филармонии имелась татарская драматическая труппа, выступающая на родном языке.

Коллективы региональных театров в основу своих репертуаров ставили пьесы как советских, так и зарубежных авторов. Каждый сезон театры готовили премьеры спектаклей. В частности, театры области деятельно готовились к открытию зимнего сезона (1945 —

1946 гг.). До конца 1945 г. областной театр драмы имени М. Горького показал две премьеры — комедию Бернарда Шоу «Пигмалион» в постановке К. Ведерникова и пьесу Леонида Леонова «Обыкновенный человек» (режиссёр А. Экслер). Театр музыкальной комедии представил новые постановки: оперетту «Весёлый петух» (постановщик М. Маркбен) и «Свадьбу Марион». Бузу-лукский драмтеатр отметился постановкой пьесы Матвеева «После Победы» и «Без вины виноватые» Островского (режиссёр А. Григорьев). Орский драматический театр имени Пушкина в 1945 г. готовил к показу спектакль «Платон Кречет» (режиссёр С. Пронский), Бугурусланский театр пьесу «Проклятая коса» [1].

24 мая 1947 г. областной драматический театр им. Горького открыл свой летний сезон в саду им. К. Либкнехта пьесой лауреата Сталинской премии К. Симонова «Русский вопрос». В конце мая того же года театр показал «Любовь Яровую» К. Тренева. С 1 августа в летнем театре работал коллектив театра Музыкальной комедии. Орский драматический театр им. Пушкина в июне 1947 г. отправился на гастроли в город Медногорск, где показал свои лучшие постановки. Бузулукский драматический театр в течение лета того же года дал несколько спектаклей в г. Соро-чинске [2].

Следует отметить, что повышение творческой эффективности театров было органически связано с борьбой за художественное качество спектаклей, и положительная оценка ряда спектаклей общественностью свидетельствует о том, что общий художественный уровень театральной работы ежегодно становился выше.

Постановщик спектаклей в Бугурусланском театре В. Яблочкин пользовался уважением в театральной среде, его спектакли получались удачными. Как писала областная газета «Любая пьеса — сложная, но театр дружными усилиями режиссёра и исполнителей доносит до зрителя заложенный в ней смысл» [3].

Но также были отрицательные отзывы зрителей о работе театров. Например, американской комедией «Лгунья» Бузулукский театр решил увенчать свой сезон, а затем подарить её сельскому зрителю. «Невелика услуга! Театр вытащил из хлама второсортную пьеску, не дал себе труда хоть немного подумать о ней и наскоро слепил спектакль» — таковы были оценки и журналистов, и зрителей [4].

Ведущим в регионе являлся Оренбургский драматический театр имени М. Горького - один из старейших театров страны. В нем был профессиональный творческий коллектив, что позволяло ставить содержательные и интересные спектакли, которые имели успех у публики и активно обсуждались зрителями.

Так, Чкаловское отделение Всероссийского театрального общества провело обсуждение спектакля «Старые друзья». Все выступавшие отметили, что спектакль, поставленный режиссером А. Шумилиным, производит приятное впечатление как ансамблем, так и верной трактовкой пьесы. Волнующие образы создали заслуженная артистка РСФСР А. Я. Садовская, А. И. Элькес, В. М. Шатрова, Н. Д. Веселова [5].

Областной театр музыкальной комедии также пользовался у зрителей популярностью и признательностью. В его спектаклях ощущалась, по мнению критиков, художественная зрелость, хороший вкус, и настойчивое стремление создать цельные, жизнеутверждающие произведения жанра музыкальной комедии. В этом была большая заслуга актёров и режиссёров театра. Как писал Г.И.Незнамов в 1946 г.: «Режиссер пьесы «Свадьба Марион» нашел верный ритм, добился полного общения на сцене, умело обыграл ряд деталей, создал немало смешных и острых мизансцен [6].

Оренбургские театры систематически гастролировали по области. Группа артистов областного драматического театра им. М. Горького в 1946 г. выехала на гастроли в промышленные центры Оренбуржья. В составе группы находились заслуженные артисты РСФСР А. Я. Садовская и В.И. Агеев, ведущие артисты Богданова, Соколова, Побегалов, Карпов и другие — всего 25 человек. Театр демонстрировал одну из лучших своих постановок — пьесу В. Собко «За вторым фронтом». Её посмотрели трудящиеся Медно-

горска, Ракитянки, рабочие посёлка Никитино, горняки Блявинского рудника [7].

Периодически в Чкаловскую область с гастролями приезжали театры из других регионов Советского Союза. Например, 10 июня 1948 г. в здании областного театра музкомедии открыл свои гастроли Башкирский государственный театр оперы и балета. В составе группы имелись и русские исполнители. Репертуар строился как на русском, так и на башкирском языке. Театр располагал большим симфоническим оркестром и квалифицированным хором. Приезд Башкирского театра оперы и балета стал большим культурным событием в жизни города [8]. Театры с каждым годом привлекали всё больше и больше зрителей и становились одним из главных средств культурного развития населения Чкаловской области.

Культурно-просветительные учреждения были важнейшими опорными центрами для развития традиционной культуры. В основном дома культуры имели тесную связь с промпредприятиями области, что хорошо отражено в их наглядной агитации. В них часто проводились тематические вечера, читались лекции и доклады. В Чкалове большой популярностью пользовались лекции на научные темы, которые читали профессора мединститута и лекторские группы, созданные горздравотделом и облоно. Выступая в кино перед началом сеансов, лекторы рассказывали слушателям о сталинской Конституции и выборах в Верховный Совет СССР [9].

Тысячи рабочих и служащих промпредприятий активно посещали библиотеки, которые находились при домах культуры и клубах. В них регулярно демонстрировались не только художественные, но и технические фильмы. Особенно много внимания клубы уделяли освещению передового опыта. Для этого использовались самые разнообразные формы культурно-просветительной работы: литературные вечера, проведение громких читок газет, журналов и книг, создание фотовитрин и многое другое.

Общественность Новоорска широко отмечала 150-летний юбилей со дня рождения величайшего русского поэта А. С. Пушкина. Докладчики райкома ВКП(б) и культотдела райисполкома прочли населению цикл лекций о жизни и творчестве поэта. В парткабинете и районной библиотеке оформили фотовитрины и книжные выставки его произведений. Работники районной библиотеки выезжали на полевые станы колхозов имени Куйбышева, «Красная Пресня» и имени Кирова, проводя читки произведений А.С. Пушкина [10].

Летом интересная культурно-просветительная работа среди горожан была организована в парках культуры и отдыха. В них регулярно проводились массовые гулянья, выступали с концертами самодеятельные коллективы. Но, несмотря на такую плодотворную деятельность клубов и домов культуры, встречаются и случаи неудовлетворительной работы данных заведений. В некоторых домах культуры было грязно, протекала крыша, ценная аппаратура ржавела и портилась. Например, клубы и избычитальни сел Бобровка, Богдановка, Соковка, Раздолье в 1947 г. не были отремонтированы и утеплены. Культурнопросветительная работа здесь вовсе не велась, о чем неоднократно писали в областной газете [11].

Постепенно восстанавливалась киносеть. Популярностью пользовались кинотеатры «Молот», «Победа», «Октябрь», «Комсомолец» и многие другие. В послевоенные годы демонстрировались такие фильмы, как «Детство», «Семеро смелых», «Падение Берлина», «Незабываемый 1919 год», «Клятва» и другие.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

Некоторые кинотеатры имели читальные залы, в которых можно было ознакомиться с газетами, журналами, художественной литературой и т.д. Также в кинотеатрах организовывались выставки, фотовитрины, читались лекции, проводились беседы, устраивались читательские конференции, что позволяло привлекать в кинотеатры все больше и больше посетителей.

Однако такая обстановка существовала не везде. Демонстрация кинофильмов в селах являлась редким событием. Из имеющихся кинопередвижек работали как правило не все, и те с большими перебоями: вместо 20 сеансов в месяц давали в лучшем случае 6 — 7. О бытовых условиях киномехаников в пути никто не заботился [12].

Тяга народных масс к искусству, их стремление самим участвовать в его развитии наиболее ярко выражались в росте числа самодеятельных выступлений. Самодеятельное искусство в послевоенные годы характеризовалось не только увеличением числа кружков и участников в них, но и ростом общей культуры, мастерства исполнения. Кружки художественной самодеятельности действовали не только в культурных и образовательных, но и в оздоровительных учреждениях. Они организовывали концерты, которые пользовались большой популярностью среди населения [13].

Настоящими праздниками народных талантов являлись ежегодные областные смотры самодеятельных коллективов, которые наглядно демонстрировали рост культурного уровня населения. Каждый смотр отличала интересная и разнообразная программа, подготовленная его участниками. Успешно на смотрах выступали коллективы городов Орска, Новотро-ицка, а также Первомайского, Саракташского, Адамов-ского и других районов [14].

Год от года возрастало число и мастерство музыкальных и танцевальных самодеятельных коллективов. Почти в каждом Доме культуры и клубе были свои драматические кружки. Многие из них систематически выступали перед населением с произведениями советской драматургии и русской классики, а также с одноактными спектаклями на злободневные темы. В частности, драмкружок Пилюгинской средней школы Бугурусланского района поставил на сцене клуба пьесу А.Н. Островского «Бедность не порок». Спектакль привлёк много зрителей —колхозников, работников МТС и прошёл с успехом [15].

Для обслуживания колхозников на полевых станах члены самодеятельных кружков организовывали культбригады, которые давали концерты для тракторных и полеводческих бригад. Так, комсомольцы и молодёжь колхоза им. Свердлова Ташлинского района в 1948 г. создали культбригаду. В период сева участники самодеятельности выступали перед тракторными и полеводческими бригадами, подготовив разнообразную программу [16].

Данные мероприятия давали толчок для новых производственных успехов в социалистических соревнованиях и помогали населению отдохнуть от упорного физического труда. Таким образом, художественная самодеятельность оказывала огромное влияние на сознание людей и давала им силы для восстановления страны после войны.

В области действовало около тысячи массовых библиотек всех ведомств с книжным фондом почти в девять миллионов экземпляров. Самой крупной в Чка-ловской области являлась библиотека имени Н. К. Крупской. В ней хранилось более 500 тысяч книг по всем отраслям знаний. В районных библиотеках проводи-

лись читательские конференции. Например, в селе Яшкино Люксембургского района по инициативе районной библиотеки состоялась конференция по роману А. Фадеева «Молодая гвардия», которая привлекла многолюдную аудиторию и прошла с большим успехом [17].

Работа библиотек предусматривала также создание полевых бригад, которые обслуживали колхозников во время работы в поле. Адамовская районная библиотека в 1947 г. скомплектовала восемь библиотек-передвижек для полевых станов. Библиотеки -передвижки развозила культбригада, которая побывала в колхозах «Карабута», имени Калинина и других [18].

Библиотеки привлекали внимание всего населения области, здесь можно было встретить как молодёжь, так и людей зрелого возраста, которые не только пользовались фондом библиотек, но и пополняли его своими личными книгами. Библиотеки области вели открытый доступ читателей к книжным полкам, широко применяли разнообразные формы работы с читателями.

В Чкаловской области в послевоенные годы работали несколько историко-краеведческих музеев, основным из которых являлся старейший и наиболее богатый по числу экспонатов Чкаловский областной краеведческий музей.

Краеведческие музеи знакомили население области с природой и прошлым своего края, с историей революционного движения, с успехами экономики и культуры области. Музеи организовывали тематические выставки, лекции, экскурсии. С каждым годом количество посетителей музеев области росло. В частности, в залах областного краеведческого музея в начале 1947 г. побывало более 10 тысяч человек [19].

Из года в год тяга граждан к изобразительному искусству возрастала. О чем свидетельствовал постоянный рост числа художников. Тем не менее уровень изобразительного искусства в области был достаточно низок, так как выставки произведений художников проводились достаточно редко, хотя привлекали они большое количество людей. Областная газета писала в 1947 г.: «В областном музее открыта выставка чкаловских художников. Это творческий отчёт за истёкший год. Многие художники прошли мимо того, чем жила наша страна. Это несмотря на исторические решения ЦК партии, которые нацеливали работников искусств на создание высокоидейных произведений, отображающих нашу советскую действительность. Отдельные художники сделали попытку откликнуться на современные темы, но их работы теряются в многочисленных натюрмортах, этюдах, эскизах» [20]. Поскольку культура послевоенного периода развивалась, прежде всего, в условиях тоталитарного заказа, поэтому, как мы видим, натюрморты и этюды были не в почете. Однако важно другое — то, что о них писали, пусть даже в рамках критических заметок. И у исследователя есть возможность узнать о разножанровости работ художников, выставлявшихся в послевоенное время.

Тематика скульптурных композиций послевоенного времени соответствовала идеологическим требованиям официального искусства-соцреализма: памятники В.И. Ленину и деятелям партии, героям войны и труда, выдающимся творцам культуры. В данный период было открыто несколько памятников. Например, в воскресенье 5 июля 1949 г., в 4 часа дня, в селе Берды Чкаловского сельского (ныне — Оренбургского) района состоялся торжественный митинг и большое народное гулянье, посвященное открытию

памятника А.С. Пушкину [21]. Жертвы белобандитского налёта были похоронены жителями Оренбурга на скрещивании улицы Цвиллинга и Паркового проспекта. Чкаловцы почтили память погибших защитников советской республики. В канун 33-й годовщины Великого Октября в 1950 г. рядом с братской могилой был установлен памятник, сделанный по проекту скульптора Козырева [22].

В послевоенные годы в Чкаловской области были построены сотни культурно-бытовых учреждений, Домов культуры, клубов, библиотек, спортивных стадионов.

На центральной площади в станице Краснохолмской начали строительство районного дома культуры. В дни воскресников жители Краснохолма расчистили строительную площадку, вырыли траншеи, заготовили достаточное количество бутового камня для закладки фундамента. Зрительный зал строящегося Дома культуры был рассчитан на 150 мест. Проектом предусмотрели помещения для работы кружков, библиотеки, биллиардной, буфета, гардероба. На строительство выделили около 100 тысяч рублей [23]. На восстановление и реконструкцию спортивного стадиона железнодорожников станции Бузулук выделили аналогичную сумму. Капитально отремонтировали гимнастический зал, комнату отдыха, гардеробную. Открытие стадиона приурочили к дорожной спартакиаде, которая прошла в июле

1947 г. [24].

Колхоз «Красная заря» Новоорского района своими силами и на свои средства построил хороший просторный новый клуб. В его зрительном зале насчитывалось 160 мест. Большая заслуга в создании собственного культурного очага принадлежала комсомольцам и председателю колхоза Савину [25].

Появление новых памятников и культурных сооружений свидетельствовало о том, что в послевоенный период, хотя и низкими темпами, но всё же развивалась скульптура и архитектура области, в культурной сфере проводилось капитальное строительство новых объектов.

Таким образом, проанализировав статьи газеты «Чкаловская коммуна» за послевоенный период, мы можем сделать следующие выводы: 1) в Оренбуржье в послевоенные годы возводились новые школы, клубы, красные уголки, библиотеки и другие культурнобытовые объекты, улучшилось содержание деятельности очагов культуры. С каждым годом росло число зрителей в театрах и клубах, читателей в библиотеках. Книги, радио и газеты, музыкальные инструменты стали обычными не только в квартирах горожан, но и в домах сельских жителей. Чкаловская область в послевоенные годы приумножила прежний культурный уровень; 2) в материалах периодической печати освещались практически все сферы культурной деятельности: вопросы развития профессионального и самодеятельного искусства, образовательная работа, проблемы охраны памятников истории и культуры, традиционная народная культура и др.; 3) использование только лишь периодической печати при написании научных исследований по истории культуры дает самые общие (обзорные) представления о культуре региона. Несмотря на то, что о культуре Чкаловской области писали фактически в каждом номере областной газеты, количественные данные носят разрозненный характер, встречаются редко, а достоверность обобщенных показателей нужда-

ется в проверке через исследование архивных фондов; 4) значимость источника состоит в том, что он позволит существенно дополнить и разнообразить исследование по истории послевоенной культуры.

Библиографический список

1. Новые премьеры в театрах области // Чкаловская коммуна. — 1945. — 23 сентября.

2. Театры в летнем сезоне // Чкаловская коммуна. — 1947. — 23 мая.

3. Бугурусланский театр // Чкаловская коммуна. — 1945. —

18 сентября.

4. Анастасьев, А. Неудачный спектакль / А. Анастачьев // Чкаловская коммуна. — 1945. — 8 сентября.

5. Диспут о «»Старых друзьях«» // Чкаловская коммуна. — 1946. — 23 июня.

6. Незнамов, Г. И. «Свадьба Марион» / Г. И. Незнамов // Чкаловская коммуна. — 1946. — 6 февраля.

7. Театр юного зрителя в Чкалове // Чкаловская коммуна. — 1946. — 3 сентября.

8. Незнамов, Г. И. К предстоящим гастролям Башкирского театра оперы и балета / Г. И. Незнамов // Чкаловская коммуна. — 1948. — 8 июня.

9. Лекции для населения // Чкаловская коммуна. — 1946. —

19 января.

10. Василенко, Ф. Лекции и концерты // Чкаловская коммуна. — 1949. — 29 апреля.

11. Яков, П. Культбригады на севе / П. Яков // Чкаловская коммуна. — 1947. — 17 мая.

12. Северский, М. Культурно-просветительная работа — забытый участок / М. Северский // Чкаловская коммуна. — 1945. — 23 ноября.

13. Ларионов, А Самодеятельные концерты в санаториях // Чкаловская коммуна. — 1946. — 6 октября.

14. Куликовский, М. Заметки о сельской театральной самодеятельности / М. Куликовский // Чкаловская коммуна. —

1949. — 9 апреля.

15. «Бедность не порок» на клубной сцене // Чкаловская коммуна. — 1948. — 24 апреля.

16. Культбригады на севе // Чкаловская коммуна. — 1948. — 11 мая.

17. Читательская конференция по роману А. Фадеева // Чкаловская коммуна. — 1947. — 14 мая.

18. Первадчук, Ф. Передвижные библиотеки / Ф. Первад-чук // Чкаловская коммуна. — 1947. — 28 мая.

19. Борисов, А Любить и знать свой край / А. Борисов // Чкаловская коммуна. — 1947. — 20 апреля.

20. Варламов, С. На выставке чкаловских художников / С. Варламов // Чкаловская коммуна. — 1947. — 9 марта.

21. Открытие памятника А. С. Пушкину в селе Берды // Чкаловская коммуна. — 1949. — 4 июня.

22. По Чкалову и области // Чкаловская коммуна. —

1950.— 11 ноября.

23. Строительство районного Дома культуры // Чкаловская коммуна. — 1947. — 1 июня.

24. Строительство стадиона в Бузулуке // Чкаловская коммуна. — 1947. — 31 мая.

25. Новый клуб // Чкаловская коммуна. — 1949. — 16 января.

РУБИН Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории отечества. Адрес для переписки: seba_alex@rambler.rn

Статья поступила в редакцию 02.11.2011 г.

© В. А. Рубин

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.