Научная статья на тему 'К истории правового регулирования разработки и применения национальных туристских стандартов в России (2003 — 2004 гг. )'

К истории правового регулирования разработки и применения национальных туристских стандартов в России (2003 — 2004 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ПОДЗАКОННЫЙ АКТ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ / ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / STANDARD / SUBORDINATE ACT / MANDATORY REQUIREMENTS OF STANDARDS / PROCEDURES FOR PREPARATION OF A NATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулиев Новруз Амирханович, Смагулов Болат Кудайбергенович

Принятие в конце 2002 г. Федерального закона РФ «О техническом регулировании» создало принципиально новую ситуацию в практике применения национальных стандартов в России в связи с отходом государства от принципа обязательности применения национальных стандартов к добровольности их использования. В исследовании проведен анализ подзаконных нормативно-правовых актов в период после принятия указанного выше федерального закона, что позволило установить реализацию положений данного закона в конкретных нормативноправовых актах Правительства Российской Федерации и национального органа России по стандартизации Госстандарта России (Росстандарта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гулиев Новруз Амирханович, Смагулов Болат Кудайбергенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of legal regulation development and implementation of national tourism standards in Russia

Adoption at the end of 2002 year the Federal Law «On technical regulation» has created a fundamentally new situation in the application of national standards in Russia in connection with the retreat of the state off the principle of mandatory application of national standards for voluntary use. The study analyzes the sub-legal acts in the period after the adoption of the above-mentioned federal law, which establishes the implementation of the provisions of the Act in specific decisions of the Government of the Russian Federation and national organization for standartization of Russia.

Текст научной работы на тему «К истории правового регулирования разработки и применения национальных туристских стандартов в России (2003 — 2004 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 006.024:379.85(09) Н. А. ГУЛИЕВ

Б. К. СМАГУЛОВ

Омский государственный институт сервиса

К ИСТОРИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ СТАНДАРТОВ В РОССИИ (2003-2004 гг.)__________________________________

Принятие в конце 2002 г. Федерального закона РФ «О техническом регулировании» создало принципиально новую ситуацию в практике применения национальных стандартов в России в связи с отходом государства от принципа обязательности применения национальных стандартов к добровольности их использования. В исследовании проведен анализ подзаконных нормативно-правовых актов в период после принятия указанного выше федерального закона, что позволило установить реализацию положений данного закона в конкретных нормативноправовых актах Правительства Российской Федерации и национального органа России по стандартизации — Госстандарта России (Росстандарта).

Ключевые слова: стандарт, подзаконный акт, обязательные требования стандартов, процедура разработки национального стандарта.

Цель данной статьи — исследовать реализацию положений Федерального закона РФ «О техническом регулировании» в подзаконных нормативно-правовых актах Правительства РФ и национального органа России по стандартизации.

Хронологические рамки охватывают период 2003 — 2004 гг., поскольку именно в этот период были приняты документы, закрепившие изменения в порядке разработки и применения национальных стандартов в сфере туризма на территории России, которые действуют

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

и в настоящее время.

Источниками для написания данной статьи послужили первичные нормативно-правовые документы Правительства РФ и Г осстандарта России Госстандарта), принятые в обозначенный выше хронологический период.

В настоящее время национальные стандарты в сфере туризма применяются в России на основании указанного выше Федерального закона РФ «О техническом регулировании». При этом следует отметить, что в России нет отдельного федерального закона, который бы регулировал вопросы разработки и применения национальных стандартов именно в туризме, а данный федеральный закон распространяется на все отрасли экономики, в том числе и туризм, за исключением сфер деятельности, которые прямо указаны в этом законе.

Начиная с 2003 г. приняты подзаконные акты, в которых более конкретно обозначались условия применения национальных туристских стандартов на территории России.

В июне 2003 г. было принято специальное постановление Госстандарта России [1], в котором говорилось о том, что с момента вступления в силу Федерального закона РФ «О техническом регулировании» все государственные стандарты России и межгосударственные стандарты стран СНГ, принятые к этому моменту, являются национальными стандартами Российской Федерации, но при этом сохраняется их прежние обозначения (индексы). Кроме того, было указано, что до вступления в силу соответствующих регламентов стандарты применяются в добровольном порядке, но часть требований необходимо выполнять в обязательном порядке [1, с. 10]. Однако конкретно эти обязательные требования относительно стандартов не указывались.

В январе 2004 г. принято новое постановление Госстандарта России, в котором были обозначены обязательные требования, которые включают в себя три группы:

— требования, обеспечивающие защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— требования по охране окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— требования по предупреждению действий, «вводящих в заблуждение приобретателей» [2, с. 33].

Таким образом, государство фактически заявило, что его цель в вопросе регулирования применения национальных стандартов состоит в создании условий для обеспечения качества и безопасности оказания услуг, а что касается форм и способов оказания услуги, то это прерогатива исполнителей.

Кроме того, в России были приняты постановления, которые регулировали сам процесс разработки и применения стандартов.

В сентябре 2003 г. вышло специальное постановление Госстандарта России [3], в котором речь шла о порядке разработки и утверждении национальных стандартов на территории России. Содержание данного постановления состоит в следующем.

Во-первых, соответствующим подразделениям Госстандарта России было предписано в 2003 г. разработать и представить на утверждение руководству Госстандарта основополагающие стандарты национальной системы стандартизации РФ. Основополагающий стандарт понимается как стандарт, который устанавливает общие технические и организационные основы определенной широкой области деятельности.

Во-вторых, до введения в действие этих основополагающих стандартов разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов РФ, внесение в них изменений и отмену было предписано осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2 — 92, ГОСТ Р 1.5- 2002 и ПР 50-74 - 94.

В-третьих, предписано с 1 июля 2003 г. на титульном листе и первой странице проекта национального стандарта, представляемого на утверждение в Госстандарт России (сейчас — Росстандарт), вместо слов «государственный стандарт Российской Федерации» использовать слососочетание «национальный стандарт Российской Федерации» [3, с. 21 —22].

В 2003 г. Правительство РФ приняло и постановления по регулированию системы разработки и применения стандартов.

В июле 2003 г. Правительство России издало постановление [4], которым был утвержден специальный документ (положение) по процедуре разработки национальных стандартов в России. В данном постановлении было установлено, что размер платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта составляет 1000 руб. за один лист оригинала уведомления, напечатанного с одной стороны [4, с. 6].

Что касается утвержденного указанным постановлением документа, то в нем говорилось, что для опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта или о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта его разработчик должен представить в Госстандарт России (Росстандарт) ряд документов, основным из которых является уведомление о разработке проекта национального стандарта или о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта с указанием:

— наименования, организационно-правовой формы и места нахождения разработчика (если это организация); фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность (если это физическое лицо);

— объект стандартизации, а также сведения об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Согласно положению, уведомление о разработке проекта национального стандарта публикуется Госстандартом России на его официальном сайте в 10дневный срок, а в информационном указателе «Национальные стандарты» - в 2-месячный срок со дня поступления документов разработчика в комитет. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуется национальным органом РФ по стандартизации не ранее чем через 2 месяца со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта.

В положении предусматривается возможность возврата разработчику поданных им в национальный орган по стандартизации России документов (ст. 4 положения) в случае, если форма и (или) содержание этих документов не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами России.

В октябре 2003 г. издан Приказ Госстандарта России [5], который был направлен на реализацию указанного выше июльского постановления Правительства России 2003 г. Согласно данному приказу, до 15 декабря 2003 г. было предписано провести работы по переименованию информационного указателя

«Государственные стандарты» в «Национальные стандарты» [5, с. 23].

Таким образом, в обозначенный период времени в России были закреплены положения о праве любого лица разрабатывать свои проекты национальных стандартов. Кроме того, был четко обозначен механизм реализации этого права.

В августе 2003 г. опубликовано постановление Правительства РФ [6, с. 11], которым было утверждено положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов [6, с. 11 — 16]. Этот документ был направлен на то, чтобы создать условия для реализации права граждан России на свободный доступ к документам по стандартизации и сертификации, для чего создавался указанный фонд.

Этот документ устанавливал порядок создания и ведения данного информационного фонда, а также порядок создания и функционирования единой информационной системы по техническому регулированию, которая предназначена для обеспечения информацией о технических регламентах, стандартах и других документах по техническому регулированию.

Согласно положению, Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом, созданным на основании ст. 44 Федерального закона РФ «О техническом регулировании»), и включает в себя следующие документы:

— технические регламенты, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов;

— документы национальной системы стандартизации России (стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы и др.), а также международные (региональные) стандарты и стандарты иностранных государств;

— информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения.

Создание и ведение указанного фонда было возложено на национальный орган РФ по стандартизации (в то время им являлся Госстандарт России, сейчас — Росстандарт, или Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

В конце 2004 г. в России были приняты меры по обеспечению публичного обсуждения проектов национальных стандартов. Так, в декабре 2004 г. вышел приказ Росстандарта [7], цель которого — обеспечить соблюдение требований публичного обсуждения проектов национальных стандартов РФ при подготовке их к утверждению и регистрации. В этом приказе со ссылкой на статью 16 Федерального закона РФ «О техническом регулировании» говорилось следующее.

Во-первых, соответствующим органам указанного агентства предписано включить требование проведения публичного обсуждения проектов национальных стандартов в проект ПР 50.1.074.

Во-вторых, начальникам управлений и директорам НИИ Росстандарта указано на необходимость при подготовке проектов национальных стандартов РФ к утверждению учитывать проведение их публичного обсуждения.

В-третьих, при регистрации национальных стандартов, разработка которых началась после 1 июля 2003 г., разработчик стандарта обязан был в своей пояснительной записке указать, в каком именно номере журнала «Национальные стандарты» и за какой

год опубликована информация о начале публичного обсуждения проекта стандарта, разработанного им [7, с. 20-21].

Таким образом, указанный выше Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» непосредственно связан с изданными на его основе подзаконными нормативно-правовыми актами, что проявилось в уточнении отдельных положений федерального закона в конкретных подзаконных нормативноправовых актах органов исполнительной власти России.

В 2003 — 2004 гг. принципиально новыми положениями относительно туристских стандартов можно считать отмену обязательности их применения в полном объеме и введение обязательных требований национальных стандартов; закрепление права любого гражданина России разработать и предложить свой проект стандарта; четкое обозначение процедуры публичного их обсуждения; создание специального фонда национальных стандартов с целью обеспечения их доступности каждому гражданину России.

Выводы

1. В Федеральном законе РФ «О техническом регулировании» впервые был использовн термин «национальный стандарт» и дано его определение (ст. 2), то есть речь идет об изменении статуса стандартов. Данное положение реализовано в соответствующих подзаконных нормативно-правовых актах в требованиях использовать в текстах стандартов термин «национальный стандарт» вместо термина «государственный стандарт», в переименовании информационного указателя стандартов «Государственные стандарты» в «Национальные стандарты», в признании прежних государственных стандартов России национальными стандартами России (октябрь 2003 г.).

2. Содержание термина «национальный стандарт» Федерального закона РФ «О техническом регулировании» уточнено в соответствующем нормативноправовом акте с включением в него понятия «межгосударственный стандарт» (июнь 2003 г.).

3. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» установил добровольность применения национальных стандартов. Указанное положение Закона реализованоя в его подтверждении и уточнении в соответствующих подзаконных нормативноправовых актах (июнь 2003 г., январь 2004 г.).

4. Федеральном законе РФ «О техническом регулировании» было закреплено требование обеспечения доступности национальных стандартов заинтересованным лицам и (или) публичного обсуждения осуждения проекта национального стандарта до его принятия. Для реализации данного требования приняты соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты (декабрь 2004г.).

Библиографический список

1. О национальных стандартах РФ. Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г. № 63 // Вестник Госстандарта России. — 2003. — № 7. — С. 10.

2. О национальных стандартах РФ. Постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 63 // Вестник Госстандарта России. — 2004. — № 3. — С. 33.

3. О разработке и утверждении национальных стандартов РФ. Постановление Госстандарта России от 2 сентября 2003 г. № 100 // Вестник Госстандарта России. — 2003. — № 9. — С. 21 — 22.

4. Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

стандарта. Постановление Правительства от 31 июля 2003 г. // Вестник Госстандарта России. — 2003. — № 9. — С. 6.

5. О реализации постановления Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 458 «Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта». Приказ Госстандарта России от 21 октября 2003 г. № 1054 // Вестник Госстандарта России. — 2003. — № 11. - С. 22?23.

6. О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. // Вестник Госстандарта России. - 2003. -№ 9. - С. 11?16.

7. Об обеспечении соблюдения требований публичного обсуждения проектов национальных стандартов РФ при подготовке их к утверждению и регистрации. Приказ Федераль-

ного агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 декабря 2004 г. № 458 // Вестник Госстандарта России. -2005. - № 1. - С. 20-21.

ГУЛИЕВ Новруз Амирханович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма.

Адрес для переписки: Guliev_omgis@mail.ru СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма.

Адрес для переписки: Bolat_alemdar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2011 г.

© Н. А. Гулиев, Б. К. Смагулов

УДК 930.85 : 008 В. РУБИН

Оренбургский государственный аграрный университет

РАЗВИТИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЧКАЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945 - 1953 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ «ЧКАЛОВСКАЯ КОММУНА»)

В статье рассматриваются основные направления развития массовой культуры Чкаловской области (ныне Оренбургская область) в послевоенный период. Данное время характеризуется тем, что в регионе отмечался значительный культурный подъем: проводилось капитальное строительство новых культурных объектов, памятников, улучшалось обслуживание посетителей библиотек и выставок; театры регулярно демонстрировали новые постановки. В целом, на развитие региональной культуры в рассматриваемые годы наложил отпечаток ряд факторов: война и достигнутая в ней победа, энтузиазм в восстановлении народного хозяйства, государственная социальная политика развития культуры и искусства. В работе предпринята попытка исследовать вопрос на основе материалов областной газеты «Чкаловская коммуна».

Ключевые слова: культурная политика, развитие профессионального искусства, самодеятельность, послевоенное десятилетие, Оренбургская область.

Великая Отечественная война — одна из самых ярких и скорбных страниц в истории России. Она нанесла колоссальный ущерб отечественной культуре. Война уничтожила многие памятники культуры, тысячи музеев, кинотеатров, библиотек, выставочных и концертных залов. Темы войны и труда советского человека и в послевоенные годы были определяющими в творчестве художников, кинодокументалистов, театральных деятелей, музыкантов, писателей и т.д.

Важным очагом культурной сферы являлись театры. В области существовали Оренбургский, Ор-ский и Бугурусланский драматические театры, театр музыкальной комедии, театр кукол, чкаловский театр юного зрителя; действовали также 12 народных театров, музыкальные и танцевальные коллективы. При областной филармонии имелась татарская драматическая труппа, выступающая на родном языке.

Коллективы региональных театров в основу своих репертуаров ставили пьесы как советских, так и зарубежных авторов. Каждый сезон театры готовили премьеры спектаклей. В частности, театры области деятельно готовились к открытию зимнего сезона (1945 — 1946 гг.). До конца 1945 г. областной театр драмы имени М. Горького показал две премьеры — комедию Бернарда Шоу «Пигмалион» в постановке К. Ведерникова и пьесу Леонида Леонова «Обыкновенный человек» (режиссёр А. Экслер). Театр музыкальной комедии представил новые постановки: оперетту «Весёлый петух» (постановщик М. Маркбен) и «Свадьбу Марион». Бузу-лукский драмтеатр отметился постановкой пьесы Матвеева «После Победы» и «Без вины виноватые» Островского (режиссёр А. Григорьев). Орский драматический театр имени Пушкина в 1945 г. готовил к показу спектакль «Платон Кречет» (режиссёр С. Пронский), Бугурусланский театр пьесу «Проклятая коса» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.